Аннотация: Мое мнение о творчестве Алины Витухновской
(Мое мнение о творчестве Алины Витухновской)
Об Алине Витухновской я услышал задолго до того, как познакомился с ее творчеством. Упоминали ее обычно в контексте "радикального искусства", "сатанизма" и "русского фашизма", причем - как правило, НБПшного разлива. К тому времени, когда в сети появился официальный сайт поэтессы, я уже был хорошо знаком с творчеством Яшина, Широпаева, Струковой и иных радикальных авторов-националистов (часто противопоставлявших себя и христианству, во всяком случае - официальному), кроме того - немало написал сам. Прежде, чем говорить о своем отношении к прочитанному на www.alinav.ru , обозначу свой взгляд на идеологизированное искусство вообще.
Во-первых, я считаю, что нет "безыдейного" искусства. Даже "нейтральное" стихотворение о красоте природы занимает свое место в контексте жизни и остального творчества своего создателя, донося до нас те идеи, которыми этот создатель руководствовался. А уж произведение с сюжетом, с действующими лицами, с упоминанием религии и политики - идеологизировано всегда. Бульварный детектив, андеграундный роман из жизни скинхэдов или панков, постмодернистские выкрутасы для эстетствующих снобов из бомонда - все они пропагандируют писательские взгляды. Сопереживая героям, ненавидя злодеев, испытывая те или иные эмоции, читатель дополняет свой взгляд на мир - и тем сильнее, чем талантливее написано произведение. Именно воздействовать на мировоззрение и призвана любая идеологическая литература: нацистская, анархистская, коммунистическая или либеральная.
Во-вторых, эклектика и позерство несовместимы с любой идейностью. Т.е. автор, позиционирующий себя как сторонника конкретной идеологии, должен и поступать соответственно. Чтобы далеко не ходить, скажу, что мой первый рассказ о националистах, "Валькирия", был написан после долговременного непосредственного участия в движении, с драками, расклейкой листовок и пр. Когда человек сегодня христианин, завтра коммунист, а послезавтра сатанист - это не идейный человек. Когда человек, называющий себя националистом, действует вразрез с национальными традициями и во вред нации, это не националист. Когда человек ведет себя не по исторически сложившимся в его народе нормам, он не имеет права говорить от имени своего народа, и уж тем более не имеет права навязывать народу свое мнение.
В-третьих, только когда заканчиваются идеи, начинаются манерничание, "игра в слова" и прочий постмодернизм. Человек искусства, который видит в своих произведениях не средство выделиться из серой массы (как главную мотивацию, "как бы изъебнуться?" (с) Егор Летов), не ключ к дверям "бомонда" и "богемы", а орудие, инструмент по изменению реальности в соответствии со своими желаниями (такова цель любого идейного творчества), никогда не принесет смысл в жертву абстрактному виртуозничанию. Вообще, всеобщее виртуозничание возникло в период примитивизации литературы и вырождения поэзии, а именно - в начале двадцатого века, в Западной Европе, расцвет же его совпал с окончательным падением белой цивилизации после Второй Мировой. До этого поэты и писатели были воистину "властителями дум", а литературное произведение могло перевернуть мир еще при жизни своего создателя (Вольтер). Теперь же литература разделилась на "массовую", развлекательную, и "элитную", для богемы, не способную даже развлекать из-за своей бессмыслицы. Редкие произведения, не сводящиеся к литературным играм, эпатажу и развлекаловке, появляются очень редко.
В-четвертых, когда я говорю о литературе Белой Европы, я подразумеваю не "все, что написано белыми", а те общие черты, которые характерны для очень разных авторов, во всяком случае - в их лучших произведениях: Мильтона и Гете, Эверса и Юнгера, Лермонтова и Гумилева, Лавкрафта и Говарда, Яшина и Широпаева (список, конечно, далеко не полон). Более того, именно эти черты объединяют творчество этих авторов с Эддами и сагами, с русскими былинами, с рыцарскими эпосами и прочими произведениями, которые создали белые народы. Если кому-то эти черты мешают "развиваться как автору" и "самовыражаться", это его дело, и он может тысячу раз воспеть в прозе и стихах мучения галлюцинирующего наркомана-педераста, а не подвиги героев или великую любовь Мужчины и Женщины. Вот только не надо говорить о Белой Европе, когда ты пишешь про педерастов...
Перейдем к Витухновской. Что же мы найдем на ее сайте? Какими-такими сатанинскими богохульствами она сравнилась с Бодлером или Волошиным? Какие гимны посвятила воителям седой арийской старины или нынешним белым бойцам, чистящим улицы наших городов от чужаков и предателей?
Открываем нечто под революционным названием "О прямом действии" - и читаем:
Девушки с бомбами вместо абортных детей.
Мальчики, вьющие смылы из мифов вождей.
И террористы, взрыватели адских машин.
И анархисты, застывшие в тле анаши.
В черных рубашках опасные злые юнцы.
В черных очках двойники Человека-Овцы.
Смерти ремиксы, чекисты эсэсовских снов
Иксами свастик сравняют основы основ.
Наглые бляди в постели невнятных мужчин
Ножиком гладят вспотевшее мясо их спин.
И протыкают. И мятые деньги крадут.
И полицейские их никогда не найдут.
Микки и Мелори от прирожденной любви
(Бродят по городу), руки которых в крови...
И кропотливо стреляют встревоженных ук,
И постигают насилье винтовками рук.
...
Страсти Гагарин в космический мчит порносайт.
И постигается метафизический ад.
Мучая смыслы, солдаты Астральной Войны
свастикой визга вбиваются в пасть тишины.
...
Зоя фашистская, адская Фанни Каплан,
Жанна Дыры, ускользнувшая в ведьмин капкан.
Пули Лолита и минного поля Манон,
Сколько убитых в космосе милом твоем?
Ты сценаристка, садистка, крестьянка торжеств.
Каторжен приступ убийства, но выдержан жест.
Миссии смыслы вряд ли узнают потом.
Смерть, как туристка, чужим говорит языком.
Можно, конечно, как это делают торчки-эстеты из столичной богемы, искать в этом несвязном бреде какие-то "свежие образы" и т.п. ерунду, но давайте лучше зададимся вопросом: кого из националистов (или анархистов, скажем) данное произведение может подвигнуть на "прямое действие". И против кого предлагает направить прямое действие автор? Можно подумать, что против мужчин, спящих с "наглыми блядями". И что автор вообще подразумевает под прямым действием? Ношение бомб вместо "абортных детей"? А просто так бомбы, не вместо детей, носить нельзя?
Может показаться, что мне не нравится данный стиль. Отнюдь. Я - большой поклонник творчества Елены Трубициной, работающей с хаотическими образами. Но у Елены образы служат идее стихотворения, наиболее полному ее выражению, а Витухновская словно ставит своей целью намешать в текст как можно больше "страшных" или "экстремистских" образов, причем без всякой связи друг с другом - в результате образы теряют свой эффект, ведь литературной кашей никого напугать или вдохновить нельзя. Не говоря уж о том, что бессмысленное и бессюжетное произведение читать скучно вне зависимости от стиля и образов.
Но, может быть, это один раз так не повезло? Открываем другое произведение, "Гер-мания", судя по всему - гитлерофильское и национал-социалистическое. Оно заслуживает права быть процитированным полностью:
У меня Гер-мания. Свастике весело.
Маниакально-репрессивный психоз.
Фальшизм окружающей местности
Разрубает бешеный паровоз.
На мне ордена и полосы.
Герб мании цветочит балкон.
Насе-комната шелестит и ползает.
И сам я зверинен и насеком.
Гер-мания. Я вождь и тигр тайн.
Власть - это только Абсолютная Власть.
Война (Настоящая, а не та) проиграна,
потому что мир всегда оставляет часть
недоступной, неподконтрольной или
неизвестной (что-нибудь из иных пространств).
Гер-мания, которую мы получили -
разве только намек на Власть.
Когда я стану слепым, усталым и... смелым, рядом
Ева вновь зачем-то молодой и красивой...
Мы выпьем вместе свадебно-адских ядов
(Когда мы умрем, Германия превратится в Россию)
Под Москвою войска. Долго ли?..
Ева, Вы тоже детали жизни, которые не нужны.
Если б знали вы, как мне дороги
факты Моей Войны.
У меня Россия. У меня агрессия.
Сделайте мне обрезание берез.
Гер-мания. Свастике весело.
Маниакально-репрессивный психоз.
У меня Гер-мания. Свастике весело.
смех продлевает злость.
За геранью отравленного полумесяца
ухмылочки и колючки звезд.
Я герань выращиваю, желая пошлости.
Герб-мании цветочит балкон.
Насекомната шелестит и ползает.
И сам я зверинен и насеком.
Когда у меня на себя аллер-Гитлера,
Стекаю кровью как мертвый бог.
Надо мной идея витает выпытанная.
Подо мной трупоскрючен как запятая пытки зверек.
Я давно б уже пошел и повесился.
Но безумие началось.
Гер-мания. Свастике весело.
Маниакально-репрессивный психоз.
Уважаемый читатель - НС! Ты считаешь, что ты "зверинен и насеком"? И согласишься ли с тем, что "маниакально-репрессивный психоз" есть признак национал-социалиста? И выращиваешь ли ты герань, желая при этом пошлости? А может быть, ты, от осознания себя национал-социалистом, собираешься повеситься? Если НЕТ, то для кого это писалось? Кому выгодно, чтобы русские НС ассоциировались с такой вот пачкотней игроков в слова?
Да, мне в литературной богеме делать нечего. Я не знаю, что такое "зверинен и насеком", и даже не представляю, как эти два слова соотносятся с НС. Ладно, давайте дальше. Нас ждет целая поэма "Почти герой":
Мистер-Твистер совокупился
с негритянкой в отеле "Рига".
Презервативы рвались как принципы.
Бедная Рита.
Беременная, как черная кошка,
в черной комнате не нашла и рубля.
Она смотрела в потную нищету свою сквозь окошко,
И думала: "выпрыгнуть, что ли, бля?"
Но обленилась по-бабьи скучно,
Вынырнула из мысли ужаса мясом и животом.
Санитары Ничто, внутренности ее помучив,
Выдали направление в роддом.
"Черная!" - ржали бабы в ее палате.
Но радио пело "Интернационал".
И они становились равными, все бабы бляди.
И орали, рожая: "мама!" А она
Кричала: "На хуй все!", как будто Ничто кончало.
Санитары стирали визги и сперму тьмы косматым ужасом полотенца.
И когда плоть ее и мозг выпытались одичало,
Ей дали в руки черного уродливого младенца.
и т.д. в том же духе. Смысл всей этой многостраничной эпопеи в том, что данный негрила вырос, прочитал "Майн кампф" и пошел в фашисты. Ага. Сначала в русские, потом в прибалтийские. Судя по контексту, фашисты были НБПшниками. Дали ему они партбилет за номером 666... А кончилось все тем, что негрилу забили где-то в США. Вопрос: какое значение имеет данное произведение для национал-социализма (или для сатанимза, раз уж всплыл "солнечный квадрат")? Негров нужно принимать в партию? Или негры могут быть русским националистами? Что еще можно почерпнуть из сюжета о приключениях грязного, вонючего, губастого ниггера, который вдруг
...понял, что он Адольф
И в фальшивом мире подлинен лишь фашизм,
Как в правдивой войне лжива одна любовь.
Я не знаю, как совместим с фашизмом ниггер с партбилетом. Вроде бы, Муссолини формировал ниггерские части. Но вот с национал-социализмом данный негрила не совместим вообще. Думаю, при НС в Германии за сравнение черного с Адольфом, Витухновскую самое меньшее отправили бы в концлагерь. А нынешние немецкие НС (реальные, уличные), не мудрствуя лукаво, закатали бы поэтессу в асфальт. И правильно бы сделали. Нечего измываться над памятью великих завоевателей, когда они уже ничего сделать не могут.
Ну да Вотан с ними, с тевтонами. Авторша все же русская, и интересно знать, кого она считает своими соратниками, к какой среде она себя относит. А относит она себя к среде "мальчиков могил" из одноименного стихотворения:
Мы любим зло. Мы мальчики могил.
Мы срам, что матерям не превозмочь.
Мы любим зло. Мы убегаем прочь
к тем, кто боится нас от тех, кто полюбил.
Любовницы от нас уходят в туалет
И их глаза надменны и пусты.
Мы мальчики. Мы носим им цветы
И любим зло кого в помине нет.
Мы любим зло. И нас не поиметь,
Не опознать по отпечаткам губ
Мы Гумберты, целующие смерть,
Как девочку в пластмассовую грудь.
Мы длим порок. Нам надобно успеть.
У нас глаза космических блядей
На нас следов кармических идей,
И прочих мифов век не разглядеть.
Мы господа бессмысленных начал.
Всего испив, желали люди власть.
Рабы немы. Но чуток их оскал.
И жаждет рот несъеденную часть.
Мы обрастем бородками легенд.
Мы день за днем постигнем краткость лет.
Мы наследим, но не оставим след.
Мы не умрем. Мы завершим банкет.
Мы тьмы гурманы. Человечьих рыл
Нам не близки ужасные черты.
Мы любим зло. Мы мальчики могил.
Космополиты пыльной пустоты.
Ладно, давайте не будем придираться к тому, что любовницы, уходящие в туалет, не имеют никакого отношения к сюжету, и вообще поставлены, похоже, для рифмы. Не будем также заострять внимание на глазах блядей у "мальчиков" (видимо, имеются в виду "сладкие мальчики" вроде эмо) и космополитизме этих же "мальчиков" (да, интернационал - это оплот дегенератов). Просто отнесут ли к себе хоть одно из "мы", содержащихся в стихотворении, русские НС? Уличные бойцы, активисты-агитаторы, просто русские люди, прячущие стволы и патроны в ожидании набата? НЕТ. Может быть, отнесут сатанисты? Тоже нет. Хотя бы потому, что сатанист - это не "мальчик", а сформировавшаяся и развивающаяся личность. Даже если ему нет шестнадцати лет. Да и господами _бессмысленных_ начал ставленникам Духа Просвещения быть не пристало. Давайте глянем наугад еще что-нибудь из Витухновской.
Чужие (2)
Нагловатые пьяно
Винтовые калеки,
С костылями
От Кельвина Кляйна,
Что в постелях туманят
Свои осторожные члены
Невозможными строчками
Вильяма Блейка,
И кровавые мальчики
Тонут в бокалах глинтвейна.
Эротический шок
И анальная нежность порока
Заменили интимное зло
Моей странной любви
В темноте идеального мозга.
Вы на подиум дна
Ускользнули калеками плоти.
Усмехнулась луна.
Замахнулись холодные плети.
И рыдающий сюр.
И смердящие рифмы поэта.
Холокост от кутюр.
И брильянты на трупы надеты.
Это о чем вообще, а? А вот что дама имеет сказать об ундинах, иначе говоря русалках, одна из которых, Рося, стала, по легенде, матерью русского народа:
УНДИНА
Тонула Ундина русалочной блядью.
Нырнула Луна, любопытная к смерти.
Подробно-нахальные хмурые дети
Бросали на труп нехорошие взгляды.
Была в них не похоть разбуженной плоти,
Не опыта скудного трезвая жадность,
Не праздность, не скука, скорее работа,
Работа души и её беспощадность.
Лишь дети иначе глядят на Ундину
И словно бы вовсе не знают пощады.
Бесстрастно и просто глядят нелюдимо
Спокойным и страшным предчувствием ада.
А плоть, что не только порочна и смертна
Своей красотой не тревожит, и будто
Им нечто Иное дано и заметно
Посредством утробной животности мудрой.
Им кладбище мглище - как лишний гербарий
И трупы в гробницах - останки стрекозок.
Они таковы оттого, что познали
Излишество жизни изяществом мозга.
И, наконец, что же Витухновская имеет сказать о себе? Да все то же. Вот, к примеру, стихотворение "Медведка", критики наперебой утверждают, что это о самой поэтессе:
Изученные поголовно,
вы, банальные звери лесов,
обладатели носоглоток,
шевелители скучных хвостов,
рассеявшиеся по веткам,
выглядывающие из травы,
не видевшие Медведки
ни пятки, ни головы.
Рассматриваемые младенцами,
тычущиеся в очки,
сачками и полотенцами
ловящиеся жуки,
постная мышь-полевка -
сельских пейзажей штрих,
скудная сельдь неловко
разделенная на двоих,
скрюченные креветки
скользкие как вода,
есть глаза у Медведки
и смотрели ли вы туда?
Каждый зверек изведан,
но ее в лицо не узнать.
Это не пол медведя,
и не медвежья мать.
Выпавшая из контекста,
сидящая под землей,
зудящая в зуб протеста
против себя самой.
Папа услышал шорох,
или услышал скрип,
или услышал шепот,
или услышал всхлип.
Вызверь в лесу заплакал.
Звери прыг по кустам.
Папа разбил лопатой
Мед-
напополам.
ведку
Да уж. (с) Киса Воробьянинов. Я, конечно, понимаю, что Даниил Хармс и все такое, но зачем выдавать этот бред за "оккультную" или там "фашистскую" поэзию? Кстати, конкретно о себе Витухновская написала стихотворение "Умри, лиса, умри". Не знаю уж, при чем тут лиса (видимо, поэтесса такая же хитрая, как рыжие Патрикеевны из лесов), но у Витухновской вообще все - ни при чем, а ради не то рифмы, не то понтов. Итак -