Аннотация: Ты водку пьешь, и жгуч как годы алкоголь. Жизнь залпом пьешь, как спирт, и жжет тебя огонь...
Ч.4. Дополнение.
"Весь день льёт слёзы сердце..."
Завершая размышления о картинах Дега, Мане, Ван Гога и Тулуз-Лотрека на тему "Кафе" - КАФЕ, КАБАЧОК, ЛЮБИТЕЛИ АБСЕНТА, - обратимся к римейкам Пабло Пикассо на эти, знакомые нам, произведения.
Известно, что Пикассо неоднократно пытался переосмыслить живописные шедевры предшествующего - отдалённого или не очень - времени.
-----------------
Наиболее известен его римейк картины Веласкеса "Менины. (Фрейлины)", переведённой, так сказать, на язык пластических символов.Посмотрим, но будем иметь ввиду, что это уже поздний Пикассо, Пикассо 1957 года, но всё же:
Это - к слову...
---------------------
Ты водку пьешь и жгуч как годы алкоголь
Жизнь залпом пьешь как спирт
и жжет тебя огонь
Г.Аполлинер
Однако сейчас мы в Париже 1900 года, куда Пикассо приехал уже не в первый раз, и где уже год живёт Гийом Аполлинер.
Через четыре года они познакомятся в маленьком баре у вокзала Сен-Лазар здесь, в Париже. Представьте только:
- Меня зовут Гийом Аполлинер.
- А моё имя - Пабло Пикассо...
***
1899 и 1900. Что и кто в Париже? Аза его пределами?
Чем знаменателен этот год?
Ну что ж, давайте посмотрим кое-что из контекста.
Полагаю, следуетотметить, что в 1899 году родились Владимир Набоков и Эрнест Хемингуэй, Альфред Хичкок и Хорхе Луис Борхес.
И, как это ни печально,в этом же году не стало Альфреда Сислея и Иоганна Штрауса.
Потери велики..., но и велики будущие приобретения мировой культуры, не так ли?
Что ещё?
В России широко отмечают столетие со дня рождения А.С.Пушкина.
В созданном год назад МХТ'е, дано первое представление пьесы "Смерть Ионна Грозного",Станиславский - в главной роли!
Между прочим, американский мафиози,
Альфонс Фьорелло Капоне, тоже родился
в 1899. Вот уж и не знаю, стоило ли
радоваться этому событию...
А в Англии31 декабря, представьте себе, - в самый канун нового 1900 года! -вдруг упал один из камней Стоунхенджа...
...и наступил 1900с премьерами опер Пуччини "Тоска" и"Сказка о царе Салтане" Римского-Корсакова, спектакля "Когда мы мёртвые пробуждаемся" по пьесе Ибсена.
Чуть не забыла:наступивший1900 подарил миру будущего французского художника-сюрреалиста Ива Танги и будущего советского композитора Исаака Осиповича Дунаевского!
В этом же году родились Антуан де Сент-Экзюпери и Луи Амстронг.
Какие имена!
И ещё раз с печалью не могу не отметить, что в 1900 скончались Исаак Левитан и Фридрих Ницше.
Таково начало нового тысячелетия.
Так что же в Париже?
Вы помните, что в 1876 Дега написал картину "Абсент"?
Кажется совсем недавно:прошло только 24 года.
А картина Эдуарда Мане "Бар в Фоли Бержер"? - 1881 -год рождения Пикассо. Минуло девятнадцать лет и юный художник уже приезжает покорять Париж!
Мы уже говорили о том, что к началу двадцатого столетия незыблемые ранее основы европейской живописи довольно сильно пошатнулись: вот-вот и появятся первые признаки нарождающегося кубизма (а, может быть, уже и появились?).
Стоит принять к сведению, что в эти же годы в Европе был необычайный интерес не только к японскому искусству, но и... к традиционной африканской скульптуре, служившей примером свободного обращения с формой.
Менялось мировоззрение и человеческое сознание.И как следствие - происходило изменение художественных форм.Или наоборот?...
Примером является Пикассо. Двадцатилетний юноша, пережив потрясение при знакомстве с творчеством импрессионистов и - уж тем более - постимпрессионистов, активно перенимает у них цветовую насыщенность картин, свободу композиции, а также эмоциональную напряжённость, свойственную произведениям постимпрессионистов.
Мы ещё не раз будем говорить и о Пикассо, и о Ваг-Гоге, вернёмся не раз к картинам Гогена и Тулуз-Лотрека, посмотрим Сезанна Помните наш уговор: перемещаться не только в пространстве - из страны в страну, но и во времени?
Впереди разговор о творчестве многих художников, громко заявивших о себе в это благословенное для культуры время, когда ещё мир не содрогнулся от ужасов мировой войны...
Сейчас важно отметить, что в 1901 году Пабло Пикассо пишет несколько картин с названием "Любительница абсента". Художник только-только пытается оторваться, уйти от свойственной ему реалистической манеры.Во время обучения в Мадриде Пикассо впервые приехал в Париж, где он, ещё раз напоминаю, посетил все без исключения музеи, изучая живопись художников старшего поколения, в том числе Тулуз-Лотрека и Гогена, а также и Ван-Гога, после смерти которого прошло уже десять лет.
В связи с этим, несколько слов о кафе ( или кабаре) "Ша Нуар", то есть "Чёрный кот", которое с 1881 по 1898 год было чрезвычайно популярным местом на Монмартре.
"Монмартр - свободный город! Монмартр - священный холм! Монмартр - соль земли, пуп и мозг мира, гранитная грудь, которая утоляет всех жаждущих идеала!" - восклицал Родольф Сали, владелец кабаре, которое Поль Бужре -романист и критик - назвал "фантастическим сборищем поэтов и художников, журналистов и студентов, служащих и просто гуляк, не говоря уже о натурщицах, дамах полусвета и благородных дам, искавших острых ощущений".
Насколько было популярно это место, говорит тот факт, что позже во многих городах были открыты подобные кафе, в том числе и в Санкт-Петербурге! - знаменитая "Бродячая собака".
Позже кабаре "Черный кот" переехало по новому адресу - 12, rue de Laval, ныне - rue Victor Masse
Именно здесьПабло Пикассо познакомился с художниками, скульпторами, поэтами, искусствоведами, встречавшимися в этом кафе.
К чему клоню? Мне хочется дать понять, что Пикассо, который позже изменит своим искусством, силой своего творческого таланта и воображения художественный мири сознание не только художников, но и зрителей, впитывал всё новое, что было в искусстве конца девятнадцатого века. И это было возможно также благодаря личному знакомству, позволявшему общаться, посещать мастерские.
Посмотрим три работы Пикассо на тему абсента.
Пикассо был леворуким. Поэтому, возможно, фигуры на его картинах зеркальны по отношению к тем оригиналам, на которые он делал римейки. Пусть не так откровенно, как позже в "Менинах", но уже и в "Любительницах абсента" чувствуется попытка интерпретировать сюжет, найти новые выразительные средства, новую форму, для усиления впечатления. Можно даже предположить, что для определённого изобразительного эффекта художник мог рисовать менее развитой рукой.
И вспомним картины Дега, Моне, Ван Гога, Гогена - мы о них уже говорили - и сравним:
Меняется творческая манера. Уходят излишние подробности. Акцент делается на передаче внутреннего состояния модели.
Художник старается передать трудноуловимое состояние души, вызвать чувство сопереживания.
Изображение реалистично, форма не искажена, колорит благороден и спокоен.
Появляются чистые цвета, вносящие чувство беспокойства. Рисунок начинает утрачивать анатомическую правильность. В изображении аксессуаров заметна некоторая условность.
Художники осваивают новые принципы открытых плоскостей,контрастных цветов и светотени,противопоставления вертикалей и горизонталей.
Предельного лаконизма изображение любительниц абсента достигает в работе Тулуз-Лотрека. Чёткая виртуозная линия, тщательно проработанные объёмы. Психологизм, достигнутый минимальными средствами.
Если вспомнить, что чрезмерное употребление алкоголя вызывало изменение цветоощущения, то совершенно не случайно в "Абсенте" Пикассо прибегает к активномуиспользованию жёлтого и - как его противоположности - лиловому. Такова попытка передать состояние внутренней отрешённости, чья зависимость от алкоголя уже непреодолима.
В картине "Любительница абсента" Пабло Пикассо достигает сдержанной завершённости композиции и цветовой выразительности.
"...Женщины... бледные при ярком дневном свете, с натянутой и застывшей улыбкой на губах, накрашенные и напудренные дешевой пудрой, с подведенными глазами, они кого-нибудь ждут ..." Из воспоминаний Иветт Гильбер.
Мы завершили разговор на тему абсента и связанного с ней сюжета "Любительница абсента".
Теперь немного стихов Поля Верлена, одного их постоянных посетителей кафе "Ша Нуар".
......
В трактирах пьяный гул, на тротуарах грязь,
В промозглом воздухе платанов голых вязь,
Скрипучий омнибус, чьи грязные колеса
Враждуют с кузовом, сидящим как-то косо
И в ночь вперяющим два тусклых фонаря,
Рабочие, гурьбой бредущие, куря
У полицейского под носом носогрейки,
Дырявых крыш капель, осклизлые скамейки,
Канавы, полные навозом через край,
Вот какова она, моя дорога в рай!
Пер. Б.Лившица
ПАРИЖСКИЕ КРОКИ
Луна на стены налагала пятна
Углом тупым.
Как цифра пять, согнутая обратно,
Вставал над острой крышей черный дым.
Томился ветер, словно стон фагота.
Был небосвод
Бесцветно-сер. На крыше звал кого-то,
Мяуча жалобно, иззябший кот.
А я, - я шел, мечтая о Платоне,
В вечерний час,
О Саламине и о Марафоне...
И синим трепетом мигал мне газ.
Пер. В.Брюсова
Весь день льет слезы сердце,
Как дождь на город льет.
Куда от горя деться,
Что мне проникло в сердце?
О, нежный шум дождя
По камням и по крышам!
И, в сердце боль будя,
О, песенка дождя!
И слезы беспричинно
В истомном сердце том.
Измена? Нет помина!
Томленье беспричинно.
Но хуже нету мук,
Раз нет любви и злобы,
Не знать: откуда вдруг
Так много в сердце мук.
Пер. Г.Шенгели
НИКОГДА ВОВЕКИ
Зачем ты вновь меня томишь, воспоминанье?
Осенний день хранил печальное молчанье,
И ворон несся вдаль, и бледное сиянье
Ложилось на леса в их желтом одеянье.
Мы с нею шли вдвоем. Пленили нас мечты.
И были волоса у милой развиты, -
И звонким голосом небесной чистоты
Она спросила вдруг: "Когда был счастлив ты?"
На голос сладостный и взор ее тревожный
Я молча отвечал улыбкой осторожной,
И руку белую смиренно целовал.
- О первые цветы, как вы благоухали!
О голос ангельский, как нежно ты звучал,
Когда уста ее признанье лепетали!
Пер. Ф.Сологуба
------------------
Продолжение http://samlib.ru/editors/m/matweewa_n_w/findesiecle7-1.shtml.