Человечество стоит на пороге величайшей катастрофы.
Согласно прогнозам киевского генетика В.А.Кордюма, к середине XXI века на Земле не останется ни одного здорового человека. (“Московские новости” на английском языке, Љ 38 — 1991г.)
Раньше врачи считали, что список наследственных заболеваний ограничивается таими редкими недугами как гемофилия или некоторые врожденные пороки развития. Однако исследования свидетельствуют, что практически все заболевания, включая ишемическую болезнь сердца, рак груди, яичников или толстой и прямой кишки, а также диабет, гипертонию, болезнь Альцгеймера, астму, аллергию, алкоголизм, язвы и маниакальную депрессию имеют генетический компонент.
Медицина, словно плотина, перегородила реку жизни, не давая вредным мутациям (болезням) свободно уходить из человеческого рода вместе с их носителями. По мере прогресса медицины человечество все больше регрессирует биологически. Вид “Homo sapiens” приближается к критической отметке (когда на Земле останется “0” здоровых людей), переступив которую процесс дегенерации может стать необратимым.
Как будут развиваться события дальше?
Рассмотрим несколько возможных сценариев.
Глава 1.
Классическая медицина.
“Так и кончается мир, —
Не взрыв, но всхлип...”
Т.Элиот
Человек ступил на путь разрушения самого себя. Ясно, что это путь тупиковый. Очень вероятно, что человек не сойдет с этого пути, но будет идти по нему до конца, пока не разрушит себя окончательно.
Дальнейшее развитие медицины — это дальнейшее разрушение организма человека на макроуровне (на уровне фенотипа). Все силы будут брошены на укрепление плотины. Лишь бы сохранить жизнь, даже если организм для нее совсем не приспособлен, даже если все меньшему числу трудоспособного населения придется кормить все большее число нетрудоспособных инвалидов. Это будет медленная деградация естественной природы человека. Трансплантации, искусственные органы будут неуклонно удалять человека от исходного образца. “Если так пойдет и дальше, у человека атрофируются все конечности за исключением пальца для нажатия кнопок.” (Ф.Райт)
Здесь же следует несколько слов сказать по поводу экологии. Многие ученые, особенно медики, склонны винить во всем исключительно загрязнение окружающей среды. Сказано верно. Но сказано не все. Действительно, загрязнение окружающей среды усиливает мутационные процессы. Но не оно является их первопричиной, ибо, как мы уже выяснили, мутации лежат в основе существования и эволюции живой материи. Чистая экологическая среда (относительно чистая, но не стерильно чистая, т.к. существует естественный радиационный фон Земли, солнечная радиация, наконец, космическое излучение) может лишь оттянуть, отодвинуть, отсрочить наступление коллапса, но не отвратить его. Источником катастрофы являются не мутации сами по себе (тем более, что они могут быть не только вредными, но и полезными), но накопление вредных мутаций. А вот причиной накопления последних является медицина.
По этой же причине нельзя без катастрофических последствий для человека подавить мутационные процессы в генах. (Кто сказал, что на человеке эволюция закончилась? Ведь условия окружающей среды продолжают меняться, и остановить этот процесс не в силах человека. Нагляднейшим примером человеческого бессилия в данном вопросе является остывающее Солнце.)
Также человек не может предсказать, какие из мутаций будут для него полезными, а какие вредными. Ответ на этот вопрос может дать только Природа.
Процесс генетической деградации не зависит и от уровня жизни, от социальных условий. По данным Колумбийского университета, только 2,5% москвичей и 3,5% граждан США оценили состояние своего здоровья как отличное. Как видим, отрыв от России такой высокоразвитой страны как США, где люди придают исключительно важное значение своему здоровью, весьма незначителен.
Глава 2.
Генная инженерия.
1.
“И сойдешь с ума от того, что будут видеть глаза твои.” (Втор. 28:34)
“О, если бы они рассудили, подумали о сем, уразумели, что с ними будет!”
(Втор. 32:29)
Наиболее вероятным является качественный скачок медицины и переход ее к генной инженерии.
Генная инженерия — раздел молекулярной биологии, связанный с целенаправленным конструированием генов.
Генетики видят выход в том, чтобы начать теперь уже лечить не тело, а гены человека. Но где гарантии, что тот же процесс разрушения не повторится теперь уже не на макро- а на микроуровне? Понимаем ли мы, что это путь в никуда? Это все равно что углубляться в строение атома. Сперва разрушили физическую оболочку человека, теперь взялись за гены и т.д.
Плотина не убрана. Зло не устранено, а лишь все дальше и дальше загоняется вглубь. Как долго может длиться этот процесс? Если исходить из тезиса, что атом углубляется, и что на дне его находится Бог, то конечным пунктом будет решающая битва между Богом и Змеем. Так кого же хочет исправить медицина? Господа Бога?
Итак, генная инженерия является качественным скачком медицины, переходом ее с макро- на микроуровень, где она продолжит свое черное дело разрушения жизни.
2.
“Ибо Ты устроил внутренности мои, и соткал меня во чреве матери моей.
Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы.” (Пс. 187:13,15)
Под генной терапией понимается введение генетического материала с целью исправления дефектов. Здесь возможны три способа: 1) в клетку дополнительно к дефектному гену вводится новый, здоровый вариант этого гена; 2) генная модификация, т.е. изменение уже имеющегося гена; 3) генная хирургия — удаление дефектного гена и замена его нормальным. В настоящее время практически достижимыми являются методы первого типа, применяемые для генной терапии соматических либо зародышевых клеток. Осуществляются они следующими способами:
а) На стадии, когда зародыш состоит всего из нескольких клеток, его извлекают (чаще всего вымывают) из организма матери; затем клетки разъединяют и в ядра каждой изолированной клетки вводят гены-матрицы, ответственные за синтез нужного признака или свойства. В результате получаются клетки с направленно измененным геном. Такие клетки возвращают в организм матери, и зародыш продолжает развиваться по обычной схеме.
б) Для того чтобы ввести гены во все клетки целого организма, их нужно вводить в яйцеклетку. Тогда, если эти гены встроются в хромосомы, они окажутся во всех клетках организма, который развивается из этой яйцелетки. Сначала нужно извлечь свежеоплодотворенную яйцеклетку, а лучше оплодотворить ее в пробирке. Затем под микроскопом нужно ввести в такую яйцеклетку тончайшую иглу стеклянного микрошприца, в которую перед тем всосали раствор ДНК. Оказалось, однако, что такую микроинъекцию лучше делать не просто в яйцеклетку, а прямо в клеточное ядро. Тотчас после оплодотворения яйцеклетка содержит два ядра — собственное (женское) и мужское, которое образовалось из вошедшего в яйцо сперматозоида. Лучший эффект почему-то получается, если чужеродную ДНК вводить в мужское ядро. Но и тогда, хотя в ядро попадают сотни молекул ДНК, даже одна из них не всегда встраивается в ДНК хромосом хозяина.
Оплодотворенную яйцеклетку помещают в подходящие условия, где она проходит первые стадии развития и образует бластоцисту — пузырек, состоящий из нескольких сот клеток. Такую бластоцисту помещают в матку подготовленной для этого женщины. Далее развитие зародыша идет естественным путем.
3.
Теперь несколько слов о том, как получают рекомбинантную ДНК — искусственную комбинацию генов — которую вводят в яйцеклетку.
2. Подбор подходящего вектора, т.е. молекулы ДНК, способной к самостоятельной репликации в интересующей клетке-реципиенте;
3. Создание рекомбинантной молекулы ДНК, заключающееся в ковалентном соединении выделенного гена с вектором;
4. Клонирование рекомбинантных ДНК;
5. Введение рекомбинантных ДНК в реципиентные клетки
***
1. Выделение здорового гена
В настоящее время существуют несколько путей получения нужного гена.
а) Химико-ферментативный синтез гена
Инструментами в этой работе служат особые ферменты:
а) Рестриктазы — ферменты, разрушающие ДНК на короткие или длинные отрезки или даже на отдельные нуклеотиды. Способность рестриктаз состоит в том, что они разрезают ДНК не в любом месте, а только между определенными нуклеотидами в участке со строго характерной для каждой рестриктазы последовательностью нуклеотидов.
б) Лигаза — фермент, сшивающий свободные концы ДНК между собой. Этот фермент в нормальных клетках участвует в синтезе ДНК и в процессах ее репарации, т.е. восстановления нормальной структуры ДНК после ее частичного повреждения.
Сперва необходимо получить “библиотеку” генов и отыскать в ее составе нужный ген.
Получение “библиотеки” генов начинается с разрезания ДНК человека на множество фрагментов. Число таких фрагментов зависит от выбранной рестриктазы. Для того чтобы получить фрагменты, содержащие отдельные гены, нужно разрезать ДНК на несколько десятков или даже сотен тысяч фрагментов.
б) Синтез ДНК-копий, комплементарных мРНК данного гена, с помощью обратных транскриптаз
в) Получение гена путем механической фрагментации генома
Очищенную хромосомную ДНК, содержащую нужный ген, подвергают механической (гидродинамической) обработке, в ходе которой она разрывается на случайные фрагменты. В последующем эти фрагменты не разделяют на отдельные гены, а целиком, в виде смеси, вводят в реципиентные клетки. В результате получают обширный набор клеточных клонов, из которых только один несет необходимый признак. Совокупность клонов, в сумме содержащих все фрагменты чужеродной ДНК, обозначают как “банк генов”. Завершающим этапом работы является выделение в чистой культуре клеток нужного клона.
2. Генетические векторы
Как векторы для доставки генов в новые клетки обычно используют:
а) Плазмиды — кольцевые двунитчатые молекулы ДНК, способные к самостоятельному размножению в клетке;
б) Бактериофаги;
в) Некоторые вирусы животных и человека
Развитие исследований по созданию генетически измененных бактерий способствовало разработке подобных методов на животных и человеке, однако имевшиеся плазмидные векторы, не говоря уже о фагах, мало подходили для этих целей. Поэтому начато конструирование векторов на основе вирусов человека и животных. Наибольшие успехи достигнуты с векторами, полученными из обезьяньего вируса SV40; однако широкое его использование ограничено малой емкостью, а также тем, что этот вирус обладает онкогенными свойствами. В последние годы внимание исследователей в качестве потенциальных векторов для передачи генов в клетки млкопитающих и человека все больше привлекают адено- и герпес-вирусы, а также вирус осповакцины.
3. Создание рекомбинантных ДНК
Образование рекомбинантных ДНК заключается в соединении вектора с полученным тем или иным путем геном. В настоящее время с этой целью чаще всего применяют метод, основанный на гибридизации и in vitro “липких” концов ДНК, полученных действием на нее рестриктаз.
Получение рекомбинантной молекулы ДНК складывается из двух этапов: На первом этапе в определенных ионных и температурных условиях происходит “слипание” вектора и клонируемого гена за счет водородных связей между комплементарными основаниями “липких” концов. Никаких ферментов в это время не требуется. Параллельно с этим главным процессом происходят два дополнительных взаимодействия, в определенной мере мешающих основной реакции: сами на себя замыкаются молекулы вектора и подготовленного для клонирования гена. Завершающей стадией рекомбинантной ДНК является ковалентное соединение фрагментов гибрида с помощью ДНК-лигазы.
4. Клонирование рекомбинантных ДНК
Полученные тем или иным способом рекомбинантные ДНК вводят в подходящие клетки для последующего клонирования.
Клонированием называется процесс многократного копирования в клетках чужеродных ДНК, соединенных с клонирующим вектором. Конечный результат клонирования, зависит от типа вектора.
Плазмидные векторы обеспечивают накопление дочерних рекомбинантных ДНК как в самой реципиентной клетке, так и в ее потомках.
Клонирование ДНК с использованаием фаговых или вирусных векторов обычно приводит к образованию зрелых вариантов и разрушению клетки.
5. Введение рекомбинантных ДНК в реципиентные клетки
В настоящее время применяют несколько методов введения рекомбинантных ДНК в реципиентные клетки: методы трансформации, трансфекции, инфекции вирусом или бактериофагом, слипания протопластов, а также (в клетки эукариотов) с помощью липосом и микроинъекций.
Мы уже рассказывали о том, как вводят рекомбинантные молекулы ДНК в яйцеклетку с помощью микроинъекции. Несколько слов об использовании в этих целях липосом. Липосомы представляют собой небольшие мембранные пузырьки, которые образутся in vitro при воздействии ультразвуком на раствор липидов в водной среде. Если в качестве такой среды использовать раствор рекомбинантных ДНК, молекулы последней могут случайно захватываться липосомами. При контакте клеток животных, культивируемых вне организма, с такими нагруженными липосомами мембрана клетки сливается с мембраной липосомы, и содержимое последней проникает в клетку.
***
Аргументы против генной инженерии:
1) Разрушение ДНК
Если сейчас благодаря стараниям медицины разлагается тело человека, то с внедрением генной инженерии человечество может столкнуться с разложением ДНК и т.д. и т.п.
2) Разрушение общечеловеческих ценностей
Генная инженерия предполагает оплодотворение вне материнского организма — “ин витро” (в пробирке), в отличие от “ин утро” (в чреве).
Подобная практика осуждается римско-католической и рядом других церквей. Каковы их аргументы, свидетельствующие против такой практики:
а) Половой акт
“Функция создает орган”
Одно из возражений церкви связано с ее представлением о неразрывной связи полового акта и воспроизведения человеческого рода, установленной самим Богом. Оторванные друг от друга, эти процессы лишаются как своей человеческой, так и божественной сущности. “Акт супружеской любви рассматривается в учении Церкви как единственная возможность достойного зачатия человека.”*
б) Уничтожение эмбрионов
Не все эмбрионы, полученные в результате искусственного оплодотворения, внедряют в материнский организм. Часть из них уничтожают или консервируют. Подобная практика осуждается Ватиканом как аморальная. “Епископы не одобрили существующую
* “Инструкция об уважении к рождающейся человеческой жизни и об ответственности за рождение” Ватикан, 1987
практику искусственного оплодотворения в рамках брака, — отмечается в докладе Объединенного комитета католических епископов по биологическим вопросам. — Они считают ее неприемлемой, поскольку этот процесс включает в себя умышленное уничтожение человеческих эмбрионов.”
в) Суррогатное отцовство
В некоторых случаях мужского бесплодия по просьбе супругов женщине проводят искусственную инсеминацию с использованием спермы анонимного донора. Однако, участие в зачатии, пусть даже косвенное, третьего лица “противоречит единству брака, достоинству супругов, призванию родителей, правам самого ребенка.” Кстати, в старину на Руси такого ребенка называли “ублюдком”.
г) Суррогатное материнство
Развитие этого направления в медицине сопряжено с немалыми проблемами. Взять хотя бы новое, но уже широко распространенное на Западе явление — создание своеобразной “эмбриональной промышленности”: бездетным семьям, одиноким бесплодным женщинам предлагается особый вид услуг — так называемые “банки эмбрионов”. Практикуется также “наемное материнство”, когда искусственно введенный в матку женщины зародыш вынашивается ею “на продажу”. Разумеется, покупка эмбриона или готового ребенка стоит больших денег.
“Наемное материнство” несомненно прерывает какую-то ниточку в естественной связи матери и ребенка. Появляется момент отчуждения в процессе рождения человека. Не случайно в Америке наряду с так называемыми “суррогатными мамами”, готовыми за соотвествующее вознаграждение родить кому-то ребенка, появились и женщины, желающие избавить себя от тягот беременности. Последствия, увы, бывают далеко не безобидными. Вспомним нашумевший на Западе процесс по делу американских семей Уайхед и Стерн. “Суррогатная мама”, узнавшая на своем опыте, что значит “человек рождается в муках”, решила не отдавать малыша и вернула деньги “заказчикам”. Суд, однако, заставил ее отдать ребенка. Очевидно, и в дальнейшем будут возникать сложные нравственные и правовые проблемы, связанные с рождением искусственно зачатых детей. Важно не допустить, чтобы в языках всех народов мира исчез истинный смысл слова “мама”.
д) Клонирование
Как сообщила американская газета “Сан”, японские ученые могут поздравить себя с открытием века в медицине — им первым удалось осуществить клонирование человека! До сих пор удавалось клонирование только овцы и пары резус-макак американским и шотландским ученым.
Первые успешные эксперименты в области клонирования принадлежат исследователям из Эдинбурга (Шотландия). Летом 1996 года в шотландской лаборатории были выращены овцы Меган и Мораг, гены которых абсолютно идентичны. Развившаяся до эмбриона яйцеклетка была разложена на отдельные клетки, которые способны были делиться дальше. Затем эти разделенные клетки были соединены с яйцеклетками овец, из которых предварительно удалили наследственный материал. С помощью слияния клеток возникли генетически идентичные яйцеклетки, имплантированные для вынашивания будущим овцам-мамам. Узнав об удачном клонировании овцы, немецкие ученые из фрейбургского института иммунологии им. Макса Планка заявили, что и клонирование взрослого человека не за горами.
— Кобэ-сан, действительно японским ученым удалось получить ребенка путем клонирования?
— Да, это чистая правда. Первому клонированному ребенку уже несколько месяцев, и он чувствует себя прекрасно.
— Кто его родители?
— Cлово “родители” в данном случае неуместно. У малыша есть только отец. Это Митсуо Амикадо — глава секретной научной лаборатории, той самой, в которой я работал несколько лет. 59-летний Митсуо-сан уже имел трех дочерей, но мечтал о наследнике. И вот мечта осуществилась — он произвел из собственной клетки точную копию самого себя... Точнее — будущую точную копию.
— Не могли бы вы, насколько это возможно, рассказать об этом уникальном эксперименте?
— Это чрезвычайно сложный технологический процесс, требующий сверхсовременного оборудования, которое не имеет пока аналогов в мире. Вопрос о том, кто станет “исходным материалом” для эксперимента, практически не стоял. Господин Амикадо, одержимый идеей клонирования, сразу заявил: первым человеком, появившимся на свет путем клонирования, будет его сын. У Митсуо-сан взяли соматическую клетку, из которой удалили ядро, затем из яйцеклетки женщины-донора с помощью сложнейшех микроманипуляций удалили “родное” ядро. И на его место ввели ядро соматической клетки Амикадо. Суть феномена клонирования в том, что цитоплазма яйцеклетки заставляет ядро обычной соматической клетки вести себя точно так же, как ведет себя половая клетка, — то есть делиться! Это и есть самое невероятное, самое потрясающее и сенсационное на сегодняшний день явление.
— А каким образом малыш появился на свет?
— Далее в принципе все просто: полученный эмбрион перенесли в матку суррогатной матери. Эта женщина, кстати, до сих пор не знает, какой уникальный плод она носила в своем чреве. А сразу после родов, получив вознаграждение, она покинула лабораторию, так и не взглянув на выношенного ею малыша, что и было предусмотрено в заключенном с ней контракте.
— Извините, Кобэ-сан, но почему вы больше не занимаетесь этим, как вы сказали, самым сенсационным направлением науки?
— Потому что в глубине души у меня, как и у многих японских ученых, есть так называемый “комплекс Хиросимы”. Нам, японцам, первым пришлось испытать ужасные последствия атомной энергии. Я сильно опасаюсь, что опыты в области клонирования нанесут человечеству не меньший урон. Не хочу быть к этому причастным... Хотя, когда несколько лет назад мне предложили место в этой секретной лаборатории, я сразу же согласился. Первая мысль, которая пришла мне в голову, может показаться чудовищной, но я подумал: “Неужели я смогу воспроизвести самого себя?!” Да мало ли кого я смогу повторить клонированием! Например, сына или брата, он был талантливей меня, но жизнь у него не сложилась... В принципе можно повторно родить на свет маму, бабушку, прабабушку!..
— И что же в этом плохого?
— Нет ничего плохого, когда достижения науки используются на благо. Методом клонирования можно размножать редкие, исчезающие виды животных. Или: сколь долго человечество мучается вопросом, что определяет характер человека — гены, эпоха, воспитание? А психические, онкологические заболевания — заложены они в генах или это результат воздействия неких экологических факторов, образа жизни? Сегодня мы не знаем точного ответа на эти вопросы, но на них могут ответить эксперименты в области клонирования. Однако, как мне показалось, моих коллег больше интересовала такая область применения клонирования, как борьба с бесплодием. В этой области сразу можно получить и славу, и деньги. Ведь только в нашей стране тысячи супружеских пар бездетны, и спрос на детей-клонов обеспечен... Но есть здесь большая опасность.
— Какая?
— В семье, где потомство “изготовляется” клонированием, на свет появляется не общий ребенок, а дитя только одного родителя. При этом не исключено, что каждый родитель захочет “родить” именно свою копию. Дальше братья и сестры могут вступать в брак, не опасаясь при этом ни греха кровосмешения, ни наследственных пороков у своих будущих детей. Представьте, какой клубок сложнейших психологических проблем будет сплетен в такой семье! Ведь когда одинаковых может стать сколь угодно много (причем рожать их может тоже кто угодно), не обнсценит ли это само понятие “наш ребенок”? А если дать волю фантазии, то легко представить, как человечество превратится в сборище ничем не связанных фотокопий с полностью атрофированным чувством семейной привязанности. А ценность человеческой жизни будет определяться только стоимостью процедуры по воспроизведению новой копии человека.
— Но, наверное, можно будет создавать копии будущих гениев человечества — таких, какими были Эйнштейн, Толстой, Ганди?
— Если есть исходный, пригодный для клонирования биологический материал, воспроизводство гениев можно начать хоть завтра. Да, но точно так же можно будет воспроизвести и бесконечное множество гитлеров и сталиных. Вред человечеству от них будет неисчислим, остановить их будет невозможно.
— Исследования в области человеческого клонирования сегодня запрещены во всех странах?
— Да. Но как мне известно, они производятся втайне, и не только в Японии. Слишком велик научный и практический соблазн... Малыш, рожденный у нас, только первая ласточка. Полагаю, что несмотря ни на какие запреты, в ближайшее десятилетие мы станем свидетелем бума клонирования.
Я пошел на этот разговор вовсе не из желания помешать работе моих бывших коллег. Просто если об их работе станет известно широкой общественности, будет легче удержать ученых в рамках здравого смысла и морали.
Юрий Миранов
Мы попросили высказать свое мнение об этом сенсационном факте одного из ведущих сотрудников Чикагского института репродуктивной генетики американского генетика Чарлза Строма.
— Лично я до сего дня ничего не знал о малыше, который появился на свет благодаря применению японскими учеными метода клонирования. Правда, до нас доходит информация, что в ряде стран мира (в том числе, возможно, и в России) подобные эксперименты проводятся. Но они, как правило, сохраняются в глубокой тайне.
После успешного эксперимента с овцой, проведенного в Шотландии, появились все основания считать, что недалек день рождения первого человека-клона. Насколько это реально? Да, феномен клонирования изучается на зародышевых клетках не только животных, но и человека. Суть феномена — изменение свойств ядра соматической клетки под влиянием цитоплазмы половой клетки — не зависит от вида клонируемого существа. Биологические законы, управляющие назначением и ролью клеток, во многом одинаковы у животных и человека, как нередко одинаковы и технические приемы, позволяющие “изменить” эти законы.
Общеизвестно, что почти все методы лечения болезней человека сначала обязательно апробировались на животных. Та же методика лечения бесплодия — так называемое оплодотворение “в пробирке” — десятилетиями дотошно отрабатывались на лабораторных кроликах, крысах... И лишь потом была применена на человеке, поскольку оказалось, что механизмы зачатия у человека и других млекопитающих чрезвычайно схожи. Эта закономерность дает все основания полагать, что механизм “зачатия без оплодотворения” (то есть клонирования) также будет одинаковым.
Понятно, что успех экспериментов по клонированию человека во многом зависит от уровня применяемой технологии. На сегодня, полагаю, технологический барьер можно считать преодоленным. Но, к счастью, кроме него перед такими экспериментами поставлен еще и моральный барьер. Именно поэтому перенос в матку женщины эмбрионов, полученных без оплодотворения путем механизма клонирования, находится под строгим запретом во всех странах. Но есть, безусловно, риск, что кто-нибудь не посчитается с запретом и попытается получить ребенка-клона, перенеся на человека опыт, накопленный в работах с животными. Повторюсь, мне ничего неизвестно о рожденном в Японии малыше. Однако, если предположить, что этот случай действительно произошел, то я бы назвал его величайшей сенсацией нашего столетия. Это настоящая революция в биологии и шаг в ХХI век. Правда, я не уверен, что это действительно верный шаг, и неизвестно, куда он приведет человечество.
3. Нарушение философского принципа соответствия содержания форме
Генная инженерия, клонирование, суррогатное материнство игнорируют сложные и разветвленные связи ДНК, хромосомного набора, плода с другими компонентами клетки и организма как некоторой системной целостности. “Современный уровень хромосомной теории наследственности и теории гена, — отмечает М.Е.Лобашев, — привели к необходимости изучения обратной связи, т.е. исследованию влияния системного контроля — влияния системы организма и клетки на функционирование гена, его репликацию и взаимодействие генов.”*
Изучение физиологических и биологических процессов наследственности все более приводит к мысли о функциональной взаимообусловленности генов в системе генотипа, их зависимости от структуры и функций всей клетки и организма в целом.
4) Манипулирование человеческой личностью
С появлением возможности изменения дефектного гена, возникает соблазн изменить и здоровые гены. А отсюда прямая дорога к нарушению прав неродившейся личности, манипуляциям над этой личностью. Если раньше человек был рабом Бога, создание новой жизни было всецело прерогативой Бога, то теперь человек становится рабом другого человека, результатом искусственного творчества ученых.
Американский футуролог А.Тоффлер в своей книге “Третья волна” ставит вопрос: не попробовать ли нам
* Лобашев М.Е. Томас Гент Морган — основатель теории гена. Генетика. 1966. Љ 11. с.8
совершить биологическую перестройку людей в соотвествии с профессиональными требованиями, — скажем, создавать пилотов с более быстрой реакцией или сборщиков, не реагирующих на монотонную сборку конвейера?
Появится возможность родителям “заказывать” пол, цвет волос, глаз и т.д. будущего ребенка. Какие последствия это будет иметь? Самые непредсказуемые. От
демографических перекосов при существующей “моде” на мальчиков до изменения самой природы отношения “родители — дети” (можно ли считать заказанного ребенка родным?), не говоря уже о ценностях, связанных с уникальностью каждого индивида.
Наверняка найдутся желающие переделать природу человека, приделать ему крылья, жабры и т.п. Только не будет ли это шагом назад в эволюционном развитии? Человек, наоборот, ушел от животного состояния, а крылья и жабры возвращают его к нему.
Таким образом, генная инженерия корежит образ Божий. Следовательно, она — безобразна.
5) Плейотропия
“Мы гения потушим в младенчестве.” Ф.М.Достоевский
Говоря о конструировании ДНК, мы представляем данную макромолекулу в виде простого механического набора отдельных элементов, функционально обособленных единиц наследственности — генов, которые можно безнаказанно менять, перемещать, выбрасывать, как бусы на нитке. Однако, в живом организме все намного сложнее. Здесь мы имеем дело не с набором, а с ансамблем генов. Любая произвольная перестановка генов нарушает слаженную работу всего ансамбля. Здесь мы сталкиваемся с явлением плейотропии, когда один ген может контролировать сразу несколько признаков организма. И, наоборот, отдельные свойства могут контролироваться не одним, а сразу многими генами. А это значит, что изменив один дефектный ген, мы рискуем вместе с этим утратить некоторые полезные характеристики или же наоборот приобрести ряд вредных.
Известно, что гений часто граничит с безумием. Примеров тому история знает немало. Гении, как правило, не обладают цветущим здоровьем, они бездетны или оставляют после себя хилое, вырождающееся потомство. Исправив ген шизофрении или бесплодия, мы тем самым, быть может, в зародыше погубим гениальную личность.
***
В июне 1983 года в Нью-Йорке 59 преподавателей духовенства, среди которых были раввины, епископы римско-католической церкви, главы ряда протестанских организаций, высказались против вмешательства генной инженерии в развитие человеческого рода, поскольку такое вмешательство означает посягательство на прерогативу Бога: создание жизни, Творение, Жизнь и Смерть.
Глава 3.
Искусственный отбор.
“Овца не может быть хорошим овцеводом. Человек не может быть хорошим человеководом.”
Есть еще один вариант решения проблемы (правда, исторически себя дискредитировавший): проделать шлюзы в плотине и направить поток не по естественному руслу реки, а по искусственному каналу.
Искусственный отбор преследует своей целью:
а) Негативный искусственный отбор (черный) —
снижение или устранение возможностей вредной наследственности
б) Позитивный искусственный отбор (красный) —
улучшение человеческой расы путем селекции генотипов и скрещивания особей с полезными свойствами
1. Исторические сведения
Как негативный, так и позитивный искусственный отбор хорошо были известны нашим предкам. Негативный искусственный отбор применялся в Древней Спарте, где слабых, больных новорожденных детей сбрасывали со скалы.
2. Коммунизм (красный)
Коммунистическое учение как учение о революционном преобразовании человеческого общества большое внимание уделяет вопросу о революционной переделке самого человека. Поскольку коммунизм, в отличие от фашизма, хочет спасти всех, предпочтение отдается позитивному искусственному отбору.
а) Платон “Государство”
Предметом особой заботы философов-правителей в государстве Платона является производство наилучшего (в физическом и нравственном отношениях) потомства. Развивая положение об одинаковых по качеству природных задатках мужчин и женщин, Платон разрабатывает подробный план “священных браков” между мужчинами и женщинами, включенными в высшее сословие. Имея общие жилища, посещая совместные трапезы, постоянно встречаясь в гимназиях и получая одинаковое воспитание, стражи мужского и женского пола начинают испытывать взаимное влечение. Правители определяют брачный возраст, регулируя количество брачных союзов и заботясь о подборе наиболее подходящих друг другу пар. Только отличившиеся на войне юноши получают более широкую возможность сходиться с женщинами. Рождающееся потомство поступает в распоряжение специально избранных должностных лиц, проводящих “селекцию” младенцев. “Родившихся от худших родителей” или обладающих какими-либо телесными недостатками детей укрывают в тайном месте и по достижению ими определенного возраста переводят в сословие производителей. Вероятно, те же должностные лица обязаны своевременно распознавать благородные задатки (“вкрапления золота”) у детей из низших прослоек, с тем чтобы в дальнейшем переводить их в разряд стражей. В результате указанных мер “все стражи-мужчины считаются отцами всех детей, а все женщины — общими женами всех стражей.”
б) Т.Кампанелла “Город Солнца”
“Верховный правитель у них — священник, именующийся на их языке “Солнце”, на нашем же мы называли бы его Метафизиком. Он является главою всех и в светском и в духовном, и по всем вопросам и спорам он выносит окончательное решение. При нем состоят три соправителя: Пон, Син и Мор, или по-нашему: Мощь, Мудрость и Любовь...
Ведению Любви подлежит, во-первых, деторождение и наблюдение за тем, чтобы сочетание мужчин и женщин давало наилучшее потомство. И они издеваются над тем, что мы, заботясь усердно об улучшении пород собак и лошадей, пренебрегаем в то же время породой человеческой...
Когда же все, и мужчины и женщины, на занятиях в палестре, по обычаю древних Спартанцев, обнажаются, то начальники определяют, кто способен и кто вял к совокуплению и какие мужчины и женщины по строению своего тела более подходят друг другу, а затем, и лишь после тщательного омовения, они допускаются к половым сношениям каждую третью ночь. Женщины статные и красивые соединяются только со статными и крепкими мужами; полные же — с худыми, а худые — с полными, дабы они хорошо и с пользой уравновешивали друг друга...
Итак, производство потомства имеет в виду интересы государства, а интересы частных лиц — лишь постольку, поскольку они являются частями государства; и так как частные лица по большей части и дурно производят потомство и дурно его воспитывают, на гибель государства, то священная обязанность наблюдения за этим, как за первой основой государственного благосостояния, вверяется заботам должностных лиц, и ручаться за надежность этого может только община, а не частные лица.”
3. Фашизм (черный + красный = коричневый)
Фашизм (итал. fascismo, от лат. fascio — пучок, связка, объединение) отличается от коммунизма тем, что отказавшись от неосуществимой мечты спасти всех, стремится спасти только здоровую часть человечества. Этим объясняется предпочтение, отдаваемое фашизмом негативному отбору перед позитивным отбором.
а) Негативный искусственный отбор (черный)
Уже 14 июня 1933 года, то есть спустя полгода после захвата власти Гитлером, был провозглашен закон о “предупреждении появления потомства, больного наследственными болезнями.” Он предусматривал принудительную стерилизацию. За 1934-1936гг было стерилизовано 168 тыс. человек. Особых протестов ни внутри страны (со стороны буржуазных или церковных деятелей), ни тем более за границей не последовало.
И вот эсэсовцы приступили к еще более радикальному искоренению плохой наследственности. 1 сентября 1939 года был издан секретный приказ Гитлера об “Эвтаназии больных с наследственными болезнями”. В приказе говорилось буквально следующее: “Эвтаназии” подлежат все люди “жизнь которых не имеет ценности.”
Итак, с самого начала войны вступила в действие “программа эвтаназии”.
На секретных узких совещаниях говорилось, что воюющий немецкий народ не должен содержать неизлечимых, “бесполезных” больных. Это ложится тяжелым бременем на его бюджет. Отто Олендорф, группенфюрер СС, начальник Управления РСХА, а в дальнейшем один из главарей эйнзацгруппы, утверждал, что война — идеальное время для того, чтобы избавиться от всех “неполноценных”. Ссылаясь на своего учителя профессора Йенса Иессена, он рекомендовал “вкладывать сэкономленные деньги в программу вооружения.”
На более широких совещаниях (но тоже секретных) объяснили, что немецкая “народная общность” для своего биологического здоровья нуждается в “отсечении больных, заразных ветвей.” И при этом ссылались на расовых “теоретиков”, которые напускали псевдонаучный туман на обыкновенные убийства.
И наконец, от широких масс немецкого народа “программу эвтаназии”, приказ Гитлера и т.п. вовсе скрывали. Родственники умерщвленных врачами больных получали урну с прахом и бумажку с диагнозом. Как пишет западный германский историк Ф.Ципфель в книге “Борьба церкви в Германии 1933-1945”, “Общественность обратила внимание на то, что все чаще стали приходить официальные сообщения о смерти больных, переведенных из одной клиники в другую, а также бланки с указанием явно неправдоподобных причин смерти. Особенно настораживала ссылка на опасность эпидемий, а также урны без всякого свидетельства о причинах смерти. Все это заставило людей понять, что в больницах творится нечто невообразимое.
Как происходили убийства? Ныне мы можем описать это вполне достоверно.
В подписанном Гитлером приказе (для исполнения он был направлен по двум адресам — рейслейтеру Булеру и врачам Брандту и Конти) говорилось, что “полномочия врачей должны быть значительно расширены, с тем чтобы к практически неизлечимым больным, критически проанализировав их состояние, можно было бы применять “эвтаназию” (в приказе был использован в этом месте другой термин — “смерть из милости”).
На первом этапе врачи бегло осматривали больных, в большинстве случаев они просто перелистовали истории болезни. После сего медики составляли списки смертников и передавали их в ведение специальных эсэсовских команд, “рабочее” название команд было “команды для убийств”, но для вида им присвоили вполне благозвучные наименования: “Общеполезное учреждение для лечебного ухода”, “Общеполезная перевозка больных. Акционерное общество”, “Имперское рабочее общество для больниц и психиатрических клиник”.
Эти “общеполезные команды” переправляли свои жертвы в заведения для убийств: Хадамар в Гессене, Хартхейм около Линца, Графенэкк близ Вюртемберга, Бранденбург-на-Хавеле (бывшая тюрьма), Зонненштейн около Пирны (близ Дрездена). С 1941г. к этим пяти местам казней прибавилась еще клиника в Бернбурге.
Далее, как весьма небрежно писала жена Гейдриха: “Кто-то, не знаю его имени, собрал автомобили-фургоны и переоборудовал их так, что выхлопные газы моторов могли направляться в герметически закрытые кузова. Наверняка Рейнхард дал на это разрешение. Сумасшедших сгоняли в одно место, запирали в машину и умерщвляли газом от заведенных моторов.” Так было найдено на первых порах “техническое решение” для массовых казней. И эту мучительную смерть в душегубках окрестили “смертью из милости”!
Названия Хадамар, Хартхейм, Графенэкк, Бранденбург-на-Хавеле, Зонненштейн и Бернбург можно обнаружить только на самых подробных картах. Эти глухие провинциальные дыры были выбраны эсэсовцами не случайно — они считали, что вдали от больших городов все останется шито-крыто. К тому же, прежде чем больные попадали в душегубки, их, как мы уже говорили, по нескольку раз перебрасывали из одной больницы в другую. Заметали следы. Но ничего не помогло. Слухи начали просачиваться, особенно из Хадамара и Графенэкка.
Посыпались протесты. В книге Ципфеля сообщается о возмущенных “пасторских посланиях”, проповедях, меморандумах священников — католиков и протестантов.
Вот что говорил по этому поводу на Нюрнбергском процессе главный обвинитель от Великобритании Шоукросс:
“Летом 1940г. Гитлер издал секретный приказ убить всех больных и престарелых людей Германии, которые не могли уже больше продуктивно работать для германской военной машины. Имеется обильный материал, свидетельствующий о том, что это было известно огромному числу людей в Германии.”
В июле 1940г. епископ Вурм писал Фрику:
“...пациенты государственных и частных медицинских учреждений — были переведены в другие медицинские учреждения по приказу имперского совета обороны. Их родственников даже в тех случаях, когда пациент содержался за их счет, информировали о переводе только после того, как он уже совершился. В большинстве случаев лишь через несколько недель после этого их информировали о том, что данный пациент скончался в результате болезни и что в связи с опасностью инфекции тело его должно быть подвергнуто кремации. По приблизительному подсчету, несколько сот пациентов только из одного медицинского учреждения в Вюртемберге умерли таким образом...
В связи с многочисленными запросами из города и провинции и из самых различных кругов я считаю своим долгом указать имперскому правительству, что этот факт является причиной особого возбуждения в нашей маленькой провинции. Транспорты с больными людьми, которые разгружаются на маленькой железнодорожной станции Марбах, автобусы с темными стеклами, которые доставляют больных с более отдаленых железнодорожных станций или непосредственно из госпиталей, дым, поднимающийся из крематория и заметный даже на большом расстоянии, — все это дает пищу для рамышлений, поскольку никому не разрешается входить в то место, где происходят казни. Каждый убежден в том, что причины смерти, которые опубликовываются официально, выбраны наугад. Когда в довершение всего в обычном извещении о смерти выражается сожаление о том, что все попытки спасти жизнь пациента оказались напрасными, это воспринимается как издевательство. Но, кроме всего, атмосфера тайны будит мысль о том, что происходит нечто противоположное справедливости и этике... Это положение постоянно подчеркивается простыми людьми в многочисленных устных и письменных заявлениях, которые к нам поступают.”
Через год, в августе 1941г., епископ Лимбургский писал имперским министерствам — внутренних дел, юстиции и по церковным делам:
“Примерно в восьми километрах от Лимбурга, в маленьком городке Хадамар, на холме, возвышающемся над городом, имеется здание, которое прежде использовалось для различных целей, но с недавнего времени оно является инвалидным домом. Это здание было отремонтировано и оборудовано как место, где, по единодушному мнению, приблизительно с февраля 1941г. в течение нескольких месяцев систематически осуществляется предание людей вышеупомянутой “легкой смерти”. Этот факт стал известен за пределами административного округа Висбаден... Несколько раз в неделю автобусы с довольно большим числом жертв прибывают в Хадамар. Окрестные школьники знают этот автобус и говорят: “Вот снова идет ящик смерти”.
После прибытия автобуса граждане Хадамара видят дым, поднимающийся из трубы, и с болью в душе думают о несчастных жертвах, в особенности когда до них доходит отвратительный запах. В результате того, что здесь происходит, дети поссорившись, говорят: “Ты сумасшедший, тебя отправят в печь в Хадамар”.
Те, которые не хотят или не имеют возможности жениться, говорят: “Жениться?! Никогда! Произвести на свет детей, с тем чтобы их потом бросили в эти мясорубки?!” Часто можно слышать, как старики говорят: “Не посылайте меня в государственную больницу: после того как будет покончено со слабоумными, настанет очередь следующих бесполезных едоков — стариков...”
Говорят, что чиновники государственной тайной полиции стараются подавить обсуждение событий в Хадамаре путем применения суровых угроз. Это может быть вызвано хорошими намерениями в интересах общественного спокойствия, но осведомленность и негодование населения не могут быть этим изменены...”
Главный обвинитель от Великобритании Шоукросс особо подчеркнул, что министерства юстиции, внутренних дел и по делам церкви получали “протесты от епископов двух округов, далеко отстоявших один от другого.” Иными словами, о “программе эвтаназии” знала вся Германия.
Действительно, не только церковные иерархи, но и простые смертные пришли в волнение. Более того, “взбунтовалась” и часть нацистской элиты. До нас дошло письмо гитлеровской функционерки, некой госпожи Левис. Оно датировано 1940 г., иными словами, написано спустя семь лет после прихода Гитлера к власти, после инквизиции всех партий и профсоюзов, после “ночи длинных ножей”, после поджога рейхстага, после разрешения на превентивные аресты и организации целой сети концлагерей, через которые “пропускали” сотни тысяч немцев. Наконец, через год после начала войны, развязанной Гитлером. Но все это отнюдь не вызвало угрызений совести у нацистки Левис. А вот убийство больных — вызвало. Очевидно, “эвтаназия” знаменовала собой новый этап в политике нацизма в целом и СС в частности: эсэсовцы перешли еще какую-то границу бесчеловечности...
Вот это письмо, содержащее очень много реалий и потому, по нашему мнению, представляющее большой интерес.
Итак, госпожа Левис пишет жене верховного судьи НСДАП Вальтера Буха*:
“Моя вера в победоносное преодоление всех трудностей и опасностей, которые стоят на пути Великой Германии, до сих пор была непоколебимой, свято доверяя фюреру, я безоглядно пробиралась через все политические дебри, но при том, что сейчас надвинулось на нас, у человека, как выразилась вчера одна юная стопроцентная национал-социалистка, работающая в расово-политическом ведомстве, земля уходит из-под ног.
Вы наверняка слышали о мерах, с помощью которых мы в настоящее время избавляемся от неизлечимых
* Бух сообщил, что “Левис подобна нордической богине, сошедшей с небес”, пламенно обожает фюрера и имеет большие заслуги как одна из руководительниц нацистского женского движения.
душевнобольных, но, возможно, еще не имеете полного представления о том, каким образом это происходит, в каких чудовищных масштабах и какое ужасное впечатление производит на народ! Около Вюртемберга (Графенэкк) разыгрывается трагедия. Это место приобрело совершенно жуткую славу. Сначала мы инстинктивно сопротивлялись тому, чтобы поверить во все, или считали слухи по меньшей мере сильно преувеличенными. Еще в середине октября во время нашей последней конференции в областной школе в Штутгарте “хорошо информированные” лица заверили меня, что речь идет об абсолютных кретинах и что “эвтаназия” применяется в совершенно исключительных случаях. Но сейчас ни один человек не сочтет эту версию хоть мало-мальски правдоподобной. Абсолютно доказанные истории отдельных людей то и дело узнаются, они возникают как грибы после дождя. Пусть в двадцати процентах случаев они преувеличены, но, даже если мы отбросим не двадцать, а пятьдесят процентов, все равно дела не поправишь. Самое страшное, самое опасное заключается не в факте как таковом, если бы был издан закон наподобие закона о стерилизации и после строгой научной экспертизы была бы отобрана группа больных, действительно больных, не обладающих ни единым проблеском сознания, ни каплей человеческих чувств, тогда — я убеждена — население хоть и поволновалось бы какое-то время, но потом смирилось бы с неизбежным, возможно, даже легче, чем с законом о стерилизации. Не исключено, что через несколько лет люди даже перестали бы понимать, почему этот полезный закон уже не был издан давным-давно. Но последствия нынешнего состояния дел просто невообразимы. Можно придерживаться разного мнения насчет того, вправе ли вообще человек распоряжаться жизнью себе подобных, однако одно совершенно ясно: право это должно быть строго ограничено законом, а закон этот должен применяться с чувством высочайшей отвественности, если мы не намерены потакать самым низменным человеческим инстинктам и преступлениям. Ведь уже испокон веку применялся, к примеру, такой метод: людей объявляли сумасшедшими и сажали в сумасшедшие дома их родственники, которые хотели от них избавиться...
Когда я пишу это, то чувствую опять весь ужас происходящего; мне кажется, что все это дурной сон и что я вот-вот проснусь. И именно сейчас мы, женщины, должны начать большую агитационную кампанию. И в то же время мы даем такой материал католической церкви!
Теперь люди еще цепляются за мысль о том, что фюрер ничего не знает, не может знать, иначе он вмешался бы, да, он ни в коем случае не знает, каким образом и в каких масштабах проводится эта акция. Но меня не оставляет чувство, что дальше так продолжаться не может. Иначе и эта вера будет поколеблена. Нас всегда трогает, что именно простые люди питают веру, трогает, что эта вера для них естественна: “Фюрер, разумеется, ничего не знает”. Но это оружие, как никакое другое, должно быть в наших руках всегда отточенным. Мы ничего не добъемся, если будем втирать очки, отвечать на вопросы бесконечными отговорками, успокаивать. Ведь в отговорки мы сами не верим. Я убеждена также, что, притупив в народе здоровое чувство сопротивления тому, что ныне происходит, заставив народ замолчать, мы когда-нибудь за это жестоко расплатимся; не надо забывать, что, потеряв стремление к соблюдению человеческих прав и справедливости, народ неизбежно скатится по наклонной плоскости...”
Приведенное письмо от правоверной (или, как она сама выражается, “стопроцентной”) нацистки могло бы вызвать улыбку, если бы не касалось столь ужасной темы. В самом деле, со стерилизацией она примирилась, с убийством тоже готова была бы примириться, вера ее в фюрера не поколебалась бы, если бы простой народ, “простые крестьяне” не видели перед собой трубу крематория, из которой валил дым.
Однако у бесчеловечности тоже есть свои законы. Сама нацистская система с ее секретностью, полным произволом одних и полным бесправием других, как магнит, притягивала к себе всевозможных подонков: преступников, взяточников, садистов — словом, отбросы общества. Особенно это касалось всех эсэсовских организаций. Недаром “сам” Гейдрих незадолго до смерти назвал ее “помойным ведром”.
Нацистка, которую мы так обильно цитировали, не понимала, что другой “эвтаназии” просто быть не могло, не понимала, что любая эсэсовская акция (как ее ни называй) превращалась в оргию убийств.
Характерен ответ Гиммлера на письмо “стопроцентной нацистки”, посланное рейхсфюрером СС судье НСДАП Буху.
19 декабря Гиммлер написал на бланке с грифом “секретный имперский документ”: “Поскольку эти мероприятия становятся столь публичными, как явствует из вышеизложенного, то, значит, в их проведении допускаются ошибки”.