В последнее время среди авторов критических статей и обзоров стало модным бить себя пяткой в грудь и признаваться в полном невежестве по части литературной критики. Автор представленных вам заметок не будет нарушать эту дурную традицию, потому как с кастой критиков себя ни коим образом не соотносит. А написал он эти заметки исключительно ради увеселения почтеннейшей публики и собственного удовольствия. Также вошло в моду игнорировать внеконкурсные произведения. Вот с этим безобразием автор решил бороться, не считаясь с собственным временем и нервами. Итак, позвольте представить вам обзор внеконкурсных рассказов КМФ.
Vi Имя - зеркало души
Милая миниатюра, хотя и не без шероховатостей. Немного наивная, но искренняя и светлая.
Боевой-Чебуратор Химера
Обыкновенная история о несчастной любви... Так мне показалось в самом начале. Но, дальше - больше. Тоска и грусть смотрят на меня большими влажными глазами. Автору удалось передать настроение. Но делает он это робко и несмело, словно боится раскрыть перед читателем собственное естество. Здесь нужно что-то большее ("Моя душа была на лезвии ножа".) Больше страстей, больше эмоций, хлестких образов. Да и обилие серых тонов не способствует раскрытию авторского замысла. Довольно качественный рассказ. Хотя и здесь встречаются блошки-вошки: "Андрей шел пешком". Разве нельзя было сказать иначе?
Полевская М. Зеленая чашка
А...а...а...а дело было так. Эта душещипательная история напомнила мне славное пионерское детство. Черная Рука, Черный Клиент...Но здесь вам не там, это не "новые новинки". Название блеклое, не вдохновляет, лишено интриги. История довольно банальная и предсказуемая, как и ...мой обзор, в конце которого, как вы догадались, появится Черный Альпинист. Но любую самую банальную и затертую идею можно преподнести ярко и оригинально. Увы, не сложилось. Да, не мешало бы и повторы из текста вычистить.
Александр Ш. Шкатулка памяти
Меня все время не покидало ощущение, что я читаю сборник проектно-сметной документации. Особенно в начале рассказа. Слишком сухо. Нужно больше эмоций и ярких красок.
Сама по себе задумка недурственна. Но повторы и причастно-деепричастные обороты мешают восприятию. Концовка несколько смазана. И едва ли премьер радовался бы такой смехотворной сумме. В той среде ставки куда выше. Собственно, сама среда изображена очень схематично, на основании обывательских представлений о власть имущих. Ну скажите, зачем таким людям связываться с какой-то второкурсницей, пусть и весьма пышногрудой? Чтоб она на следующий день все выболтала любопытным журналистам?
Горохов С.А Записки вервольфа
Вот он, наглядный пример вреда неумеренного пития. А так хотелось услышать о ручных противотанковых гранатометах с характерным названием, подбитых советских панцерах, фольксштурмах и прочих ностальгических приятностях. Увы.
Темный К. Дополнительное занятие
Очередная школьная страшилка, в которой подростки выдают столь несвойственные этому возрасту книжно-пафосные фразы. Рассказ довольно ровный, но без особых изысков. Также имеем перегруз причастными и деепричастными оборотами. Автор явно не поддерживает дружественных отношений со знаками препинания. Попадаются порою и очепятки. Много повторов. Да и вообще, с языком не все ладно.
"Наташа пригляделась к людям составлявшим ее. Теперь она увидела то, что раньше не могла (да и не желала) разглядеть". (Пунктуация Темного К.) Кто кого составлял? Кто и что не видел и не мог разглядеть? Наташа толпу? Или толпа Наташу? Остается только гадать. Имхо, но словечки "жопа" и "яйца" не красят литературный текст.
В качестве учебного пособия по написанию страшилок возьму на себя смелость рекомендовать автору рассказ Андрея Дашкова "Свалка".
Карлик С.Г. Сущность
Ну-с, Сергей Григорьевич. Чем порадовали читателей? Опять школа?! Ну да, школа. Вполне обычная школа, да только главный герой, как бы выразиться точнее... В общем, недоросль он, оболтус, коего батюшка пытается наставить на путь истинный. Но батюшка, а стало быть, и сын, не лаптем щи хлебают. Потомственные колдуны они.
Почтеннейшая публика! Прошу прощение за невольное лирическое отступление. Теперь по существу. Вижу, Сергей Григорьевич, что мои стенания относительно папируса и пергамента были вами услышаны. Но, помилуйте, "свитки на папирусе, свертки из пергамента"...звучит, мягко говоря, не лучшим образом. Папирусный свиток - другое дело. А сверток, так это и вовсе из другой оперы.
Рассказ оставил двойственное впечатление. С одной стороны кроме как к многочисленным повторам и прицепиться не к чему, а с другой, хоть и стилизация речи подростка иногда хромает и концовка уж слишком морализаторством попахивает, похвалить особо не за что. Такой вот бойкий середняк, а не рассказ.
Морская М. Дежурство
Да, со скальпелем шутки плохи. Особенно тогда, когда он попадает в руки призрака. Изрежет в момент, будьте покойны. Но я не призрак. Автора, как и его рассказ, кромсать не стану. Хотя стоило бы. За многочисленные канцеляриты ("Ее мозг отказывался принимать данную информацию..."), за бедный образный ряд, да и не за самую оригинальную идею. Уважаемый автор! Вы ведь не историю болезни пишите!
Опять же, повторюсь. Глубокоуважаемая Морская М.! Прочтите Андрея Дашкова!
Карлик С.Г. Холод
Автор добросовестно пытался нарисовать психологический портрет героя. И надо сказать, что отчасти ему это удалось. Гораздо лучше, чем в "Сущности". Но повторы! Текст необходимо тщательно вычистить.
Гросс П., Екатерина С. Маgiстраль
Довольно статный мистический детектив или триллер, если угодно. Здесь вы не найдете психологических бездн и вселенских откровений, но слегка пощекотать нервишки вполне можете. Умилило упоминание "Black Sabbath". И все же, это не избавит авторов от моей настоятельной просьбы отформатировать текст. А слово "Бог" пишите с большой буквы. Так будет лучше для вас обоих.
Даймара С. А нарисуй мне птиц на белых листах
Сюрреализм этого рассказа слишком реален, ассоциативен и... правдоподобен. Он входит в нас через бодрствующее сознания, которое крепко связано с происходящим нитями причинно-следственного единства. Нет, матушка, это не сюрреализм. Это ваше представление о нем. Настоящий сюрр ирреален, не поддерживает действительность и воспринимается на уровне подсознательной сущности. Надеюсь, я понятно излагаю?
Скляр А.А. Архиерейская амброзия
Любопытный рассказ в своей простоте и складности. Есть интересные находки, живо отображающие некое представление о народной жизни. Местами прогладываются элементы платоновской образности. Вот, собственно, эти элементы и притягивают. Но, в отличие от произведений Платонова, сие творение напрочь лишено философичности. Герои проводят жизнь в бестолковой суете. Есть и откровенные ляпы: "Она оторвала тещино туловище от головы..." Почему-то всегда думал, что отрывают именно голову от туловища. Автору необходимо работать над собой, собственно, как и над текстом. А пока выходит лишь "скользящая сумасбродность". Грех губить талант. Настоятельно рекомендую автору перечитать Андрея Платонова и подумать над тайным смыслом бытия и литературного творчества.
Даймара С. Без цветов
Пафосность образов несколько угнетает. Плюс огромное количество деепричастных оборотов на столь маленький объем текста. Автору, как любителю сюрра и психоделии, рекомендую прослушать пару концертов "Van Der Graaf Generator". Эх, что-то я разрекомендовался. А что делать?
Бережная М.А. Безликий
Автор! Сказав А, говорите и Б. У вас есть лишь завязка чего-то большего. Пришел к вам человек без судьбы и без имени. Вы подружились с ним. А что дальше? Зачем огород городили? Обрывается все на полуслове. И хорошо было бы познакомиться вам со знаками препинания.
Сорокин А.В. Волшебная ложка
Ровный рассказ из разряда охотничьих баек. Такая история у костра за рюмкой чая вполне пойдет.
"Людей оказался один". Автор, вы не одессит? Кстати, а когда заканчивается сезон на перо?
Лесов К.О. Вспышка
Приятный, хоть и несколько прямолинейный, рассказ. Радует обращение к внутренним переживаниям героя. Явно недостает какого-то надрыва. Автор немного недотянул. Есть накал, но нет вспышки.
Иволга Н.В. Где ты?
Простоватый, но подкупающий своей светлой грустью рассказ.
Рассанова Т.Б. Голубая роза
Жалостливая история. Автору смело можно писать любовные романы. Публика, особенно ее женская половина, будет плакать и сострадать героям. Все вполне пристойно, за исключением мелких огрехов, но не выбивается за рамки привычной женской прозы. А хотелось чего-то особенного.
Батаев В.П. Город на перепутье
Довольно слабая попытка создать некий квазифэнтезийный мир. Все те же вампиры и оборотни на фоне бледно-серых городских декораций. Ничего нового и оригинального не заметил. Звыняйтэ.
Svetsun Дом на берегу
Довольно тонкий психологизм, что не может не радовать. Но повторы!!! Автор! Пройдитесь пару раз по тексту! И постарайтесь добавить в него динамики. Не все могут адекватно воспринимать столь плавное повествование, не проваливаясь при этом в глубокий гипнотический сон.
Вольпов Я.А. Дочери озера
Глубокоуважаемый автор! В следующий раз, когда на СИ будет проводиться конкурс мистической ПОВЕСТИ, я с удовольствием прочту ваше произведение. А так, извините. Надо еще перелопатить массу РАССКАЗОВ.
Коканин А. Дух зла
Единственное достоинство рассказа - его краткость.
Славкин Ф. Жена, мама, ведьма
Довольно бойкий рассказ. Но слишком много политики и мало психологии. Попахивает публицистикой. Силы Земли и Неба стали на борьбу с мусульманским фундаментализмом! Фредди, это явный перебор!
Гросс П., Екатерина С. Жратва
Авторам впору писать мистические детективы в формате покета. Вот только текст подправить надобно и отформатировать. Конечно, есть огрехи и со знаками препинания не всегда ладно. Но, думаю, дело пойдет. Скучающие дамы бальзаковского возраста и стареющие манагеры среднего звена будут в восторге.
Дикалов Д.И. Зеркальных дел мастер
Наивная сказка для среднего школьного возраста.
"Грустные мысли все сгущались в голове второго зеркала..." Автор, подскажите, где у зеркала голова.
Ценев Д.А. Избранные записи наблюдателя
Глубокоуважаемый автор! В следующий раз, когда на СИ будет проводиться конкурс мистической ПОВЕСТИ, я с удовольствием прочту ваше произведение. А так, извините. Надо еще перелопатить массу РАССКАЗОВ.
Афанасьев С. Кадавр
Глубокоуважаемый автор! В следующий раз, когда на СИ будет проводиться конкурс мистического РОМАНА, я с удовольствием прочту ваше произведение. А так, извините. Надо еще перелопатить массу РАССКАЗОВ.
Пушкарева К. Квартирантки
История из жизни иногородних студенток. Моря крови и горы трупов не наблюдается, но мертвая бабка присутствует. Такая байка для пионерского лагеря вполне сойдет.
Гомонов С. Мистическая месть
Милая шутка, но не более того. Автор явно умеет писать и может создать что-то большее. Название ..."Ми...ме..." не звучит. Впрочем, г-ну Гомонову я уже об этом говорил.
Поддубный Н.В. Кошки
Право, не знаю, что и сказать. Написано ровно, без напряга, но и накала особого нет.
Аракелян Р.С. Между светом и тьмой
Глубокоуважаемый автор! В следующий раз, когда на СИ будет проводиться конкурс мистической ПОВЕСТИ, я с удовольствием прочту ваше произведение. А так, извините. Надо еще перелопатить массу РАССКАЗОВ.
Ера М. Месть трефового короля
Забавная история. "Тройка, семерка, туз..." Правда, в этот раз все окончилось куда благоприятнее к всеобщему удовлетворению. Слог напомнил более не офицера, но провинциального чиновника из мелкопоместных дворян. Автор пользуется милями. А, может быть, все же надобно версту вспомнить? Кстати, доложу я вам, бывал не раз в Печенегах и Богодухове. Одним словом, занимательная повесть. Такую не грех перечитать зимним вечером, сидя у камина и потягивая хороший коньяк.
Рассказ более чем предсказуем, но все же это лучше "Духа зла" и "Летом 1942-го". "Грамотность" автора потрясает!
Батаев В.П. Новый виток
Что это? Я в недоумении! Вечная битва Света и Тьмы... Да тут материала на несколько эпопей, а у вас, автор, все в один рассказ уместилось. Точнее сказать, не в рассказ, а в простенький комикс.
Батаев В.П. Один день Армагеддона
Гм... Право, не знаю, что и добавить. А, собственно, нечего.
Славкин Ф. Перст судьбы
Противоречивый рассказ. Точнее, мое впечатление о нем. Образ героини мил и трогателен. Впрочем, полагаю, что этот рассказ лишь отрывок, часть чего-то большего.
Конечно, вытаскивать из прошлого, из-под носа палача, невинных и несчастных - дело благородное. Но каковы последствия подобных поступков? Мало того, что ход истории нарушится, так в прошлом останутся одни тираны и злодеи. Они просто-напросто замордуют оставшееся народонаселение. Тогда придется спасать всех. И что из этого выйдет? Планетарная сингулярность, коллапс истории, взрыв настоящего и гибель будущего.
Перевалов В.В. Принцесса и Чудовище
Какой-то детский рассказ. По стилю и по изложению. Не знаю. Может, так и задумывалось? Тогда, выходит, не разгадал я авторского замысла. Принцессу увидел. А где Чудовище? Автор явно что-то скрывает.
А.А.А. Проходящие сквозь
Навел курсор на файл. Ба! 66,6 килобайт. Без нечистой, видать, не обойдется. Так и есть. Герой знакомится с загадочной брюнеткой. Дальше как по нотам...Знакомство, оккультные книжки, черные сборища, пентаграммы, путешествие по преисподней и иномирью. Такие вот дела.
Особо следует отметить словесные находки автора:
"...Вследствие отсутствия наличия...", "...она представляет собой совсем другую разницу". Мощно задвинул. Внушает.
Говорят, продолжение намечается. Автор, вы меня пугаете! Право, оставьте вы эту затею. А на досуге прочтите рассказец вашего покорного слуги. "Похититель душ" называется. Там пропечатано о вреде для здоровья всяких черных месс, кошек и незнакомых брюнеток.
Уваротов А.С. Прощание с детством
Трогательная и светлая история дружбы двух мальчиков и девочки. Написано немного неумело, кое-где пляшут запятые, порою в предложениях кавардак. Но рассказ подкупает своей искренностью. Порадовало внимание к деталям. Несомненно, один из лучших рассказов внеконкурса. Автору моя признательность.
Полевская М. Самая большая поклонница
Вроде почти все ладно в этом рассказе, но картинка не оживает, проносится мимо. Да и Люцифер, порывающийся спасать человечество, выглядит малоубедительным. Концовка смазана и по-холливудски стандартна.
Фэйер А. Санитары вечности
Простенькая и пафосная сказочка о доброй вампирше-самоубийце и коварном демиурге. Автор явно обчитался всякой готишностью и вампирностью. Право, уж лучше про елфов.
Фэйер А. Собирательный образ отчаяния
Глубокоуважаемый автор! Ваши мысли честны, порывы благородны, желания светлы, но пафос... Он убивает все ваши мысли, порывы и желания. Пощадите себя и читателей!
Батаев В.П. Среди песков
О, Боже! Опять вампиры! Да еще вкупе с нанороботами! Нет, мои читательские мозги этого не выдержат! Елфов, елфов в студию!
Славкин Ф. Стойкий Оловянный Солдатик
Простой, но добрый рассказ. С пафосом, имхо, перебор. Впрочем, это дело вкуса.
Шитяков А.А. Суму-Ла Эль царь Бабилу
Собственно, это не рассказ, а глава романа, но в любом случае воспринимается как самодостаточное произведение. Не скрою, есть претензии к автору по части знаков препинания и некоторых словесных конструкций. И все же, читая историю царя Бабилу, забываешь о мелких шероховатостях и недоработках. Повествование увлекает. Кроме того, надобно отметить исторические познания автора. Стилизация выполнена вполне умело. Одним словом, достойное произведение. И тем печальнее, что представления читателей и критиков ограничиваются "Фараоном" Пруста. И это в лучшем случае. А в худшем можно услышать: "Пишы просче". Обидно, господа.
Славкин Ф. Сын с грифом "Секретно"
Душевно.
Великий Н. Точка
Автор, видать, шутник.
Славкин Ф. Тщетность
Бывают же на свете такие...совпадения?! Да, бывают. Вот и не верь после этого в пророчества. Непонятно лишь одно - что это за холод такой промозглый?
Фиатик Ф.Ф. Цветочки, цветочки..
Интересно будет на ягодки посмотреть. Автору советую прочесть повесть Андрея Дашкова "Пропуск".
Щипанов С.В. Черный Альпинист
Говорят, что иногда водители-дальнобойщики видят на дорогах черных псов. Не к добру. Плохая примета. Но это, скорее всего от недосыпания и переутомления. А вообще занятно. Довольно бойко и складно. Вот только слово "блюл" резануло, а еще "самоделковый". Это что, жаргон или новояз какой? Еще заменил бы "...уникальной ситуации...", "...вариант...", "...в любой момент..." Это все канцеляриты-паразиты.
Было бы забавно написать целый цикл рассказов на аналогичную тему. Для дальнейшей творческой работы предлагаю следующие названия: "Черный археолог", "Черный следопыт"...
Итак, почтеннейшая публика, мой обзор подошел к концу. Но вовсе не окончен. Здесь я вас немного обманул. Впрочем, это можно назвать маленьким сюрпризом.
Хотел бы поделиться некоторыми наблюдениями и размышлениями, что родились в моей голове после прочтения внеконкурсных рассказов.
1. Авторы мало задумываются над названием произведения. И очень зря.
2. Авторы полагают, что повторы безобидны, а многочисленные причастные и деепричастные обороты полезны для текста. Хочу таких авторов разочаровать.
3. Канцеляриты сильно вредят тексту. В самом деле, дались вам эти "моменты", "ситуации", "процессы", "информации" и пр.
4. Далеко не всякий человек, знающий азбуку и умеющий складывать буквы в слова, может называться писателем.
5. Многие авторы думают, что в литературном произведении на первом месте должен стоять сюжет, но при этом забывают о смысловой нагрузке (да и вообще о каких-либо мыслях). Такие понятия, как образность, сравнения, метафоры, эпитеты, гиперболы и пр. многим авторам и вовсе неведомы. А о смысловой многослойности произведений я и вовсе молчу.
6. Наблюдается полное небрежение пейзажем. Полагаю, подобное происходит либо из-за неумения, либо из-за непонимания роли последнего в литературном произведении.
Мой вердикт таков:
Всем авторам без исключения читать и перечитывать с утра до вечера книгу Н.Галь "Слово живое и мертвое".