|
|
||
Сто лет одиночества.
Габриель Гарсия Маркес
ОСЕНЬ
Была над городом осень.
Нависла, сгустилась, бесконечно на город падала,
как нескончаемо летит с дерева альфа и омега
листопада: легкий свиток яркого пергамента,
покрытый паутиной букв неосознанного
летописания. История, рассказанная им, каждый раз
иная, она путается в разветвлениях версий и
неподтвержденных фактов, что проходят мимо нас
незаметно и незначительно; только когда-то
ученый, рассмотрев на густо-черном сколе угля
ребристый отпечаток, сможет, наверное, увидеть
его генеалогию и участь, и даже не заметит, что
прожилки и кисточки складываются в несложный
шифр природной азбуки, которым записываются
каждый год багряноносносной осенью Слова Бога.
Эта каждый раз другая
история для нас одинакова. Мелкое дрожание
оторванного ветром листка не соотносимо с
молотобойностью нашего измерения, в нем день
вчерашний и завтрашний не тождественны лишь
отношением к серии разных катастроф. В большой симфонии ее эпизоды не
заметнее тонкого выдоха флейты, но достойны
внимания: переход от молодости к смерти,
ограниченный двумядесятью часами, медленный полет сверху вниз, как только
разрывается целлюлозная пуповина, умирает
рожденное для роста и рождается для полета.
Осенью унылые машины развозят листья, рожденные
наоборот.
На одной из старых улиц,
посреди дворов, где нет шума и поспешности
большого города, есть дом, что полной мерой такую
осень выражает. Полублагословенное время года навсегда воплотилась в нем
странно и иронично — смерть повторяемая,
смерть растяжимая — один конец. Может, даже, не
сама осень, но то отрицающе-инфантильное
состояние душевной размягченности, главная
часть в котором принадлежит сантиментам или
лиризму, или печали о бытии. Такая печаль —
всеобщая, с чем бы она не вязалась, разбирает
остро и настойчиво как раз осенью, на переделе
бабьего лета, и во второй раз — когда облетают
листья, а земля наливается горьким полынным
духом.
Дом засевал именно то —
извечную печаль бытия, которая и есть осень.
Сожаление о глубокой древности, старости или
детстве, об иллюзиях утраченного времени,
причины которого не во вчерашнем дне, а в
давнопрошедшем. Подходя к точке круга, за которой
одна эсхатология, время течет медленнее,
олицетворяясь, отрывается от предмета,
существует отдельно, эластичное настолько, что
можно его понять и осмыслить. Как всякий предмет
неживой, наддушевный, этот дом давно уже есть
воплощением времени, что было когда-то;
песчинкой, что не прошла сквозь игольное ушко.
Среди других застроек улицы
он выделяется одиночеством — особенностью
роста, статуса или эпохи. Старый дом, обвязанный
паутиной лущеной краски и подтеков, ползущих по
стенам тонкими лапами, впаянными в углубления
смытой штукатурки, вещь изношенная и ненужная;
оранжево-сизые грибы, просыпающиеся весной с
первыми дождями; косые путаные щели — словно
морщины на дряблой коже стариков. Сидят они в
зелени двора друг возле друга на скамейках, не
разговаривая, без мыслей, корифеи вегетативного
искусства созерцания, впитывают в себя
по-раннеосеннему щедрое солнце, замечая лишь
содрогания воздуха, когда кто-то проходит рядом.
Губы, мягко положенные одна на другую, кричат о
немощной беззубости, головы с седыми кучерами
из-под выцветших косынок подслеповато жмурят
глаза, поворачиваясь в сторону чужого голоса.
Солнце они еще видят. Пьют осеннее солнце.
И дом. Старый и немощный,
неразумный, морщинистый, как младенец. Есть такие
старики, что гаснут медленно, удивляя соседей
бесцеремонностью и апатичной странностью. Им
тяжело двигаться. О них забывают — соседи, дети.
Они и сами не помнят, существуют ли еще на
каком-то белом свете, путают прошедшее с будущим
бывших фантазий.
Его покинули соседи, бросили
старика на произвол судьбы. Он оброс цвелью и
паутиной. Потерял взгляд больших окон.
Нарушилась лепнина. С чердака поднялись два
тополя и засыпали крышу листвой. Его забыли. В
наше время теряют и забывают многие вещи.
Неизвестно, значился ли он в
каких-то бумагах. Кажется, нет. Тонкий листок, что
связывал его когда-то с жизнью, где-то потерялся,
был ли он вообще? Возможно, несуществованием
объяснялась его одинокая отчужденность. Этот
старик галлюцинировал наяву, всеми окнами,
провалами и щелями, смытой штукатуркой в
барочных извивах и химериях, в сломанных стенах
позднейших перестроек. Он целился в мир материи
миром воображения и маразматических снов.
Дом спал. Сны были мрачные,
тихие, полные визжания и пауков. Они медленно
сочились из него, как гной из недолеченной раны,
вызывая у запоздалых прохожих ирреальные
ассоциации и неожиданные домыслы. Он стал чудным
— одним с фасада, иным — внутри, другим — с
расстояния в два шага. То, что издали казалось
тонкими безделушками, чуть ли не рисованными
стрелами, при достаточном рассмотрении
оказывалось даже не палками, а кольями. Чуть
шатаясь от старости, они угрожающе нависали,
рассыпаясь на глазах, погибали, растираясь на
порох дождями и засушливым ветром. Темными
ночами видно было, как от неторопливого, но
бесконечного истока снов дрожит над щербатой
крышей воздух, качая траву в отводных барьерах и
уродцы-деревья в трещинах кирпичей. Дети время от
времени выпускали в воздух ломти густой похожей
на пыль субстанции, странствуя его лабиринтами,
лелея в пути холодок страха. Переступая через
страх, они оставляли его там, за порогом, покрытым
нездоровой погребной влажностью, от которой
чернело дерево и цветными грибами цвели стены.
Дом спал. Пытался он так
остановить неугасимый процесс своего распада,
задушить время в себе, как ребенок пытается
бессонницей отложить приход нового дня? Не был ли
сон дома подобной попыткой? Время, как вода, с
дождями затекало в пробитые окна, но не могло его
сгрызть, остановленное паутиной старческих
мыслей, снов и фантазий. Оставаясь внутри, время
из властителя становилось жертвой, из паука —
мухой, недобитой добычей. И стоял дом — рыбарем
времени. Где-то в его закоулках можно было найти
залежи прошлого, спрессованные бесконечными
сквозняками в толстые слои сырого тумана.
Остановленное в стадии распада время
консервировалось в окнах, так что в них не тянуло
заглядывать.
Время ело дом с улицы, дом пожирал его изнутри, забывая несомненные вещи и
заменяя их парапсихическими законами, — спал и
множил внутри свои сны, а сны его множили
бессонницу. Сто лет одиночества ни для кого не
проходят бесследно.
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"