До свиданья, друг мой, до свиданья...
Самиздат:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь|Техвопросы]
До свиданья, друг мой, до свиданья...
пьеса
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
Есенин Сергей - русский поэт
Зинаида Райх- первая жена Есенина
Бениславская Галина- друг и поклонница Есенина
Айседора Дункан - вторая жена Есенина
Анатолий Мариенгоф- друг Есенина, поэт.
Анна Берзинь - подруга Есенина
Августа Миклашевская - актриса, муза Есенина
Действие 1
Номер гостиницы "Англетер". Стол сбоку сцены. Возле стола стоит добротный чемодан. За столом за бумагами сидит Есенин. Он одет в английский костюм, кутается в пальто, волосы растрепаны. Поодаль на сцене танцует Айседора в тонком белом платье с длинным красным шарфом в руках. Рядом, прислонившись к колоне стоит Галя Бениславская. С другой стороны стоит Зина Райх, отчаянно заламывая руки. На фоне этой картины играет приятная классическая мелодия.
Есенин: Судьба-злодейка! Опутала меня кровавым роком, утопила в объятьях горечи и вина. Может, и вправду схожу с ума я? Падаю в бездонную пропасть сознания своего, цепляюсь рубахою за ветки, царапающие мне душу? Или это черный человек опять ступает по моим следам? Где правда, а где вымысел? Чего они все хотят от меня, от русского поэта??? (срывается со стула и почти кричит) Мерзавцы, погубили вы Россию!
Дункан испуганно останавливается и убегает за сцену, оставив свой красный шарф.
Бениславская подходит к Есенину и гладит его по голове.
Есенин: Как же быть...вернуться к ней? Она конечно же простит повесу... Но как же тошно мне в толпе случайных интриганов. Это муки, муки...Не могу я! Не могу! Что же делать?
Бениславская уходит.
Есенин вздыхает, садится за стол, берет перо в руки.
Есенин: До свиданья, друг мой, до свиданья...(обхватывает голову руками) До свиданья друг мой.... милый мой... ты у меня в груди....(молча думает с минуты две, обхватив голову, потом смотрит на чемодан возле стола)
Райх подходит к столу. Есенин встает, мгновение смотрит Райх в глаза. Боль искажает лицо поэта.
Есенин: Ты...ты у меня в груди (прохаживаясь и бубня под нос) До свиданья, друг мой, до свиданья...милый мой....... ты у меня в груди...расставание впереди...
На сцену выходят два человека в одинаковых масках и одеждах, хватают Есенина под руки. Есенин ошарашено смотрит на них. Один из них набрасывает Есенину красный шарф на шею. Гасится свет.
Действие 2
Посреди сцены стоит стол. На столе печатная машинка, бутылка вина и бокал. По одну сторону стола сидит Бениславская, напротив нее сидит Есенин. Волосы Бениславской гладко зачесаны назад в узел, на ней строгое закрытое наглухо серое платье. Есенин одет элегантно, ботинки лакированные блестят, подле него стоит чемодан. Бениславская пишет письмо. Есенин сидит, понуро повесив голову
Бениславская: (проговаривает вслух то, что пишет) Сергей Александрович, милый, хороший, родной. Прочтите все это внимательно и вдумчиво, постарайтесь, чтобы все, что я пишу; не осталось для Вас словами, фразами, а дошло до Вас по-настоящему.
Вы ведь теперь глухим стали, никого по-настоящему не видите, не чувствуете. Не доходит до Вас. Поэтому говорить с Вами очень трудно (говорить, а не разговаривать). Вы все слушаете неслышащими ушами; слушаете, а я вижу, чувствую, что Вам хочется скорее кончить разговор.
Есенин громко вздыхает.
Бениславская: (продолжает писать) Знаете, похоже, что Вы отделены от мира стеклом. Вы за стеклом. Поэтому Вам кажется, что Вы все видите, во всем разбираетесь, а на самом деле Вы не с нами. Вы совершенно один, сам с собою, по ту сторону стекла. Ведь мало видеть, надо как-то воспринимать организмом мир, а у Вас на самом деле невидящие глаза. Вы по-настоящему не ориентируетесь ни среди людей, ни в событиях. Для Вас ничего не существует, кроме Вашего самосознания, Вашего мироощущения. Вы до жуткого одиноки, несмотря даже на то, что Вы говорите: "Да, Галя друг", "Да, такой-то изумительно ко мне относится". Ведь этого мало, чтобы мы чувствовали Вас, надо, чтобы Вы нас почувствовали как-то, хоть немного, но почувствовали. Вы сейчас какой-то "не настоящий". Вы все время отсутствуете. И не думайте, что это так должно быть. Вы весь ушли в себя, все время переворачиваете свою душу, свои переживания, ощущения. Других людей Вы видите постольку, поскольку находите в них отзвук вот этому копанию в себе.
Есенин берет письмо из рук Бениславской, пробегает строчки глазами. Лицо его полно усталости.
Есенин: (ищет бумагу, находит и быстро царапает) Галя, милая Галя! Ну что вы опять за свое... Полно Вам! Что вы знаете о моем одиночестве? Я для вас всего лишь больной человек, которого вы пытаетесь заслонить своей юбкой от всех и вся.
Бениславская вырывает лист из рук Есенина. Прочитывает письмо и наклоняется к Есенину.
Бениславская: Сергей Александрович (шепчет горестно), прошу Вас, опомнитесь! Вы талантливый поэт, перестаньте, умоляю вас, растрачивать себя, перестаньте, наконец, ходить по кабакам с вашими этими подлипалами. Да что ж Вы себя-то губите?
Есенин: (наливает вино в бокал и залпом выпивает)Эээх, не слышите вы меня совсем... Больно мне....Галя, как мне больно-то! Нет интереса мне, Галя, я много работал, за многое боролся, а что теперь, Галя? Разве за это я боролся, разве об этом я писал стихи? Галя, что мне осталось, кроме...? (наливает еще вина в бокал)
Бениславская: (отбирает бокал у Есенина) Сергей Александрович, я сейчас на краю. Еще немного, и я не выдержу этой борьбы с Вами и за Вас... Вы сами знаете, что Вам нельзя. Я это знаю не меньше Вас. Я на стену лезу, чтобы помочь Вам выбраться, а Вы? Захотелось пойти, встряхнуться, ну и наплевать на все, на всех. "Мне этого хочется..." (это не в упрек, просто я хочу, чтобы Вы поняли положение). А о том, что Вы в один день разрушаете добытое борьбой, что от этого руки опускаются, что этим Вы заставляете опять сначала делать, обо всем этом Вы ни на минуту не задумываетесь. Я совершенно прямо говорю, что такую преданность, как во мне, именно бескорыстную преданность, Вы навряд ли найдете. Зачем же Вы швыряетесь этим? Зачем не хотите сохранить меня? Я нарочно это пишу и нишу, отбрасывая всякую скромность, о своем отношении к Вам. Поймите, постарайтесь понять и помогите мне, а не толкайте меня на худшее. Сергей Александрович, я же люблю Вас, ну поймите, не могу я спокойно смотреть, как Вы губите себя!
Есенин хмурится и пишет письмо.
Есенин: Галя милая! Я очень люблю Вас и очень дорожу Вами, поэтому не поймите отъезд мой как что-нибудь направленное в сторону друзей от безразличия. Галя милая! Повторяю Вам, что Вы очень и очень мне дороги. Да и сами Вы знаете, что без Вашего участия в моей судьбе было бы очень много плачевного.
Есенин передает письмо Бениславской. Бениславская с надеждой читает его, но дочитав до конца лицо ее искажает боль и отчаяние, нечаянно роняет письмо на пол.
Гаснет свет и зажигается снова.
На сцене Бениславская сидит в ворохе писем. Раздается стук в дверь. Бениславская вытирает слезы и идет отворять дверь. Заходит Райх в черном, с черным платком на голове.
Райх: Галя...хотела зайти в Вам....сказать "спасибо" за все....(в ее глазах слезы), что Вы для Сережи сделали.
Бениславская: Что Вы, Зина...(замолкает, зависает пауза, Зина мнется у двери, не зная, что делать) может пройдете? У меня чай хороший есть, Сережа из-за границы привез...Составите мне компанию?(пытается говорить бодро)
Райх: Спасибо, Галя, с радостью попью с вами чаю.
Райх проходит к столу, садится. Бениславская приносит чашки и чайник на стол. Молча разливает чай по чашкам. Райх смотрит на нее с уважением и трепетом. Наконец Бениславская садится напротив Райх.
Бениславская: Помянем Сергея Александровича?
Женщины выпиваю чаю не чокаясь.
Райх: Что это у вас, письма?
Бениславская: Да вот...Сергей Александрович писал...
Райх: Как много писем...он вас очень ценил...
Бениславская горько усмехается.
Райх: Галя, как Вы...как Вы, держитесь?
Бениславская смеется, поднимает полные слез глаза на Райх.
Бениславская: Я и не держусь...
Райх: Галя, ну что Вы!(говорит тихо-ласково, осторожно прикасается к Галиной руке) Вы очень сильная...Знаю, нужно держаться, но не знаю как...
Бениславская: Нужно...Как часто это теперь кажется невозможным... Сергей Александрович...он был такой бодрый перед отъездом, у него было столько планов! А тут...Я до сих пор не могу в это поверить! Кажется, что дверь распахнется, а на пороге Сергей Александрович, с озорным огнем в глазах, закричит: Галя, ну что вы опять грустите?!
Райх закрывает лицо руками.
Райх: Я его так любила...Да кто его не любил?(горько усмехается) Бедные сиротки мои...Ой горе (рыдает)
Бениславская: Тише-тише...
Райх: (поднимает глаза на Бениславскую) Вы верите, что он сам...ну...повесился? Это невозможно...Да он много пугал, что де вены порежу, что умру скоро, но самоубийцы так не говорят. А Сережа так, чтоб пожалели...
Бениславская: Он был очень болен, ему постоянно что-то мерещилось...может припадок случился...
Райх: Я в это не верю. Он уезжал и был здоров, говорил, что не пьет почти и настроен на новую жизнь.
Бениславская: Теперь уж все равно...его ведь нет. Устал от стихов...талант сгубил его...
Райх: Да как же то сгубил?
Бениславская: Сергей Александрович очень страдал от своей бездеятельности. Нечем стало жить. Много, очень много уходило и ушло в стихи, но он сам говорил, что нельзя ему жить только стихами, надо отдыхать от них. Отдыхать было не на чем. Оставались женщины и вино. Женщины скоро надоели. Следовательно -- только вино, от которого он тоже очень хотел бы избавиться, но не было сил, вернее, нечем было заменить, нечем было заполнить промежутки между стихами.
Райх: Другой жизни ему и не нужно было...Не нужна была семья - она угнетала вдохновение. "Поэт должен быть холостой", - говорил Сережа.
Райх поднимает на нее грустные глаза, закрывает их и постепенно печаль на ее лице сменяется теплой улыбкой.
Действие 3
Есенин и Райх сидят в купе плацкартного вагона поезда. Напротив них сидит Мариенгоф: надвинув шляпу на брови, спит. Райх и Есенин пребывают в оживленном и веселом настроении.
Райх: Кажется, Толя уснул.
Есенин: А давайте разбудим его! Скажем, что пожар.
Райх: Есенин, оставьте ваши шуточки (нарочно серьезным тоном)! Лучше почитайте ваши стихи...
Есенин довольно улыбается, откидывается на подушки, прикрывает глаза.
Есенин: В глазах пески зелёные
?И облака.
По кружеву краплёному
?Скользит рука.
То близкая, то дальняя,
?И так всегда.
Судьба её печальная --
?Моя беда
Райх: Красиво...
Есенин: Зина, Зиночка, вы меня любите?
Райх: Отчего же мне вас не любить?(лукаво улыбается)
Есенин страстно целует Райх.
Есенин: (громким шепотом) Выходите за меня замуж!
Райх испуганно подскакивает от неожиданности, смотрит на Есенина удивленно, а потом заливисто смеется.
Райх: Дайте мне подумать...
Есенин: (злобно) Да что тут думать??
Райх: (кокетливо щурится, наклонив голову набок) Я согласна!
Действие 4
На сцене стол, два стула. По полу разбросаны детские игрушки. Райх сидит на стуле. Сзади нее стоит Есенин.
Есенин: Нужно, Зина, чтобы дети читали хорошие книги. Что за ерунду вы им скармливаете (трясет в воздухе детской книжкой)?
Райх: Это хорошие детские книги...
Есенин: Дрянь! Дрянь эти ваши стишки.
Райх: (горько усмехаясь) Конечно, куда этим беднягам до вас...
Есенин: (в ярости) Хотите ударить побольнее?
Райх: Ну что вы, разве пробьешь вашу толстую шкуру?
Есенин: Зина...довольно! (берет себя в руки) Дети должны знать мои стихи.
Райх гневно вскакивает и становится напротив Есенина.
Райх: Стихи...а что вы им можете дать кроме стихов???
Есенин: Это невыносимо! Я что мало денег даю?
Райх: Деньги...да разве детям деньги нужны? Пусть меня вы ненавидите, но пошто вы им мстите? За что вы их ненавидете???(вздыхает)И денег вы почти не даете...
Есенин: Зина, скоро издатель мне заплатит за мои новые стихи, и я ...
Райх: Оставьте..оставьте их себе. Они же вам так нужны, верно? Кормить всех ваших забулдыг. Хлестать вино и обжираться отбивными, когда ваши собственные дети голодают!
Есенин: Вам нравится бросаться в меня словами вроде "пьяница", я знаю. Но извольте напомнить вам, что я всеми силами пытаюсь дать детям хоть что-то. И не нужно думать, что мне все равно, что мне все равно на детей, на вас в конце-концов. Вы даже отчего-то вбили себе в голову, что я вас ненавижу...Нет, Зина, право, я вас жалею, мне больно от мысли, что бывшее меж нами утратило смысл...А вот вам все равно, что у меня в душе, отчего эту боль так хочется залить хмелем. И так было с самого начала.
Райх: (сквозь слезы) Это вы, вы меня уничтожили...вам ваша шальная жизнь важнее счастья близких... Вы выбросили нас из вашей жизни, как ненужный мусор...
Есенин: (злобно) Этот мусор, как вы выразились сами, быстро нашел себе нового хозяина.
Райх: Ах вот как! А разве не вы сказали, что легко отдали свою жену другому?
Но ты детей
По свету растерял,
Свою жену
Легко отдал другому
Есенин: (огрызается) И хорошо, что порядочному человеку!
Есенин отходит и прислоняется к стене. Райх начинает гневно мерить шагами комнату.
Райх: Я любила вас, я была вам преданна...А вы...И ваш этот Мариенгоф тоже все время науськивал вас против меня...А потом вы просто бросили без всяких фанфар, вам просто надоело! Да, скажу спасибо, Всеволод Эмильевич прекрасный человек, вам до него...
Есенин гневно хватает Райх за плечи, сжимает. Спустя минуту отпускает с горечью в глазах.
Есенин:
Вы помните,
Вы все, конечно, помните,
Как я стоял,
Приблизившись к стене,
Взволнованно ходили вы по комнате
И что-то резкое
В лицо бросали мне.
Вы говорили:
Нам пора расстаться,
Что вас измучила
Моя шальная жизнь,
Что вам пора за дело приниматься,
А мой удел -
Катиться дальше, вниз.
Любимая!
Меня вы не любили.
Не знали вы, что в сонмище людском
Я был, как лошадь, загнанная в мыле,
Пришпоренная смелым ездоком.
Не знали вы,
Что я в сплошном дыму,
В развороченном бурей быте
С того и мучаюсь, что не пойму -
Куда несет нас рок событий.
Лицом к лицу
Лица не увидать.
Большое видится на расстоянье.
Когда кипит морская гладь,
Корабль в плачевном состоянье.
Земля - корабль!
Но кто-то вдруг
За новой жизнью, новой славой
В прямую гущу бурь и вьюг
Ее направил величаво.
Ну кто ж из нас на палубе большой
Не падал, не блевал и не ругался?
Их мало, с опытной душой,
Кто крепким в качке оставался.
Тогда и я
Под дикий шум,
Но зрело знающий работу,
Спустился в корабельный трюм,
Чтоб не смотреть людскую рвоту.
Тот трюм был -
Русским кабаком.
И я склонился над стаканом,
Чтоб, не страдая ни о ком,
Себя сгубить
В угаре пьяном.
Любимая!
Я мучил вас,
У вас была тоска
В глазах усталых:
Что я пред вами напоказ
Себя растрачивал в скандалах.
Но вы не знали,
Что в сплошном дыму,
В развороченном бурей быте
С того и мучаюсь,
Что не пойму,
Куда несет нас рок событий...
. . . . . . . . . . . . . . .
Теперь года прошли,
Я в возрасте ином.
И чувствую и мыслю по-иному.
И говорю за праздничным вином:
Хвала и слава рулевому!