Мазуров Александр Георгиевич : другие произведения.

Хорошо писать для людей эту красоту

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Это слова о родной природе талантливого живописца и театрального художника, графика и фотографа Евгения Ивановича Камзолкина (1885 - 1957), произнесенные им в подмосковном Пушкино на веранде собственного дома своим друзьям-художникам.
  Недавно вышла книга с дневниковыми записями Евгения Ивановича, которая так и называется - "Евгений Камзолкин. Дневник художника". - М.О.; 2010, 272 с. с ил. Составитель В. В. Панченков.
  Живописец приступил к работе над воспоминаниями в начале 1942 г. Сначала - это просто автобиографические записи, ведь художнику довелось на воем веку многое увидеть и пережить. Но потом он начал датировать свои записи, что и превратило записки в дневник.
  Во все века вопрос взаимоотношений художника и власти, художника и общества был непростым. Евгений Иванович сам себе задавал трудные вопросы. И отвечал на них в своём дневнике.
  Вот, например, рассказ о приспособленцах:
  "Как-то летом 1923 года я встретил на Мясницкой Менделевича. Он обратился ко мне с вопросом, не хочу ли я участвовать в новой выставке, в которой отражаются работа Красной Армии, а также связь армии и тыла. Он сказал, что уже приспосабливает свою работу под этот стиль. Он взял свою старую скульптуру "Смех", которая когда-то была выставлена в "Московском салоне", и надел на голову красноармейский шлем, который тогда только что был включен в обмундирование Красной Армии. Он советовал мне написать картину, в которой фигурировал бы красноармеец. Менделевич уверял меня, что такую картину обязательно купят для выставки и хорошо заплатят. Я на это не пошел, так как считаю, что я не должен ради денег терять своё лицо
  Но многие художники (да еще какие!) на это пошли и дали тематические картины. В них была проработана тематика, но живописи не было или почти не было".
  А вот о том, как и кому, достаются почести:
  "Посредственный художник, ученик Левитана, он выдвинулся и продолжает выдвигаться исключительно благодаря своей ловкости. Как Б. Получил звание академика? Он жил в то время, дореволюционное, в Петербурге. Созвал к себе (а он был богат) всех, от кого зависит получение звания, и накормил их блестящим обедом. После этого ему быстро преподнесли звание академика. Я уверен, что он не иначе получил и звание народного"
  А это уже о том, как политика влияет общественное мнение:
  "Наше искусство живописи сейчас подобно кукольному театру, где из-за ширмы Комитет по делам искусств показывает народу какую-то пьесу. Вытаскивается из корзины то одна, то другая кукла-художник и показывается из-за ширмы народу..."
  Между тем, Камзолкин имел на все эти вопросы своё собственное мнение. В частности, он всегда отстаивал так называемый метод композиционного реализма, что в те противоречивые годы было, конечн6о, не просто.
  "Композиционный реализм, - писал Евгений Иванович, - это по существу самое жизненное и наиболее объективное направление. Оно шире и глубже, чем социалистический реализм..."
  Записи в дневниках отражают эпоху, точнее разные эпохи, в которых жил и творил художник. Здесь есть описания его встреч с творческими людьми, воспоминания о былом.
  Кстати, Камзолкин был автором эмблемы советского государства - скрещенных серпа и молота. Идея этой эмблемы носилась тогда в воздухе, но Камзолкин был первым, кто продемонстрировал её согражданам во время первомайской демонстрации. Эмблема "Серп и молот" появилась на стягах и полотнищах Замоскворецкого района в мае 1918 года..
  Если говорить об этой книге, то у неё один единственный недостаток - малый тираж, всего 1000 экз. Книга прекрасно издана на хорошей белой бумаге, в твёрдом переплете, с цветными вкладками- иллюстрациями.
  Составитель "Дневника художника" член Союза журналистов Москвы, член Союза краеведов России В. В. Панченков проделал огромную работу. Во-первых, это относится к биографическому очерку, в котором Василий Васильевич подробно описал творческий и жизненный путь художника. Во-вторых, в специальных разделах представлены документы, доклады, письма, стихи Е. И. Камзолкина. Специальная глава посвящена фотографическим работам.
  Здесь даны подробные комментарии, поясняющие важные события или уточняющие творческий путь людей, которые упоминаются на страницах "Дневника художника".
  Книга, безусловно, будет интересна не только людям изучающим историю живописи, историю России ХХ века, но и всем тем, кого интересует вечный вопрос: взаимоотношения художника, творца и окружающей его действительности.
  "Прошли года... Вдали, как призрак страшный,
  Маячит тень забвенья навсегда.
  Забвенье вечности! Какой конец ужасный -
  Не вспомнит ведь, никто и никогда."
  Так писал Евгений Иванович в тяжелом 1947 году.
  Не забыли. Вспомнили.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"