Аннотация: Не плачу я. Всесильно время. Оно со всех снимает бремя...
Fin de siecle. Ч.3. Пять шагов, или пять лет.
Не плачу я. Всесильно время.
Оно со всех снимает бремя
И не минует и меня.
. . . . . . Дю Белле
Итак, мы в Париже. Да, мы всё ещё в Париже.
Конец 70-х - начало 80-х...
Задержимся на этом десятилетии, пожалуй, нет - пятилетии: c 1877 по 1882.
Они очень важны, эти пять лет, так как в это время, достигнув своего предела, потихоньку заканчивается импрессионизм.
Проявилась-таки оборотная сторона достаточно жёсткой системы: "изображаю только то, что вижу и только так, как вижу" в стремлении догнать ускользающее мгновение, отодвигая при этом объект наблюдения, - человека, - на второй план, нивелируя индивидуальность.
Кто-то из художников, начал, оглядываясь назад, обращаться к художественным принципам классицизма, кто-то устремился вперёд в неизведанное и волнующее БУДУЩЕЕ в поисках адекватных средств изображения жизни, так стремительно меняющейся в условиях крушения традиционного общества.
Символом угасания импрессионизма, уступающего место постимпрессионизму, стал Эдуард Мане, а его картина "Бар в Фоли-Бержер", - последняя картина в творчестве художника, - поставила точку в развитии импрессионизма.
Наступала другая пора, с иными поисками и иными творческими установками. Но об этом потом.
Правда, стоит отметить, что отдельные всплески импрессионистической манеры живописи ещё длительное время проявлялись (и проявляются) в творчестве того или иного художника, но как целостное явление в искусстве, ИМПРЕССИОНИЗМ ЗАКОНЧИЛСЯ именно в это время.
А пока поговорим о том, что, завершая блистательный период в истории искусства, Эдуард Мане в то же время положил начало оригинальному направлению в жанровой тематике постимпрессионизма.
Его картины и эскизы начиная от "Лакомого кусочка" и до завершающей цикл "Бар в Фоли-Бержер", - явились основой и началом развития сюжета "Кафе" в живописи постимпрессионистов.
Этот сюжет в дальнейшем будут активно развивать в своём творчестве Гоген, Ван Гога и Тулуз-Лотрек.
Об этом мы поговорим в дальнейшем, а пока - последние годы жизни Эдуарда Мане, его работа над последней значимой картиной.
Итак, самая ранняя работа этого периода в творчестве Мане - картина (не эскиз!) "Слива.(La Prune)", или "Лакомый кусочек", название связанное с английским "plum" (слива; лакомый кусочек, в т.ч. - о женщине), или "Подвыпившая. (Подшофе?)". Как видите, названий почему-то оказалось много. Видимо, это связано с тем, что собственно сливу здесь почти и не видно - она в бокале-креманке.
Персонажем картины является мадемуазель, Лакомый Кусочек: абсент выпит, в пальцах - сигарета, непринуждённая поза слегка захмелевшего человека, грустно-задумчивый бездумный взгляд ускользает от внимательного зрителя.
Композиция проста, лаконична и не требует особой расшифровки. Стоит только обратить внимание на столешницу, демонстративно отделяющую персонаж от зрителя - помните? Да, та самая - "заслоняющая плоскость", всё правильно!
Теперь давайте внимательно рассмотрим пять эскизов.
Взгляните:
- В кафе,1878
- Кабачок.1878
- Две девушки, пьющие пиво, 1878
- Пьющие пиво, 1878
- Кафе, пл.Французского театра,1881
Не знаю как Вам, а мне показалось, что все изображённые странно грустны. Не правда ли?
И почему?...
Это, без сомнения, подготовительные работы для большой картины "Бар в Фоли-Бержер" - они были необходимы, чтобы заполнить персонажами видимый в зеркале зал, служащий фоном для изображаемой сценки: взгляните, как много отражается в зеркале людей.
Они не прописаны детально-подробно, но их образы - конкретны: вот дама, подносящая к глазам бинокль, чтобы лучше рассмотреть происходящее на сцене, а вот кто-то закуривает сигарету, официантка разносит пиво - огромный зал полон движения, лёгкого гула, звона посуды, покашливаний, звуками отодвигаемых стульев, музыки.
Неправда ли, на фоне этой "массовки" центральная фигура девушки за стойкой бара - кажется особенно одинокой? Вы согласны?
Хорошо...Да.
Итак. Картина Эдуарда Мане, представляющая собой синтез мимолетности, нестабильности, сиюминутности, свойственных импрессионизму, и, с другой стороны, постоянства, стабильности и незыблемости, присущих классическому направлению в искусстве, явилась последней значимой работой мастера.
Пять лет упорного труда в состоянии безуспешного преодоления тяжёлой болезни и мучительных болей завершились созданием шедевра.
Это произведение принято считать программным в творчестве Э.Мане - в нём отразились его излюбленные темы: натюрморт, портрет, движение толпы, так любимые им различные световые и цветовые эффекты.
И одновременно, что ОЧЕНЬ ВАЖНО, подготовительные работы к этой картине, выполненные за последние пять лет, положили начало новой струе в жанровой и портретной живописи.
А теперь, как уже стало привычно, немного поэзии.
Надеюсь, Вы не возражаете?
Чудесно!
Сегодня у нас сонеты Дю Белле (Joachim du Bellay. 1522-1560) в вольном переводе с французского С.Я.Бронина:
Наш век - как капля из ковша,
Как кем-то брошенное слово.
Зачем же ждешь венца земного,
Землей плененная душа?
О чем мечтаешь, чуть дыша?
Зачем ты мучаешься снова?
Сними с очей своих оковы
И к небу обратись спеша.
Там свет, которого ты жаждешь,
Там отдых, о котором страждешь
Средь ежедневной суеты.
И - напряги воображенье -
Увидишь там отображенье
Здесь позабытой красоты.
*********
А также в переводе Вильгельма Левика:
Блажен, кто устоял и низкой лжи в угоду
Высокой истине не шел наперекор,
Не принуждал перо кропать постыдный вздор,
Прислуживаясь к тем, кто делает погоду.
А я таю свой гнев, насилую природу,
Чтоб нестерпимых уз не отягчить позор,
Не смею вырваться душою на простор
И обрести покой иль чувству дать свободу.
Мой каждый шаг стеснен - безропотно молчу.
Мне отравляют жизнь, и все ж я не кричу.
О, мука все терпеть, лишь кулаки сжимая!
Нет боли тягостней, чем скрытая в кости!
Нет мысли пламенней, чем та, что взаперти!
И нет страдания сильней, чем скорбь немая!
Середина XVI века......
-----------------*
О вкладе Эдгара Дега в это направление поисков - в небольшом приложении и дополнении к этой главе в ближайшее время.
Продолжение http://samlib.ru/editors/m/matweewa_n_w/findesiecle3-1.shtml