Приступая к продолжению разговора, вспомним, что Дега и Мане первыми проявили интерес к теме Кафе.
Эдгар Дега "открыл" этот мотив картиной "Абсент".
Эдуард Мане - картиной "Бар в Фоли-Бержер" - закончил свой творческий и жизненный путь.
Следует вспомнить и о том, что семидесятые-восьмидесятые годы XIX века - время популярности абсента.
"С 1875-го по 1913 год потребление абсента во Франции на душу населения увеличилось в 15 раз, в среднем французы ежегодно выпивали его 40 миллионов литров! А статистика все увереннее показывала связь между количеством выпитого и растущим числом уголовных преступлений, количеством душевнобольных, мертворожденных детей и импотентов. Население Франции стало неуклонно сокращаться, что дало позднее повод Гитлеру презрительно отозваться о французах как о вырождающейся нации. Увы, она на самом деле вырождалась, причем такими темпами, что могла реально исчезнуть с лица земли." ...
...В 1915 году производство абсента во Франции было законодательно запрещено...
Совершенно очевидно, что годы увлечения абсентом соответствуют времени творчества тех художников, которые активно разрабатывали тему одиночества в различных вариантах.
Совпадение или же причина и следствие?
Поэты, и художники, музыканты и писатели обратились к мотиву, в котором стремились не только отобразить характерные явления окружающей жизни, но и выразить определённое состояние души.
И кажется, - так естественно, - достаточно найти допинг, взлететь над миром, раскрепостить свой дар, отдаться внутреннему голосу...
Я кажется увлеклась.
Предлагаю вначале посмотреть, что же происходит в Париже в конце 80-х XIX века?
Что волнует парижан, жителей столицы Третьей республики, все еще "не вышедшей из пеленок", и которая находится в руках, как говорилось тогда, "богачей-реакционеров и политиканов"?
Оказывается, во Франции неспокойно.
Возьмём и заглянем, например, в 1887 год.
--
Президент Франции вынужден подать в отставку, так как его зять уличен в организованном взяточничестве.
--
Пресечен националистский заговор Буланже,
--
Беспрецедентный по масштабам скандал с Панамским каналом.
--
Францию сотрясают взрывы бомб. После того как Равашоль метнул целую серию бомб, некто Вайян бросил в Палате депутатов еще одну,....
--
Когда нападению анархистов подвергся президент Франции Сади Карно, французские законодатели взялись за создание новых законов, имевших целью обуздать подобную нежелательную деятельность, и начали охоту за...- кем бы Вы думали? - ...правильно, за интеллигентами, которых они считали, и, между прочим, небезосновательно, вдохновителями этих преступлений...
О подробностях не будем, так как разговор у нас совсем о другом: о художественной жизни Парижа.
Здесь тоже происходят значительные события.
Каковы основные вехи?
--
Впервые поставлен "Лоэнгрин" Вагнера (sic!).
--
Открылся "Свободный театр".
--
В возрасте 27 лет умирает Жюль Лафорг, автор пронзительных стихов:
Рождественский трезвон, и я один в ночи,
Перо отложено, безбожный стих не кончен...
Воспоминанье, пой! Опять в душе горчит,
И гордость ни к чему... О, громче, память, громче!
А где-то там, вдали, собор огни зажег --
И как противиться рождественскому хору?
В нем материнский зов, и просьба, и упрек,
И сердце так щемит, что в голос плакать впору...
И долго слушаю колокола в ночи,
Не нужный никому и сам себе помеха.
Мне холодно, темно, а ветер мимо мчит
Земного праздника торжественное эхо...
(Пер. Э.Ленецкой)
Что ещё?
--
Пожалуй, стоит упомянуть и о том, что через год родится Т.Элиот, а Ван Гог и Гоген напишут две картины, изображающие "Ночное кафе в Арле".
--
В этом же году Ницше сойдёт с ума.
--
И совсем скоро, - через два года, - построят Эйфелеву Башню.
Вот так....
А пока Париж - без Эйфелевой башни и его сотрясают взрывы бомб анархистов, и художественная интеллигенция подвергается репрессиям в связи с активной пропагандой анархистских идей.
Таков фон начала творческой деятельности художников, которых принято называть постимпрессионистами: Винсента Ван Гога, Поля Гогена, Анри де Тулуз-Лотрека.
Мы уже немного знаем о трагическом восприятии мира этими художниками. Несколько позже на их картины, наполненные болью одиночества, отзовётся Пабло Пикассо.
О картинах этих живописцев мы будем сегодня с Вами говорить. Обсудим сюжеты: Кафе и Любительница абсента.
Ну-у, может быть и не успеем обо всём именно сегодня, но план у нас именно таков.
В работах Тулуз-Лотрека и Ван-Гога сюжет "Кафе", повторяется несколько раз, постепенно теряя "многословность", утрачивая второстепенные детали.
Композиция становится всё более лаконичной. Фигуры персонажей, заполняя пространство картины, приближаются к зрителю - сокращается расстояние между зрителем и изображением. Однако сама СХЕМА ПОСТРОЕНИЯ имеет тенденцию к усложнению за счёт разнообразия жестов, поворота головы и фигуры, то есть усиливается разнообразие пластики.
Замечу попутно, что Поль Гоген создаст только одну картину, внеся свой небольшой вклад в развитие этого сюжета.
Начнём, пожалуй, с картин Ван Гога. В 1887, живя в Париже, он пишет портрет Агостины Сегатори, бывшей натурщицы-итальянки, некоторое время владевшей его сердцем. Картину он назвал "Сидящая женщина в кафе "Тамбурин".
В картине довольно много повествовательности. На заднем плане видны неясные японские гравюры (вспомним "Бар в Фоли-Бержер" Мане, где в зеркале - отражен многолюдный зал).
Кстати, именно в этом кафе Ван Гог устроил выставку картин, но вынужден был с большим огорчением снять картины со стен, погрузить их в тележку и увезти - посетители кафе его не поняли.
Сравнивая этот портрет с работой Э.Мане "Лакомый кусочек", написанной десятилетием раньше, отметим сходство композиционного приёма, обратим внимание на детали...
Осознавая, что изображение одинокой фигуры в картине "Сидящая женщина в кафе "Тамбурин" не решает поставленной задачи выражения острого ощущение никчёмности, покинутости, изобразить людей, терпящих крах своей жизни, крушение надежд, Ван Гог, спустя год, уже покинув Париж и переехав в небольшой город Арль, пишет картину "Ночное кафе".
"Ночное кафе в Арле".
Эта картина хорошо известна, как и прочие, о которых мы уже говорили и говорим.
Однако мы должны взглянуть на неё внимательнее.
Давайте рассмотрим композицию, постараемся увидеть в ней что-то "сокрытое".
На что мы, прежде всего, обращаем внимание?
Нас шокирует цвет, вернее цвета, Хотя в электронном воспроизведении цвет искажается, но можно совершенно точно сказать, что здесь преобладают оттенки жёлтого, в неприятном контрасте с ало-красным, который усилен противоположным ему зелёным.
По описанию самого художника, активно использовавшего символику цвета, он стремился построить эту свою картину на контрастах зелёного и красного, жёлтого и фиолетового, создавая атмосферу тех страстей, которыми может полниться изображаемое помещение.
Грустно делать небольшое примечание, но придётся. При активном злоупотреблении алкоголем в палитре художника начинают преобладать жёлтые цвета. И к этому мы ещё вернёмся...
Итак, ночное кафе залито жёлтым.
Искусственный свет висящих под потолком ламп лишает предметы тени. Лишь от зелёного биллиардного стола тень падает на середину пола. Всё остальное словно эфемерно, будто существует за гранью реальности.
Одинокая фигура хозяина в белой куртке, которая на картине выглядит лимонно-жёлтой.
Бутылки, стаканы, пепельницы с окурками, грязная неубранная посуда на столиках.
На первый взгляд кафе кажется пустым, и только часы отсчитывают время, которое незримо утекает, как жизнь тех, кто снова и снова приходит сюда каждый день.
В кафе витает ощущение усталости, опустошённости и погружённости в алкогольное забытье.
Однако, кафе не безлюдно. Присмотревшись, мы различаем на заднем плане картины неясные фигуры бродяг, уснувших в пустынной печальной комнате.
Внимательный зритель заметит пару посетителей, напоминающих нам уже знакомую парочку из "Абсента" Дега.
Это кафе было выбрано не случайно. Художник сам был здесь постоянным посетителем, Днём заходил поесть, выпить рюмочку абсента, прихватить с собой что-то на ужин.
Из писем брату мы знаем, что Ван Гог три ночи подряд писал эту картину, стремясь изобразить кафе, как место, где, по его словам, "можно погибнуть, сойти с ума или совершить преступление".
Неистовый жёлтый свет...
Неистовый жёлтый свет заставляет пылать красное, заставляет мучительно содрогаться под напором кисти и темперамента художника зелёные цвета...
Зелёные цвета...
Зелёная фея!
Зелёная фея, и днём, и ночью распахивающая для одиноких душ "корчмы зелёной дверь".
Бьёт пять. Час аперитива. Любители абсента тянутся в кабачки, кафе, ресторанчики.
Бьёт пять. Рассудку бы вздремнуть,
Разнежиться в тени от тента...
Но всем желудкам просто жуть,
Ну жуть как хочется абсента!
С ним что ни краска - изумруд,
И, от паров его шалея,
Раздуют ноздри - и замрутт
Нюх отточившие Цирцеи.
Сверкнут глазком - о, эти пять
Часов! - и каждая колдует:
Таким бывалым как не знать,
Откуда нынче ветер дует?
И вот они уже бегут
Навстречу столику и стойке...
Горит Венера - тут как тут! -
В зелёном небе, как в настойке.
Шарль Кро
Одновременно с Ван Гогом к теме ночного кафе обращается Поль Гоген, приехавший в Арль по приглашению Ван Гога. В это время он делит кров с Винсентом.
Их дружба скоро прервётся, но сейчас они ведут нескончаемые разговора о живописи, ищут новые выразительные средства в живописи. Долгие бурные споры подтачивают их дружеское расположение друг к другу.
Позже Поль Гоген напишет в своих воспоминаниях: "...между нашими двумя натурами - вулканической у него и не менее кипучей, хоть и более скрытной у меня - назревало столкновение".
Каждый из них ищет свой путь в искусстве и скоро им будет не по пути.
Поль Гоген, увлечённые поисками собственной манеры письма, полемизируя с Ван Гогом, пишет свою версию "Кафе в Арле".
Всё тот же абсент, бильярдный стол, за дальними столиками - посетители, прокуренный воздух в сизом дыме от трубок....
И что же?
В картине Гогена отсутствует чувство одиночества и грусти.
Композиция вполне узнаваема.
Новым является только смещение фигуры вправо и подробное изображение фона.
Именно фон лишает картину ощущения безысходности и тоски.
Сейчас мы посмотрим: изменится ли что-то в восприятии, если изменить композицию.
И что изменилось? Практически ничего. Арлезианка, слегка улыбаясь, внимательно смотрит на нас, и мне даже кажется, что она за столиком не одна. Ну-ка, ну-ка, посмотрим! Так и есть!
Её бокала не видно, он за бутылкой с водой, бокал же собеседника, её компаньона - на переднем плане, рядом с ДВУМЯ кусочками сахара, через которые в бокалы с абсентом сейчас будет налита вода.
Сравнивая "Лакомый кусочек" Эдуарда Мане, "Женщину из кафе "Тамбурин" Ван Гога и "Арлезианку в ночном кафе в Арле" Поля Гогена мы можем сделать маленький вывод: для передачи впечатления грусти, одиночества, тоски, требуется отвести взгляд персонажа картины в сторону, за пределы картины. И только тогда, в совокупности с некоторыми правилами композиции возникнет то, о чём мы говорим. Мы почувствуем или увидим состояние погружённости в себя.
Ну что ж, о Тулуз-Лотреке поговорим в следующий раз.
Теперь можно немного почитать стихи.
Сегодня у нас, как ни странно это Вам покажется, стихи Александра Блока и Шарля Бодлера.