Аннотация: Очерк жизни выдающегося писателя-оккультиста для журнала R.I.P. http://restinpeace.spb.ru/index.php?0
"I am the flame that burns in every heart of man, and in
the core of every star. I am Life, and the giver of Life, yet
therefore is the knowledge of me the knowledge of death."
LIBER AL vel LEGIS ("Книга Закона")
Посмертная участь этого человека в чем-то загадочнее и парадоксальнее даже его необычной жизни. Массам он практически неизвестен. Более того, те, кто судит о Великом Звере по околомагическому книжному ширпотребу, по сути вообще ничего о нем не знают. Казалось бы, Алистер Кроули разделил участь большинства претендентов на "высшее знание", не интересных никому, кроме небольшого кружка почитателей. Однако это не так. Влияние Великого Зверя на оккультные науки трудно переоценить, спроектированная им Телема в наши дни обладает огромными связями и влиянием, а идеи Кроули давно перешагнули через границы "мистического", став составной частью философских и политических концепций самого разного толка. Кем же был на самом деле этот насмешливый, жестокий и необычально волевой человек, в чьей судьбе словно отражается все Двадцатое Столетие?
Пророк, Ниспровергатель, Маг
Алистер (Эдвард Александер) Кроули родился в 1875 году, в Ворвикшире (Англия). Поскольку его родные, и особенно отец, были необычайно религиозны, еще в детстве будущий Великий Зверь невзлюбил все, что связано с традициями и христианством - в дальнейшем эта неприязнь оформится в насмешки "посвященного" над суевериями толпы. К сожалению, свой отпечаток на характере мальчика религиозной ханженство оставило: например, ярко выраженный гиперэротизм Кроули, несомненно, коренится именно в протесте против давних запретов из детства.
Первые ростки интереса к оккультному появляются у Кроули во время обучения в Кембридже, где он был в числе молодых эстетов и литераторов, увлекающихся Байроном, Уайльдом и декадентской романтикой. Однако уже тогда Алистер отличался от сверстников серьезностью своего увлечения мистицизмом. Кроме того, его, как сильную личность и прекрасного спортсмена, борца по натуре, в оккультном привлекала именно возможность расширить свои возможности, изменить мир, в то время как большинство его "единомышленников" было банальными слабаками-эскапистами. В то же время с ними его сближает образ жизни, а также пристрастие к символизму и эротике в поэзии.
Завершив обучение, Кроули объединяет свою страсть к путешествиям со страстью к магии. Побывав в Египте, России, обеих Америках, многих странах Западной Европы, он ведет жизнь денди и донжуана, увлекается альпинизмом, но параллельно посещает "таинственные" места, общается с мистиками, ищет запретные книги. В этот период большое влияние на него оказывает "Орден Золотой Зари", вдохновивший Алистера на прилежное изучение каббалы и египетской магии. С тех пор именно ближневосточный мистицизм станет для него средством для отображения собственных идей.
В 1896 году, находясь в Швеции, Кроули неожиданно испытывает нечто вроде озарения: перед его внутренним взором вырисовывается почти полностью законченная концепция, корнями уходящая в магические доктрины, но призванная изменить мир, общество. Вся последующая жизнь оккультиста была посвящена доработке, развитию и распространению этого откровения, и в первую очередь - установлению прямой, постоянной связи с Силами, заинтересованными в претворении замысла Кроули в жизнь. Опыты по вызыванию духа-посланника этих Сил, которые маг ставил в Шотландии и Мексике, не увенчались особым успехом, хотя среди пирамид умерших индейских цивилизаций он пережил спонтанный контакт с неким существом, охарактеризовать которое не сумел. Это же существо, "демон-светоносец Айвасс", позднее является Алистеру Кроули в Каире и подтверждает ту роль предвестника великих изменений, которую он ранее осознал интуитивно. Под диктовку Айвасса записывается "Книга Закона", в дальнейшем маг дополняет ее многочисленными работами по практической магии и околооккультным практикам. Теперь он называет себя Великим Зверем, причисляет себя к величайшим мистикам всех времен - Высшим Неизвестным, окружает себя последователями... Одновременно вдохновенный пророк и насмешливый обличитель, Кроули умел подчинять сердца и разум людей.
Энергия Нового Эона
Среди идей Кроули особого внимания заслуживает его понимание древней языческой системы циклов, или эонов. Он считал, что двадцатый век - последнее столетие Эона Озириса, или Эры Рыб, в котором господствует архетип умирающего и воскресающего Бога, "искупителя". После переходного периода, полного смут, мировых войн и кровавых революций, аналога Темных Веков, отделяющих античность от Эона Озириса, наступит Новый Эон - Эон Гора, Бога-Воина с головой сокола. В шумеро-аккадской мифологии этому египетскому богу соответствовал Эа, в скандинаво-германской - Вотан, а в славянской - Свантевит. Грядущая эра ознаменуется ниспровержением всех прежних святынь и торжеством принципа: "Делай, что пожелаешь - таков единственный закон!", положенного магом в основу своего мировоззрения. Магия и наука сольются, став оружием в руках особой касты господ, которые подчинят себе рабов, обреченных, согласно "Книге Закона", "служить и страдать". Для сильного, волевого человека новый эон сделает возможным исполнение любых желаний, но для слабых, легко подчиняющихся другим людей это будет эра беспрекословного повиновения правителям-магам.
Обращаясь к возможным последователям, Кроули предостерегал их от суеверия, от увлечения ритуалами и внешней атрибутикой. Успех магического ритуала, с его токи зрения, целиком зависел от силы воли человека и умения концентрироваться на достижении цели. Фактически, из-за подобного отношения к ритуалам сам Кроули стоял даже вне Телемы - концепции и системы, объединяющей мистиков, идущих его путем. Собственно кроулианство, в отличии от телемы, близко мистическому анархизму и даже солипсизму, т.к. ничем не ограничивает индивидуума, кроме ответственности за свои поступки перед самим собой и не перед кем больше. Поэтому Кроули, практиковавший бисексуальные тантрические ритуалы и использовавший наркотические стимуляторы, презирал эротоманов, гомосексуалистов и наркоманов как зависимых от собственных слабостей, а себя считал преодолевающим страсти через их утоление. Его отношение к сомнительным удовольствиям было близко Распутинскому: "Грехом гнать грех!". Именно такие одиночки с незаурядными способностями, закаленные телом и духом, как он сам, ранее отверженные ханженским миром, и должны были, с точки зрения Кроули, составить элиту грядущего эона.
Финал великой драмы
О последних двух десятилетиях своей жизни Алистер Кроули мог бы сказать словами одного из своих духовных предшественников, Франсуа Вийона: "Я всеми принят, изгнан отовсюду". Заимствуя концепции Великого Зверя, "сильные мира сего" крайне неприязненно относились к нему самому. Мечта о влиянии на правителей и законодателей не оправдалась - Кроули мог лишь пытаться корректировать их действия руками своих последователей, что удавалось редко.
Сначала Кроули показалось, что энергии нового эона нашли свое ярчайшее отражение в возникновении фашизма и национал-социализма. Культ сильного человека, синтез магии и науки, обращение к языческой старине, агрессивность, программа по выведению элиты, расы господ - все это было предсказано им... Однако нацисты, в том числе - язычники и оккультисты из их среды, не желали компрометировать себя общением с заклейменным прессой "наркоманом и развратником", а фашистское правительство Италии и вовсе выдворило лидера Телемы со своей земли.
Затем Кроули обратил свои взгляды в сторону Советской России, и даже подумывал переехать в Москву, используя старые связи в среде красных каббалистов вроде Луначарского - Великого Зверя вдохновляли звезды магии, сменивши христианский крест на маковках Кремля. Импонировали ему и раннесталинский синтез национал-патриотической идеологии с "великой коммунистической ересью". Кроме того, Россия была страной Водолея - астрологического знака, покровительствующего Эону Гора. Но "красные" пошли на союз с церковью и не торопились ниспровергать дореволюционные моральные нормы, так что Кроули и в России оказался лишним. Капиталистические же демократии и слышать ничего не хотели ни о какой телеме.
После разгрома языческо-атеистической Германии и синтоистской Японии, а также после сталинской "модернизации" старой коммунистической идеи, Кроули понял, что в этой жизни не увидит торжества своих идей. Он больше не был нужен высшим силам: свою роль пропагандиста он сыграл отлично, идеи его жили, но словно помимо самого Великого Зверя. В Алистере Кроули словно что-то сломалось: он, прежде блестящий денди и профессиональный альпинист, перестал следить за своей внешностью и здоровьем, сгорбился, стал злоупотреблять наркотиками и алкоголем. Попытка переиздать довоенные художественные произведения отдельным сборником, а также высказывания в духе "Гитлер был после меня!" не принесли старому магу былой известности, но зато настроили против него окружающих. Последние дни своей жизни он провел, паразитируя на кошельках сострадательных друзей и сохранившихся почитателей, и умер первого декабря 1947 г. в безвестности.
Наследие Зверя
По-настоящему философское, политическое и оккультное наследие Кроули стало востребованным лишь через два десятилетия после его смерти, когда первому послевоенному поколению потребовалась основа для бунта против "Системы". В "безумные шестидесятые" на Западе родились практически все радикальные концепции, призванные радикально реформировать общество, и за каждой из них проглядываются принципы "Книги Закона". Магия в изложении Кроули, его проповедь вседозволенности и внутренней силы привлекали как неофашистов, так и анархистов и хиппи. Музыкальные идолы рождающегося рока, такие, как "Биттлз", "Роллинг Стоунз", "Лед Зеппелин", первые панки, не стеснялись "вызывать тень Кроули" своим синтезом мистики и пропагандой потворства собственным желаниям, появляясь на сцене со свастиками на рукавах, снимаясь в фильмах о пришествии Сатаны и сочиняя песни, вдохновляющие неуравновешенных на убийства. Впрочем, постепенно наследники Кроули отделили его великие прозрения от свойственных Великому Зверю слабостей и странностей, и сегодня он является, пожалуй, куда более влиятельным авторитетом во многих областях, чем был при жизни.
Полагаю, что узнай об этом Кроули, он был бы доволен. Парадокс его жизни после смерти сродни тем недосказанностям, которыми так полны произведения, да и сама судьба Великого Зверя. Нам же остается только повторить за ним: "Do what thou willst, that will be the whole of the law", не забывая об ответственности за свои поступки перед самим собой...