"Будущее будет светлым, или его не будет вовсе", - так озаглавил автор свой раздел, и именно этот лозунг красной нитью проходит через его центральное произведение "День ангела". Звучит заманчиво и сомнений не вызывает. О чём же цикл "День ангела"? Это предостережение, философствование на тему обуздания своих пороков?
Отнюдь. Первая книга - 100%-й любовный роман в лучших его традициях. А следующие - сага о попаданце. Не совсем каноническая, но основные признаки на лицо. Всё вместе - эскапизм от нашей унылой действительности. Философии нет, есть точка зрения автора, которая уверенно возводится в ранг абсолюта. Но - обо всём по порядку.
Выразительные средства
Читаемость произведения в немалой степени зависит от выразительных средств и грамотности автора. С грамотностью, к счастью, всё в порядке. Семантических и синтаксических ошибок не припомню, может, и были, но - не нашёл (правда, и не искал).
А вот в том, что автор всегда хорошо представляет себе то, о чём пишет - кое-где усомнился. Например, долго пытался понять, как это ангелы могут летать, взявшись за руки? Если, как утверждает автор, ангел держится в воздухе за счёт маховой силы крыльев, без всяких левитаций и антигравитаций, то размах крыльев, надо полагать, должен быть гораздо шире размаха рук.
Или, попадались перлы вроде такого: "вертикально светящаяся зелёная нить, уходящая в потолок", - не только вертикально светящаяся, но и уходящая в потолок! Или, попадались беспалые хищники с когтями...
Отдельно стоит сказать о начале книги, где довольно подробно описываются персонажи, которые потом нигде не появляются. Всё бы ещё ничего, но описания эти сколь банальны, столь и скучны. Конечно, многие авторы грешат тем, что не знают, с чего начать, ради интересного сюжета можно и потерпеть.
Куда больше раздражает другое - общий метод изложения. Во-первых, он рваный. Повествование представляет собой мелкие клочки, разделённые пустыми строками. Последовательная подача сценок из жизни героев - есть такой приём. Но тут эти сценки слишком мелкие.
Кроме того - ещё и до зубовного скрежета одинаковые, при том по всему видно, что это сделано сознательно - практически полные повторы одних элементов - слово в слово, с незначительным изменением других. Автор явно пытался достичь какого-то эффекта, скорей всего узнавание места, где герои уже однажды были. Но уж больно всё это раздражает.
Фантастические особенности
Ангелы
Главная достопримечательность романа. Ангелы по мнению автора - инопланетяне, прибывшие на Землю с целью прогрессорства. При том, это не просто раса, внешне похожая на христианских мифических персонажей, нет. Автор утверждает, что ангелы-инопланетяне - и есть те самые христианские персонажи, просто в Библии описаны неправильные представления о них, а вот какие правильные - читайте у автора. В серии об ангелах действительно очень много внимания уделяется вмешательству ангелов в историю земных цивилизаций, и Иисус Христос тоже был адептом инопланетян, хотя и происходит из людей, но служит инопланетянам, и выполнив свою миссию на Земле, посредством новейших технических и медицинских средств возвращается к жизни, однако уже не у нас, а у них.
Не смотря на, казалось бы, более высокое развитие общества, и то, что ангелы взяли на себя серьёзный груз ответственности, серьёзными эти существа не бывают. Они до безобразия инфантильны и ржут над всем подряд. Ничего смешнее естественного образа мысли человека, для ангела нет. Ржут много и над всем подряд, как герои девчачьего фэнтези. Производят впечатление таких, которые будут ржать даже на палец. Тем не менее, эту инфантильность автор не считает недостатком, напротив, преподносит как великое достоинство.
Витализатор
Некая реанимационная камера, в которой лечат тяжело пострадавших и могут даже оживить полежавший труп, если мозг не подвергся механическому разрушению.
Телепатия
Автор устами своих героев утверждает, что телепатия препятствует вранью, мошенничеству и прочим обуваниям и разводам лохов. Если раса обладает телепатией, то намеренья недобросовестных лиц у всех как на ладони... Вот только пытался ли автор представить себе то, что написал? Во-первых, даже если граждане видят все намеренья своих нечистоплотных собратьев, для того чтобы понять где зло, а где добро, нужно обладать изрядной долей ума. Жизнь не расставляет на всё маркеры, а некоторые недобросовестные граждане не бывают честными даже с самими собой, ужели они не обманут других? Во-вторых, это же как получается, мыслящий субъект на виду у всех остальных постоянно? Телепатия не ослабевает ни за препятствиями, ни с расстоянием. В первой книге у героя пробуждаются спящие способности к телепатии, а в третьей книге он легко читает мысли на межзвёздном расстоянии.
Пересказать, как чувствует себя телепат, я не возьмусь, лучше процитирую иллюстрирующий работу телепатии фрагмент текста:
Да, я же теперь полноценный телепат? Проверим!
"Ира, Ир..."
"Ау! Что случилось, любимый? Второй башмак потерял?"
"Проверка связи. Ты далеко?"
Бесплотный смешок.
"Служебная тайна"
"Представь чего-нибудь"
В мозгу немедленно всплывает образ кота, жмурящегося от удовольствия.
"Не отвлекай по пустякам, я работаю. Кстати, проверяют не так. Работай с посторонними"
С какими посторонними? Кто посторонний? Дед Иваныч посторонний? Или, может, доктор - нет, нет, мама Маша посторонняя? Ау, мама Маша, где вы?
"Здесь мама Маша, если так угодно" - всплывает в голове бесплотный, безликий голос. - "Что-нибудь умное скажешь?"
Я слегка опешил.
"Простите... вырвалось...Всё в порядке, проверка связи"
Шелестящий смешок.
"В следующий раз, когда будешь баловаться, называй меня на "ты", обращение во множественном числе дезориентирует. И представляйся сам. Ладно, пусть для тебя я буду мама Маша. Отбой связи"
Та-ак. Это что же, телепатия навроде сотового телефона работает? А ну-ка!
"Дед, а дед..."
"Здесь Дымов. Ты, что ли, Рома? Представляться надо"
"Я же неучёный. Просвети, Пётр Иваныч"
"То-то. Ладно, делаешь так - когда вызываешь, представь лицо, значит, и позови, тогда будет вызов. А поодинке эти вещи не действуют, и слава богу, а то такой олух, как ты, и спать бы не дал никому. И Ирке в первую голову. Да, и представляйся всегда, значит, голос-то бесплотный трудно понять, чей. Ещё вопросы есть?"
"Есть, Иваныч. Как мыслеобразы эти передавать?"
Передо мной немедленно возник мыслеобраз: чья-то голая задница с прилипшим банным листом. Понятней некуда.
"Вот так, представляешь явственно во время разговора, и всё. Рома, навыки надо набирать на посторонних, тех, значит, кто телепатией не владеет. Приедешь домой, и айда, в Москве народу много, читай мысли направо-налево. Всё у тебя?"
"Спасибо тебе, Иваныч, выручил"
"Бывай здоров. Ночами только без дела не буди, я засыпаю трудно"
Вот оно что. Вот, значит, каких посторонних имела в виду Ирочка. Понятно.
Какое физическое явление (реальное или вымышленное) автор полагает положенным в основу телепатии, я так и не понял. Подозреваю, что пресловутые торсионные поля, переносящие информацию, но не переносящие энергию. Вроде книга претендует на научную фантастику, а похоже на фэнтези: мистический интерфейс, понимающий по мысленным образам, чего оператору надо. Того же порядка явления вроде приворота по фотографии и гадания на кофейной гуще.
Отдельно надо отметить, что телепаты читают не только оформившиеся мысли, но и те, что только-только начинают зарождаться. Получается, что некий телепат все твои выводы и намеренья будет знать ещё раньше, чем ты сам успеешь их домозговать и осознать. В третьей книге Фантастика, одним словом.
Мыслеобразы, по мнению автора, нечто универсальное и общее для всех живых существ Вселенной, передача и кодирование сигналов в мозгах разных существ одинаковы. Прямо как в стандартном современном фэнтези, где данное положение надо рассматривать как необходимую меру, чтобы не портить увлекательный сюжет описаниями того, как герои-попаданцы осваивают местные языки.
Сюжет
Сюжет простой. В начале книги он (человек, Роман Белясов) встречает её - молодого ангела Иоллу, или как он её называет - Ирочку. Случается это, когда Рома и компания (та самая, которую автор излишне подробно описывает в начале) едет на уазике с рыбалки. В окно машины врезается ангел. Герои решают отвезти раненого ангела в больницу, потому как чем ещё могут помочь - просто не знают, но Ирочка сама указывает, куда её доставить - на спрятанную в лесу ангельскую базу.
Встречают спасителей с оружием, однако, разобравшись, что те хотели помочь, прощают их, однако блокируют всем память. Не стирают, а именно блокируют - делают так, чтобы герои при попытках рассказать о случившемся, физически не могли этого сделать. Все из этой компании благополучно живут дальше, вот только Рома не может Ирочку забыть, потому что влюбился как мальчишка с первого взгляда. Рассказать нельзя, но пойти искать возлюбленную - этого заложенные в мозг директивы не мешают.
Добравшись до базы ангелов, Рома узнаёт, что его чувства взаимны - Ирочка так же влюбилась без памяти в своего спасителя. Родители Ирочки - ангелы Мама Маша и Папа Уэф (тоже адаптированные варианты имён), в некоторых сомнениях, но препятствовать любви не берутся. Вот только одно "но", биологическая природа у героев разная - она ангел, он - человек. А любовь - это не только восхищённое глядение друг другу в глаза, а ещё и супружеское ложе!
И вот весь сюжет крутится вокруг того, как бы героям переспать, и чтобы это не было чем-то предосудительным, и чтобы не было больно (ведь ангелы по условиям игры размером мельче людей, так что может быть больно!). Герой всерьёз думает о том, чтобы ради любви кое-что себе уменьшить, а Ирочка идёт на операцию по смене биологического вида. Её родители дают на это согласие только потому, что у ангелов на Земле миссия прогрессорства, и став человеком, Ирочка поспособствует выполнению некоторых задач.
Задачи у героев - охранять избранных из мира людей, сводить супружеские пары, противостоять агентам зелёных человечков, которые тоже присутствуют на Земле, имеют на местных жителей свои виды и планы и противостоят ангелам.
В ходе выполнения миссии, Ирочка получает смертельное ранение, едва не погибает, спасти её можно только снова сделав ангелом, и больше становиться человеком ей нельзя. Поэтому герой во имя любви сам идёт на опасную операцию, чтобы стать ангелом.
Вторая книга посвящена знакомству героя с планетой и жизненным укладом ангелов, а так же с их историей и деяниями на Земле, а третья - противостояние зелёным человечкам на их планете. Четвёртую - не читал, и, скажу честно - не собираюсь.
Идейность
Весь конфликт, если это можно так назвать, завязан на спорных фактах и теориях, убери их - всё потеряет смысл. Если же наука получит неоспоримые доказательства ошибочности этих фактов, рухнет всё мировоззрение цикла.
Например, автор исповедует теорию панспермии вместо наиболее распространённой теории о самозарождении жизни на Земле. Откуда взялась жизнь - сложный вопрос, и никто не знает на него однозначного и точного ответа. А вот автор знает. Не понимает он, что в естественных и исторических науках вообще много спорного, видимо потому, что сам ими не занимался. Автор вообще ничего спорного не любит, куда комфортнее он себя чувствует, когда всё просто, прямолинейно, однозначно и предельно ясно.
Поэтому основное внимание в книге сосредоточено на том, чтобы весь мир пропустить через то самое игольное ушко, которое автор изобрёл. А именно - утвердить простые и однозначно-верные нравящиеся автору трактовки всяким сложным и спорным вопросам и фактам и объяснить все исторические события и загадочные природные явления при помощи ангелов и зелёных человечков.
Нормальный фантаст побоялся бы лезть в подобные вещи, обошёл бы спорные моменты, и уж точно не стал бы ставить их во главу угла или использовать для мировоззренческих выкладок. Для раскрытия конфликта и идеи куда лучше подходят вымышленные миры и ситуации, именно потому, что для их создания не надо выдавать то, чего не было за то, что реально было. Но, похоже, это именно то, что доставляет автору моральное удовольствие: вся вторая книга посвящена знакомству с тем, как ангелы вмешивались в известные исторические события. Тут же преподносится авторское виденье, как должно быть, и как правильно поступить в той или иной ситуации. Особенно умиляют простые и готовые решения таких проблем, как смерть от старости. Автор нашёл однозначного виновника этого досадного недоразумения - некий ген старения, и утверждает, что дело за малым - этот самый ген отключить. Ангелы у себя его уже отключили, а люди просто пока не доросли до этого блага, им ещё рано. Открытий люди ещё не сделали, и не сделают, пока ангелы не позволят.
Людей автор явно не любит и презирает. Всё повествование пропитано этим презрением, при каждом удобном случае автор неустанно противопоставляет несовершенному и ущербному человеку полностью прекрасного и совершенного ангела. И жестокость-то ангелам не свойственна (потому что травоядные), и крылья у них есть, и толстыми они не бывают, и все красавцы-раскрасавцы, а женщины их не мучаются критическими днями и всегда готовы к сексу, которого в книге просто неприлично много.
Самое обидно, что и к нравственному и техническому прогрессу, по мнению автора люди не способны, все достижения - тоже заслуга ангелов. Ангелы пасут людей как овец, но делают это исподволь, сами не светятся. И посмеиваются над уверенностью людей, что они всего достигли сами. Проповедей ангелы людям тоже не читают, боятся засветиться перед своими конкурентами - зелёными человечками, а ещё молчаливо полагают людей не достаточно разумными для того, чтобы их просвящать.
Апогей нелюбви автора к людям - это главный герой Роман Белясов. В начале книги он человек. Но человеком автор его не оставит, ибо не достаточно кавайно. В конце книги герой проходит операцию по смене биологического вида, становится ангелом, получает кучу бонусов и право жить в раю. Расставание с Земной жизнью происходит легко и безболезненно, как в худших книгах про попаданцев. Всё именно так - на Земле жизнь Романа Белясова тускла и ничем не примечательна, а вот в Раю... Конечно не сразу, но в итоге всё же он там становится весьма и весьма значимой персоной, вершащий судьбы мира. Ничего не напоминает?
О Земле и своей прошлой жизни герой забывает легко и быстро. А потому, что там у него ничего не было, кроме нескольких друзей, которые подробно описаны в начале. Да и про них он в начале же забывает навсегда. Стареньких родителей, братьев, сестёр, любимой работы у героя тоже нет, он сирота. Зато был редкий дар, который сам собой откуда-то взялся. В общем, всё это плохо попахивает. На свете много людей, а вот Рома Белясов один заслужил неслыханную честь стать ангелом и обрести бессмертие. Остальные пусть страдают и мучаются дальше.
Почему Романа так легко принимают в ангелы? Да потому, что благословение на взаимоотношения Иры и Ромы дал... Компьютер! Согласно компьютеру, Рома с Ирой созданы друг для друга, она без него не сможет, и родители сделают всё, чтобы их дочь была счастлива.
Компьютеры в этой книге - отдельная песня! Они предсказывают, что и как нужно сделать, вычисляют, кто из людей принесёт пользу обществу, например, книжку идейную напишет. Из инструмента для обработки информации, компьютер превращается в инструмент для принятия решений. Правильно, так легче, и совесть болеть не будет если что - компьютер виноват! Роль разумных существ автор сводит не к тому, чтобы мыслить, а к тому, чтобы приводить в исполнение готовые решения, выданные компьютерами.
В общем, как я уже сказал, автор стремится к тому, чтобы всё было просто, построено и причёсано, а героям не оставалось ничего, кроме как с риском для жизни или без такового следовать единственно-верным предписаниям. Вот таким, видимо, автор и хочет видеть идеального человека - послушным, покладистым и без собственного мнения.
Никаких действий в условиях неопределённости (неопределённости автор не переваривает), никаких проблем выбора в принятии решений, никакой ответственности за эти самые решения.
Правильное от неправильного отделено довольно чётко и заранее, путём предписаний, а не рассуждений. И от своей позиции касательно того, как должно быть, автор не откажется. Он довольно уверенно объясняет свои взгляды в комментариях. Уверенно, но не всегда убедительно.
Цикл "День ангела" - по сути, и есть изложение авторских взглядов насчёт того, что считать правильным и прекрасным. Читать и принять такое могут лишь те, кто не имеет своих точек зрения и вообще, привык, когда за него думают другие. Такой аудиторией могут быть разве что подростки, у которых своё виденье ещё не сформировалось, поскольку не хватает знаний и опыта, потому они верят тем, кто кажется умнее в вопросе. А так же восприимчивы к подобным учениям особо экзальтированные особы, привыкшие, чтобы по жизни думали за них. У всех остальных, как показывают дебаты в комментариях, многие утверждаемые автором идеи вызывают отторжение.
Отсутствие идеи и убедительного обоснования авторских позиций завуалировано при помощи треперной лав стори, написанной по всем канонам любовного романа. Хотя, мелких ссор на пустом месте тут нет, но есть свойственное для любовных романов топтание кругами с явным креном в постель. Для любви есть препятствие, тоже традиционное для девочковых любовных романов - он и она имеют разную биологическую природу, и поэтому вроде как не должны быть вместе, но друг без друга всё же не могут.
Всю книгу герои решают проблемы - как бы им переспать, и как это сделать наиболее эффективно с получением максимума удовольствия. Это единственная тема, на которую герои реально рассуждают а не сыплют готовыми клише. Романтических сцен, которые читаешь затаив дыхание, лубование друг другом, нежность и взаимные признания в чувствах - всё это есть и этого много. Секс тоже есть, есть куча философских рассуждений и шуток на эту тему, есть и любимые фетиши - диваны, на которых герои предаются любовным утехам. И всё это занимает центральную часть повествования.
В финале герои воссоединяются полноценно - Рома превращется в Ангела.
Но вся эта любовь-морковь, как и во всяком любовном романе - не зрелая и не сознательная. Да и вообще это не любовь, а влюблённость. Герой любит не душу героини, а её безупречное тело, гламурное, невесомое, не страдающее критическими днями, всегда весёлое и готовое к сексу. Конфликтов между влюблёнными не возникает, жертвы, на которые они идут, делаются не ради друг руга, а ради своей возможности быть ближе к объекту обожания.
И пусть меня не пытаются уверить, что "День ангела" философское и идейное произведение. Это именно любовный роман и эротика.