Матвеев Михаил Юрьевич : другие произведения.

Между прошлым и будущим: цикл

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В эссе рассматривается содержание четырех трилогий, входящих в цикл "Око Силы" А. Валентинова, и анализируются их достоинства и недостатки.

М. Ю. Матвеев

      

Между прошлым и будущим: цикл "Око Силы" А. Валентинова

 

Содержание

 

Предисловие
Трилогия первая: "Бывают странные сближения-2", или Око Силы против Ока Бога
Трилогия вторая: "И невидимый мастер ход времен восстановит, закрывая короткий театральный сезон"
Трилогия третья: "То ли выплыли мы, то ли захлебнулись навсегда..."
Трилогия четвертая: Вперед в прошлое?
Заключение

Предисловие

          

              Прощай, двадцатый век - святоша и безбожник,
              Обманщик и мудрец, философ и факир,
              Прощай, двадцатый век - убийца и художник,
              Оставишь ли в живых безумный этот мир?!

              Век двадцатый воплощает гениальные идеи -
              Относительны и время, и космическая даль,
              Но печально абсолютны все великие злодеи,
              Убиваемые мысли, убивающая сталь.

              Исчезали Атлантиды, и династии, и боги...
              Невозможно исчисленьем сущность времени понять.
              В возраст нашего столетья уместились две эпохи -
              На беду ему - семнадцать, и на счастье - сорок пять.

              А. А. Дольский "Прощай, ХХ век!"

          

           ХХ век со своими войнами, страстями и потрясениями - это, безусловно, один из самых привлекательных периодов для писателей, подвизающихся на ниве криптоистории. В этот век были изобретены не только ядерная бомба и виртуальная реальность - существенно исказилась даже обычная земная действительность, которая с течением лет становилась все более иллюзорной и фантастической. Это было время создания кумиров, нужных на потребу толпе, эпоха тотальной лжи через средства массовой информации, эра войны имиджей, симулякров и двойников, массового безумия и тотальной подозрительности, веры и безверия, - словом, огромнейший клубок загадок и противоречий, который вряд ли когда-нибудь будет распутан до конца. И один из самых сложных вопросов применительно к данному веку - это то, что же происходило с Россией, каковы были причины случившегося и почему все получилось именно так, а не иначе.

           Существует великое множество версий, объясняющих события 1917 г., причем не только в трудах историков, но и в романах писателей. В частности, имеется эпическая версия ("Тихий Дон" М. А. Шолохова и "Красные дни" А. Д. Знаменского), героическая ("Как закалялась сталь" Н. А. Островского), психологическая ("Голый год" Б. А. Пильняка), философско-мистическая ("Белая гвардия" М. А. Булгакова), авантюрно-приключенческая ("Красные дьяволята" П. А. Бляхина, "Макар-следопыт" Л. Е. Остроумова) и многие другие. Во всем этом есть даже какая-то ирония судьбы - названия перечисленных версий до смешного напоминают субжанры фэнтези, и ни одна из них ситуацию полностью не проясняет, - скорее уж, на основе имеющихся романов создаются все новые и новые мифы. В подобном ряду вполне органично смотрится и криптоистория - вариант, одновременно простой и сложный, оригинальный и банальный, тенденциозный и многозначный. В общем, не хуже и не лучше прочих...

           В чем же заключаются заслуги А. Валентинова? Прежде всего, это масштабность замысла: столь крупных произведений в жанре криптоистории (или, точнее, с применением метода криптоистории) вообще очень мало (в данном случае выделяется разве что серия В. Д. Звягинцева "Одиссей покидает Итаку"). Можно похвалить автора и за смелость: основная "техническая" идея, которую он положил в основу своего сюжета, не очень-то выгодна для романа, а уж тем более - для цикла (или это уже можно назвать серией?). Затронутая им тема хорошо разработана (если не сказать - заезжена): сказать что-то принципиально новое в данном случае крайне сложно. В конце концов, были же "Машина ужаса" и "Из другого мира"[1] (1925) В. Е. Орловского (Грушвицкого), "Радио-мозг" (1928) С. М. Беляева, "Властелин мира" (1929) А. Р. Беляева, "Генератор чудес" (1940) Ю. А. Долгушина... Хватало приключений и несколько иного рода, вроде "Крушения республики Итль" (1925) Б. А. Лавренева или "Повелителя железа" (1925) В. П. Катаева. И вице-король Индии упоминался, и тайная база где-то в Гималаях уже имелась...

           Самое интересное, что большинство упомянутых произведений вышло в свет на редкость оперативно (т. е. вскоре после Гражданской войны), и до ставшего классикой "Обитаемого острова" (1971) А. Н. и Б. Н. Стругацких было еще очень далеко. Тем не менее А. Валентинов все-таки сумел внести в эту тему нечто свое. И дело заключается не в "добавлении" к научным проектам чертей и демонов, и даже не в мифологии как таковой - скорее уж, в "Оке Силы" привлекает масштабная панорама российской действительности в сочетании с уважительным отношением автора к реальной истории страны. Помимо исторических событий, А. Валентинов уделяет огромное внимание психологии главных героев - с их героизмом, патриотизмом, честностью и в то же время - стереотипами мышления и нетерпимостью к чужому мнению, преодолеть которые порою оказывается сложнее, чем отбить нападки нечистой силы. И вот это по-настоящему "цепляет"...

           Разумеется, произведение такого масштаба не лишено недостатков, и самый большой из них заключается в том, что первая и третья (или наоборот - третья и первая?) трилогии А. Валентинова - наиболее уязвимые для критики из всех имеющихся. Ничуть не умаляя достижения автора, можно заодно охарактеризовать и его основные просчеты, наиболее ощутимые именно в первом-третьем и седьмом-девятом романах, - они, как ни странно, тоже представляют интерес и порою даже заставляют задуматься над самим процессом творчества, над тем, что же творится на "писательской кухне". Итак...

          

Трилогия первая: "Бывают странные сближения-2", или Око Силы против Ока Бога

          

              Подхорунжий щерится рубленной ухмылкой,
              Шашкою буденовской перечеркнут лик,
              Рядом комиссарова цокает кобылка -
              Пропорол кожаночку капелевский штык.

              Скачут братья русские, сотенка лихая,
              Шпорами царапаны скакунов бока.
              Не грусти, костлявая, Бога поминая -
              Все тебе достанется, хватит на века.

              Развернемся лавою, братья биты братьями, -
              Белые да красные, чья же тут вина?
              Сатанинской радостью, Божьими проклятьями
              Оживет Гражданская вечная война.

              Вал. Л. и Вад. Л. Мищуки, Л. А. Сергеев
              "Послебатальное полотно"

              Нам не узнать, чей выстрел был последний.
              Потом соврут - кто прав, кто виноват.
              И наплевать на все пустые бредни
              Лет через сорок-пятьдесят.

              Нам жить еще всего четыре шага,
              Их пулеметчик первым рвет струну.
              Ромашка с маком, доблесть и отвага,
              На землю падают одну.

              Труба трубит и маршевые роты,
              Примкнув штыки, идут в огонь и дым...
              И, тихо ахнув, оседает кто-то
              И остается молодым...

              Вал. Л. и Вад. Л. Мищуки, Л. А. Сергеев

              "Красно-белый марш"

          

           Что касается первой трилогии, то здесь прямо-таки напрашивается сопоставление романов А. Валентинова с другим известным фэнтези - серией "Сварог" А. А. Бушкова. Сходство между этими произведениями действительно есть, но имеются и многочисленные различия - не только в сюжете, но и в отдельных описаниях, которые только кажутся похожими, но таковыми все же не являются. Как и в случае с "Лордом с планеты Земля" С. В. Лукьяненко, что-то лучше получается у одного писателя, что-то - у другого, однако "чересполосица" здесь несколько иная: "Око Силы" ощутимо улучшается после первых трех романов, чего, к сожалению, нельзя сказать о "Свароге".

           Главный недостаток первой трилогии А. Валентинова - это нарочитая стилизация текста под некоторые известные и/или узнаваемые источники (в наибольшей степени - авантюрно-приключенческую литературу). Однако так ли уж это было надо? Прежде всего, источник источнику рознь: одно дело - Рокамболь, Картер, Пинкертон и Люпен, и другое - герои Ж. Верна, Л. Буссенара или Т. Майн Рида. Ну а когда к этому добавляются молодой Индиана Джонс и отечественные опусы в духе "Третьего глаза Шивы" Е. И. Парнова, получается явный перебор: в романах просто не чувствуется единой основы, прочного "фундамента". Точнее говоря, такой "фундамент" все же есть, но совсем иного рода: это "Белая гвардия" М. А. Булгакова. "Замах", конечно, был хороший, но не для произведения, в котором преобладает авантюрно-приключенческий сюжет. Получается только временами - в перерывах между активными действиями. А еще - во снах и видениях. Разве что у М. А. Булгакова упоминается грядущий Перекоп, а у А. Валентинова - будущая Каховка.

           И вот здесь-то и появляется повод для серьезных раздумий: одной из характерных (и даже навязчивых) тенденций в современной массовой литературе стало активное использование (если не сказать - тотальная переделка) классических сюжетов - иногда в русле постмодернистских интеллектуальных игр, а иногда и на грани литературного стеба и откровенного ерничанья. При этом нынешним беллетристам удалось обнаружить самое уязвимое место классики: при постмодернистском "выдергивании" классических персонажей (равно как и их авторов) из их родной литературной (социокультурной, исторической) среды происходит полное разрушение изначальных идей и образов. На это обстоятельство с тревогой указывают известные литературоведы. Так, по мнению М. А. Черняк, "возникает парадоксальный оптический эффект: классика препарируется инструментами современной массовой культуры, и произведение, вырывающееся из контекста предшествующей художественной практики, трансформируется и приобретает причудливые черты"[2].

           Этот процесс, разумеется, влияет и на читателей - тем более, что на экране компьютера все авторы выглядят равными - и классики, и современники. Для большей объективности отметим, что некоторые "народные" критики-рецензенты все-таки заподозрили неладное, причем сразу же, применительно к "Волонтерам Челкеля": "Вот тут народ пишет, что Андрей Валентинов прекрасно справился с раскрытием темы Гражданской войны, буквально глаза людям открыл на историю Отчизны. Посмотрел, как оценили читатели ФантЛаба "Белую гвардию" Михаила Афанасьевича Булгакова (кстати, известного фантаста - не в жанре дело)... Очень радует то, Михаила Афанасьевича современная публика продолжает читать и высоко (по моему мнению, недостаточно), ценит. Но оценки этих двух книг, проставленные читателями, практически идентичны. С одной стороны сокровенное, начертанное кровью и болью страшное сказание современника и очевидца, каким являлся гениальный Булгаков. С другой стороны неубедительный народный лубок "с вампирЯми", сочиненный грамотным ремесленником Валентиновым. Ну объясните мне, убогому, как, каким же образом между ними можно поставить знак равенства??!! Не понимаю этой жизни"[3].

           Конечно же, можно допустить, что вторая трилогия "Ока Силы" в этом отношении получилась лучше первой: в ней А. Валентинов более внимательно подходит к творчеству М. А. Булгакова и начинает не столько обыгрывать знакомые описания (в данном случае - из "Мастера и Маргариты"), сколько размышлять над идеями, заложенными в самый легендарный отечественный роман ХХ в. Но так ли уж это было надо? Автору этих строк уже довелось писать про А. А. Бушкова, который прямо-таки катком прошелся по "последнему закатному роману" Михаила Афанасьевича. Ну да, ну да... Разные подходы и художественные методы, разные герои, разные субжанры фэнтези. А вот вопрос один и тот же...

           Еще один недостаток первой трилогии "Ока Силы" (проявляющийся, впрочем, и в последующих романах) - навязчивое вмешательство сверхъестественных сил в человеческую жизнь с целью спасения, предупреждения, поучения и наставления. Это набивает оскомину уже в "Волонтерах Челкеля", а в "Страже Раны" и в "Несущем свет" начинает откровенно раздражать. Вот уж воистину - все хорошо в плепорцию... У того же А. А. Бушкова получается более убедительно: подобное вмешательство происходит только изредка и ничего толком не проясняет - скорее, оно еще больше запутывает ситуацию (что же касается предсказаний, то они в "Свароге" и вовсе выглядят как ответы математика из анекдота, т. е. являются точными и бесполезными).

           Между тем другая (и более распространенная) форма вмешательства сверхъестественных сил - искушения и обманы - в романах А. Валентинова не играет столь существенной роли, как в "Свароге". По сравнению с тем, что обрушивается на героя А. А. Бушкова в "Рыцаре из ниоткуда" и "Летающих островах", изображенные в "Страже Раны" "искушения в пустыне" выглядят довольно бледно. То же самое относится и к романам "Несущий свет" и "Над самой клеткой льва". Вот тут герою А. А. Бушкова нужно отдать должное: Сварог, потеряв Странную Компанию, идею о параллельных мирах отвергает практически сразу же - ведь это все равно будет не его жизнь, не его мир и не его команда. Вполне очевидным представляется и тот факт, что дьявол у А. А. Бушкова смотрится интереснее - он вроде бы ничего и не делает, а люди между тем все равно совершают ошибки - ведь свободу воли у них никто не отбирал...

           Не всегда удачно смотрится и идея, основанная на демонизации политических лидеров, "вселении" в них нечистой силы или ее отождествлении с таковыми. В принципе, в художественной литературе это не такая уж редкость (в данном случае можно упомянуть "Послание к коринфянам" А. М. Столярова и "Мумию" А. Г. Лазарчука), но соответствующие описания обычно получаются прямолинейными и не слишком содержательными. Подобная прямолинейность, кстати, характерна не только для писателей, но и для литературоведов - здесь достаточно упомянуть литературную критику "Мастера и Маргариты". Применительно к "ершалаимским" главам многие исследователи поступают одинаково: они стараются "вселить" Воланда в кого-нибудь из персонажей (чаще всего - Пилата), совершенно не замечая того факта, что для воплощения всемирного зла подобная махинация была бы крайне мелкой...

           В первой трилогии вызывает вопросы и "вклинивание" в повествование технофэнтези, да еще в сочетании с тем, что можно назвать гигантоманией. Технофэнтези, на наш взгляд, хорошо только само по себе (т. е. в виде отдельных романов), но не в виде "вставок" в другие сюжеты (в этом случае данный субжанр фэнтези начинает попросту подавлять собой все остальное). Еще хуже получается с гигантоманией - описанная в тексте машинерия ничего кроме усмешки не вызывает.

           И начать можно с пресловутой Российской Межпланетной Программы, которая, будучи не очень-то и нужной по сюжету, портит весь первый роман (точнее говоря, она все-таки нужна - но не в этой трилогии и в ином смысловом контексте). При чтении подобного текста постоянно возникает желание сказать в духе Станиславского: "Не верю!" (так, кстати, думают и некоторые читатели[4]). Ну хорошо, можно сразу же заподозрить вмешательство неких "прогрессоров", но все равно концы с концами не сходятся! Одобрил бы Александр III такой проект? Весьма сомнительно, хотя больше изумляет другое: на такое дело потребовалось бы благословение со стороны Русской православной церкви, а вот это уже нонсенс! И откуда средства-то находились - на протяжении аж 60 лет (начиная от первых разработок) и при разных правителях? На худой конец, можно было приплести алхимическое золото, но даже этого не имеется! И почему космическая программа изображена как междусобойчик маленькой группы ученых? Ах да - в России же все самоучки, все Кулибины! Примерно как в фильме "Первая встреча, последняя встреча"... А как же происходила транспортировка деталей на космодром, да еще в другую страну? И как такой проект столько времени удавалось хранить в тайне? Космодром - это все-таки не машина времени, и его за заборчиком так просто не спрячешь! (Кстати, эти же вопросы чуть позже возникают и по поводу монастыря Шекар-Гомп, расположенного в крайне удаленном и малодоступном месте.) И был ли в России тех лет энтузиазм в духе Ж. Верна? И что же творят дореволюционные естествоиспытатели-гуманисты? Почему они сразу начали запуски ракет с людьми, не потренировавшись на братьях наших меньших? И почему сверхсекретный объект так слабо охраняется? На полигоне даже завалящей пушечки нет! Ну а когда речь заходит о выделении средств на продолжение проекта со стороны Сибирского правительства в переломный момент Гражданской войны, тут остается только пожать плечами и почесать затылок. А уж про открытие гиперперехода, совпадающее по времени с первым полетом в космос, и говорить нечего. Такие вещи не происходят одновременно!

           По ходу чтения даже возникает мысль о том, что описываемая космическая программа - это некая ширма с целью дезинформации возможного противника. Но ведь оказывается - правда! В виде фарса, как в "Спасителе Короны" А. А. Бушкова, подобное смотрится гораздо лучше...

           Описание секретной базы в монастыре Шекар-Гомп - отдельная песня. И отнюдь не только в отношении возможности строительства такого объекта. То, что выглядело вполне уместным в романах 1920-х гг., не всегда может быть использовано в качестве материала для стилизации - во всяком случае, подобное достаточно странно смотрится в произведении 1990-х гг., претендующем на масштабное осмысление истории ХХ в. Получается явный диссонанс: речь у А. Валентинова идет о серьезных вещах, а воспринимается написанное едва ли не в духе приключений Чипа и Дейла, начиная с момента сбора команды спасателей (маленький цикл серий под названием "Похищенный рубин"). И сколько можно разбивать самолеты и дирижабли?! Для полноты картины не хватает только истерически хихикающего сумасшедшего профессора... Что же касается самого рубина, то в приключенческом романе рациональнее было бы сделать подобный артефакт более компактным и, так сказать, транспортабельным. Это выглядит забавно, но автор все же спохватывается - правда, с заметным отставанием, в "Орфее и Нике". Однако еще забавнее во второй трилогии выглядит та сцена, когда главные герои на полном серьезе начинают обсуждать отличия продукции господина Диснея от классических сказок. А это герои обсуждают или сам автор? К этому все и шло...

           Можно подойти к делу и несколько иначе: собирать и использовать описанную в трилогии установку следовало гораздо раньше - ну хотя бы до начала Первой русской революции. И вот тогда было бы более логично... Кроме того, а почему бы сперва не "облучить" партию большевиков и сделать ее более многочисленной, чем это было в 1917 г.? Если же установка не настолько совершенна, то как же удалось "накрыть" ее излучением отдельно взятую страну - строго по ее границам?

           А теперь сделаем паузу и объективности ради заметим: перечисленные выше недостатки не столь уж и существенны. И причина этого очень проста: цикл сочинялся в первой половине 1990-х гг., когда новые для российской словесности жанры еще толком не устоялись, не было многих исторических исследований и к тому же не был развит Интернет. В настоящее время, конечно, легко рассуждать, зачем автору сдались такие громоздкие артефакты и такой антураж. А ведь можно было бы... То ли дело - упомянуть загадочное письмо с предсказаниями монаха Авеля, которое вроде как полностью парализовало и лишило воли Николая II. Или красочно и подробно изобразить похождения Я. Г. Блюмкина. В случае с этим авантюристом даже выдумывать ничего не надо! Нагляднейшее подтверждение идеи А. Валентинова о том, что реальная история России, если до нее кто-нибудь докопается, окажется гораздо невероятнее, чем все потуги современных фантастов... Что такое?! Автор все-таки изобразил?! Но почему же только в четвертой трилогии? Ах, да - вот это, наверное, и называется разницей во времени и возможностях. Но угадать все равно было приятно...

           Да мало ли что можно было нагородить! Важнее другое: автор не замыкается только на артефактах - как не замыкается он и на играх спецслужб. Чрезвычайно сложными выглядят и стоящие перед ним задачи: с одной стороны, необходимо описать причины массового помрачнения умов и раскола в обществе, с другой - попытаться понять, откуда в полуграмотной и отсталой России вдруг появилось столько самоучек-пассионариев, способных на самые невероятные свершения, с третьей - выяснить, почему в стране так рьяно истребляли таланты, с четвертой - поразмышлять над тем, все ли исчезновения людей можно объяснить одной-единственной причиной, с пятой - раскрыть подоплеку немыслимой покорности и безропотности людей в совершенно жутких условиях, с шестой - выявить причины развала СССР и т. д. И в "Оке Силы" эти задачи худо-бедно, но решаются!

           В первых трех романах цикла имеется, правда, и такой недостаток, который не объяснить только становлением новых жанров. И это не что иное, как поспешность автора, приводящая к недостаточной художественной проработке отдельных эпизодов, а также слишком беглым описаниям. При всей увлекательности повествования в тексте хватает несуразностей - вроде того эпизода, когда Арцеулов в начале "Волонтеров Челкеля" заходит к господам офицерам, берет в руки стопку шустовского коньяка и обнаруживает, что "еще пара таких же бутылок, но уже пустых, сиротливо стояла в углу". И почему, кстати, сиротливо? (Вообще, это общая беда современных "легких" жанров: авторы романов попросту не видят ни величественных пейзажей, ни сравнительно скромных натюрмортов, - хотя сами же их и описывают.) Не очень понятно и то, почему данный герой усмехается, увидев во сне умершую жену. Улыбнуться он действительно мог, но уж никак не усмехнуться! Имеется и такой "перл": "пара пуль просвистела мимо ушей, еще одна чуть не сбила шапку с бегущего впереди Степы". "Чуть" не считается - герои все-таки не из "Матрицы"! (Тьфу ты! А в четвертой трилогии пули и вовсе в воздухе останавливаются!) Или еще лучше: "Перед Ростиславом поставили высокий серебряный кубок, слуга вновь и вновь наполнял его, но Арцеулов пил мало". Силен, бродяга! "Царапают глаз" и современные выражения типа "российская авиабаза" или "что-то круто выходит".

           Вызывают сожаление и описания приключений - вроде бы и здорово написано, но все-таки что-то "царапает". Во всяком случае, ряд эпизодов можно было преподнести читателю более интересно и подробно - и вот в этом отношении А. А. Бушков, которого некоторые рецензенты не без оснований считают лучшим рассказчиком-сказителем современности[5], переигрывает своего коллегу по "литературному цеху".

           Почему так происходит? Прежде всего, у А. А. Бушкова лучше обстоит дело с некоторыми важными категориями и понятиями - начиная от ужаса и кончая юмором. Что касается ужаса, то в "Свароге" это ужас самого человеческого бытия - преходящего, иллюзорного и безысходного. И ужас этот не зависит ни от мира, ни от планеты, ни от эпохи, ни от самого человека. Вот такого "вселенского" экзистенциализма как раз и не хватает в "Оке Силы": этот цикл слишком уж "привязан" к определенной стране и конкретному веку (в четвертой трилогии ситуация меняется, но это уже как-то поздновато). Можно, впрочем, отметить и иное: жуть у А. А. Бушкова нередко оказывается веселой - и это воспринимается лучше, чем непрерывное нагнетание ужаса.

           С юмором тоже все непросто. У А. А. Бушкова он (равно как и сатира, и ирония) есть практически везде. Иногда соответствующие сцены выглядят довольно-таки зло - но от этого они не перестают быть смешными. Что же касается А. Валентинова, то он слишком серьезен. Серьезен как историк, иногда вспоминающий о том, что неплохо было бы включить в повествование и юмор. И делающий это с некоторым запозданием...

           Применительно к отдельным описаниям мастерство А. А. Бушкова заметно, что называется, невооруженным глазом - и в "Рыцаре из ниоткуда", и в "Летающих островах", и даже в последующих произведениях. А что же происходит у А. Валентинова, в первом романе "Ока Силы"? То ли волею судьбы, то ли волею случая образуется некая Странная Компания, которая блуждает по подземелью, выбираясь из него в запертый снаружи подвал. Герои романа отбиваются от нечисти в заброшенной часовне на кладбище и попадают в аварию на бомбардировщике, оказавшемся под ударом магического атмосферного фронта (при этом немаловажное значение имеет оборвавшийся ремень безопасности). Но что толку от подземелий, если в них нет загадочного и страшного монстра? А. Валентинов спохватывается только во втором романе - по сути, дублируя ту же ситуацию, но с разным "антуражем". В свою очередь, бой с нечистью хоть и выглядит отчаянным, но при этом он слишком уж прямолинеен. Другое дело, если в конфликте участвует много противоборствующих сторон, и читателю остается только теряться в догадках. И что особенного в разбившемся самолете? То ли дело сказать - "На поляне идиллически догорал бомбардировщик". Вот это действительно запоминается! Точно так же обстоит дело и с магическим грозовым фронтом: когда у А. А. Бушкова в "Чужих берегах" при виде его умирают от страха даже ничего не боящиеся волкодавы, это впечатляет. Да и оборвавшийся ремень хорош именно сам по себе ("Враг Короны"), без всякого заблаговременного предупреждения. Что уж тут говорить про аварию дирижабля в "Страже раны" - вот в "Чужих берегах" герои грохнулись, так грохнулись!

           Однако все это, как говорится, до поры до времени: улучшение качества текста намечается, как ни странно, уже с момента описания монастыря Шекар-Гомп. Здесь, конечно, трудно удержаться от искушения сравнить "Стража раны" с весьма похожей "Печатью скорби", вышедшей в свет намного позднее. И результат получается довольно-таки неоднозначным...

Таблица 1

"Страж раны" и "Печать скорби": видимое сходство при разных решениях
 

Критерий,   проблема, персонаж

"Страж раны"

"Печать скорби"

Деление на добро и зло

Хорошо заметно и очевидно

Понять что-либо невозможно. Не исключено, что добра как такового в романе вообще нет

Кто лежит под буддийским монастырем

Подробно объясняется и развивается в сюжете

Остается неизвестным

Вмешательство в события со стороны сверхъестественных сил

Постоянное и докучливое. Героям все время кто-нибудь помогает

Только в начале романа. Далее никакое "О, Господи!" уже не помогает

Взгляд на события

Со стороны единомышленников

С точки зрения противников

Расстановка сил Люди, святые, древние герои против нечисти и нежити Человек против демона, люди против людей, люди против демона, возможно даже, демон против демона. Позиция Мэлсдоржа и затеявших игру верховных демонов вообще остается неизвестной

Опыт противостояния потустороннему злу у главного героя

Весьма скромный

Богатейший

Предупреждение о грядущих событиях

Перед главными героями "прокручивается" вся их дальнейшая жизнь

Расплывчатые правила игры и отдельные непонятные мысли и видения

Ученый-археолог

Молодой и везучий

Пожилой и невезучий

Тревога главных героев

За свою страну

За одну из планет, причем уже не выглядящую своей

Может ли человек победить демонов?

Не может - в силу превосходящих сил противника. Главные герои, однако, остаются людьми

Силы равны, но победить не получается: в описанной в романе игре невозможно остаться человеком

Искушения героев

Прямолинейные и хорошо заметные

Скрытые и неочевидные. Сражение с самим собой, возведенное в абсолют, - кратчайший путь к размытию границ добра и зла, истины и лжи, жизни и смерти

Вырывание сердца у человека

С эффектным антуражем

Буднично и без затей, зато запоминается

Астральный поединок

Без подробного описания

"Чудеса на виражах"

Характеристики таинственного излучения

В целом нейтральное, но опасное при использовании соответствующего артефакта

В целом положительное, но результат бесплатного бессмертия довольно своеобразен

Итог

Понятный

Двусмысленный

          

           Нетрудно заметить, что А. А. Бушков при таком сравнении выигрывает лишь отчасти - за счет более интересных описаний трюков, дьявольской игры и двусмысленных ситуаций. А вот как только А. Валентинов перестает описывать приключения ради приключений, задумывается над созданием собственных, а не стилизованных сюжетов и предлагает читателю оригинальные версии событий - так сравнение оказывается уже не в пользу "Сварога". В данном случае представляется понятным и то, что же сдерживает автора: для произведения такого масштаба требуются разные версии и разные концы света, но здесь имеет ограничения сам сюжет...

           В романе "Несущий свет" расхожих авантюрно-приключенческих сюжетов уже меньше - они имеются лишь в начале произведения (при желании там можно обнаружить много общего с "Мамонтами" и "Бестужевым", а заодно и оценить авторские подходы и решения). Но вот дальше становится действительно интересно: ассоциации с произведениями других авторов как-то незаметно исчезают. Это не "Тихий Дон", и не "Красные дни", не "После бури" и даже не "Неуловимые мстители" (хотя сейф с четырехзначным шифром все же имеется). Зато заметными оказываются оригинальные авторские разработки, из числа которых наиболее запоминается описание помощи, оказываемой Арцеулову: она оказывается неоднозначной по своей сути (призрачные казаки) и даже лишенной внутреннего единства (такие же призрачные пираты-контрабандисты).

           А теперь можно более подробно охарактеризовать сильные стороны цикла. Одно из бесспорных достоинств произведения А. Валентинова - это его герои. Как справедливо отмечают Е. А. Петухова и И. В. Черный, "Центральные персонажи "Ока Силы" очень симпатичны. Вероятно, потому, что это обыкновенные люди, а не супермены из популярных фантастических боевиков. У них есть свои слабости. Их даже слишком много, чтобы выстоять в беспощадной борьбе с силами Зла. Поэтому зачастую герои Валентинова гибнут или сходят с дистанции, не выдержав бешеного темпа сражений"[6].

           Один из наиболее сильных эпизодов всего цикла - это сцена в пещере в "Страже раны". И черт с ними, с искушениями - не в них одних дело... Сами по себе Арцеулов и Косухин очень разные - и по характеру, и по судьбам, а не только из-за того, что один из них воюет за белых, а другой за красных. А вот тревога за судьбу своей страны у них одна и та же. И эта тревога - и эта боль - более важны, чем собственное будущее и возможность его изменения. И даже важнее, чем попадание в рай. И не собираются они с упоением драться за Беловодье-Аркаим-Шамбалу-Атлантиду et cetera. И не горят желанием усиливать собственную магическую мощь. И не смотрят на Землю как на отсталый мирок. Можно даже сказать, что они - правильные герои. Такие, конечно, имеются и у А. А. Бушкова - но уж никак не в "Свароге"...

           Весьма эффектно смотрятся и злодеи - начиная с Гонжабова и кончая Агасфером-Ивановым, причем их образы раскрываются постепенно, на протяжении всего цикла. "Наиболее удачным образом такого плана в "Оке Силы" является, по мнению большинства критиков, Всеслав Волков. Это цельный, психологически убедительный характер, персонаж, известный читателю еще по "Слову о полку Игореве".

           По преданию, князь Всеслав Брячиславич Полоцкий умел превращаться в волка и волхвовать. Изгнанный из родного города, погубивший свою душу ворожбой и чародейством, Всеслав-волхв никак не может успокоиться. Неприкаянной тенью мечется князь, ожидая окончания своих мук. Волков действует в эпопее сам по себе. Он лишь временный союзник Агасфера. Порою способствующий противникам Вечного избежать той или иной западни. Всеслав - само олицетворение языческой Древней Руси - неизвестной и загадочной"[7].

           И раз уж речь зашла о главных персонажах, следует отметить и удачную в художественном и содержательном плане идею странника по различным историческим эпохам (именно эпохам, а не планетам). Это то, на что так и не решился А. А. Бушков, хотя его Сварог идеально подходит на такую роль (что характерно, при любом развитии событий). С одной стороны, чем он хуже Гэсэр-хана? Владыка десяти стран света, искоренитель десяти зол. Побеждал всяких чудищ... Естественно, чародей... И кто все-таки находится в подземелье под монастырем? С другой стороны, а чем Сварог лучше Волкова? Как оказывается, имеются даже какие-то подозрительные связи с оборотнями! В общем, не то жалко, что "Печать скорби" не имела продолжения, а то, что не была продолжена "Колдунья". И зачем там А. А. Бушкову понадобилась альтернативная история? И к чему коверкать биографии реальных исторических лиц? Как прямое продолжение "Сварога" это выглядело бы очень круто - просто с течением тысячелетий изменился бы взгляд на жизнь. А заодно - сформировался бы и новый взгляд на события со стороны сил добра. Увы, увы...

           Еще одна удача А. Валентинова - это практически все "дополнительные" идеи, не относящиеся напрямую к главным героям, но заставляющие читателя задуматься над весьма сложными вопросами. Действительно ли человек, не привязанный к одному месту, не привязан и к определенному времени? Любым ли способом можно убить злодея? Правда ли, что американцы бесцеремонны, а русские - те же американцы, только голодные и небритые?

          Эффектно выглядит и легенда о земном мире как о шатре с восьмью шестами, который нужно защищать от внешних вторжений, не реагируя на то, что люди творят внутри самого шатра. А ведь угроза может исходить не только от потусторонних сил, но и от людей - от разнообразнейших "попаданцев", "прогрессоров", путешественников во времени и иже с ними. Эта идея, промелькнувшая в первой трилогии, получает развитие в дальнейших романах цикла, причем всякий раз по-новому. И интерес к тексту отнюдь не ослабевает...

          

Трилогия вторая: "И невидимый мастер ход времен восстановит, закрывая короткий театральный сезон"[8]

          

              По приказу мы стреляли и, стреляя,
              Я дрожал, как отлетающие души.
              Запишите меня в список негодяев,
              Если он теперь еще кому-то нужен.

              Запишите, запишите меня в список,
              Только вряд ли это что-нибудь изменит...
              Никакая боль не будет мне сюрпризом,
              Ведь за столько лет мы превратились в тени.

              И за столько лет мы живы почему-то.
              Как же так, что разобраться не приспело?
              Это ж сколько люди видели салютов?!
              Но, конечно же, ни одного расстрела.

              О. Г. Митяев "Солнечное затмение"

              Шипит, шипит, шипит эпоха под иголкой,
              Что по пластинке той упрямо трет и трет,

              И растирает в пыль не быль, а лишь осколки

              От зеркала того, что все, конечно, врет.


              А в зеркале том - мы, блистаем и сверкаем,

              В дожде "Шампанских брызг", в объятьях
"Риорит",
              Не ведая того, что рядом, в Зазеркалье,

              Темно, темно, темно, и лишь глазок сверит...


              Кончается завод, иголка ставит точку,

              И снова черный диск как будто бы немой.

              Но посмотри: внизу написано в кружочке -

              "
Апрелевский завод" - и год 37-й...

              
И. П. Михалев "Когда наскучит рок и композитор Глинка"

          

           Вторая трилогия по сравнению с первой выглядит как настоящий монолит: повествование ровное, практически все эпизоды равноценны, "ляпов" очень мало, мистика к месту, а стилизация не столь и заметна. Конечно, здесь тоже "наворочено" очень многое - от Ю. О. Домбровского и А. И. Солженицына до Д. Оруэлла (про вездесущего Н. С. Гумилева и деревья с синими листьями можно и не упоминать), однако гораздо лучше чувствуется "основа" ("Мастер и Маргарита" М. А. Булгакова). Небольшие "шероховатости" наблюдаются разве что в изображении "эпических" сцен, больше уместных в специально сконструированных писательским воображением мирах, чем в обычной земной действительности. Так, убежище дхаров в лесу описано слишком бегло и менее интересно, чем Хелльстад у А. А. Бушкова (но зато веселит название одного из заклинаний - "Купол надежды" был, вообще-то, у А. П. Казанцева), а исчезновение Пачанга, выглядящее как пародия на картины Н. К. Рериха, уступает эпизоду с уничтожением Фиортена ("изюминка" в данном случае заключается в том, что у А. А. Бушкова главный герой сам оказывается невольным виновником происшедшего, и это запоминается лучше, чем любые спецэффекты). Однако на этом похожие моменты кончаются, поскольку все остальное - это уже чистая конкретика и авторская интерпретация булгаковских идей. Что же предлагает А. Валентинов читателю?

           В целом автор подошел к делу достаточно толково и логично: прежде чем углубляться в детали, он "взял на вооружение" одну из "магистральных" идей М. А. Булгакова о наличии разных точек зрения на происходящие события. Действительно, мировоззрение у человека может быть научным, ненаучным и обывательским, но к этому списку можно прибавить еще и мировоззрение писателя, а также позицию автора, рассказывающего о другом писателе (в том случае, если речь идет о "романе в романе"). Кроме того, если объективная реальность становится не менее фантастической, чем литературная мистика, некоторые придуманные события могут оказаться правдой - и даже более страшной правдой, чем это мог бы представить себе тот или иной писатель. Вторая трилогия А. Валентинова построена как раз на игре нюансов: в ней наглядно показывается, что одну и ту же сцену можно истолковывать весьма различно, а порой происходящие события вообще оказываются не тем, чем кажутся.

           Итак, каким же предстает роман М. А. Булгакова в зеркале криптоистории?

           Прежде всего, А. Валентинов делает допущение, что многие явления изначально не были связаны друг с другом, имели совершенно разную природу и были объединены только в романе литературного двойника М. А. Булгакова - Афанасия Михайловича Бертяева, сумевшего к тому же предвосхитить и те события, которым еще только предстояло произойти в будущем.

           А ведь все действительно очень зыбко! Одна из оригинальных находок А. Валентинова - это предположение, что в печке сгорел не только роман о Пилате (который на самом деле представлял собой случайные и несвоевременные наброски к научному исследованию), но и нечто гораздо более ценное, соответствующее времени и крайне опасное для автора. И все решила нелепая случайность, которая, однако, вполне устроила одного из главных героев трилогии...

           Не менее оригинальным представляется и переосмысление вампирской тематики. Понимать соответствующие описания можно по-разному - и как проявление потусторонних сил, и как редкую болезнь, и как специальную военную разработку. Впрочем, и реальная действительность такова, что упыри Волкова в любом случае смотрятся в ней очень даже органично. Не менее органично выглядит и история Сергея Пустельги и Веры Лапиной - это будет даже пострашнее влезающей в окно Геллы...

           Неплохо получилось и с эпизодом про пропавшую связку ключей в лечебнице. В принципе, автор рассуждает совершенно верно: просто так такое не случается! Правильна, на наш взгляд, и версия со специально подселенным пациентом. Другое дело, что булгаковская идея была все же более интересной: Воланд действительно "определил" Ивана Бездомного в клинику, но не с целью выпытать что-либо у Мастера, а скорее, чтобы окончательно добить его в психологическом плане и получить "авторские права" на его роман. (И действительно, долго радоваться ("О, как я угадал!") Мастер не мог, а вот сомнений у него должна была зародиться масса. И что же это Воланд рассказывает самую правдивую версию евангельских событий первым встречным, а его, Мастера, как будто вообще не существует? Выходит, эта версия дьяволу вовсе не страшна? А может, и не нужна вовсе? Конечный итог понятен и предсказуем - роман стал противен его творцу[9].) Тем не менее нельзя отрицать, что в рамках цикла предложенная А. Валентиновым версия выглядит вполне логичной и уместной. В конце концов, а где свидетели?!

           В свою очередь, в сцене встречи в Александровском саду автор обращает внимание на то обстоятельство, которые обычно ускользает из поля зрения читателя: в разговоре ведь участвовали двое! И о чем, интересно, на самом деле думал Азазелло у М. А. Булгакова? Его послали совершенно правильно или он - тоже подневольный?

           Следует отметить и попытку спасения любимого человека, описанную А. Валентиновым совершенно не так, как у М. А. Булгакова, но не менее ярко и интересно. Вот здесь два произведения расходятся очень резко - и это явно идет на пользу "Оку Силы". Во всяком случае, в данной трилогии излагается абсолютно бескомпромиссная точка зрения на возможность договоров с посюсторонним и потусторонним злом, причем в гораздо более страшных для главных героев обстоятельствах.

           Однако больше всего удивляет другое, а именно неожиданное развитие сюжета, связанного с колонизацией Тускулы. Пожалуй, самый эффектный эпизод второй трилогии - это разговор Бертяева и Бена. Что-то явно не досмотрели господа-товарищи потомственные дворяне на своей новой планете! Не удалось им найти ту Россию, которую они потеряли. И уж тем более не смогли они построить собственную утопию - несмотря даже на то, что у них нет болезней, голода и революций. А получилась у Косухина и Арцеулова маленькая карикатурная Америка, чрезвычайно далекая от их Родины, - и отнюдь не только в пространстве-времени. И произошло это уже во втором поколении. Нет, конечно, они симпатичны, смелы и образованы - все эти тускуланские мальчики и девочки. Вот только им не больно за страну, которая для них совершенно чужая во всех отношениях. Да и Тускула, в идеале, должна принадлежать только тускуланцам... И говорят эти храбрые разведчики легко и свободно, на самых разных языках, а вот на русском - с каким-то непонятным акцентом. Бертяев, конечно, все понял и ужаснулся. Ему хватило того факта, что А. С. Пушкин для "пришельцев" - всего лишь второстепенный туземный поэт...

           Ну и что же делают эти эмиссары на просторах СССР? Изображают из себя иностранцев. Восстанавливают кое-какую справедливость. Перебрасывают избранных людей на другую планету. В конечном счете - договариваются об установлении дипломатических отношений. Такие "перестрелки" обычно кончаются впустую - и не только с позиции кота Бегемота, но и с точки зрения следственных органов. До поры до времени, конечно, но тут уж "пришельцы" сами виноваты... Вот так в результате и возник миф о нечистой силе - о посетивших Москву демонах, не похожих ни на русских, ни на иностранцев, совершающих эффектные поступки, но ничего не меняющих в том мироустройстве, с которым они изволили ознакомиться.

           Самое любопытное, что к описанным А. Валентиновым событиям можно подойти и совершенно иначе. В конце концов, в Москве действует и настоящая нечистая сила, и подпольное сопротивление, натворившее дел со своей мифической "Вандеей". Отсюда - одна из "магистральных" идей цикла: нельзя изгонять бесов силою Вельзевула, князя бесовского. А заодно - и легендарная встреча на Патриарших прудах, имевшая, как оказывается, совершенно иную цель и смысл. Уже и Бертяева-то нет в живых, а "постановка" продолжает длиться и длиться...

           Ну а что же получилось в конечном итоге? Конечно, можно и так - но заданный выше вопрос об уместности переделки "Мастера и Маргариты" никуда не исчезает. И даже если его вообще проигнорировать, все равно остаются сомнения: не все идеи А. Валентинова одинаково удачны и хорошо продуманы. Так, на основании "Ока Силы" трудно понять, когда же М. А. Булгаков вообще успел написать "Мастера и Маргариту" и какими источниками он при этом пользовался. Впрочем, что взять с современных писателей? Они за год и несколько романов выдадут, а то и целый цикл... И вот, кстати, о сочинителях: хотя А. Валентинов и описывает писательскую среду, но, по сравнению с М. А. Булгаковым, как-то мельком и не слишком выразительно. Так, популярный литератор Гатунский (т. е. Латунский) настолько мелок и всем противен, что не удостоился в "Оке Силы" даже разгрома квартиры.

           Некоторые вопросы возникают и за рамками булгаковских сюжетов - но, к счастью, их не так уж много. В частности, несколько "провисает" общая идея цикла. Почему же за столько лет не была усовершенствована пресловутая установка? Такие "полезные" вещи модернизируются очень быстро! Одной версии о том, что сопротивление идет не на уровне разума, заговорили инстинкты, здесь, пожалуй, все-таки маловато.

           Для красоты повествования неплохо было бы обыграть и какие-нибудь пророчества, благо их имеется несметное количество. Ну вот, к примеру, в духе видений Матроны Московской: "Народ под гипнозом, сам не свой, страшная сила обитает в воздухе, проникает везде, раньше болота и дремучие леса были обитанием этой силы, так как люди ходили в храмы, носили крест и дома были защищены образами, лампадами и освящением, и бесы пролетали мимо таких домов, а теперь бесами заселяются и люди по неверию и отвержению от Бога". А ведь подходит! Матрона, впрочем, говорила и другое: после Сталина каждый правитель будет хуже предыдущего. И вот тут цикл "провисает" вновь: чего бы там ни хотела нечистая сила, вряд ли она согласилась бы "рулить" страной так, как это получилось на самом деле. Опыт-то у товарища Вечного богатейший! А если видно, что эксперимент не получается, то зачем тянуть его так долго? Между тем в самом произведении - перерыв до 1991 г., и никаких авторских комментариев не приводится, да и в следующей трилогии они выглядят слишком скромными и обрывочными...

           Но опять-таки - это сейчас хорошо говорить. В первой половине 1990-х гг. все, конечно, виделось несколько иначе. Да и концовка великолепна - что с усами, что без усов. Что Тускула, что Берлин...

          

Трилогия третья: "То ли выплыли мы, то ли захлебнулись навсегда..."[10]

                     

              Снова лопнул пузырь мирозданья,
              Наступила пора перемен,
              И, страницы былого листая,
              Мы стоим у расстрелянных стен.

              Так уже не однажды бывало -
              Отгуляв, отшумев, отлетев, -
              Уходящая власть оставляла
              За собой лишь заброшенный хлев.

              В. П. Асмолов "Болтовня"

              Я запутался в интригах - то ль чукотских,
              То ли питерских, то ль старокремлевских.
              С подозрением читаю я прессу -
              Вроде - факты, только в чьих интересах?

              Пишут: в Питере плюс два, снег растает,
              А в Москве, наоборот, минус двадцать.
              И сижу я целый день и гадаю:
              А кому же это выгодно, братцы?

              Т. С. Шаов "Наша борьба"

          

           Третья трилогия - это зеркальное отражение первой (равно как и наоборот), а отсюда - очень похожие достоинства и недостатки, эффектные авторские находки, чередующиеся с недоработками текста, и узнаваемое сочетание сильных и слабых мест. Правда, при этом нужно сразу же отметить, что навязчивой стилизации под какие-либо источники (или заигрывания с таковыми) здесь нет, и от этого трилогия только выигрывает.

           Что же представляется неудачным в данном случае? Прежде всего то, что в данной трилогии (как, впрочем, и в следующей) много лишнего, из-за чего возникает эффект информационного шума. Этот упрек, в принципе, можно адресовать и к первым двум трилогиям, но они читались, что называется, на одном дыхании, чего не сказать обо всем остальном. По большому счету, и в третьей, и в четвертой трилогии хороши только заключительные романы ("Когорта" и "Век-волкодав"), в то время как начало и середина выглядят причудливой мозаикой: помимо обилия разговоров и хаотической беготни главных героев, в них мало что запоминается. В третьей трилогии сказывается и эффект новейшей истории: многое, конечно, узнаваемо, но уж очень противно... Или автор именно такого эффекта и добивался?

           В повествовании о начале 1990-х гг. совершенно "провисает" Тускула - и более того, она компрометирует саму идею серии. И действительно, если уж политические страсти кипят даже на другой планете, то к чему же тогда зомбирующая установка? Выходит, можно обойтись и без магии? Не слишком удачными выглядят и похождения чудесно спасшейся Ольги. Такое ощущение, что автору удалось предвосхитить диснеевскую "Анастасию" - а вот это уже анекдот какой-то! Не хватает только Распутина в образе черного мага... Еще более нелепо смотрятся братья Гуаско, путешествующие на роскошной иномарке. Наконец, можно отметить и тот факт, что криптоистория "в концентрированном виде" начинает пародировать саму себя и существенно сказывается на отношении автора к описываемым событиям и историческим лицам. Здесь достаточно упомянуть пресловутый межвременной Карман (он же Ковчег), в котором прятались уцелевшие большевистские вожди: в соответствующих эпизодах у А. Валентинова получилось не только грубо, но и даже как-то фамильярно...

           Автором не разрешаются и те вопросы, которые возникают еще по ходу чтения второй трилогии (по большому счету, они не разрешаются и в четвертой). Ну почему же Агасфер прицепился именно к России? А какие эксперименты (и где именно) он проводил до ХХ в.? И что за чехарда получилась с правителями в поздний советский период? И почему условия эксперимента нельзя было изменить раньше? И опять-таки - разве у Вечного мало опыта?

           Еще более забавно получается, если сопоставить этого самого Вечного с одним из главных злодеев "Сварога". Фаларен у А. А. Бушкова не менее отвратителен, но, как ни странно, более убедителен: при вечной жизни надоедает решительно все, включая жестокие эксперименты над людьми и развязывание войн планетарного масштаба. В результате дело ограничивается аномальной зоной, мелкими пакостями и меланхолическими путешествиями: наблюдать за реальной историей человечества оказывается гораздо интереснее, чем в нее вмешиваться. Невероятно, но факт: в начале четвертой трилогии Агасфер уже именно так и мыслит!

           Подводят автора и некоторые описания - начиная от употребления слов-паразитов как главной отличительной особенности героев и кончая отдельными репликами и образами. К примеру, в данной трилогии (да и не только в ней) имеется яркий и запоминающийся образ Варфоломея Кирилловича, который украшает собой весь цикл: изобразить святого как живого человека - это действительно большое искусство. Но вот стал бы святой шутить по поводу задвижки в купе: "Засовы сии, воин Фроат, почище узилищных станут. Тут и ангел Господень, что Петра-апостола на волю вывел, того и гляди, не прошел бы", - это вопрос... Довольно нелепо выглядит и та икона, которую видит медленно умирающий главный герой в конце трилогии: по-человечески вроде бы все правильно, но в то же время - явный лубок. Не очень понятно и другое: является ли отдельно взятый подвиг поводом попасть на икону? Или тут все-таки нужна вся жизнь? То, что видит Келюс, слишком уж напоминает красочную иллюстрацию к отдельно взятому делу, и причина этого проста: все планы и действия Агасфера автором не разглашаются. Если же это просто наваждение, то подобный трюк тем более не уместен...

           Как ни странно, наибольшую досаду применительно к описаниям вызывает изображение Сердца Дхаров и расположенного поблизости призрачного концлагеря, продолжающего жить своей адской жизнью. Вызывает и само по себе, и в сравнении. Ну зачем же так было торопиться?! Чуть-чуть поподробнее - и получилось бы лучше небезызвестного Аркаима! Сколько же еще лет было до "Печати скорби"...

           Наконец, можно обратить внимание и на то обстоятельство, что в этой трилогии меньше всего ощущаются мистика и волшебство, равно как и очарование тайн и загадок - по крайней мере, до финальной "Когорты". Можно даже сказать, что мистика сменяется экшеном, волшебство - мифологией, а очарование тайн - попытками "выжать" все возможное из предыдущих трилогий. Этот же недостаток плавно "перекочевывает" и в четвертую трилогию: при ее чтении порою кажется, что можно было обойтись обычной альтернативной историей без всяких сверхъестественных сил и явлений.

           А теперь - о хорошем. Самое лучшее в третьей трилогии - это обилие идей. Одна из наиболее заметных - это идея о тщетности, разрушительности и противоестественности любого "прогрессорства". Частный вариант той же идеи - сильнейшее искушение для "аборигенов". Как бы они ни старались, из другого мира или эпохи нельзя заимствовать только то, что хочется (в данном случае - военную технику): одновременно будут заимствоваться и образ мыслей, и мировоззрение, и, что еще хуже, еще бóльшая жестокость. В данном случае бесспорной удачей автора является трагический (но в то же время по-настоящему героический) образ Виктора Ухтомского. Сколько на него всего свалилось! И в современной Москве, в которой он, случайно попав в Дворянское собрание, выглядит настоящим пришельцем, и в своем собственном мире - когда с ужасом осознает тот факт, что белый террор оказался ничуть не лучше красного. Но он, тем не менее, сумел найти свое место в жизни - даже разуверившись во всем на свете...

           В трилогии имеется и более общая идея, достаточно распространенная в отечественной фантастике: коммунистические (а если шире - любые политические) лидеры "...готовы вступить (и вступали) в союз с любыми дьявольскими силами, лишь бы привести всех граждан в состояние покорности, единомыслия и бессрочного энтузиазма"[11].

           Немалый интерес представляют и вариации на "вечные темы". Так, совместим ли обычный земной человек с бессмертием и всеведением? Ох, навряд ли! Рано или поздно пустится во все тяжкие... И действительно, вообразить вечного (но при этом вполне материального) злодея, занимающегося дьявольскими экспериментами, достаточно легко, а вот вечного героя - почему-то намного сложнее. Все они какие-то призрачные... К делу можно подойти и иначе: один в поле - не воин. Двое-трое - тоже. Тем более, когда речь идет о борьбе с вечным злом. Эта трилогия тем и хороша, что в ней худо-бедно собирается команда героев во главе с достаточно харизматичным лидером. Вот в таком случае еще можно некоторое время побарахтаться... Во всяком случае, штурм объекта "Пещера" - самый лучший экшен во всем цикле! А вот было ли создание такой команды провидением, судьбой, исторической необходимостью, природным феноменом или игрой случая - тут уже каждый читатель волен решать сам...

           Ну а финал не менее великолепен, чем в предыдущей трилогии. Особенно в сочетании с датой написания "Когорты". Закончить внукам этот бой явно не удалось. Равно как и правнукам...

                     

Трилогия четвертая: Вперед в прошлое?

                     

              И куда нам вперед идти,
              Если вспять повернули время? -
              Ибо там, где пришли вожди, -
              Там не народ, а племя.

              Третий Рим, слышишь грохот струн? -
              Это старая бродит сила.
              В наших жилах очнется гунн,
              Когда нас позовет Аттила.

              И, как знамя подняв топор,
              Выйдем к счастью рубить дорогу,
              Заметая хвостами сор,
              Шагая с конвоем в ногу.

              А. З. Мирзаян ""Мы" не по Замятину"

              Осталось-то выяснить самую малость:
              Какой у страны стратегический путь?
              Запад, Восток, Евразийство, Сакральность?
              Короче, оглобли куда повернуть?

              Собираются и ругаются,
              Вроде трезвые - что шуметь?
              Кто-то западник, кто-то лапотник,
              А кто и просто так - потрындеть.

              Ищут писатели, ищут политики,
              И политологи, и аналитики.
              Ищут упорно, не могут найти
              Путь, по которому надо идти.

              
Т. С. Шаов "Мы пойдем своим путем"

          

           Начало последней трилогии "Ока Силы" погружает в тягостные раздумья. Нет, ну это же надо - так поступить с собственным циклом! Упомянуть в самом начале повествования 2010-й год, да еще вложить в уста товарища Вечного, помимо афоризма А. Х. Бенкендорфа, слова об идеальном государстве, которое управляет идеальным народом! Тут уже никакая альтернативная реальность не поможет... Но так ли уж все однозначно? Если учесть, что это криптоистория, то здесь возможно всякое! А не является ли такой поворот сюжета хитроумным трюком, придуманным автором специально для того, чтобы закончить свое растянувшееся произведение? Дескать, а дальше-то - никак! Сами видите...

           А можно ведь и просто придерживаться текста - и тогда остается признать, что трюк у автора получился на славу. Достаточно всего-то передвинуть действие на один день - и читатель уже теряется в догадках. Зачем это было сделано? О какой реальности вообще идет речь? Как это соотносится с предыдущими трилогиями? Вопросов много, равно как и вариантов ответа...

           Между тем простой сдвиг хронологии по ходу действия разрастается до идеи временного парадокса, который докатится до потомков. Да, будет Полдень. И XXII век. Вот только почему же мечты о светлом будущем всегда заводят во тьму? Не потому ли, что это вполне соответствует стратегии бесов, в духе "Писем Баламута" К. Льюиса? А может, все дело в том, что при имеющемся прошлом, которое не переписать даже в альтернативных вариантах, мечтать о будущем вообще бессмысленно? Прямо как в той же песенке А. З. Мирзояна:

              Мы штыками ломились в рай,
              И вела нас губа не дура, -
              Только всех привели в сарай
              Комиссары в овечьих шкурах.

              Да, мы внуки дракона, наша память чиста,
              Мы не знаем любви, мы не помним родства,
              Не спасут, не поднимут нас крылья Пегаса,
              Ибо тяжко лежит в нас ивашкино мясо...

              Мы кричали на всех: "У-р-ра!",
              Мы не знали, что выйдет правда,
              Ибо кровь, что лилась вчера,
              Потечет непременно в завтра...

           А хорошая все-таки получилась вещь - сильная, неожиданная и принципиально новая. И не в альтернативной истории тут дело...

           Прежде всего, изменился сам взгляд автора на описываемые события. Этот уже не романы о борьбе Добра и Зла - это романы о противостоянии человека и государства, перемалывающего и характеры, и судьбы, и эпохальные события (недаром же история в данной трилогии определяется профессором Белиным как политика, опрокинутая в прошлое). Перед жерновами государственного аппарата утрачивает значение абсолютно все. И какая разница, кто где служил и за кого сражался? Биографии-то, в сущности, взаимозаменяемы... Особенно впечатляет в этом отношении история, казалось бы, всемогущей и всезнающей Технической группы. Люди в него приходили самые разные - и раз за разом менялись, исчезая в никуда. А оставался только пустой кабинет, пишущая машинка и баночка с засушенной мятой... Эффектно (хотя и жутковато) выглядит и общая "картина мироздания": мир от мира различается преимущественно тем, насколько быстро (или насколько медленно) проводились соответствующие чистки, и какой была исходная разнарядка...

           К пониманию замысла трилогии можно подойти и несколько иначе. Это уже не повествование о сражениях между людьми и демонами - это рассказ о людях, превратившихся в фигурки на глобальной шахматной доске, откуда их могут в любой момент смести. И живут эти самые фигурки только до появления очередного Ферзя. В данном случае - Дракона, но разницы тут никакой. Тем более что драконы всегда лгут, а с обеих сторон доски навязчиво маячит черная тень... В последней трилогии А. Валентинова все же нашелся человек, который сообразил, что происходит, но что это изменило? Заполучил себе стертую память и слабенький эфемерный хэппи-энд в советском ЗАКСе - только-то и всего... Но саму сцену, в которой убежденный коммунист Иван Кузьмич Кречетов, видя перебранку вечных братьев, заявляет, что у нелюдей нет Бога и начинает молиться (и чуть было не переламывает всю ситуацию), можно однозначно считать сильнейшей не только в данной трилогии, но и во всем цикле...

           Возможны, конечно, и другие трактовки. Последняя трилогия "Ока Силы" - это не история о Гражданской войне и ее последствиях, это поиск общего в человеческих душах. И не об удивительном прошлом и бесподобном будущем эти романы, а о свободе и несвободе в максимально широком значении этих слов[12]. И не о дьявольских искушениях в них повествуется, а о недостатках психологии самих людей. Но какой бы вариант ни показался  читателю наиболее привлекательным, это уже совершенно иное произведение, чем предыдущие девять романов. И вот поэтому - хвала автору! Все-таки сумел...

           Трилогия, в числе прочего, запоминается и меньшей предвзятостью со стороны А. Валентинова: если в предыдущих романах автор вольно или невольно симпатизировал и подыгрывал белогвардейцам, то конец цикла уже совершенно иной. Здесь достаточно привести всего лишь одну цитату из "Царя-Космоса": "Сын инженера-путейца и прежде не слишком верил в то, что на войне побеждает тот, в чьей армии больше героев. Героизм - всего лишь кровавая плата за ошибки, а "умение умирать", которым так гордились многие "добровольцы" - стыдливое признание неизбежности поражения. Победу дают порядок, крепкий тыл и контроль за исполнением приказов. У красных, которых его сослуживцы по привычке принимали за бежавшую из зоосада стаю бабуинов, все это имелось".

           Весьма неплохо выглядят и новые авторские идеи. Так, при чтении трилогии можно обнаружить, что потомки по сравнению со своими предками выглядят довольно бледно, и это замечают даже не самые привлекательные персонажи. Как эмоционально выразился Ленька Пантелеев-Москвин в романе "Генерал-марш", ознакомившийся с грядущей историей страны, самое плохое, "что они и через сто лет разобраться не могут. Вцепились в этого Сталина, будто дел у них поважнее нет. Плох он был, хорош... Это все равно что мы бы сейчас партийную дискуссию про Николая Первого открыли. И ведь что обидно? Союз республик распался, партию запретили - и ради чего? Не белогвардейцы к власти пришли, не эсеры, а публика вроде наших нэпманов. А этим ничего не надо, только бы кошелек набить". Любопытно, что и положительные герои, как например, Ольга Зотова в "Веке-волкодаве", думают точно так же - и даже в очень похожих выражениях...

           Можно отметить и удачное описание работы Техгруппы. Оно отнюдь не напоминает сериалы типа "Секретных материалов": главным героям, сражающимся с информационным шумом, приходится намного сложнее. В этом отношении заметно принципиальное отличие заключительной трилогии "Ока Силы" от того же "Сварога". Если герой А. А. Бушкова, уставший от изобретателей вечных двигателей и прочих прожектеров, откровенно "разбрасывается", полагаясь на карательные меры, начальников тайных полиций, личные контакты с населением и собственную удачу, то у А. Валентинова все иначе - и, надо признать, довольно интересно: принципиально значимые интриги, как оказывается, проворачиваются отнюдь не только на самом верху.

           Гораздо лучше, чем в предыдущих трилогиях, у автора получилось с "использованными источниками". Да, "ссылки" на М. А. Булгакова заметны и здесь, - и на "Белую гвардию", и на "Роковые яйца", и на "Мастера и Маргариту", - однако они, что называется, по делу и не отвлекают от чтения основного текста. Не менее интересны и другие ассоциации. Так, герои трилогии собираются подстеречь Илью Эренбурга в Париже точно так же, как Николай Гумилев в романе "Посмотри в глаза чудовищ" А. Г. Лазарчука и М. Г. Успенского. Да и конница Рокоссовского в окрестностях Кашгара смотрится ничуть не хуже, чем Чапаев в компании с Унгерном-Юнгерном у В. О. Пелевина. Бой дирижаблей просто умиляет - это нечто в духе "Адской войны" П. Жиффара. Одно слово - классика! Ну а что касается сверхспособностей Наташи Четвертак, то они ненавязчиво напоминают шедевр советской фантастики - "Лунную радугу" С. И. Павлова. Одно установление телепатической связи на расстоянии чего стоит... Однако удивительней всего смотрится упоминание о "Соборе" О. Т. Гончара. Хотя в нем немало страниц посвящено воспоминаниям о Гражданской войне и фигурирует даже Махно собственной персоной, специальная авторская сноска А. Валентинова отнюдь не так прямолинейна, как кажется. Этот роман, написанный в 1968 г. и опубликованный на русском языке только в конце 1980-х гг. - своеобразная энциклопедия народной жизни, в которой, помимо всего прочего, характеризуются уязвимые места в сознании народа и его менталитете. Те самые "уязвимости", которые в числе прочих факторов и привели к развалу великой державы. Привели без мистики и магии, но столь же загадочно и непостижимо...

           Наконец, приятной неожиданностью в последней трилогии стало резкое уменьшение количества знамений, пророчеств и навязчивого вмешательства потусторонних сил в дела людей. Нет, чтобы сделать это пораньше!

           Последняя трилогия "Ока Силы" радует и сравнительно небольшим количеством недостатков. Самый заметный (но не самый главный) из них бросается в глаза уже в "Царе-Космосе". Заключается он в том, что автор немного переборщил с музыкальными вставками: в таком количестве они напоминают не столько аранжировку, сколько подтанцовку. Да, конечно, - жалостливо, сентиментально, в духе эпохи... Но при этом - однообразно и с частыми повторами. Раз уж это криптоистория, то можно было бы подойти к делу более оригинально, а заодно и обыграть некоторые казусы. К примеру, упомянуть известнейшую песню "Вставай, страна огромная", которая на самом деле была посвящена Первой мировой войне, разве что упоминалась в ней не фашистская нечисть, а нечисть немецкая. Или посмеяться над "Маршем авиаторов", который изначально представлял собой задорный канкан со словами "Все выше, и выше, и выше стремимся мы юбки задрать".

           А можно было, не мудрствуя лукаво, урезать что-нибудь из залихватского современного шансона. Вот тут-то выбор богатейший...

              Всем стоять спокойненько, пузатики!
              Не евши чеснока - чего бояться!
              А нас устроят золотые "катеньки",
              Мы вовсе не намерены кусаться.

              Ваша лодка с дыркой, хоть и на плаву,
              Да вы же все деньгами провоняли!
              А если вдруг сюда придет ОГПУ,
              Вам же лучше - скажете: "Отняли!"

              Тук-тук-тук! Господа и дамы!
              Тук-тук-тук! Отворяй смелее!
              Тук-тук-тук! Не желает драмы!
              Тук-тук-тук! Ленька Пантелеев!

              А. С. Полотно "Ленька Пантелеев"

           В то же время трудно избавиться от ощущения, что трилогии (да и всему циклу) явно не хватает чего-нибудь стилизованно-эпического - так, чтобы квинтсептаккорды сразу били по подсознанию. Ну, не будем слишком придираться...

           Гораздо более существенным недочетом выглядит то, как автор описывает своих главных героев: по сути, он просто складывает их характеристики как в конструкторе, исходя из содержания предыдущих циклов. В этом отношении практически все новые персонажи, будь то Ленька Пантелеев, барон Унгерн, Дмитрий Ильич Ульянов (Не-Ильич) или Наташа Четвертак, выглядят намного более интересно и ярко. В особенности это касается Ивана Кузьмича Кречетова, к концу трилогии ставшего едва ли не главным ее героем. При этом автору удается даже достичь определенной правдоподобности - тем более, что этому парадоксальным образом способствует мифологизированность исторических прототипов. Что уж говорить про легендарные фигуры! К примеру, ну разве мало существует версий про деятельность небезызвестной Мурки? Простор для писательского (да и читательского) воображения, в сущности, ничем не ограничен, - в особенности с учетом того факта, что двойников у таких личностей всегда хватало[13]. Достаточно интересны и фантастические предположения. К примеру, Унгерн в качестве соперника Гитлера выглядит куда как неплохо! Неплох и Блюмкин - причем, как ни странно, даже сам по себе, а вовсе не за счет своих авантюр, приключений и интриг. В целом очарование новых персонажей столь велико, что оно перевешивает все вопросы типа "А могло ли такое быть?" и "Зачем это понадобилось автору?". Скорее уж, можно пожалеть, что в трилогию не попали некоторые известные фигуры вроде Ф. К. Миронова, М. В. Фрунзе, А. С. Бубнова, А. М. Коллонтай. Вроде бы и год для альтернативной судьбы вполне подходящий... Но тут уж, как говорится, воля автора.

           Говоря о недостатках трилогии, можно упомянуть и некоторую "раздерганность" повествования. В частности, слишком частые флешбэки у главных героев не всегда содержат интересную информацию и не всегда добавляют к содержанию романов что-либо новое. В то же время можно отметить и разительный контраст между "серыми" "московскими" (и "питерскими") описаниями и красочными "этнографическими" главами, посвященными посольству из Сайхота в Пачанг.

           И вот, наконец, финал "Ока Силы". Автор оставил его открытым - и это очень большой "плюс" для всего цикла: каждый читатель вправе выражать свою точку зрения на описанные события. Если же высказывать свое мнение (ни в коем случае ничего не навязывая), то, на наш взгляд, конец у автора получился весьма и весьма печальным: в сущности, здесь надо только внимательно читать текст и отмечать маленькие "штришки" и нюансы. Больше всего настораживает "трехчастная" структура "Эпилога": с каждой частью (или главкой) получается все хуже и хуже. Итак, что же произошло на Грани-24? Проведя изящную (и убийственную) интригу, товарищ Вечный выиграл, - да так, что никто ничего даже не понял. Прямо-таки в лучших традициях детектива - главным злодеем оказывается тот, на кого и не подумаешь... Убийственными оказываются не только его действия, но и их, так сказать, логическое обоснование: человечеству, как оказывается, всегда нужен пастырь с железным посохом. Сами же люди ни о чем не способны договориться: дело неизбежно заканчивается либо смутой, либо поиском врагов и предателей в собственных рядах. Не хватает им ума и для того, чтобы понять смысл глобальной шахматной игры - в особенности в свете того факта, что Бог в этой игре может и не участвовать. А вот сами люди всегда готовы в нее влезть - ведь мечта о светлом будущем неистребима. Равно как и мечта о величии своей державы...

           Еще более противоречивым является описание участников сопротивления: их виртуальная беседа напоминает не столько обсуждение плана действий, сколько чат-болталку с различными точками зрения. И вот кстати: а под каким ником тут укрылся товарищ Вечный? Это опять-таки к вопросу о поиске вражеских элементов... Так или иначе, но ситуация далеко не идеальна и в чем-то даже напоминает уже упоминавшуюся "Матрицу": всякая толковая система для большей устойчивости и гармонии должна содержать в себе некоторое количество "вирусов" в виде уцелевших представителей оппозиции. Тем более, что и сам Вечный, похоже, не может обойтись без врагов - так ведь гораздо интереснее...

           Не такой уж и убедительной представляется и версия про главное прибежище зла, в котором все тихо, чинно и благолепно - в точности как на кладбище. "Цены на нефть растут, повышаются пенсии, оппозиция превратилась в сборище шутов, а власть можно вволю ругать в Интернете. Агасфер устроился очень уютно...". Но опять-таки: игра идет сразу в нескольких мирах, и отдельно взятый вариант "партии" ничего не меняет. И стоит ли вообще уповать на бездействие зла? Оно-то как раз очень активно и целеустремленно - в то время как герои "Эпилога" слишком много говорят и слишком много суетятся - в особенности тогда, когда собираются мотаться туда-сюда-обратно. Ладно бы, по одному миру, а то ведь по разным. Так недалеко и до того, чтобы самому "прогрессором" заделаться... В этом отношении третья часть "Эпилога" - самая грустная. Ну вот прибыли постаревшие герои начала цикла на Грань-12 - но как они выглядят стороны со своим корабликом, специально описанным автором так, как это делалось на заре фантастики? И со своими маузерами? А сесть им вообще дадут? И что будет - очередное кровопролитие? И кто их поджидает внизу? Ленька Пантелеев, что ли? И почему межвременной интервал составляет 66 лет? Здесь невольно закрадывается мысль о том, что победить зло можно только в том случае, если удастся изменить всю человеческую психологию. А иначе будет иметь место вечная погоня за ускользающими тенями. И классическая борьба меньшего зла со злом бóльшим, в которой невозможно остаться героем. Но на эволюцию надежды мало - она не спешит, а искусственное вмешательство разрушительно само по себе: к чему могут привести попытки изменения психологии людей, как раз наглядно и описано в романах всего цикла. И это не говоря о том, что любая власть будет искать решительно все, что способно ее укрепить. Не проявляют оптимизма и сами герои, не слишком-то верящие в успех своей миссии. Они бы еще "Варяга" спели! Впрочем, практически это они и поют...

                     

           Заключение

          

           Наша жизнь - копейка,
           Что ж тогда любовь?
           Ты сказать сумей-ка,
          
Что ты хмуришь бровь?

           Всех друзей скосили,
           Сто смертей нам вслед.
           Скачем по России...
           Не на тот ли свет?

            "Скажи мне правду, атаман",
          
муз. И. Г. Духовного, сл. М. В. Патрушева,
          
исп. Т. И. Булановой

           Так о чем же все-таки этот цикл? Прежде всего, это произведение нельзя воспринимать только как смесь криптоистории с альтернативной историей: на самом деле в нем ставятся "вечные" вопросы относительно таких же "вечных" проблем. Ну разве не прав автор, утверждая, что при наличии длительного противостояния ни одна из враждующих сторон не погнушается никакими средствами, лишь бы добыть вожделенное супероружие, способности или знания, дающие преимущество над противником? И разве не прав он в том, что самый большой страх - это боязнь заглянуть до донышка в собственную душу? И что зло не уничтожить, убивая людей? И что счастье - это всего лишь умение быть довольным?

           А можно сказать и иначе. Человеческий век слишком короток, да и сами люди живут быстро и беспамятно. Плохо не только то, что значительная часть знаний, умений и навыков исчезают вместе с конкретными людьми и следующему поколению приходится набираться собственного опыта. И не только то, что у людей нет полной информации о природе зла и его корнях. Гораздо хуже то, что люди совершенно не умеют учиться на собственных ошибках. Самое дорогое на земле, как известно, глупость... Как справедливо отмечается в одном из читательских отзывов, "есть ограниченное число величайших мыслей, способных - будучи усвоенными всем человечеством разом, или, по крайней мере, подавляющим большинством оного человечества - в корне изменить судьбы оного человечества, избавив его от множества несчастий, ужасов и катастроф.

           Увы, но грабли, на которые мы - мастодонтально в неизменности своей - наступаем, они - вечны. Именно потому, что эти мысли величайшие, они имеют свойство Глобальной НЕусвояемости. Парадоксально, но факт"[14].

           Можно подойти к циклу и с учетом судеб главных героев. И вот здесь-то и выясняется, что человек, каким бы суперменом он ни был, все равно слаб. Слаб перед Неизвестностью - являющимися во снах умершими близкими людьми, двусмысленными пророчествами, случайными встречами, неразгаданными загадками истории, даже перед обычным информационным шумом, который он уже не в состоянии проанализировать и отсеять. Так что же удивляться популярности криптоистории? Более того, этот жанр потому и популярен, что он склонен скорее к упрощению ситуации, чем к ее усложнению - ведь реальную историю вообще не получается осмыслить, и она не поддается никакой логике. То ли дело мировой заговор, под который можно подогнать что угодно...

           И что же в результате? Как уже говорилось, автор оставил финал своего цикла открытым, и читателю остается только теряться в догадках. Казалось бы, как много всего не сказано! В каком именно 2012-м году выиграл Вечный? Почему там уцелела только Лидия? Распознает ли обман Ольга Зотова, находящаяся на Грани-24? Что стало с Ухтомским, которому суждено было прожить долго, но умереть не на родной земле? А что произошло с Ленькой Пантелеевым - он сгорел при гиперпереходе или попал в 2012-й год? Встретится ли он там с Вечным и какую сторону выберет? А есть ли во Вселенной хоть один мир с благополучной историей? Вопросы, вопросы... Но тем и хорош открытый финал, что он вынуждает читателя думать собственной головой. И умение автора вовремя поставить точку - гораздо более ценная вещь, чем новая трилогия: чем больше романов, тем меньше поводов для оптимизма. А вот в таком виде, как есть - еще вполне ничего. Надежда, как известно, умирает последней...

          

2022

 

Примечания

 

        1 Один из ранних примеров отечественного технофэнтези, написанного к тому же верующим человеком. Интересные загадки порой подкидывает русская литература...

        2 Черняк М. А. Современная литература как инвестиция в читателя // Школьная библиотека. 2014. No 2. С. 29-30

        3 NikoKlaus. С миру по нитке - господину Валентинову костюмчик: "Волонтеры Челкеля": рецензия. 31 окт. 2010 г.

        4 Mishel5014. Волонтеры Челкеля: рецензия. 29 июня 2021 г.

        5 мрачный маргинал. "Железные паруса": рецензия. 15 июля 2013 г.

        6 Петухова Е. А., Черный И. В. Современный русский историко-фантастический роман. Москва, 2003. С. 106. URL: http://www.fandom.ru/about_fan/cherny_17_4.htm.

        7 Там же. С.99.

        8 Суханов А. А. Патриаршие пруды. URL: http://bards.ru/archives/part.php?id=13478.

       9 Подробнее см.: Матвеев М. Ю. Роман М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита": литературное путешествие по страницам романа: в 2 кн. Санкт-Петербург, 2003. URL: https://vivaldi.nlr.ru/bx000007394/view/#page=.

       10 Мищук Вал. Л., Мищук Вад. Л. Братья Мищуки. Бутылочка с винтом. URL: http://www.bard.ru.com/php/print_list.php?id=14594.

       11 Ревич В. А. Перекресток утопий (Судьбы фантастики на фоне судеб страны). URL: https://www.litmir.me/br/?b=83165&p=93.

       12 kkk72. "Век-волкодав": рецензия. 2 февр. 2012 г.

      13 "Прибыла в Одессу банда из Амура". Песня "Мурка" стала гимном советского криминала. Почему она так популярна и какие тайны скрывает? https://lenta.ru/articles/2021/01/06/murka/.

       14 mputnik. Четвертая трилогия "Ока Силы": рецензия. 29 дек. 2019 г.

        


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"