Матвеева Нина Владимировна : другие произведения.

009 Конец века. Глава 4. Дополнение

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Ты водку пьешь, и жгуч как годы алкоголь. Жизнь залпом пьешь, как спирт, и жжет тебя огонь...


  
  
  
   Ч.4. Дополнение.
   "Весь день льёт слёзы сердце..."
  
  
   Завершая размышления о картинах Дега, Мане, Ван Гога и Тулуз-Лотрека на тему "Кафе" - КАФЕ, КАБАЧОК, ЛЮБИТЕЛИ АБСЕНТА, - обратимся к римейкам Пабло Пикассо на эти, знакомые нам, произведения.
   Известно, что Пикассо неоднократно пытался переосмыслить живописные шедевры предшествующего - отдалённого или не очень - времени.
   -----------------
  
   Наиболее известен его римейк картины Веласкеса "Менины. (Фрейлины)", переведённой, так сказать, на язык пластических символов. Посмотрим, но будем иметь в виду, что это уже поздний Пикассо, Пикассо 1957 года, но всё же:
   Веласкес_Пикассо [Веласкес_Пикассо]
   Это - к слову...
   ---------------------
  
   Ты водку пьешь и жгуч как годы алкоголь
   Жизнь залпом пьешь как спирт
   и жжет тебя огонь
   Г.Аполлинер
  
   Однако сейчас мы в Париже 1900 года, куда Пикассо приехал уже не в первый раз, и где уже год живёт Гийом Аполлинер.
   Через четыре года они познакомятся в маленьком баре у вокзала Сен-Лазар здесь, в Париже. Представьте только:
   - Меня зовут Гийом Аполлинер.
   - А моё имя - Пабло Пикассо...
   ***
   1899 и 1900. Что и кто в Париже? А за его пределами?
   Чем знаменателен этот год?
   Ну что ж, давайте посмотрим кое-что из контекста.
  
   Полагаю, следует отметить, что в 1899 году родились Владимир Набоков и Эрнест Хемингуэй, Альфред Хичкок и Хорхе Луис Борхес.
   И, как это ни печально, в этом же году не стало Альфреда Сислея и Иоганна Штрауса.
   Потери велики..., но и велики будущие приобретения мировой культуры, не так ли?
  
   Что ещё?
  
   В России широко отмечают столетие со дня рождения А.С.Пушкина.
   В созданном год назад МХТ'е, дано первое представление пьесы "Смерть Ионна Грозного", Станиславский - в главной роли!
  
   Между прочим, американский мафиози,
   Альфонс Фьорелло Капоне, тоже родился
   в 1899. Вот уж и не знаю, стоило ли
   радоваться этому событию...
  
   А в Англии 31 декабря, представьте себе, - в самый канун нового 1900 года! - вдруг упал один из камней Стоунхенджа...
  
   ...и наступил 1900 с премьерами опер Пуччини "Тоска" и "Сказка о царе Салтане" Римского-Корсакова, спектакля "Когда мы мёртвые пробуждаемся" по пьесе Ибсена.
   Чуть не забыла: наступивший 1900 подарил миру будущего французского художника-сюрреалиста Ива Танги и будущего советского композитора Исаака Осиповича Дунаевского!
   В этом же году родились Антуан де Сент-Экзюпери и Луи Амстронг.
   Какие имена!
  
   И ещё раз с печалью не могу не отметить, что в 1900 скончались Исаак Левитан и Фридрих Ницше.
   Таково начало нового тысячелетия.
  
   Так что же в Париже?
  
   Вы помните, что в 1876 Дега написал картину "Абсент"?
   Кажется совсем недавно: прошло только 24 года.
   А картина Эдуарда Мане "Бар в Фоли Бержер"? - 1881 - год рождения Пикассо. Минуло девятнадцать лет и юный художник уже приезжает покорять Париж!
  
   Мы уже говорили о том, что к началу двадцатого столетия незыблемые ранее основы европейской живописи довольно сильно пошатнулись: вот-вот и появятся первые признаки нарождающегося кубизма (а, может быть, уже и появились?).
   Стоит принять к сведению, что в эти же годы в Европе был необычайный интерес не только к японскому искусству, но и... к традиционной африканской скульптуре, служившей примером свободного обращения с формой.
   Менялось мировоззрение и человеческое сознание. И как следствие - происходило изменение художественных форм. Или наоборот?...
   Примером является Пикассо. Двадцатилетний юноша, пережив потрясение при знакомстве с творчеством импрессионистов и - уж тем более - постимпрессионистов, активно перенимает у них цветовую насыщенность картин, свободу композиции, а также эмоциональную напряжённость, свойственную произведениям постимпрессионистов.
  
   Мы ещё не раз будем говорить и о Пикассо, и о Ваг-Гоге, вернёмся не раз к картинам Гогена и Тулуз-Лотрека, посмотрим Сезанна Помните наш уговор: перемещаться не только в пространстве - из страны в страну, но и во времени?
   Впереди разговор о творчестве многих художников, громко заявивших о себе в это благословенное для культуры время, когда ещё мир не содрогнулся от ужасов мировой войны...
  
   Сейчас важно отметить, что в 1901 году Пабло Пикассо пишет несколько картин с названием "Любительница абсента". Художник только-только пытается оторваться, уйти от свойственной ему реалистической манеры. Во время обучения в Мадриде Пикассо впервые приехал в Париж, где он, ещё раз напоминаю, посетил все без исключения музеи, изучая живопись художников старшего поколения, в том числе Тулуз-Лотрека и Гогена, а также и Ван-Гога, после смерти которого прошло уже десять лет.
   В связи с этим, несколько слов о кафе ( или кабаре) "Ша Нуар", то есть "Чёрный кот", которое с 1881 по 1898 год было чрезвычайно популярным местом на Монмартре.
  
   Кафе
   "Монмартр - свободный город! Монмартр - священный холм! Монмартр - соль земли, пуп и мозг мира, гранитная грудь, которая утоляет всех жаждущих идеала!" - восклицал Родольф Сали, владелец кабаре, которое Поль Бужре - романист и критик - назвал "фантастическим сборищем поэтов и художников, журналистов и студентов, служащих и просто гуляк, не говоря уже о натурщицах, дамах полусвета и благородных дам, искавших острых ощущений".
  
   Насколько было популярно это место, говорит тот факт, что позже во многих городах были открыты подобные кафе, в том числе и в Санкт-Петербурге! - знаменитая "Бродячая собака".
   Позже кабаре "Черный кот" переехало по новому адресу - 12, rue de Laval, ныне - rue Victor Masse
   Именно здесь Пабло Пикассо познакомился с художниками, скульпторами, поэтами, искусствоведами, встречавшимися в этом кафе.
  
   К чему клоню? Мне хочется дать понять, что Пикассо, который позже изменит своим искусством, силой своего творческого таланта и воображения художественный мир и сознание не только художников, но и зрителей, впитывал всё новое, что было в искусстве конца девятнадцатого века. И это было возможно также благодаря личному знакомству, позволявшему общаться, посещать мастерские.
  
   Посмотрим три работы Пикассо на тему абсента.
  
   Пикассо Абсент 3х1 [Пикассо]
  
   Пикассо был леворуким. Поэтому, возможно, фигуры на его картинах зеркальны по отношению к тем оригиналам, на которые он делал римейки. Пусть не так откровенно, как позже в "Менинах", но уже и в "Любительницах абсента" чувствуется попытка интерпретировать сюжет, найти новые выразительные средства, новую форму, для усиления впечатления. Можно даже предположить, что для определённого изобразительного эффекта художник мог рисовать менее развитой рукой.
  
   И вспомним картины Дега, Моне, Ван Гога, Гогена - мы о них уже говорили - и сравним:
  
   Дега_Абсент [Дега]
   Меняется творческая манера. Уходят излишние подробности. Акцент делается на передаче внутреннего состояния модели.
   Художник старается передать трудноуловимое состояние души, вызвать чувство сопереживания.
   Изображение реалистично, форма не искажена, колорит благороден и спокоен.
   Женщина в кафе Тамбурин [Ван_Гог]
   Появляются чистые цвета, вносящие чувство беспокойства. Рисунок начинает утрачивать анатомическую правильность. В изображении аксессуаров заметна некоторая условность.
   Ночное_кафе_в_Арле_Арлезианка [Гоген]
  
   Художники осваивают новые принципы открытых плоскостей, контрастных цветов и светотени, противопоставления вертикалей и горизонталей.
  
  
   Сухая Глотка [Тулуз-Лотрек]
   Предельного лаконизма изображение любительниц абсента достигает в работе Тулуз-Лотрека. Чёткая виртуозная линия, тщательно проработанные объёмы. Психологизм, достигнутый минимальными средствами.
  
   Если вспомнить, что чрезмерное употребление алкоголя вызывало изменение цветоощущения, то совершенно не случайно в "Абсенте" Пикассо прибегает к активному использованию жёлтого и - как его противоположности - лиловому. Такова попытка передать состояние внутренней отрешённости, чья зависимость от алкоголя уже непреодолима.
   Абсент_Любительница абсента [Пикассо]
   В картине "Любительница абсента" Пабло Пикассо достигает сдержанной завершённости композиции и цветовой выразительности.
   "...Женщины... бледные при ярком дневном свете, с натянутой и застывшей улыбкой на губах, накрашенные и напудренные дешевой пудрой, с подведенными глазами, они кого-нибудь ждут ..." Из воспоминаний Иветт Гильбер.
   Мы завершили разговор на тему абсента и связанного с ней сюжета "Любительница абсента".
  
   Теперь немного стихов Поля Верлена, одного их постоянных посетителей кафе "Ша Нуар".
   ......
  
  
   В трактирах пьяный гул, на тротуарах грязь,
   В промозглом воздухе платанов голых вязь,
   Скрипучий омнибус, чьи грязные колеса
   Враждуют с кузовом, сидящим как-то косо
   И в ночь вперяющим два тусклых фонаря,
   Рабочие, гурьбой бредущие, куря
   У полицейского под носом носогрейки,
   Дырявых крыш капель, осклизлые скамейки,
   Канавы, полные навозом через край,
   Вот какова она, моя дорога в рай!
   Пер. Б.Лившица
  
  
   ПАРИЖСКИЕ КРОКИ
  
   Луна на стены налагала пятна
   Углом тупым.
   Как цифра пять, согнутая обратно,
   Вставал над острой крышей черный дым.
  
   Томился ветер, словно стон фагота.
   Был небосвод
   Бесцветно-сер. На крыше звал кого-то,
   Мяуча жалобно, иззябший кот.
  
   А я, - я шел, мечтая о Платоне,
   В вечерний час,
   О Саламине и о Марафоне...
   И синим трепетом мигал мне газ.
   Пер. В.Брюсова
  
  
   Весь день льет слезы сердце,
   Как дождь на город льет.
   Куда от горя деться,
   Что мне проникло в сердце?
  
   О, нежный шум дождя
   По камням и по крышам!
   И, в сердце боль будя,
   О, песенка дождя!
  
   И слезы беспричинно
   В истомном сердце том.
   Измена? Нет помина!
   Томленье беспричинно.
  
   Но хуже нету мук,
   Раз нет любви и злобы,
   Не знать: откуда вдруг
   Так много в сердце мук.
   Пер. Г.Шенгели
  
  
   НИКОГДА ВОВЕКИ
  
   Зачем ты вновь меня томишь, воспоминанье?
   Осенний день хранил печальное молчанье,
   И ворон несся вдаль, и бледное сиянье
   Ложилось на леса в их желтом одеянье.
  
   Мы с нею шли вдвоем. Пленили нас мечты.
   И были волоса у милой развиты, -
   И звонким голосом небесной чистоты
   Она спросила вдруг: "Когда был счастлив ты?"
  
   На голос сладостный и взор ее тревожный
   Я молча отвечал улыбкой осторожной,
   И руку белую смиренно целовал.
  
   - О первые цветы, как вы благоухали!
   О голос ангельский, как нежно ты звучал,
   Когда уста ее признанье лепетали!
   Пер. Ф.Сологуба
   ------------------
  
   Продолжение http://samlib.ru/editors/m/matweewa_n_w/findesiecle7-1.shtml.
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"