На вид - ничего особенного, не скажешь, что его доставили с другой планеты. Зеленоватый, плотный, с неровными углами. Камень. Даже на ощупь. И всё равно понятно, что он - настоящий. Не искусственная подделка наших ученых, не имитация, близкая к оригиналу. Настоящий зурм с Аллона.
Место я выбрала хорошее - мне нравится. Здесь осиновый лес отступает от пологого берега широким полукругом. Наверняка река весной доходит до деревьев, но кто мешает это учесть? Сейчас воды нет. Сухо. Низкая трава, начинающая желтеть. Красные листья осин, желтые - берез. Тишина.
Надо начинать.
Это несложно. Всё давным-давно выучено на теории и отработано на практике. Другое дело, что раньше рядом находилось множество людей - однокурсники, преподаватели, следящие за тобой и готовые подправить и поддержать в нужный момент. Не было ответственности, как сейчас. Когда стоишь один на один с зурмом, и должна всё сделать сама - от начала до конца.
Про выпускной экзамен ходило множество слухов. Особенно любили пугать первокурсников те, кто учился на третьем. И что забрасывают в неизвестную местность без связи и средств выживания. И что те, кто слаб духом, превращаются в идиотов. И что, если не сдаешь экзамен, навсегда останешься на обочине жизни, не в силах поменять профессию, в которой ничего не добьешься. Будешь пробовать и пробовать. Пытаться и разочаровываться...
Смешно. Страхи оказались иными. А сейчас о них нужно забыть.
Место я выбрала сама. Тема экзамена - произвольная. Строй - не хочу. В этом и есть сложность. Когда есть задание - проще. Нет простора для фантазии, но есть понимание - что от тебя хотят. А сейчас выбор велик. Сначала хочешь одно, через пять минут другое, потом третье и никак не можешь остановиться на чем-то определенном. Многие ломались именно на этом, получая в результате жуткую мешанину всевозможных несоединяемых элементов.
Не зря нам чуть ли не каждый день твердили о дисциплине ума, как основе работы мастера. Вот и проверим, чего я достигла. Узнаем, гожусь в мастера или только в подмастерья, есть у меня талант или одни навыки.
Я вынимаю из сумки кусок ткани, расстилаю на траве, встаю на него коленями, а потом сажусь на пятки. Устойчивое положение. Только так я и могу творить. Закрываю глаза, чтобы увидеть первичную темноту. В ней и я буду создавать дом.
Сосредоточиться. Прогнать посторонние мысли. Создать образ дома...
Не получается. Не надо было выяснять отношения перед экзаменом, разбираться, кто прав, а кто правее. Ставить задачи и решать на будущее. Никто же не заставлял. Можно было отложить до конца дня, чтобы прийти, встать перед Андреем и сказать: "Я сделала это! Построила дом!" Не выдержала. Рассказала заранее. Шутливый тон приняла за насмешку. Расплевалась и ушла.
Поэтому образ Андрея так и лезет, разрушая тщательно построенные в голове этажи. Не успокаивается, отвечая вновь и вновь на бесконечные доводы и бессмысленные упреки. Я гоню его, а он не уходит. Насмешливо смотрит, как умеет он один, и шепчет: "Строй, Лика, строй".
Андрей прав. Он всегда прав.
Не надо гнать то, что само приходит. Нужно преобразовать, чтобы добиться результата.
Итак.
Фундамент. То, на чем стоит дом. Он должен быть прочным, чтобы выдержать нагрузку от стен, перекрытий и крыши. Как... Как Андрей, который не сдвигается ни на миллиметр, когда я со всего размаха кидаюсь ему на шею.
Стены. Они будут легкими и теплыми. Как его объятия. И такими же сильными.
Перекрытия. Как его руки, когда они несут и кружат по комнате, и знаешь, что они никогда меня не уронят, не разомкнутся.
Крыша. Сквозь которую не проникнет ни капли дождя. Словно Андрей в грозу, когда он склонялся надо мной и гладил чуть шершавой ладонью по голове. И становилось спокойно.
Я чувствую, как зурм начинает прорастать, воспринимая мои мысли и руководствуясь ими, воссоздавая их подобия. Не нужно диктовать точные параметры свай, ростверка, стен. Если возникший образ цельный - для зурма этого достаточно. Он сам подберет нужное, проникая глубже и глубже, преобразовывая породы и минералы, транспортируя их на поверхность и создавая дом.
Потом я просмотрю запись с камеры и увижу, как из земли вылезли каменные колонны и стены, окрашиваясь кремовым цветом. Как расползлось перекрытие над первым этажом, как разом взметнулись стены второго этажа с витражными стрельчатыми окнами. Как толчками выплескивались третий, четвертый и пятый и завершались скатной кровлей. Потом гладкие стены разом вспучились барельефами - лицами и цветами, масками львов и грифонов. Как вылезли балконы с витыми решетками, и зазвенели китайские колокольчики под навесом над крыльцом.
Но сейчас я сижу с закрытыми глазами. Нельзя перебивать настрой. Дом должен быть закончен. Вплоть до флюгера в виде веселого дракончика на шпиле башенки под красной черепицей...
Дом построен. Надо посмотреть на него. И понять, что сотворила я.