Аннотация: Мир расколот, и трещина прошла через сердце поэта. Г.Гейне.
Дополнение к Ч.1.
Для тех, кто заинтересовался.
В Ч.1 я уже упомянула, что в Западной Европе с середины XIX в. происходит распад традиционного общества.
А это значит, что исчезает цеховая привязанность представителей той или иной профессии. Рвутся ранее устойчивые связи личности с церковью и происходит много чего другого. И как следствие, ЧЕЛОВЕК начинает ощущать враждебность среды и необходимость противостоять ей, к сожалению, уже в одиночку.
Следует уточнить, и здесь я опять повторюсь, что "концом века" принято называть период с 1871 по 1914. Ну а те изменения, которые происходят в это время в экономической, социальной, политической и духовной сфере, связывать с глобальным кризисом в области философии, морали и искусства, что находит выражение в нигилистическом пересмотре гуманистических традиций предыдущих периодов развития культуры.
В результате, как это не печально, утрачен исторический оптимизм, как основа духовного развития.
Особенно драматично складываются судьбы творчески одарённых членов общества.
Выбор пути профессионального художника - не ориентированного на официально признанные каноны исполнительского мастерства - выносит творческую личность за пределы того социального слоя, в котором он появился на свет и получил (или не получил) образование.
Материальные трудности, осознание своей индивидуальности и связанные с этим проблемы контактов и взаимопонимания со стороны собратьев по кисти или перу, иллюзорность психологического комфорта в характерной атмосфере кафе и, зачастую, связанного с этим нередкого пристрастия к алкоголю рождают устойчивое ощущение одинокости и трагизма собственной жизни...
Здесь оговорюсь: сказанное не означает, что всё было так уж мрачно. Мы привыкли видеть в искусстве много цвета, света, ярких жизнеутверждающих красок. И даже такой трагический художник как Ван Гог нравится нам прежде всего экспрессией цвета и формы. Таковы наши предпочтения.
Однако нужно внимательно всмотреться в мало известные произведения, чтобы оценить размах амплитуды чувств и переживаний, которым были подвластны их создатели.
К этому мы постепенно и приближаемся.
В условиях новой реальности личность, предоставленная самой себе, субъективно ощущая угрозу разрушения, начинает "искать себя", рефлексирующее сознание сосредотачивается на "сокрытом", "неявном". В искусстве появляется трагический типаж с глубокими внутренними переживаниями дисгармонии окружающего мира.
От чего бежал Поль Гоген? Что он старался забыть под жарким солнцем среди пальм и прекрасных таитянок? Об это и речь...
В судьбе творческой личности теперь всё кажется случайным, непредсказуемым.
Артистическая свобода оборачивается неустойчивостью, двусмысленностью общественного положения, гордое чувство исключительности - бременем одиночества. Художника пугает серый поток повседневности, который, казалось, уравнивает его с обывателем, грозит гибелью таланта.
Всё, что связано с миром обыденных отношений кажется пошлым и неэстетичным.
Несколько слов о "подмостках", на которых разыгрывалась драма.
В 80-х годах Париж, где возникают и развиваются полные противоречий все течения искусства нового времени, становится особенно привлекательным для творческой молодёжи Европы. И хотя, судя по свидетельству современников, вкус к жизни был утрачен, французское искусство этого периода является источником многих идей и художественных течений, оказывая влияние на мировое искусство.
К этому времени проявляется оборотная сторона живописного импрессионизма - в безудержной погоне за ускользающим и непослушным мгновением объект наблюдения отодвигается на второй план.
Жёсткая система - "изображаю только то, что вижу и только так, как вижу" вывела на первое место свето-цветовые манипуляции в передаче "впечатления", оставив "закрытым" внутренний мир изображаемого человека. Застывшие "прекрасные мгновения" умалчивают о главном.
Постимпрессионисты, опираясь на опыт предшественников, предпринимают активные попытки поиска новых изобразительных средств для воплощения неких длительных состояний - духовных и материальных.
У художников возникает потребность сосредоточиться на человеке, понять его изнутри.
Время меняет строй человеческих мыслей и чувств, строй и уровень мироощущения. Меняется, обостряясь, различающая и объединяющая сила восприятия, его яркость и глубина.
Вырабатывая свою собственную систему отражения реального мира, художник всегда естественным образом воспринимает те или иные художественные традиции, но со временем вступает в конфликт с усвоенными и ассимилированными знаниями и навыками. Такое преодоление "школы", стереотипа творческого метода не редко принимает трагические формы, накладывая отпечаток на всё творчество.
Упомянутый разлад между творческой личностью и обществом находит своё отражение в появлении ряда мотивов, которые в творчестве реалистического направления принимает остросоциальное звучание.
Эти мотивы связаны, как уже говорилось, с резко обострившимся интересом к внутренней жизни человека. Всё явственнее звучит тема одиночества: с удивительным постоянством изображают художники одинокого, потерянного человека, лишённого привязанностей и общения.
Широко известно трагическое восприятие мира Ван Гогом и Гогеном, Тулуз-Лотреком, а позже - Пикассо, но круг художников, чьи произведения являются своеобразным конденсатором душевных мук, отчаяния и пессимизма намного шире.
Об этом в дальнейшем и пойдёт разговор.
Продолжение http://samlib.ru/editors/m/matweewa_n_w/findesiecle2.shtml