Матвеева Нина Владимировна : другие произведения.

005 Конец века. Глава 3

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Не плачу я. Всесильно время. Оно со всех снимает бремя...

  Fin de siecle. Ч.3. Пять шагов, или пять лет.
  
  
  
  Не плачу я. Всесильно время.
  Оно со всех снимает бремя
  И не минует и меня.
  . . . . . . Дю Белле
  
  От Сливы до Бара Ф-Б [Эдуард Мане]
  
  Итак, мы в Париже. Да, мы всё ещё в Париже.
  Конец 70-х - начало 80-х...
  
  Задержимся на этом десятилетии, пожалуй, нет - пятилетии: c 1877 по 1882.
  Они очень важны, эти пять лет, так как в это время, достигнув своего предела, потихоньку заканчивается импрессионизм.
   Проявилась-таки оборотная сторона достаточно жёсткой системы: "изображаю только то, что вижу и только так, как вижу" в стремлении догнать ускользающее мгновение, отодвигая при этом объект наблюдения, - человека, - на второй план, нивелируя индивидуальность.
  Кто-то из художников, начал, оглядываясь назад, обращаться к художественным принципам классицизма, кто-то устремился вперёд в неизведанное и волнующее БУДУЩЕЕ в поисках адекватных средств изображения жизни, так стремительно меняющейся в условиях крушения традиционного общества.
  
  Символом угасания импрессионизма, уступающего место постимпрессионизму, стал Эдуард Мане, а его картина "Бар в Фоли-Бержер", - последняя картина в творчестве художника, - поставила точку в развитии импрессионизма.
  Наступала другая пора, с иными поисками и иными творческими установками. Но об этом потом.
  
  Правда, стоит отметить, что отдельные всплески импрессионистической манеры живописи ещё длительное время проявлялись (и проявляются) в творчестве того или иного художника, но как целостное явление в искусстве, ИМПРЕССИОНИЗМ ЗАКОНЧИЛСЯ именно в это время.
  
   А пока поговорим о том, что, завершая блистательный период в истории искусства, Эдуард Мане в то же время положил начало оригинальному направлению в жанровой тематике постимпрессионизма.
  
   Его картины и эскизы начиная от "Лакомого кусочка" и до завершающей цикл "Бар в Фоли-Бержер", - явились основой и началом развития сюжета "Кафе" в живописи постимпрессионистов.
  Этот сюжет в дальнейшем будут активно развивать в своём творчестве Гоген, Ван Гога и Тулуз-Лотрек.
  Об этом мы поговорим в дальнейшем, а пока - последние годы жизни Эдуарда Мане, его работа над последней значимой картиной.
  
  
  Итак, самая ранняя работа этого периода в творчестве Мане - картина (не эскиз!) "Слива.(La Prune)",Лакомый Кусочек 1877 [Эдуард Мане] или "Лакомый кусочек", название связанное с английским "plum" (слива; лакомый кусочек, в т.ч. - о женщине), или "Подвыпившая. (Подшофе?)". Как видите, названий почему-то оказалось много. Видимо, это связано с тем, что собственно сливу здесь почти и не видно - она в бокале-креманке.
  Персонажем картины является мадемуазель, Лакомый Кусочек: абсент выпит, в пальцах - сигарета, непринуждённая поза слегка захмелевшего человека, грустно-задумчивый бездумный взгляд ускользает от внимательного зрителя.
  Композиция проста, лаконична и не требует особой расшифровки. Стоит только обратить внимание на столешницу, демонстративно отделяющую персонаж от зрителя - помните? Да, та самая - "заслоняющая плоскость", всё правильно!
  
  Теперь давайте внимательно рассмотрим пять эскизов.
   Взгляните:
  
  В кафе1878 [Эдуард Мане]
   - В кафе,1878
  
  Кабачок 1878 [Эдуард Мане]
   - Кабачок.1878
  
  Две девушки, пьющие пиво 1878 [Эдуард Мане]
   - Две девушки, пьющие пиво, 1878
  
  Пьющие пиво [Эдуард Мане]
   - Пьющие пиво, 1878
  
  Кафе, пл.Французского театра.1881 [Эдуард Мане]
   - Кафе, пл.Французского театра,1881
  
  
  Не знаю как Вам, а мне показалось, что все изображённые странно грустны. Не правда ли?
  И почему?...
  
   Это, без сомнения, подготовительные работы для большой картины "Бар в Фоли-Бержер" - они были необходимы, чтобы заполнить персонажами видимый в зеркале зал, служащий фоном для изображаемой сценки: взгляните, как много отражается в зеркале людей.
  Они не прописаны детально-подробно, но их образы - конкретны: вот дама, подносящая к глазам бинокль, чтобы лучше рассмотреть происходящее на сцене, а вот кто-то закуривает сигарету, официантка разносит пиво - огромный зал полон движения, лёгкого гула, звона посуды, покашливаний, звуками отодвигаемых стульев, музыки.
  
  Бар в
  
  Неправда ли, на фоне этой "массовки" центральная фигура девушки за стойкой бара - кажется особенно одинокой? Вы согласны?
   Хорошо...Да.
  
  Итак. Картина Эдуарда Мане, представляющая собой синтез мимолетности, нестабильности, сиюминутности, свойственных импрессионизму, и, с другой стороны, постоянства, стабильности и незыблемости, присущих классическому направлению в искусстве, явилась последней значимой работой мастера.
  Пять лет упорного труда в состоянии безуспешного преодоления тяжёлой болезни и мучительных болей завершились созданием шедевра.
  
  Это произведение принято считать программным в творчестве Э.Мане - в нём отразились его излюбленные темы: натюрморт, портрет, движение толпы, так любимые им различные световые и цветовые эффекты.
  И одновременно, что ОЧЕНЬ ВАЖНО, подготовительные работы к этой картине, выполненные за последние пять лет, положили начало новой струе в жанровой и портретной живописи.
  
  А теперь, как уже стало привычно, немного поэзии.
  Надеюсь, Вы не возражаете?
  Чудесно!
  
  Сегодня у нас сонеты Дю Белле (Joachim du Bellay. 1522-1560) в вольном переводе с французского С.Я.Бронина:
  
  
   Наш век - как капля из ковша,
   Как кем-то брошенное слово.
   Зачем же ждешь венца земного,
   Землей плененная душа?
  
   О чем мечтаешь, чуть дыша?
   Зачем ты мучаешься снова?
   Сними с очей своих оковы
   И к небу обратись спеша.
  
   Там свет, которого ты жаждешь,
   Там отдых, о котором страждешь
   Средь ежедневной суеты.
  
   И - напряги воображенье -
   Увидишь там отображенье
   Здесь позабытой красоты.
   *********
  А также в переводе Вильгельма Левика:
  
  Блажен, кто устоял и низкой лжи в угоду
  Высокой истине не шел наперекор,
  Не принуждал перо кропать постыдный вздор,
  Прислуживаясь к тем, кто делает погоду.
  
  А я таю свой гнев, насилую природу,
  Чтоб нестерпимых уз не отягчить позор,
  Не смею вырваться душою на простор
  И обрести покой иль чувству дать свободу.
  
  Мой каждый шаг стеснен - безропотно молчу.
  Мне отравляют жизнь, и все ж я не кричу.
  О, мука все терпеть, лишь кулаки сжимая!
  
  Нет боли тягостней, чем скрытая в кости!
  Нет мысли пламенней, чем та, что взаперти!
  И нет страдания сильней, чем скорбь немая!
  
  Середина XVI века......
  
  -----------------*
  
  О вкладе Эдгара Дега в это направление поисков - в небольшом приложении и дополнении к этой главе в ближайшее время.
  
  Продолжение http://samlib.ru/editors/m/matweewa_n_w/findesiecle3-1.shtml
  
  
  
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"