Матейчик Наталия Васильевна : другие произведения.

Елена Блаватская: сфинкс девятнадцатого века

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Маленькая статья о великой, удивительной женщине.

  Елена Блаватская: сфинкс XIX века
   Елена Ган родилась в августе 1831 года в Екатеринославе. Девочка пришла в этот мир до срока, слабеньким, сильно недоношенным ребёнком, и её окрестили через несколько дней после рождения. Само крещение крохи ознаменовалось небольшим пожаром: от зажжённой свечи загорелось длинное одеяние священника, и несколько человек получили серьёзные ожоги. В городе потом ходили слухи, что пожар на крестинах - дурное предзнаменование.
   Поскольку отец Елены, полковник Пётр Ган, был человеком военным, семье приходилось часто переезжать. За первые десять лет своей жизни маленькая Лена успела пожить в Одессе, Курске, Туле, Петербурге, Полтаве, Астрахани и Саратове.
   В возрасте шести лет Елену стали обучать танцам и игре на фортепиано. Танцы стали для девочки скучной "обязаловкой", а вот от фортепиано её было не отогнать.
   Когда стало стремительно ухудшаться здоровье молодой матери Лены, семья возвратилась в Одессу. Тёплый морской климат не помог: чахотка за три месяца свела в могилу цветущую двадцативосьмилетнюю женщину. Умирая, мать маленькой Леночки радовалась, что она никогда не узнает, что за судьба выпадет на долю её старшей дочери - женщина была уверена, что Елену ждёт особый, тяжёлый и тернистый путь.
   После смерти матери трое детей - а к тому времени у Елены была младшая сестра Вера и брат Леонид - стали жить в огромном имении деда - саратовского губернатора Андрея Фадеева. Воспитанием и образованием внуков занималась в основном бабушка, Елена Фадеева - женщина удивительной доброты, прекрасно знавшая пять языков. Бабушка Елены была единственной, кому удалось "укротить" своей добротой жизнелюбивую, одарённую, смелую и независимую внучку.
   С двенадцати лет Елена стала целыми днями пропадать в огромной бабушкиной библиотеке, где просто поглощала одну за другой книги по средневековому оккультизму.
   Однажды Елена исчезла из дома. Девочку долго не могли найти, и, наконец, уже под вечер, обнаружили на чердаке: она стояла там, окружённая огромной стаей голубей, и, как она сама сказала, "усыпляла" птиц, используя соответствующие мантры, вычитанные ею в оккультных книгах. И голуби действительно не могли двигаться: они лежали, как в ступоре, на полу вокруг Елены.
   С детских лет Елена утверждала, что у неё есть Друг, которого видит только она и который всегда её оберегает.
  С семи лет Лёля - так девочку звали в семье - увлекалась верховой ездой и часто бесстрашно ездила на полуобъезженных лошадях. Однажды, когда тринадцатилетняя Елена на полном скаку на глазах у прислуги упала с лошади и, запутавшись в стременах, повисла, всем казалось, что она разобьётся насмерть, но, когда лошадь остановили, оказалось, что на девочке нет и царапины. "Меня спас Друг", - просто сказала Лёля.
   Юной Елене абсолютно не нравились танцы, а великосветские балы девушка считала пустой тратой времени. Однажды весной 1847 года дед и бабушка Елены потребовали, чтобы внучка поехала с ними на пышный городской бал, где должен был присутствовать царский наместник. Протестуя, девушка нарочно плеснула себе на ногу крутым кипятком. С бабушкой Елены случилась истерика, сама девушка провела в постели два месяца - ожог был обширным и глубоким - но больше на балы её не звали.
   Лёля по-прежнему проводила много времени за фортепиано, а в 1844 году даже полгода обучалась в фортепианных школах Лондона и Парижа, оттачивая навыки игры. В этой поездке юную девушку сопровождал её отец.
   В подростковые годы открылся и ещё один талант Елены - девушка прекрасно рисовала.
   В неполные семнадцать лет Елена Ган вышла замуж за Никифора Блаватского, который был старше её на двадцать шесть лет. Так молодая девушка стала Еленой Блаватской - именно под этим именем она прославится на весь мир.
  Скоропалительный брак Елены был лишь отчаянной попыткой избавиться от опеки родственников и обрести независимость, ни о каких чувствах не было и речи.
   Через месяц после свадьбы, в августе 1849 года, Елена, прихватив все подаренные ей отцом деньги, сбежала из ереванского дома мужа в Одессу, а затем уплыла в Константинополь. Начинались годы странствий.
   В Константинополе Елена стала циркачкой: она больше года проработала в цирке наездницей. Номера Блаватской были невероятно сложными и опасными, и публика неизменно встречала отважную девушку аплодисментами.
   И всё же один из трюков Елены окончился неудачно: упав с лошади, она сломала руку, после чего на цирковой карьере был поставлен крест.
   Перебравшись в Лондон, девушка дебютировала на театральных подмостках: ей доверяли крохотные роли в несколько слов.
   Здесь, в Лондоне, двадцатилетняя Блаватская впервые "вживую" встретила Друга из своих детских и подростковых видений - Махатму Морию. В кратком разговоре Мория упомянул, что ему будет нужна в будущем помощь Елены. Девушка с радостью согласилась, не расспрашивая о подробностях.
   Покинув Лондон, Блаватская отправилась в Египет, где провела около года, затем долго путешествовала по Канаде, Мексике, Южной Америке, и, наконец, добралась до Индии. В этой стране девушка провела больше двух лет.
   Время от времени Елене приходили деньги от отца, который по мере сил помогал финансово своей свободолюбивой дочери, и, кроме того, Блаватская каждый месяц получала довольно крупную сумму от неизвестного ей индуса вместе с подробными указаниями маршрута её путешествия. Деньги всегда пересылались письмом, подробная схема маршрута - тоже, и за два с лишним года своих индийских странствий Елена так ни разу и не увидела своего "спонсора".
   В 1856 году Блаватская приехала в Германию, где встретилась со своим отцом. Они несколько месяцев вместе путешествовали по этой стране, а потом Пётр Ган вернулся в Россию, а Елена отправилась в Лондон, где дала с десяток фортепианных концертов, приобретя определённую известность как пианистка.
   В начале 1858 года Елена вернулась в Россию. Её приезд был полной неожиданностью для родных, которые уже почти перестали надеяться на то, что Елена жива. Вначале Блаватская остановилась в Пскове, в доме своей младшей сестры Веры.
   Вскоре после приезда Елена встретилась со своим мужем Никифором Блаватским. Они поговорили по душам и расстались друзьями, предоставив друг другу свободу, хотя официально оставались в браке до конца жизни.
   Родные быстро заметили, что за время своих странствий Елена стала очень сильным медиумом: молодая женщина всё время была окружена громкими стуками, доносившимися от пола, с потолка, от мебели - отовсюду.
   Блаватская, при помощи подвластных ей сил, давала правильные ответы на любые, самые каверзные вопросы своих многочисленных гостей, и вскоре весь Псков заговорил о ней как о колдунье. К Елене приезжали за советом и помощью со всей губернии.
   Спустя год Елена тяжело заболела: у неё открылась старая, глубокая рана в области сердца, которую она получила давно, во время своих длительных одиночных путешествий.
   Врач оказался не в состоянии лечить Елену, потому что как только он приближался к больной и пытался смазать рану лекарством, он видел смуглую призрачную руку, возникавшую из ниоткуда, которая двигалась над раной, не давая прикоснуться к ней.
   Страх эскулапа перерос в ужас, когда комнату, где лежала больная, наполнила жуткая какофония громких стуков, несущихся отовсюду. И врач попросту сбежал, чтобы уже никогда не вернуться к странной, пугающей пациентке.
   А рана спустя неделю зарубцевалась сама.
   Излечившись, Елена в сопровождении отца и сестры около года путешествовала по Кавказу, а затем покинула Россию и отправилась в Италию.
   В 1863 году Блаватская вновь посетила Индию. На этот раз, к её огромной радости, ей удалось, наконец, проникнуть в Тибет.
  Елена провела в Тибете более четырёх лет. Во время путешествий в этой стране она посетила Лхасу и уединённые монастыри, где до неё не ступала нога ни единого европейца, в том числе знаменитый "закрытый" храм Ташилунпо, на территорию которого допускались единицы.
  
   Как позже вспоминала сама Блаватская, в храм Ташилунпо ей помог попасть Махатма Мория. Из Тибета неутомимая путешественница отправилась в Перу и США. Здесь, в Америке, Елену "догнало" наследство, оставленное ей умершей крёстной - 86 тысяч рублей, в те годы - огромная сумма.
  
   Позже Блаватская никак не могла объяснить внятно, как за неполных два года странствий по США она спустила все эти деньги, помнила только, что среди прочего купила большой участок земли где-то в Техасе, но все документы, связанные с этой сделкой, она потеряла.
  
   Ещё одним американским приобретением Елены стал огромный ньюфаундленд.
  Блаватская сильно привязалась к собаке и всегда водила её за собой на увесистой золотой цепочке. Покидая страну, женщина подарила ньюфаундленда случайному знакомому: она боялась, что пёс не выдержит тяжёлой и дальней дороги.
  
   В 1866 году Блаватская приехала в Италию. Здесь в ноябре 1867 года, одетая в мужскую одежду, она участвовала в тяжелейшем сражении при Ментане на стороне войск Гарибальди.
  В этой битве Елена получила семь ранений. Молодая женщина потеряла много крови и долгое время была без сознания - её даже посчитали убитой. Блаватская до конца жизни носила в своём теле две пули, полученные в той памятной битве - одна засела в левом плече, вторая - в правом бедре. Через полгода, оправившись от ранений, Блаватская уехала во Флоренцию, а оттуда - снова в Тибет. На этот раз Елена провела здесь три года. Она жила в уединённых горных ашрамах и была посвящена в высшие оккультные мистерии и эзотерические буддийские практики.
  Из Тибета Елена Петровна отправилась на Кипр, затем посетила Грецию, однако не задержалась долго на цветущей земле Эллады.
  В 1871 году, совершая морское путешествие в Египет на пароходе "Эвномия", Блаватская попала в кораблекрушение. На корабле произошёл сильный взрыв, многие пассажиры погибли, но неутомимая путешественница не пострадала.
  Обосновавшись в стране фараонов, Блаватская открыла в Каире "Спиритическое общество" для изучения медиумических и природных феноменов. Через месяц начинание Елены потерпело полный крах: будучи неопытной в финансовых делах и делах управления, Блаватская окружила себя ненадёжными людьми, которые подчистую разворовали деньги общества.
  В 1872 году Елена вернулась в Россию - она неожиданно, без предупреждения появилась на пороге одесского дома своей сестры Веры. В Одессе Блаватская открыла небольшой магазинчик, где продавала чернила, изготовленные по собственному рецепту, и очень красивые искусственные бумажные цветы, тоже сделанные собственноручно. Да-да, Елена была ещё и превосходной рукодельницей!
  Спустя полгода магазин Блаватской стал популярным, особенно ценились изготовленные ею чернила, однако оседлая жизнь вскоре показалась Елене Петровне скучной, и в 1873 году, простившись с родными, она уехала во Францию.
  Покидая Россию, Блаватская не знала, что больше она никогда не увидит Родины.
  В Париже путешественница прожила всего полгода, и её снова потянуло в дорогу - на этот раз в Америку. В порту Гавра Елена Петровна случайно познакомилась с бедной женщиной с двумя детьми - погодками, у которых не было денег на билеты. Узнав об этом, она сдала свой дорогой билет и на вырученные деньги купила билеты третьего класса - для себя, случайной знакомой и её детей. Так, не моргнув глазом, русская дворянка Блаватская отправилась третьим классом в двухнедельное путешествие в Америку.
  В 1874 году, по приезде в Америку, Блаватская, экономя деньги, поселилась в меблированных комнатах в одном из небогатых кварталов Нью-Йорка. В Америке неутомимая путешественница осела на целых пять лет.
  В Нью-Йорке Елена Петровна быстро завела знакомства с местными спиритами, и в их числе с юристом, писателем и журналистом Генри Олькоттом, который стал её другом и помощником до конца жизни.
  Вскоре Блаватская, благодаря своей способности управлять различными оккультными силами природы, стала пользоваться огромным уважением американских спиритов: повинуясь её воле, взлетали в воздух тяжёлые столы, появлялись надписи на страницах закрытых книг...
  Игра на фортепиано была любимым хобби Елены Петровны. Из-за кочевого образа жизни она не могла позволить себе иметь собственный инструмент, но при любой возможности с огромным удовольствием играла на фортепиано, и, по свидетельствам многих, присутствовавших на таких импровизированных фортепианных концертах, для пианистки, иногда годами не касавшейся клавиш, Блаватская играла просто великолепно.
  В 1875 году Елена впервые в своей жизни столкнулась с денежными затруднениями: это было связано со смертью её отца, полковника Гана, которую она предчувствовала за год до случившегося.
  Около полугода, пока утрясались дела с отцовским наследством, Блаватская, оставшись без гроша, зарабатывала на жизнь написанием газетных статей и изготовлением искусственных цветов. Цветы эти продавались в небольшом магазинчике, хозяйкой которого была приятельница Елены, и пользовались такой популярностью, что, когда Блаватская снова начала регулярно получать деньги из России и перестала заниматься цветами, её подруга была сильно раздосадована.
  За годы, проведённые в Америке, Блаватская несколько раз встречалась с Махатмой Морией, и, наконец, ей было сообщено гуру, что её миссия - приоткрыть для западного мира великое знание и сокровенные тайны эзотерических учений Востока.
   В 1875 в Нью-Йорке Елена Блаватская и Генри Олькотт создали "Теософское общество". Общество это было создано по прямому указанию Махатмы Мории для раскрытия непознанных способностей человеческой души и изучения оккультных наук.
  Практически с самого зарождения "Теософского общества" нападки на Блаватскую со стороны её недоброжелателей - в основном, американских церковников - резко усилились. Они не придумали ничего лучшего, чем огласить Елену Петровну "русской шпионкой", но это, как ни странно, сработало: люди стали массово выходить из общества.
  Такой сильной натуре, как Блаватская, было всё равно, что о ней говорят, но сплетня о "русской шпионке" мешала делу её жизни, и тогда Елена решила принять гражданство США. Она стала первой русской дворянкой, получившей гражданство этой страны.
   В 1875 году Елена Петровна начинает работу над одной из своих главных книг - знаменитой "Разоблачённой Изидой". Блаватская работала над этой рукописью весьма необычным образом: почти весь объёмный текст был написан ею в состоянии транса. Страницы рукописи, написанные Еленой в разное время, написаны абсолютно разными почерками - их было как минимум четыре.
  Как вспоминал Олькотт, во время работы над рукописью "Разоблачённой Изиды" Блаватская постоянно менялась: она садилась за письменный стол одним человеком, а вставала совершенно другим, изменялись быстрота и чёткость движений, походка, манера говорить, голос, настроение.
  Наблюдения Олькотта привели его к выводу, что во время работы над книгой Блаватская просто "одалживала" своё тело адептам-Махатмам, которые, входя в него в астральной форме, действовали в нём по очереди. Сам Олькотт при этом испытывал сначала страх, вгонявший его в совершенное оцепенение, а затем, попривыкнув, благоговение.
  Елена Блаватская писала сестре, что во время работы над рукописью "Изиды" её часто "выталкивали" из физического тела, и она находилась где-то поблизости в полубессознательном состоянии, и только тонкая серебряная нить связывала её с телом. В это время она прекрасно видела и слышала, что делает временный "обладатель" её тела.
  Работа над "Разоблачённой Изидой" продолжалась около двух лет, книга была опубликована в Америке осенью 1877 года и вызвала настоящий переполох. Огромный по тем временам тираж был распродан за девять дней.
  Отзывы критиков были разными: одни, и их было большинство, называли только что вышедшую из печати "Изиду" "замечательнейшим произведением века", которое заслуживает внимательного и вдумчивого прочтения, а другие - "огромным блюдом объедков".
  Если ещё до публикации книги американские церковники "окрестили" Блаватскую "русской шпионкой", то теперь началась настоящая травля автора "Разоблачённой Изиды", ведь Елена Петровна прямо написала, что то, что видели ученики Христа после его смерти - не физическое, а астральное тело. И это разъярило церковников.
  Устав от постоянных нападок, в 1879 году Блаватская в сопровождении Генри Олькотта и нескольких преданных друзей навсегда покинула Америку и отправилась в Индию. Вскоре в этой стране был открыт крупный филиал "Теософского общества", который активно работает до сих пор.
  Поселившись в Адьяре, Блаватская начала на собственные деньги выпускать ежемесячный журнал "Теософ", посвящённый различным оккультным исследованиям, и стала его редактором.
  В то же время Елена Петровна активно писала статьи для "Русского вестника", издававшегося в Петербурге, и в 1879 году с подзаголовком "Письма на Родину" в этом журнале вышла серия её путевых заметок о путешествиях по Индии.
  Весной 1880 года Блаватская в сопровождении Олькотта отправилась на Цейлон. На борту судна у знаменитой оккультистки сразу же начался конфликт с помощником капитана - грубым и неуклюжим шотландцем, фанатичным приверженцем пресвитерианской церкви.
  В течение всего путешествия этот мужлан постоянно оскорблял Елену Петровну, называя её то - лгуньей, то - дешёвой циркачкой. Вначале эти глупые нападки лишь смешили Блаватскую, но, в конце концов, ей это надоело.
  Оккультистка решила проучить глупого и грубого моряка. Однажды, когда тот снова подступился к ней со своими насмешками, Елена Петровна попросила у помощника капитана его носовой платок и сказала, что намерена прямо сейчас продемонстрировать ему свои оккультные способности.
  Тот с недоверчивой усмешкой протянул ей свой простой белый хлопковый платок. Блаватская свернула ткань в тонкую, плотную трубку и стала мять в руках. Она стискивала платок так крепко, что от усилий у неё покраснело лицо.
  Когда Елена Петровна отдала помощнику капитана кусочек измятой ткани, тот, развернув платок, оторопел: в самом центре красовалась его монограмма, изысканно вышитая разноцветными шёлковыми нитками. Она появилась на ткани за те несколько минут, пока платок находился в руках Блаватской.
  Моряк с испугом взглянул на оккультистку и, не говоря ни слова, сбежал с палубы. Больше он Елену Петровну не беспокоил и к ней не подходил.
  Этот случай получил широкую огласку, поскольку "операцию с платком" наблюдали многочисленные пассажиры судна.
  На острове Блаватскую и её спутника встретили по-королевски. Около двух месяцев Елена Петровна путешествовала по Цейлону и именно здесь она стала буддисткой, получив "три драгоценности", а затем вернулась в Индию и снова окунулась в работу индийского филиала общества.
  Жаркий, влажный климат Индии сильно подорвал здоровье Елены Петровны. У оккультистки стала прогрессировать запущенная болезнь почек, и это заставило Блаватскую в 1885 году проститься с любимой Индией и уехать в Германию.
  Здесь она написала главный труд своей жизни - знаменитую "Тайную доктрину". Работа над книгой велась непрерывно с середины 1884 года, и первые страницы рукописи были написаны ещё в Индии.
  "Тайную доктрину" знаменитая оккультистка писала точно так же, как раньше писала "Разоблачённую Изиду": ей помогали "невидимые соавторы", зачастую в распоряжение Блаватской невероятным, немыслимым образом попадали фолианты старинных книг, которые растворялись в воздухе, как только она заканчивала работу с ними.
  Кроме почерка Блаватской, на страницах рукописи часто встречаются ещё два: один из них, как утверждала Елена Петровна, почерк Махатмы Мории, второй - ещё одного её Учителя.
  В середине 1887 года, в самый разгар работы над рукописью, у Блаватской обострилась застарелая болезнь почек. Всё было настолько безнадёжно, что от неё отказались врачи и посоветовали написать завещание.
  Не дождавшись сообщения о смерти "безнадёжной больной", один из лечивших Блаватскую эскулапов через несколько дней заехал к ней. Каково же было удивление врача, когда он увидел Елену Петровну за письменным столом, работающей над рукописью!
  Сама Блаватская сказала удивлённому медику, что её спас Махатма Мория, "потому что не время мне ещё умирать". Все врачи, наблюдавшие Елену Петровну, в один голос заявили, что её выздоровление при таком диагнозе - просто чудо.
  Работа над рукописью "Тайной доктрины" была закончена уже в Великобритании, куда Блаватская переехала в 1887 году. Первые два тома были опубликованы в Лондоне в конце 1888 года, над третьим, завершающим, оккультистка работала до самой смерти.
  С конца 1887 года Блаватская стала издавать журнал "Люцифер", большинство текстов для которого она писала сама. При этом Елена Петровна очень часто давала цитаты, не указывая ссылку на них. Сотрудники журнала, сверяя цитаты, переворачивали вверх дном все лондонские библиотеки, и частенько бывали поражены тем, что оккультистка дословно воспроизводила цитаты из редких книг, которых у неё под рукой не было.
  Часто по вечерам на квартире Блаватской проходили многолюдные собрания самой разнообразной публики: к ней наведывались скептики, любопытствующие, искатели тайного знания.
  И разношёрстная компания гостей почти каждый вечер слышала порождаемый оккультисткой громкий мелодичный звон - звон астральных потоков, изысканно-причудливый, хрустальный, неповторимый, доносящийся откуда-то издалека и в то же время обволакивающий со всех сторон.
  В начале 1890 года Блаватская создала закрытую эзотерическую группу из двенадцати человек - шести мужчин и шести женщин. Каждого из этих учеников Елена Петровна выбрала лично, и им она устно передавала тайные знания, которые не были изложены ни в одной из её книг. В комнату, где проходили собрания, могли входить только тринадцать человек - сама оккультистка и её ученики.
  Между тем, здоровье оккультистки продолжало ухудшаться - состояние почек было плачевным, и ведущие лондонские медики не могли взять в толк, как эта женщина вообще умудряется жить.
  В самом конце апреля 1891 года Блаватская подхватила сильный грипп, который за считанные дни свёл её в могилу.
  Тело знаменитой оккультистки было кремировано. Её прах, разделённый на части, по сей день хранится в трёх главных теософских центрах - лондонском, нью-йоркском и адьярском.
  Эту удивительную женщину ещё при жизни "окрестили" "сфинксом XIX века": она была такой же загадочной и непостижимой, как и знаменитая монументальная скульптура, находящаяся в Египте.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"