Маслов Илья Александрович : другие произведения.

Говард Филлипс Лавкрафт: Непризнанный пророк Рагнарека

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Очерк о мировоззрении выдающегося писателя - оккультиста.

  
  
   "...Но все же я собирался
   исполнить свой долг, потому что
   любил свою Родину Ломар и
   мраморный город Олатое,
   лежащий на плато меж горных
   вершин Нотон и Кадифонек"
   Г.Ф.Лавкрафт, "Полярис"
  
   "Тревога и измена поселились в
   Европе в сердцах озлобленной
   горстки людей, замышлявшей
   нанести смертельный удар по
   Западу, чтобы потом ползти к
   власти по руинам, и фанатики
   стекались в ту несчастную
   холодную страну, из которой
   многие из них были родом."
   Г.Ф.Лавкрафт о большевиках,
   Рассказ "Улица"
  
   "Ибо знай, что твой золотой,
   мраморный Город Чудес - это
   лишь сумма того, что ты видел и
   любил в юности... Новая Англия
   породила тебя и влила тебе в душу
   всю эту красоту, которой несть
   конца."
   Г.Ф.Лавкрафт,
   "Сомнамбулический поиск
   Неведомого Кадата"
  
   Честно признаться, я приступил к этой статье с некоторыми опасениями. Во - первых, Лавкрафта давным - давно взяла на откуп безродная интернациональная тусовка "оккультистов" и "мистиков", которая умудрилась (начиная с ЛаВея) построить на трудах писателя целую традицию ритуалов. Во - вторых, Лавкрафт не слишком известен в России, ибо никогда не позволил бы себе опуститься до ширпотреба, повсеместно царящего сегодня. В - третьих же Лавкрафт, несомненно, повлиял на формирование моего собственного мировоззрения еще тогда, когда я, еще десятилетний мальчишка, раскрыл один из первых русскоязычных сборников его рассказов, а значит - разговор о писателе станет и разговором о части собственной личности, собственной души, если угодно. Но не писать - нельзя. Ведь нужно же, наконец, разобраться в том, что хотел сказать современникам и потомкам скромный, дисциплинированный и задумчивый джентльмен из Новой Англии, слишком хорошо понимавший настоящее, слишком хорошо знавший прошлое и слишком далеко заглянувший в будущее...
  
   Бедный Лавкрафт! Думал ли он, что "благодарные потомки", зачастую искренне чтящие память писателя, припишут ему обожествление и вызывание того, что сам он считал самым чудовищным и мерзким во вселенной? Мог ли он вообразить, что те, кого он хотел предупредить о воистину нечеловеческой и античеловеческой угрозе, начнут практиковать ритуалы дьявольской религии, уподобляясь самым отвратительным персонажам его рассказов? Что люди с белой кожей и голубыми глазами, которых Лавкрафт собственно и называл "людьми" в отличии от других рас, будут с нетерпением ждать кульминации "Эона пробуждения Ктулху" - символа той злой силы, которая навеки уничтожила, вырвала с корнем его родной Провиденс, его любимую Новую Англию?
   Наверное, ему было открыто и это. Наверное, размышлениями о судьбе своих книг и своих идей можно объяснить тот пессимизм, который время от времени ощущается в строках Лавкрафта. Словно сакс - язычник эпохи Карла "Великого", он видел гибнущий мир, нависший над пропастью, в которую человечество тянут щупальца демонического спрута - Ктулху, и как древний варвар мог только сражаться до своей смерти, так и Лавкрафт мог только писать, быть может - без всякой надежды докричаться до людей. Ведь современникам был предпочтительней манерничающие педерасты вроде Кафки, а потомкам - талантливые ремесленники в духе Стивена Кинга.
   Но для начала давайте поговорим о той системе взглядов, той философии, которую разработал писатель. Итак, человек - не единственное разумное существо, претендующее на господство на планете Земля. Во вселенной господствуют персонифицированные силы, которые некогда и создали по чистой случайности и вселенную, и жизнь, и самого человека. В глубокой древности могучие и таинственные существа правили нашим миром, и люди в лучшем случае были обречены быть их рабами, в худшем - добычей. Затем некие катаклизмы смели с лица Земли их города, и настало время человека. Однако может придти эпоха, благоприятствующая возвращению Древних из позабытых могильников или новому вторжению из космоса. И существует глобальная сеть культов, цель которых - помочь этому. Адепты этой единой, хотя и тайной, религии - метисы и полукровки ("отвратительные", по постоянной характеристике Лавкрафта), а также - существа, рожденные в результате смешения людей с человекообразными, но все - же чуждыми нам мифологическими расами. Возвращение Древних ознаменует конец эпохи человека - и о дальнейшем ничего сказать нельзя.
   Это очень мрачное и бескомпромиссное мировоззрение. Подумать только - даже самого Творца, саму Первопричину Универсума Лавкрафт мыслил не классическим "дедушкой на облачке", а неописуемым воплощением хаоса Азатотом, вечно завывающим в самом сердце вселенной под аккопанимент визгливых флейт, наблюдая за нелепыми плясками богов рангом пониже. Возникновение же мироздания не только не осознанный творческий акт, но случайное стечение обстоятельств. И богам нет ни малейшего дела до Земли и до человека, более того - всякий, вступивший в контакт с "высшими силами" обречен на безумие и смерть. Богами же собственно человечества на деле также оказываются его враги, чудовища, грезящие в каменных катакомбах о мировом господстве. Армагеддон, Рагнарек может начаться в любую секунду, прорыв сил, способных уничтожить человечество, способен произойти где угодно. Человек (настоящий Человек! - А для Лавкрафта это значит "белый") самим своим существованием бросает вызов Вселенной, он восстает против Сил, которые во много раз могущественнее его, и потому - изначально обречен на поражение. Но "здесь и сейчас", в каждом конкретном случае он способен победить. И это зависит лишь от него самого.
   Какая же эпоха могла породить такие кошмары? Разумеется, только одна - начало и первая половина двадцатого столетия, когда враг Белого Человечества уже нагло и беззастенчиво обнажил уродливый оскал кровавых челюстей, когда вспыхнула и захлебнулась в крови бессмысленнейшая и бесполезнейшая мировая бойня, спровоцированная презираемыми Лавкрафтом торгашами - нуворишами вроде "пивного короля", противопоставленного мечтателю Куранесу в рассказе "Селефаис", когда вооруженные символом древнесемитских культов орды дегенератов и инородцев, распевая "Кто был ничем, тот станет всем!", втаптывали в грязь революционных погромов страны и народы, объявляя "новую эпоху" (вот он - голос добровольных рабов Ктулху!), а мало чем духовно отличавшиеся от них потомки европейских завоевателей и колонизаторов не желали даже задуматься о приближающейся опасности, предпочитая жить "одним днем"... Все это проходило перед глазами Лавкрафта, который все понимал, но ничего не мог сделать. Сражаться с коммунизмом в рядах добровольцев? Но физически он для этого не подходил. Стать политиком или финансистом? Но для этого нужна практическая хватка, а не обрывки видений. И Лавкрафт мог лишь все глубже погружаться в предмет своих исследований - глубинное осознание угрозы, нависшей над его расой и его Родиной. О степени же его готовности сделать все, что в его силах, говорит его развод с женой - еврейкой, как только он осознал, что таят в себе древние зиккураты Востока и нынешние синагоги больших городов. С тех пор еврей ("левит") стал еще одним отрицательным персонажем его философии. А ведь незамедлительное решение о разводе принял "застенчивый" и "слабовольный" человек, для которого любые перемены были почти непереносимы!
   Здесь уместно сделать отступление и пояснить кое - что о самом Лавкрафте. Всяческие выродки от эзотеризма пытаются представить его если не морфинистом или курильщиком опиума, то во всяком случае душевнобольным полумедиумом - полупредиктором. Что тут сказать? Лавкрафт вел исключительно здоровый и трезвый образ жизни. И педерастом или извращенцем, в отличии от многих кумиров тогдашней "интеллектуальной" богемы он не был - пресловутая жена впоследствии назвала бывшего мужа "превосходным любовником". И то, что она была еврейкой, совсем не превращает Лавкрафта в "позера от расизма" (дескать, проповедовал одно, а сам жил совершенно иначе) - просто понимание еврейского вопроса в националистическом контексте пришло к нему лишь со временем, в процессе работы над малоизвестными тогда восточными мистическими традициями и наблюдения за мировыми событиями. Его упрекают в том, что он водил знакомство с уже заведомыми наркоманами и безумцами в писательской среде? Ну а с кем еще ему было общаться? Не с буржуазией ли? Кроме того, в строках таких мистиков он тоже чувствовал приближение Рагнарека...
   Апологеты же мнения о том, что, дескать Лавкрафт сам с нетерпением ждал явления всей запредельной братии во главе с Ктулху или Ниарлатотепом, могут возразить, что нордического - то в мифологии Лавкрафта всего ничего, зато вот восточного, шумеро - вавилонского, семито - каббалистичного пруд пруди! Да, это так. И Ктулху, и Азатота, и Дагона, и все остальное вполне реально отыскать в эзотерике евреев и арабов, может быть под несколько иными названиями ("Ктулху" в ближневосточном варианте звучит как "Кутулху" или "Кутулу"), но с неизменной сутью. Но всякое столкновение любопытного исследователя с неведомым оккультизмом Азии, Африки или индейцев (вспомним, что Лавкрафт считал сокровенную суть их учений одинаковой - и одинаково враждебной белым европейцам), будь то в древних руинах мертвых городов ("Безымянный город", "Заточенный с фараонами") или по соприкосновению с некой частицей, хранящей античеловеческую черную магию ("Амулет"), приводило лишь к трагическому перевороту в сознании. Если персонаж и оставался жив (далеко не всегда), то шок сохранялся на всю жизнь. Лавкрафт предупреждал: на Востоке только смерть! И это логично - если прежде всего человек должен выстоять в борьбе со своими потусторонними врагами, то меньше всего ему в этом помогут культы, направленные на их призывание. Еще одна гениальная догадка Лавкрафта: Восток - это рабство. Рабство, которое уничтожает высокий и чистый интеллект белого человека, обрекая на фанатичное служение тому, что уничтожает тебя самого. Культ Ктулху есть культ недочеловеков и получеловеков, стремящихся реализовать заложенную в их суть программу самоуничтожения и высвободить ненависть к более совершенному вокруг. Пришествие Древних означает смерть человека и всего, что относится к человеку - так ведь и коммунистические болванчики, дегенераты и полукровки, радостно пели "и как один, умрем в борьбе за это!", словно лемминги, мостя своими трупами путь для нового воплощения воистину Древних - Древних Восточных Деспотов, один из которых, с прогнившим мозгом, даже торжественно погребен в семитическом зиккурате - мавзолее! Лавкрафт пишет, что люди перед приходом Ктулху "полюбят вкус крови и станут без страха,с веселыми криками убивать друг друга" - что это, если не рецидив доарийского дикарства неандертальских и троглодитских пещер? И далее: "Земля запылает в яростном огне экстаза и свободы" - это и вовсе словно сошло с революционных агиток эсэров - максималистов. Так и хочется спросить: Свободы для кого и от чего? Для тебя ли, белый человек? Увы...
   Таким образом, становится ясно, почему Лавкрафт упорно именовал себя материалистом и подчеркивал свою атеистическую позицию. Он был белым человеком в полном смысле этого слова, заглянувшим в химерическую бездну враждебного мироздания, но не сломленным чудовищным откровением, а лишь с большей силой полюбившим свою Родину, о которой всегда писал простыми и искренними словами - как и всякий настоящий Мастер. Да, он знал о существовании т.н. "Богов", но все его знание говорило об их враждебности ему и всему тому, что было ему дорого. Для белого человека не было Бога - покровителя в мифологии Лавкрафта. Ему было не на кого рассчитывать... Кроме самого себя!
   Означает ли это полный отказ от изучения оккультного? Нет, конечно. Просто знание можно использовать по - разному. Атомная энергия дает тепло и свет тысячам семей, но может и уничтожить нашу планету, если "Эон Ктулху" возобладает над разумом Белого Человека.
  
   Читатель вправе задаться вопросом: почему подобная философия выразилась именно в жанре "ужасов"? Почему героем Лавкрафта не стал Говардовский варвар, разящий врагов направо и налево? Ответ тут один: Лавкрафт видел Силы, стоящие за спиной врагов, которых можно поразить мечом или пулей. И эти Силы были неуязвимы для того, что мы зовем оружием. Поэтому, например, Лавкрафт никогда не сошелся бы с тем же Вонсянским, хотя и делал попытки протестовать против иммиграции нацменьшинств. Дело в том, что все те, кого позднейшая историография характеризовала как "фашистов", т.е. люди, восставшие против самой Эпохи Вырождения, вплоть до Яна Стюарта были готовы встретить врага лицом к лицу - и только. Им казалось, что достаточно уничтожить людей, порабощенных враждебной Силой, и все встанет на свои места. Уже после смерти Лавкрафта прогремела Великая Война, когда современные Прометеи рванулись к утраченным Небесам в стремлении уничтожить узурпатора... Недобросовестные "мудрецы", оценивающие гитлеризм в одном ряду с Красной Диктатурой, просто не понимают самой сути этих явлений. Не проявлением "Эона Ктулху" был национал - социализм с его культом Сверхчеловека, но воистину бунтом против Судьбы, воистину люциферическим вызовом Космическим Тиранам. И если символами коммунизма и прочих "объективных тенденций" были лавкрафтовские "пародии на человека" из "Зова Ктулху" и "Морока над Инсмутом", то выразителями гитлеровской философии были лавкрафтовские же "высокие сероглазые воины" ("Полярис"), "отважные, предприимчивые" люди, "голубоглазые и светловолосые" ("Рок, покаравший Сарнат").
   Истинными Героями для Лавкрафта были не Ктулху, не Дагон и не недочеловеки, рабски служащие этим чудовищам! Его Герой - человек, не просто бросивший вызов темным силам, т.е. самим Богам, но и победивший в фантасмагорически неравной борьбе. Таков простой моряк Йохансен из "Зова Ктулху", встретивший в беспредельном океане монолит - усыпальницу и самого Ктулху. Человек оказался лицом к лицу с Силой, обрекающей человечество на гибель, его товарищи погибли, рядом с ним заходился смехом несчастный безумец, расстояние между кормой корабля и чудовищем сокращается... И тогда Йохансен разворачивает яхту и сам врезается во врага. "Вода потемнела от грязных потоков и пропахла смрадом, как от тысячи разрытых могил", и демонический враг пал жертвой Человека - получив такую рану, он вынужден еще на тысячелетия убраться в свою преисподнюю. Стало быть, есть в Человеке ( в настоящем Человеке!), в презрении и ненависти к которому упражняются все зломудрые оккультисты, что-то такое, что сильнее любого дьявольского заклятья, сильнее самых мрачных и фанатичных культов, и даже сильнее самих Богов. Таким, должно быть, было первоначальное, незамутненное арийское язычество, рожденное в неистовой борьбе за существование.
   Таков инспектор Леграсс и его товарищи из той же повести, разогнавшие и пленившие уродливых и деградировавших адептов античеловеческого культа, отобравшие у фанатиков даже фигурку их божества. Таковы дядя и племянник Уипплы из "Брошенного Дома", Уолтер де ла Пор ("Крысы в стенах"), доктор Виллетт ("Жизнь Чарльза Декстера Варда"), доктор Армитейдж ("Данвичский Кошмар") и другие Герои Лавкрафта. В отличии от окружающих - недалеких, невнимательных, слабовольных, трусливых, и быть может - воистину достойных пасти Ктулху, эти люди в час страшных испытаний не только сохранили присутствие духа, но и бесстрашно сразились с Запредельным. И победили, тем самым оправдывая существование человечества и белой расы. А если и проигрывали, подобно великому врачу и ученому Муньосу из "Холодного Воздуха", замыслившему победить саму Смерть, то до конца оставались твердыми и бесстрашными.
   Лавкрафт, как и Хьюстон Чемберлен, видел в арийцах - в римлянах, кельтах, эллинах, европейских колонистах Новой Англии - высшее проявление человеческого, ступень к новому витку эволюции. Поэтому в его прозе и поэзии так сильна тоска по детству, по Родине, от которых жестокие времена оставляли все меньше и меньше. Потому так сильна тяга ко временам отважных и галантных мужей в треуголках и с мушкетами - тяга, свободная от всякого страха в отличии от восточных древностей. Потому так карает Лавкрафт тех персонажей, которые (или предки которых) покушаются на наследие белой Европы или предают ее в рассказах "Болото Луны", "Он", "Артур Джермин", "Улица". Потому Великую Расу, обладающую сверхъестественным интеллектом, из "За гранью времен", писатель наделяет "социал - фашистским" строем, а для таинственных существ из "Хребтов Безумия" находит такую высшую степень восхищения: "Какой интеллект, какое упорство! Они не потеряли головы при встрече с неведомым, сохранив спокойствие духа... Кого бы они ни напоминали внешним обликом - морских звезд или каких - то наземных растений, мифических чудовищ или инопланетян, по сути своей они были людьми!"
  
   Лавкрафта, несомненно, можно и нужно отнести к националистам - мистикам, или, как их называли тогда в Европе - к ариософам. Причем он этого определения заслуживает гораздо больше многих других. Он прожил не слишком долгую и не особо счастливую жизнь, но мужество белого человека никогда не позволяло ему опускать руки. И если сегодня его пророчества и исполнились, то нужно вооружиться тем оружием Духа, которым побеждали демонических тиранов и узурпаторов персонажи Лавкрафта.
   В заключении нужно сказать о тех спекулянтах, которые используют в своих разрушительных интересах арийский богоборческий мистицизм и Лавкрафтовскую философию в частности. Меня настораживает наметившаяся тенденция к смешению оккультных традиций и националистических идеологий самых разных народов и возведению их к единой цели, к единому Богу. Небезызвестный Дугин делает немыслимый синтез арийского язычества, каббалы, ислама и христианства, а близкий ему по духу Д.Попов объявляет Путь Правой Руки и Путь Левой Руки ведущими к одной цели и называет Юкио Мисиму "арийцем", т.к. якобы этот японец обладал самым что ни на есть арийским духом (интересно, а храбрый негр Шака Зулу тоже "ариец"?). Таким образом, под личиной национализма, традиционной философии и стремления к сверхчеловеку наиболее образованной части общества вдалбливается доктрина расового и духовного смешения, всегда и во все времена приводившая сперва к бессмысленным и беспощадным бунтам, а потом - к тирании, как это было после Октября 1917 - го года. Это и есть голос Ктулху, нуждающегося в рабах, которые помогут ему восстать из гробницы...
   Настоящий Ариец, Истинно Русский Человек на все эти некромантские штучки всегда ответит только одно: "Долой!" Если Путь Левой и Правой Руки ведут к одному и тому же Богу - Узурпатору, нуждающемуся в рабах, да еще и добровольных, то мы выберем свой Путь, отличный от этих двух! Если для получения "мистического откровения" нужно жертвовать ясностью логического мышления и принимать наркотики, то к черту такое "откровение"! Это и есть наша, арийская, славянская, языческая Свобода - для реализации которой нам совершенно не нужно "весело крича, убивать друг друга". Пророком и систематизатором такого мировоззрения был не только наш герой, но и Фридрих Ницше, Хьюстон Чемберлен, Макс Штирнер, Доброслав.
   Я, конечно, утрирую, но как моряк Йохансен в повести Лавкрафта бросил жалкую, но быстроходную и крепкую яхту против демонического ужаса из глубин, так и Гитлер блицкригами обрушил всю мощь своей небольшой, но доблестной страны на враждебный арийцу антимир. Танки Гудериана и Клейста сгорели, не выдержав ответного удара обманутого жрецами Древних русского народа. Но как учение грека Анаксагора воскресло сквозь века благодаря Николаю Копернику, как Д.М. Менделеев стал наследником древнего Демокрита, так и расовое знание арийцев воссияет в России, поворачивая вспять несущееся в бездну Азатота человечество. И как знать - не будет ли в появлении грядущего Завоевателя с просторов Восточной Европы, Русской Равнины, заслуги скромного, дисциплинированного и задумчивого джентльмена из Новой Англии?
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"