Медофф Светлана : другие произведения.

Человек огня на службе Деда Мороза

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

Человек огня на службе у Деда Мороза

Светлана Голуб

Все убыточные предприятия депрессивны одинаково, а все процветающие успешны по-своему. Но есть одно условие, без которого успеха не достичь никогда, - хороший руководитель. Сильная личность, знающий организатор, умелый хозяйственник. Сейчас много говорят о том, что все светлые головы укатили за границу либо основали собственный или совместный бизнес. Однако успех ряда украинских предприятий свидетельствует о том, что есть у нас толковые люди, для которых интересы родного города, своей страны - не пустой звук, а важнейшая составляющая их приоритетов - моральных, профессиональных, личностных.

И последние станут первыми

Так сказано в Библии. Только нет рецептов, каким образом это сделать. Хотя в Книге жизни наверняка есть ответы на все вопросы, самые рациональные из них, а порой очень неожиданные, можно отыскать в современной истории, рядом с нами. Не открою истину, если скажу, что Человек может все. Есть у него замечательное качество: чем сложнее задача, стоящая перед ним, тем интереснее ему жить. Тем виртуознее он ее решает.

Николаевскому хладокомбинату с руководителями не везло. Вернее, перестало везти, когда плановую экономику сменила экономика переходного периода. Хладокомбинат был построен в 1956 году и задуман как удобное (рядом с портом) хранилище продуктов глубокой заморозки и фабрика мороженого. Морозильные мощности обеспечивали 11 тонн разовой загрузки мяса, рыбы, сливочного масла. В хорошие времена все было четко: это было предприятие госрезерва и служило своего рода перевалочным пунктом, отсюда шли грузы в Москву, Ленинград и другие города. А потом наступил период великой украинской депрессии. Пять лет назад на территории хладомбината можно было снимать фильм о последствиях атомной войны с рабочим названием, к примеру, Ядерная зима. Разруха захватила в свои щупальца холодильники, цехи, компрессорную. Жизнь наблюдалась, но вялотекущая. Мороженое два года не выпускалось. Убытки составляли 2 млн грн. Зарплаты не было. Не сбежавшие на тот момент 17 работников, завязшие в тенетах безденежья, уже не сопротивлялись, делали вид, что охраняют то, что еще не продано налево. Хладокомбинат назывался тогда Николаевским государственным коммунальным областным оптовым торгово-производственным предприятием и находился в ведении государства, областные власти были всерьез обеспокоены таким положением дел. Обсуждались разные сценарии выхода из кризиса, в том числе и привлечение иностранных инвестиций. Однако николаевский хладокомбинат Фрост удалось поставить на ноги без спасительного участия западного капитала. Сделал это Владимир Иосифович Тулуб. Как? На этот вопрос он отвечает, улыбаясь: Я просто хороший хозяйственник.

Tabula rasa

В 1998 году он был просто пенсионером. Как говорится, сидел дома. Если задуматься, в этом словосочетании сидел дома кроется какой-то страшный смысл, попахивающий одиночкой.

Говорят, только после выхода на пенсию человек начинает жить. Можно приводить много примеров в поддержку этого утверждения. И наоборот. Новоиспеченный пенсионер зачастую чувствует себя потерянным, никому не нужным. Геронтологи отмечают заметный спад жизненной активности, резкое ухудшение здоровья, психологическую нестабильность. Особенно у мужчин, которые вообще по своей сущности склонны чувствовать себя причастными к вселенскому прогрессу. Обычно врачи советуют пенсионерам найти интересное занятие, адекватное прежней бурной деятельности.

Владимир Тулуб на пенсии не скучал, его знания и опыт были даже очень востребованы. Он делал на заказ бизнес-планы. Учитывая, что Владимир Иосифович имеет высшее экономическое образование (за плечами - Львовский экономический институт и две школы менеджмента - Варшавская и Мюнхенская) и всю жизнь проработал в торговле, в потребкооперации, составление бизнес-планов не представляло для него особого труда. А в мае 1998 года областная администрация поставила перед Тулубом задачу, соответствующую его способностям, предложив возглавить Николаевский хладокомбинат.

Пришлось начинать практически с чистого листа. Испугала ли его tabula rasa? Не то чтобы очень. Естественно, увидев заросшую бурьяном территорию, выбитые стекла, вздыбленный линолеум, он задал себе вопрос: А надо ли это мне?. Посоветовавшись с семьей, решил, что попробовать стоит. Хотя бы для того, чтобы доказать себе, что есть еще порох в пороховницах. Как водится, привел команду: главного инженера, замов по коммерческой работе, по сбыту, главного бухгалтера. На первых порах экономика Фроста держалась на личных связях и честном слове директора. Он пригласил на выгодных условиях арендаторов, и они восстановили первую очередь компрессорной. Часть холодильников заработала. Стали поступать деньги. Их хватило, чтобы закупить сырье и выпустить первые 500 тонн мороженого, пока без упаковки. О том, как реализовывалась эта партия, Владимир Иосифович вспоминает, качая головой. Для приобретения упаковочной линии пришлось взять кредит в 300 тыс. грн. Дело сдвинулось с мертвой точки. Ежегодно в межсезонье Фрост брал ссуды в 300-500 тыс. грн, а летом отдавал, вкладывая при этом 700-800 тысяч в ремонт холодильников. В этом году предприятие рассчитывает обойтись без кредита. А это значит: стало на ноги.

Сейчас хладокомбинат Фрост - это холодильные камеры емкость 7,2 тыс. тонн одновременной загрузки с температурой 18№С и фабрика по производству мороженого мощностью 20 тонн в сутки, транспортный цех, котельная и вспомогательные службы. Еще это коллектив из 300 человек (надеюсь, цифра 17 не забыта?) и кроме них - целая армия реализаторов мороженого. Производство продукции обеспечивают три линии М6 -ОЛВ для выпуска мороженого в вафельных стаканчиках с разными наполнителями и добавками производительностью 5 тыс. порций в час, линия Эскимо для производства мороженого на палочке в разнообразной глазури, и наконец, участок по выпуску семейного мороженого и тортов с изюмом, орехами, мармеладом. Используется более 20 компонентов, большинство из которых закупается у местных производителей. И такое сотрудничество не только помогает держать марку отечественного производителя, но и гарантирует высокое качество сырья при производстве мороженого. На Фросте сознательно придерживаются классической технологии, не стремятся к модернизации. Безусловно, можно закупить новомодное импортное оборудование, которое даст ускорение темпов производства, снизит себестоимость, в конечном итоге удешевит товар. Но - качество! В чем-чем, а в изготовлении мороженого Запад не может с нами тягаться! Естественно, у них есть наработки, которые можно взять на вооружение, что и сделано (различные добавки, наполнители - здесь европейцам нет равных). Но разве может их тощее, водянистое мороженое сравниться с нашим классическим пломбиром - плотным, жирным, цвета парного молока!

Кроме традиционного ассортимента, разработана технология изготовления пельменей и вареников для своей торговой сети. И это еще не все: на Фросте замораживаются фрукты - клубника, смородина. Принимаются на хранение продукты в объеме 4 тыс. тонн. Однако максимальной загрузки комбинату добиться пока не удалось, несмотря на самые низкие цены на юге Украины (так считает директор и, скорее всего, небезосновательно). Но это дело времени. Во всяком случае, перспективный план намечен и претворяется в жизнь.

Деньги, вроде бы, важнее всего

О том, что у хладокомбината будет новый хозяин, Тулуб узнал из газеты. Контрольный пакет акций выкуплен зарубежной фирмой год назад. Владимир Иосифович особо не расстроился. Всю жизнь он был лишь служащим на ниве хозяйства государственного, потом - коллективного, а теперь - частного. Сохраняет философское спокойствие, будучи уверенным, что хороший топ-менеджер на дороге не валяется. Благо, инвестор предпочитает издали наблюдать, в руководство не вмешиваясь. Доверяет. На вопрос об инвестиционном плане Тулуб отвечает кратко: План есть, средства пойдут на расширение ассортимента мороженого.

Бесспорно, характер действий любого предприятия определяют коммерческие интересы прежде всего. Фрост не является исключением, иначе не работал бы. Но в нашей стране как-то не приживается экономика с капиталистическим оскалом, она милее с человеческим лицом. Естественно, на Фросте считают деньги: стараются снизить издержки, привлекают ресурсы, делают запасы. Продуманная экономическая политика явилась следствием того, что инфляция, захлестнувшая осенью Украину в связи с неурожаем этого года, на мороженое не распространилась. Хотя, по идее, повышение цен на муку и молоко должно было сказаться на стоимости этого продукта. Однако сделать такую подножку потребителям было бы недальновидно, особенно в межсезонье, когда спрос на мороженое падает. Цена осталась прежней. Не потому что Фрост конкурентов испугался, нет. Качественный продукт всегда найдет дорогу к людям, даже без рекламы. Здесь другая подоплека: если хотите, это демонстрация позиции, совершенно нестандартного для нынешнего положения в стране мышления: сначала думать о потребителе. Мысль не новая, но если ее отряхнуть от модных спекуляций, невероятно привлекательная, и, несмотря на то, что ее дискредитировали лживые приемы западного образца типа Только для вас - супер-цена 99 центов!, она чистоту свою сберегла. Владимир Иосифович не понаслышке знает, как за границей построены взаимоотношения покупатель-продавец, он много раз бывал в Европе, где супермаркеты прочно захватили лидерство в торговой сети. Интересно, что в Мюнхене, например, большинство супермаркетов государственные, и цены на 20-25 % ниже, чем в частных магазинах, - разницу берет на себя мэрия. Делается это с благой целью поддержки малообеспеченных слоев населения (в Германии далеко не все миллионеры). К сожалению, этот опыт Владимиру Иосифовичу на национальной почве применить не довелось. В наших супермаркетах низкие цены на мороженое не удержишь. Да и не приспособлены они для быстрых покупок (пока обойдешь прилавки, забудешь, за чем приходил). Фростом взята на вооружение другая тактика: сеть фирменных киосков в людных местах. Обошлось это недешево и, как это обычно бывает, вылилось в проблему. Кое-кто стал задавать вопросы: а не слишком ли вам хорошо, удобно, жирно (нужное подчеркнуть)? Владимиру Иосифовичу пришлось выступить на сессии горсовета с речью и убеждать депутатов в том, что есть товары, которые должны продаваться на улице, на остановке, на перекрестке. Это газеты, хлеб, сигареты, вода и, конечно, мороженое. Убедил.

Я и слона заставлю работать

В очередной раз пытаюсь на примере успеха конкретного предприятия проанализировать роль личности в истории, секреты умелого менеджмента. Топ-менеджеры нового образца - люди дела. Они более гибки и динамичны в принятии решений по одной простой причине: не стремятся набить свой карман и борются не за власть, а за эффективное развитие предприятия, расширение доли присутствия на рынке, в конце концов, за увеличение прибыли. Но прибыли не за счет выбитых льгот и монополизации рынка, а за счет максимального удовлетворения потребительского спроса, предоставления, а не навязывания своих товаров и услуг. Не говори красивых слов - сделай что-нибудь полезное, не клянись мамой - просто не воруй, и мир станет лучше. В этом секрет?

- Нет никакого секрета. Дисциплина строгая, как в военно-морском флоте. Я и слона заставлю работать.

Владимир Иосифович гордится тем, что воспитал не одного руководителя. Во всяком случае, не раз слышал в свой адрес: Спасибо за то, что научили работать.

- У меня взрывной характер, я не терплю несправедливости, - говорит он, - но всегда могу извиниться, если не прав.

Наверное, пришло время объяснить смысл заголовка - Человек огня. Он родился под знаком Овна, и его стихия - Огонь. Кроме того, в нем кровь разных народов, южных и северных. Еще бы, территория юга Украины является местом встречи разных цивилизаций. А население по ментальности, происхождению и культуре напоминает калейдоскопический узор. Это смешение и породило особое мировоззрение, суть которого в использовании всего лучшего, что накопило человечество за века.

Владимир Иосифович вообще-то очень обижается, когда украинцев изображают двуличными, жадными, вороватыми.

- Есть у хохлов черта, которая перевешивает все их хитро-мудрые заморочки, - умение трудиться. Так, как мы работаем, никто в мире не работает, - считает он.

Наверное, потому, что сам из тех, у кого внутри вечный двигатель. За что бы ни взялись такие люди, их труд, наполненный живительной энергией, заразительной и плодотворной, вдохновляет окружающих, заставляет поверить, что все то, что они созидают, принесет пользу и радость людям. Благодаря этому вечному огню энтузиазма, горящему внутри них, наша страна может с гордостью петь: Ще не вмерла Україна.

г. Николаев


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"