Маслов Илья Александрович : другие произведения.

Женщины-воительницы в традициях Европы

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 3.56*4  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    У отечественных скинхэдгерл богатая родословная. Хочется надеяться, что они будут ее достойны...

  
   "Пой, валькирия! Пой, развернув лебединые крылья!"
   А. Аринушкин
  
  
   В сознании типового славянофила, испуганного "разгулом феминизма" в конце двадцатого столетия, существует стойкая мифологема: женщина русской традиции - это существо, обреченное на безотрывное ведение домашнего хозяйства, во всем подотчетное мужу - защитнику и кормильцу, глуповатое, боящееся "греха" и пассивно отдающееся в постели. Добавьте сюда балалайку, матрешек, самовары, деревенские посиделки, песенки в духе "валенки-неподшиты-стареньки", декларируемое отсутствие секса - и вам станет понятно, почему подобная "русскость" вызывает инстинктивную неприязнь у любого психически здорового человека.
   Да, истории известны социумы, в которых женщины считались наравне с рабами и неприкасаемыми "ущербными" членами общества, а кое-где - и вовсе "нечистыми". Однако величайшие образцы мужества, свободолюбия, патриотизма и гениальных прозрений подарили нам совсем иные общества - те, которые изначально строились на равенстве, взаимной необходимости двух полюсов бытия, в том числе - мужа и жены, объединенных не только целью продолжения рода, но и вообще стремлением совместно организовать собственную достойную жизнь. Спартанцы, римляне, германцы, славяне - лишь некоторые примеры таких народов. Исток подобного взгляда на жизнь следует искать у предков белых народов - древних индоевропейцев, или ариев. Данная статья посвящена военному аспекту женской жизни в классических арийских обществах - не будем забывать, что в них носить оружие могли только полноправные члены общества.
  
   Первые следы арийских женщин-воительниц мы находим на территории европейской России. В захоронениях, относящихся к стыку неолита и бронзового века (т.е. "меднокаменный век"), т.е. к 4 - 2 тыс. до н.э., археологи находят женские скелеты, погребенные по воинским ритуалам - с боевыми секирами, боевыми повозками и черепами врагов. Некоторые исследователи считают, что народ, к которому принадлежали эти воительницы, позднее мигрировал в Северное Причерноморье, где и стал известен под названием киммерийцев. Киммерия же, наравне с т.н. Трипольем, является не только одной из отправных точек этногенеза славян, но и одним из первых раннегосударственных образований к северу от Средиземноморья. Поскольку позднее похожие племенные названия (кимвры, камбры) встречаются и в Западной Европе, можно предположить, что древние жители Русской Равнины мигрировали и туда. Походы ариев хорошо описаны в индийских и иранских героических поэмах: сокрушая врага массой колесниц, они прошли от Восточной Европы до Британии, Индостана, Испании. Наиболее удаленная точка, которой удалось достигнуть этим завоевателям - историческая часть северной Африки Берберия (Магриб).
   Интересно, что эта далекая эпоха нашла отражение в славянских сказках. Существует архаичный сюжет, связанный с образом Бабы-Яги, где она предстает не только колдуньей и людоедкой, но и воительницей, матерью ведьм-всадниц, с которыми вынужден сражаться главный герой. На частоколе вокруг дома Бабы-Яги насажены человеческие черепа. Отрубленная голова и череп вообще играли огромную роль в мифологиях арийцев, начиная от ритуальных костяных чаш индусов и скифов ("капала") и заканчивая кельтами, хранившими отрубленные головы врагов на специальных алтарях, а также отечественными богатырями, сравнивавшими отрубленную голову чудовища с "пивным котлом". Таким образом, отрубленная голова на ограде дома свидетельствовала, что здесь живет славный воитель, победивший немало врагов.
   Остальные составляющие сказки также поддаются толкованию. Поскольку все древние индоевропейские культуры основывались на евгенических принципах, право на руку полноправной женщины, а тем более - воительницы, получал лишь достойный. Доказывать же, что ты достоин, следовало в поединке со своей избранницей. Женщина также не имела права выходить замуж до того, пока не принесет с поля брани хотя бы одну отрубленную вражескую голову. Юноши и девушки воспитывались отдельно, и не в семьях, а в т.н. "женских" и "мужских" домах. Таким образом, Баба-Яга, "мать" ведьм-всадниц - это, скорее всего, "королева" энеолита, возглавляющая "женский дом". Колдуньей она была исключительно в глазах мужчин, не посвященных в женские мистерии плодородия, также как женщины не были посвящены в охотничьи мистерии.
   Почему в древней Восточной Европе сформировалось именно такое общество? Во-первых, и тысячи лет назад этот регион был куда более труден для выживания, нежели Междуречье или Дельта Нила: с севера дышал холодом ледник, а с трех других сторон света постоянно накатывались волны чужаков-завоевателей, т.к. в более благоприятных для жизни регионах регулярно случались демографические взрывы, а вот арийцы традиционно брали "не числом, а умением". Так что выживание племени было делом каждого члена племени, и женщина просто не могла позволить себе быть "слабым полом", просто ждущим мужа с охоты. Во-вторых, неотъемлемой составной частью культуры белых цивилизаций является гордость - собственная, национальная, профессиональная, и потому белая женщина просто не способна была играть роль "цветка для услады", как воспевали гаремных затворниц соотечественники Хафиза и Низами. Скорее всего, отзвуком этих древних традиций является образ Василисы Микуличны из киевского цикла русских былин.
  
   Наследниками славы (и во многом - традиций) Киммерии в южнорусских степях стали скифы. С ними, по общему мнению, связан известный греческий миф об амазонках, с которыми сражались такие известные герои Эллады, как Ахиллес и Геракл. Амазонки, разумеется, не были отдельным племенем, но существовали в действительности, принимая участие не только в европейских походах скифов, но и в набегах на ближневосточные деспотии до самого Египта. По легенде, женщины скифов выжигали своим дочерям железом одну грудь, чтобы те могли в зрелом возрасте без помех стрелять из лука. Град стрел, который эти наездницы обрушивали на восточные и греческие фаланги, расстраивал ряды противника. Другим оружием скифов - всадников (как мужчин, так и женщин) были копье и акинак (короткий меч). Копье предназначалось для таранного удара конной лавы по пехоте, а акинак - для битвы всадника с всадником. Известно, что скифские (как до них - киммерийские, а после них - сарматские и славянские) женщины были не только воительницами, но также правительницами и военачальницами. Имя царицы скифов Табити, самой знаменитой из исторических амазонок, пережило века...
   Скифы, несомненно, унаследовали вышеописанные традиции киммерийцев, но на новом цивилизационном уровне. Об этом рассказывается в тех русских былинах, где идет речь о сватовстве богатыря к царевне-богатырке: в отличии от сказок, царевна живет не в лесной избушке, а в величественном дворце, и не имеет ничего общего с темными силами.
   Если т.н. "скифы-пахари" Геродота были ближайшими предшественниками собственно славян, то скифы-кочевники, игравшие в скифском обществе роль позднейших казаков, ходили в набеги вплоть до Дании и Синая. О влиянии, которое оказали они на, например, германцев, говорят древние саги. Средневековый исландский поэт Снорри Стурлусон в своем переложении исторических и географических легенд эпохи викингов ("Хеймскрингла") выводит германских предков из Великой Скифии (Северного Причерноморья). Германскому эпосу известны валькирии - девы-воительницы, полубожественные жрицы Вотана и Вальфрейи (один из эпитетов Богини Плодородия Фрейи). У славян Вальфрейе соответствовала Перуница. О схожих, но более архаичных традициях других индоевропейцев свидетельствует то, что воинское искусство эллинскому Гераклу и кельтскому Кухулину передают Полимеда в Греции и Скатах в Ирландии, такие же женщины - богатырки, каких мы видим в русском эпосе. У кельтов Британии была бесстрашная королева Боадиция, возглавлявшая борьбу против римских захватчиков. В Спарте женщинам и вовсе вменялось в обязанность защищать селения и поддерживать порядок, когда мужчины воевали в далеких землях.
   Интересно, что в скандинавском эпосе, возможно, также есть упоминание о воинственных славянках. Как известно, боги германцев Асы враждуют с великанами-турсами. Последние изображаются в легендах могучими, но доверчивыми и простодушными созданиями, которые, тем не менее, вполне могут поставить под угрозу существование и Асгарда, и самих Асов - точно так же в своих воззваниях описывали германские вдохновители крестовых походов наших предков. И уж во всяком случае бог грома Тор устраивает на своей колеснице такие же набеги на земли турсов, какие устраивали полукочевые дружины Западной Европы бронзового века на давно уже оседлых земледельцев-праславян, или "скифов-пахарей". Так вот, женщины турсов, великанши, ни в чем не уступают своим мужьям, как и богини Асгарда - богам. Дочь убитого Тором великана, Скади, пришла в город богов, чтобы отомстить, и Асы избежали кровопролития отнюдь не сражаясь с нею, но связав ее узами брака с богом Ньердом.
   Таким образом, арийки и славянки не напоминали ни извращенных феминисток наших дней, ни "смиренных" дурочек-рабынь из христиано-домостроевских поучений. Решительность, отвага, находчивость, беспощадность к врагам и внешняя холодность, лишь в отношении любимых сменявшаяся на неистовую страсть и сексуальность - эти черты равно свойственны и белому мужчине, и белой женщине с древнейших времен.
  
   В историческую эпоху, о которой мы можем судить уже не только и не столько по народным преданиям, сколько по письменным документам, в Западной Европе традиции женщин-воительниц постепенно сходят на нет. Однако у славян в целом и на Руси в частности, в связи с постоянными нашествиями кочевников и крестоносцев, стремившихся уничтожить само понятие "славянства", эти традиции пережили века. В хрониках Темных Веков Саксона Грамматика упоминается богатырка Визна, сражавшаяся наравне с мужчинами и павшая в битве при Бравалле в 7 веке, заслужив своей отвагой уважение и соратников, и врагов. В походах князя Святослава, согласно Льву Диакону и Скилице, принимали участие сначала русские, а затем - и болгарские женщины-воительницы ("поляницы"), о существовании которых враги узнавали лишь после битв, когда, мародерствуя, снимали с убитых доспехи и одежду. Наши летописи сообщают о женщинах, принимавших участие в обороне осажденных татаро-монголами, крестоносцами, литовцами и поляками городов, причем не только поднося стрелы или поливая врагов со стен кипятком, но и с оружием в руках. Во время войны Двенадцатого Года равно прославились и "кавалерист-девица", и организатор партизанского сопротивления старостиха Василиса, и многие другие женщины. И уж бессчетное множество примеров женской доблести можно привести из истории Великой Отечественной Войны.
   Поскольку ничего подобного в Европе давно уже не было, назревает один любопытный вывод. Дух народа, его могущество, его "имперскость" зависит от качества всего населения, и мужчин, и женщин. Не случайно Россия - единственная, по сути, из европейских империй, так и не давшая по сей день откат завоеваниям предков, да и либерально-толерантные преобразования захватили нас в куда меньшей степени, чем те же "арийские" Германии, Англии и Скандинавии.
  
   У отечественных скинхэдгерл богатая родословная. Хочется надеяться, что они будут ее достойны...
Оценка: 3.56*4  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"