Шумеры (5000-2230 гг. до н.э.) - народ, живший в южном междуречье, где сходились реки Тигр и Евфрат перед тем, как впасть в Персидский Залив. Не смотря на многовековую раздробленность на мелкие города-государства и отсутствие полезных ископаемых в регионе, Шумер внес в мировую историю и культуру не меньший вклад, чем древний Египет. Происхождение их (а значит - корни их культуры) неясно. Наиболее обоснованной считается гипотеза о переселении шумеров в Месопотамию с территории нынешней Трансильвании, где перед Великой Отечественной Войной была обнаружена протошумерская Тертерийская Культура, представлявшая собой "буфер" между белокожими индоевропейскими завоевателями, наступавшими с Севера и Северо-Востока, и теснимыми ими средиземноморскими земледельческими культурами, сформировавшимися в еще более глубокой древности. Это, а также то, что сам исторический Шумер подвергался постоянным нашествиям семитов, эламитов, арийцев и т.н. "народа холмов", в шумерской культуре, и в частности - в нижеприведенном эпосе, заметны параллели с египетской, эллино-романской, иудейской, арийской и иными мифологиями, вплоть до германской. Несомненно, в оригинале эпос, записанный на клинописных табличках, имел не только повествовательное, но и магическое, символическое, эзотерическое значение "для посвященных". Однако на русском языке это передать не представляется возможным, поэтому я сознательно сократил пространные описания и моменты, вряд ли интересные современному читателю (такие, как построение Вавилона). Сам по себе сюжет эпоса позволяет как сравнить верования шумеров с языческими воззрениями иных древних народов, так и понять корни некоторых символов, мифов и образов, позднее перекочевавших в религии других народов, а в еще большем объеме - в эзотерику и оккультизм. В оригинальной версии эпоса рифмы нет, но я ввел ее для приближения "Энума Элиш" к эстетическим нормам нашего времени, хотя ритм и размер оригинала был соблюден на протяжении всего переложения.