Старый супербуксир "Тиара", крейсер "Туамоту", рейдер "Раввлик", оперативный авианосец "Харвест"...
Список кораблей я прочел даже не до сотой части, не то что до середины. И все эти космические рейдеры бороздят просторы Вселенной и вовсю уничтожают друг друга изо всех видов оружия. Как видим, мало что изменилось во Вселенной со времен "Илиады". И как убивали ахейцы троянцев, так и убивают урайцы примаров в фантастическом боевике Алекса Орлова "Ультиматум".
И те и другие давно забыли причину войны, так как идет она уже тысячу лет. Зато инженер Джон Саблин, с которого начинается повествование, знает, что он уж точно влип в космическую заварушку из-за женщины. Зовут ее, правда, не Елена Прекрасная, а малышка Би. Благодаря своему склочному характеру она постоянно сталкивает порядочных мужиков друг с другом. Вот и бедняга Саблин так неудачно поспорил с соперником, что чуть не оторвал ему... ну, не важно что. А важно то, что деваться ему теперь некуда - или на нары, или в бездну космоса, кишащую злобными примарами и урайцами. Герой предпочитает космос...
А там гремит имя его земляка - генерала Ника Ламберта, командующего армией космических наемников (что-то вроде нынешнего французского иностранного легиона). Генерал, безусловно, олицетворяет собой героическую линию романа. Потому что смел, находчив, его уважают не только друзья и подчиненные, но и кровожадные враги. А Джон Саблин - этот милый тюфяк, похожий на Семена Семеныча из "Бриллиантовой руки", отправляется в космос в костюме с галстуком и с пистолетом, правда, не в авоське, а в портфеле. Он олицетворяет, конечно, комическую линию. И уж если эти две линии сошлись - держись, Вселенная! Саблин всегда на гребне успеха, хотя на его жизнь постоянно покушаются - то тараканьей отравы в чай подольют, то что-нибудь вроде банановой кожуры под ноги бросят.
Бананов, впрочем, в космосе нет. И вообще с едой во Вселенной не очень. Наемники питаются молочной кашей с морковным соком и даже стреляют, нажимая на кнопку с надписью "Сливовое желе" (ну, просто сломалась штатная кнопка, вот и заменили тем, что под рукой оказалось). И даже высокопоставленный Ник Ламберт, что называется, кусочничает. Во время боя ему, например, попадается враг-сепаратист, который тащит на большом подносе целую гору бутербродов с ореховым маслом, сыром и ветчиной. "Заметив огромного офицера имперских войск, партизан растерянно остановился, однако Ник спокойно подошел к нему и, выбрав пару бутербродов, пояснил: "Я люблю с ветчиной".
Чувствуется, что автор во время написания романа не злоупотреблял кровавыми бифштексами и "Клинским". И кукурузную водку пьет где-то на окраине мира только парочка окончательно отморозивших в абсолютной пустоте остатки совести космических негодяев. Поэтому, наверное, на страницах маловато вывалившихся кишок, отрезанных голов, и вообще будущее совсем не похоже на то настоящее, которым нас потчует какой-нибудь "Бандитский Петербург". Все-таки манная каша, булочки с кофе делают свое дело. И хотя уничтожают в "Ультиматуме" целые цивилизации, происходит это как-то по-свойски, по-домашнему. Или как в тире. Вы же не жалеете жестяных зайцев, по которым лупите из пневматической винтовки? Так и здесь - убивают "плохих", бьют по ним, как по кеглям в боулинге, а "хороших" только ранят, да и то не сильно. "Плохих" не жалко, а наших не успеваешь пожалеть, так быстро они выздоравливают.
Напряженно во Вселенной и с флорой, и с фауной. То есть ее почти совсем нет. Тщетно я искал на страницах романа крысоскорпионов, ракопауков или хотя бы какого-нибудь четыреххвостого и трехглазого хорька-мутанта. И это неудивительно - люди раскидали по планетам столько мегатонн всякой дряни, что и гадам жить невозможно.
С женщинами в романе почти так же, как с крысоскорпионами. Про малышку Би вы уже знаете, остальные - сплошь маркитантки или путаны, которые и не путаны вовсе, а агенты многочисленных спецслужб, гоняющихся за нашими героями по всему космосу. Есть любовная заноза в сердце и у генерала Ламберта... Но, увы, его зазноба тоже оказывается агентом спецслужб...
Куда катится эта Вселенная? Не нужна она такая нашим героям. К тому же старый служака Ламберт устал мочить супротивника в космических сортирах (не смейтесь, иногда генерал в самом деле сам берется за эту неблагодарную работу). И у него есть крупная сумма "черного нала", реквизированного по праву сильного. Что же он делает? Строит дачу на планете "Рублевка-38"? Уезжает в галактику "Канары-21-бис"? А вот и нет - организует фонд помощи ветеранам-контрактникам, строит больницы, школы, чуть ли не литературные журналы выпускает, как какой-нибудь Сорос пятого тысячелетия. Но деньги все равно не кончаются, и тогда он... Правильно - ведет огонь по штабам!
Космический олигарх Хубер, собравший совещание с одной повесткой - что делать с мятежником, - спрашивает: "Готовы ли мы умереть за конституцию, за наш образ жизни и так далее?" А в это время министр детского воспитания сидит на полу и курит синюю траву...
Понятно, что такая прогнившая демократия падает в руки генерала, как спелое яблоко. И в конце концов он добивается своей главной цели - останавливает тысячелетнюю войну, где все воюют со всеми, и устанавливает мир! Как - об этом не скажу, а то будет неинтересно.
Детектив, приключения, научная фантастика, элементы фэнтези и "батлтех" причудливо смешиваются на страницах романа и не дают читателю оторваться от чтения. Приятно к тому же, что люди будущего не с Луны свалились. Автор вполне по-земному использует нажитый за тысячелетия литературный и исторический багаж.
"О, бедный Йорк!" - восклицает один из героев над черепом очередного агента. "Я - чайка по имени Джонатан Ливингс..." - бредит Джон Саблин, выпив очередную порцию отравленного компота. Потом спохватывается и вспоминает, что он хотя и Джон, но все-таки Саблин, и продолжает: "Между тучами и морем гордо реет Буревестник..."
Не менее интересны капитан Кац (жаль, что не фельдкурат), сержант Батиста (майора Че Гевару я, правда, не нашел), Робеспьер Жабин, доктор Боткин, боцман с говорящей фамилией Душивер (а-ля Джон Сильвер) и даже Байрон, но другой, не пищущий поэмы, а составляющий аналитические записки.
Для того чтобы понять стиль, достаточно одной цитаты: "Последние несколько метров Рахим преодолел с относительным комфортом, а затем вышиб головой проржавевшую заслонку и вылетел..." Ну, не важно куда, то ли на улицу, то ли прямиком во Вселенную. Так и читатель, время от времени спотыкаясь о гравитационные соленоиды, лазеры-мазеры и прочие Либерманы (это такой устрашающий всю Вселенную эсер-террорист и наркоторговец), будет чувствовать себя на страницах романа с относительным комфортом, время от времени терапевтически хохоча (чего и добивался автор!) над похождениями псов космической войны.