Матвиенко Анатолий Евгеньевич : другие произведения.

Литературная мастерская Анатолия Матвиенко. Как не надо писать романы. Часть 1. О книгах "как писать романы"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Статья, опубликованная в 2013 году на портале http://litkritika.by/. Автор - отнюдь не корифей литературы, пытается разобраться вместе с читателями портала, найти правильный путь.

  Анатолий Матвиенко. Как не надо писать романы. Часть 1. О книгах "Как писать романы".
  Критик и литературовед Александр Новиков как-то в частной беседе рассказал о планах по методической помощи начинающим писателям и поэтам, приглашая авторов, имеющих опыт литературной деятельности, к наполнению этого раздела "Литкритики".
  Постепенно выползая по количеству публикаций на бумаге (тиражей и наименований романов) примерно на третью-четвёртую строчку в неофициальном белорусском рейтинге ФиФ, я не могу утверждать, что знаю как написать "шедевр" или "нетленку". Поэтому за мастер-класс в полном смысле этого слова не возьмусь. В значительной степени нахожусь в творческом поиске. Однако первые шаги, опыт общения с издательствами и редакторами позволяют сделать вывод о наиболее типичных ошибках начального этапа. Пусть некоторые советы покажутся очевидными, полтора года назад, с замиранием сердца рассылая по издательствам первую рукопись, я о многом не подозревал.
  Не собираюсь поучать с выражением превосходства, а просто расскажу про грабли, ориентируясь на специфику Отечества и современных условий (автор находится в Беларуси и начинает продвижение прозаических русскоязычных остросюжетных произведений).
  Начнём с очевидного. Интернет содержит массу информации, в том числе о литературной деятельности. Казалось бы, всё просто - изучай опыт и наставления мэтров, и золотой ключик в кармане... Бамм! По лбу хлопнули первые грабли.
  Перечитав достаточное количество сочинений на тему "Как написать книгу", любой адекватный человек усвоит, что главной целью этих пособий является их издание наиболее массовым тиражом, а не реальная помощь начинающему автору. Введите эти слова в строку поиска Яндекса, вас засыплет советами, большая часть которых... Впрочем, сами увидите.
  Обратите внимание, я специально говорю о начинающих авторах, а не писателях. Поэтому договоримся о терминах. Литература - публичное творчество. О славе и тиражах, а как следствие - заработках мечтает большинство сочинителей. Обиженные вопли "редакторы не доросли до моего шедевра" - слабое утешение бездарных графоманов.
  Имея по состоянию на февраль 2013 года пять изданных на бумаге романов, отпечатанных общим тиражом около 24 тыс. экземпляров (две книги даже в продажу ещё не поступили), плюс несколько рукописей, принятых редакторами в работу, я считаюсь начинающим писателем. Как только торговля запросит допечатки тиража, можно убирать из титула слово "начинающий".
  Успешные, популярные писатели набирают за несколько лет суммарный тираж свыше 1 млн. экземпляров и хорошо себя чувствуют материально. Речь, естественно, о русскоязычных авторах. Отдельные книги, чемпионы англо-американской литературы, продаются десятками миллионов, а на белорусской мове и 24 тыс. - серьёзный успех.
  Разумеется, котируются произведения, выпущенные за счёт издательства. За собственные кровные или спонсорские можно опубликовать что угодно, "Как я провёл лето" например. Появление рукописи в Интернете - великое дело, но совершенно не показательное. Бумага служит своего рода критерием, что опус достоин приобретения хотя бы пятью тысячами человек.
  Книги о писательском искусстве слишком часто имеют неприятный оттенок самолюбования. Мастера пера и гонораров снисходительно похлопывают новичка по плечу, приговаривая: завидуй, какой я гениальный и успешный. Делай также и готовь паркинг для новенького "Бентли" - птица счастья летит к тебе, раз читаешь мой сборник секретных рецептов. Следовательно, размещённые там советы ни в коем случае нельзя воспринимать как руководство к действию. Их нужно осмысливать критически и думать собственной головой.
  Как ни смешно, есть смысл для начала выдать на гора один рассказ на 12-20 тыс. знаков по счётчику Word, и только после этого лезть в пособия. Невозможно читать про искусство плавания, даже не пощупав воду ногой. Культурный человек, а большинство будущих писателей, смею надеяться, именно такие, напишет рассказ безо всякой теории. Потом уже штудировать учебники и сайты, находя погрешности в первой пробе пера. Вторую попытку можно делать, вооружившись теорией и попутно понимая, какие в целом правильные рецепты не работают в вашем случае.
  Бейте меня за отсутствие патриотизма, наиболее толковые советы относительно создания романов я выудил из очень иностранной книги Джеймса Н.Фрея "Как написать гениальный роман". Другие сочинения этого автора также неплохи, но во многом повторяют исходник. Из отечественных писателей рекомендую миниатюру О.Громыко "Звездолёт своими руками".
  На российском ресурсе http://www.avtoram.com размещено много советов от Э.Барякиной. Она - популярный автор женских романов, которые далеко не всем по вкусу, но её советы в области литературного творчества кажутся здравыми. Часть статей в платном доступе, но можно не спешить переводить денежки. Информация если не общеизвестная, то общедоступная. Там же, кстати, размещён весьма широкий список российской и иностранной литературы о писательском мастерстве. Освоить хотя бы половину того списка - есть чем заняться на ближайший год. Но абсолютно не обязательно.
  Желающим покорить мир фантастическими рассказами и другими малыми формами небезынтересно прочесть статьи С.Чекмаева. В них не всё бесспорно, наиболее полезны критерии, по которым сам Чекмаев и его коллеги отбирают произведения молодых и зелёных в межавторские сборники. См.: http://www.mirf.ru/Articles/art1332.htm и последующие публикации на этом ресурсе.
   Отдельные грабли с пудовой ручкой, на которой масса стразиков и прочей мишуры - книги Ю.Никитина. Он создал книгу "Как стать писателем", выдержавшую два издания. Шуток над начинающими авторами там больше, чем реальных рецептов. Апофеозом признания собственных писательских заслуг стал роман Никитина "Великий маг". Колоссальная популярность писателя обусловлена в первую очередь тем, что он не следует большинству изложенных там рекомендаций. Примерами из его творчества планирую воспользоваться попозже. Строго говоря, уже попользовался, про "Бентли" - его пассаж.
  И так, сформулируем первые отрицания.
  1. Не считайте себя начинающим писателем, если в активе нет романа, выпущенного издательством на бумаге за его счёт. Не занимайтесь самообманом.
  2. Не обольщайтесь, что вышли из состояния "начинающего", тиснув один-два романа начальным тиражом. Настоящий писатель - такой странный субъект, что его творения раскупают и просят ещё.
  3. Не пытайтесь читать умные книги о технологии литераторского труда, не отведав его.
  4. Прочитав, написанному в них не верьте слепо, отнеситесь настороженно. В том числе, к советам Литкритики.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"