Аннотация: Надо уставать, уставать до предела, чтобы поскорее насладиться жизнью и умереть. Жюль Ренар. "Дневник"
Ч.4. Продолжение.
Опыт индивидуального эксперимента.
Безобразное оборачивается истинно человечным.
...он умел видеть людей в их обнажённой сути.
За нарочито беспечным весельем Монмартра он,
лучше, чем кто-либо другой, угадывал горькие слёзы.
Анри Перрюшо.Жизнь Тулуз-Лотрека
Итак, Париж,конец 80-х девятнадцатого века.
Что можно добавить к тому, что уже нам известно?
Добавить можно многое. Допустим, стоит отметить, что в 1888 году умер Шарль Кро, поэт, стихотворение которого мы читали в прошлый раз. Помните: "Бьёт пять. Рассудку бы вздремнуть..."?Именно, именно...
Да...Но, бывают же совпадения, - в 1888 же - родился будущий поэт Томас С. Элиот.Да-да,умер поэт Шарль Кро и родился поэт Томас Элиот, который через сорок с лишним лет напишет:
На второй площадке у поворота,
Оглянувшись, я увидал, что кто-то,
Подобный мне,
В зловонной сырости нижнего пролета
Корчится, дьяволом припертый к стене,
Меж ложью паденья и ложью полета.
На третьей площадке у поворота
Ни лиц, ни движенья, ни гула
В мокром мраке искрошенного пролета,
Который похож на беззубый рот старика
И зубастую пасть одряхлевшей акулы.
На четвертой площадке у поворота
В узком окне за гирляндой хмеля
Под буколическим небосклоном
Некто плечистый в сине-зеленом
Май чаровал игрой на свирели.
Нежно дрожат на ветру и касаются губ
Гроздья сирени, кудрей позолота;
Рассеянье, трели свирели, шаги и круги
рассудка у поворота,
Тише, тише; сила превыше
Отчаянья и надежды, падения и полета
Уводит выше нового поворота.
Господи, я недостоин
Господи, я недостоин
но скажи только слово...
(пер. С. Степанова)
...Возможно, Вы помните, что как раз в 1888 английскую столицузаставил содрогаться от ужаса Джек-Потрошитель,а за океаном в это же время появился первый фотоаппарат Кодак...
Ну, а в России, спросите Вы? В России в 1888 великий путешественник НиколайМихайлович Пржевальский в походе к русско-китайской границенеосторожно сделал роковой глоток воды из реки...
Но мы о Франции. И думаем о живописи.
Хочу отметить нечто, может быть, и незначительное: теряющий зрение Эдгар Дега, с картинами которого мы уже давно знакомы, в этом году начинает писать стихи, и весьма неплохие! А Тулуз-Лотрек, совершенно очарованный его картинами, - и из жизни цирка в том числе, - тоже пишет первую картину на тему цирка именно в 1888.
Поразительное сплетение событий и судеб! Не так ли?
Художественная жизнь Парижа восьмидесятых как никогда насыщена событиями, но мы рассматриваем их под определённым углом: как моральный и социальный климат отражался в кризисе души.
И как не вспомнить "Зелёную музу", порождающую всеобщую атмосферу наркотического опьянения, атмосферу, в которой обострялась чувственность и разрушалась психика.
Невроз и меланхолия стали, просто медицинскими симптомами века!
Думаю, уместно привести здесь слова Жоржа Руо:
"Живопись для меня лишь средство отойти от жизни. Крик в ночи. Подавленное рыдание, Застрявший в горле смех...". Но я забегаю вперёд: "Крик" Мунка для нас ещё далеко впереди. И доплывём ли мы до него?
К определению творчества Анри де Тулуз-Лотрека применимы слова Гюисманса о творчестве Бодлера, который, по его словам "описал мутацию... страстей, бессильных, но потому полных отчаяния. Открыл, как губителен обман дурманящих средств и зелий, которые зовёт душа на помощь, чтобы смягчить страдания и развеять скуку, а пресыщенность, разочарование и гордость - в подверженных распаду душах- превращают действительность - в пытку, прошлое - в мерзость, будущее - во мрак и безнадёжность".
Тулуз-Лотрек, о некоторых картинах которого сегодня пойдёт речь, изображал одиночество человека разбитой судьбы, с тем же чувством сострадания, что и Ван-Гог,но для его работ, пожалуй, характерно бо́льшее психологическое проникновение.
Художник словно материализовал отравленную пороком атмосферу эпохи конца века.
Будучи глубоко несчастным в своей физической неполноценности, Тулуз-Лотрек сжигал свою жизнь и, сгорая, интенсивно работал, создавая новое искусство.
Трагическое одиночество художника неоднократно отмечали исследователи.О "безмерном отчаянии" Тулуз-Лотрека писалхудожник-символист Жан Э. Вюйар, на многие годы переживший своего великого современника.
Обладая глубокой психологической проницательностью, отвергнутый своим социальным слоем, Тулуз-Лотрек сделал героями своего творчества не только бродяг, сутенёров, третьесортных актрис, статисток кафе-шантанов, обитательниц парижских борделей, в которых видел, распознавал всю глубину страданий человека, отверженного обществом.
Особое место в его творчестве заняли портреты знакомых и близких ему людей, близких по духу художников и поэтов. Он изображал людей окружавших его,
поддерживавших в трагической участи, сострадавших и любивших его.
Неоднократное обращаясь к мотиву "абсента" Тулуз-Лотрек с 1882 по 1889 год создал значительное количество работ на эту тему, а с 1887 по 1889 - три шедевра: "Портрет Ван Гога", "Любительница абсента, или У Gennelle, пьяница" и "Сухая Глотка".
И пьёшь ты эту водку, как огненную боль,
И огненную боль ты пьешь, как алкоголь...
- так напишет позже Гиойом Аполлинер.
На примере этих работ можно видеть, как поиск образной выразительности привёл Лотрека к более строгой композиции,котказу от деталей, достигнув лаконичности и наибольшего психологизма в "Любительнице абсента (У Gennelle. Пьяница.)" (частное собрание в Париже). Однако мне кажется, что типогравюра "Сухая Глотка" значительно совершеннее и композиционно и по психологической выразительности.
К счастью, у нас есть возможность сравнить эти работы, И мне кажется, что разглядывание расположенных рядом иллюстраций даёт возможность без лишних слов сделать определённые выводы.
Замечу также, что создание этих четырёх картин совпадает со временем знакомства с Ван-Гогом, которого, как считается, Тулуз-Лотрек и приохотил к абсенту. Посмотрите внимательно: здесь и графин с водой, и тарелочка с сахаром и ситечком, и бокал с абсентом. И сама пастель в голубовато-зелёных тонах, многозначительно умалчивающая о "фее".
К этому портрету мы ещё вернёмся.
Закончу сегодня стихотворением Блэза Сандрара
(в переводе М.Кудинова):
Из глубины души поднимаются слёзы к глазам,
Когда о моей любовнице я вспоминаю:
Она - всего лишь ребёнок, непорочный
И бледный,
И такою нашёл я её в борделе.
Она всего лишь ребёнок, белокурый,
Приветливый, грустный;
Не улыбнётся она и никогда не заплачет,
Но в глубине её глаз, если пить вам из них
Доведётся,
Серебристая лилия нежно трепещет, поэзии
хрупкий цветок...
==================
Далее: Пикассо! Пикассо?
Продолжение http://samlib.ru/editors/m/matweewa_n_w/findesiecle6.shtml