Аннотация: Родилось это творение в виде доклада для региональной научно - практической конференции
Всякая школа, для соответствия своему предназначению, в основе своей работы должна содержать некий идеальный образ своего выпускника, как цель процесса воспитания, образования и социализации своих обучающихся.
Система кадетского образования должна готовить хорошо образованных и просвещенных граждан - патриотов России, способных качественно и профессионально нести государственную службу и пригодных к этому. Это ее историческое предназначение.
Государственный здравый смысл в этом направлении наконец-то восторжествовал, и в Федеральном законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273 - ФЗ " Об образовании в Российской Федерации", впервые в федеральном праве за все советское и постсоветское время, появилась отдельная статья (ст. 86), которая прямо определяет предназначение суворовских военных училищ и кадетских корпусов всех видов (в том числе казачьих) в качестве учреждений, имеющих "...целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе, в том числе к государственной службе Российского казачества". Которая, в свою очередь, регламентируется в федеральном законе от 05.12.2005 N 154-ФЗ "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ РОССИЙСКОГО КАЗАЧЕСТВА"
Данный закон, помимо прочего, дает понятие того, что является Российским казачеством. Российское казачество - граждане Российской Федерации, являющиеся членами казачьих обществ. (п.1 ст.2) Члены казачьего общества, согласно п.3 ст.2 того же закона, в установленном порядке принимают на себя обязательства по несению государственной или иной службы. Таким образом законодатель указывает нам на одно из главных предназначений Российского казачества - несение службы. И это, согласитесь, исторически правильно. В этом отношении государство возлагает на казачество большие надежды. Вот лишь некоторые мероприятия, предусмотренные стратегией развития казачества до 2020 г. :
- формирование системы комплектования казаками должностей офицерского состава воинских частей, комплектуемых членами казачьих обществ;
- предоставление возможности выпускникам казачьих кадетских корпусов продолжения военного образования в вузах Минобороны России;
- организация работы по укомплектованию казаками воинских частей, подлежащих комплектованию членами войсковых казачьих обществ, до уровня не менее80-90%;
- заключение контрактов с казаками на добровольное пребывание их в мобилизационном резерве и предназначенных для комплектования казачьих формирований в период введения чрезвычайного положения и в военное время.
Этим же документом предусмотрено привлечение казаков к различным государственным программам на всех уровнях во взаимодействии с самыми разными ведомствами.
Как государство, так и казачество заинтересовано в успешном выполнении всех этих задач, а это, в свою очередь, требует от казаков высокого профессионализма в области государственной службы.
Возьмем, для примера, традиционную для казаков, военную службу. В военных кругах широко распространен термин "война 4-го поколения", который обозначает переход к новым технологиям, стратегии и тактике, а также к новым операционным средствам ведения войны в современных условиях.
Вот взгляд американских военных специалистов (отечественная военная мысль, в настоящий момент, фактически находится в коме).
"В войне четвертого поколения поле боя по всей вероятности будет включать все общество, от имени которого противник ведет войну. В этих условиях рассредоточение, а также, по всей вероятности, повышение значимости действий очень маленьких групп комбатантов, потребуют от боевых единиц даже самого нижнего уровня гибких действий на основе знания и понимания намерений вышестоящего командования.
Малые высокомобильные подразделения, состоящие из обладающих высоким интеллектом солдат, которые вооружены высокотехнологичным оружием, будут перемещаться по большим территориям в поисках критически важных целей. Может оказаться так, что эти цели чаще будут гражданскими, чем военными. На смену терминам "фронт - тыл" придут термины "является целью - не является целью". Это, в свою очередь, может коренным образом изменить то, каким образом организованы и структурированы виды вооруженных сил.
Воинские части и подразделения будут соединять в себе разведывательные и ударные функции.
Огромное значение приобретает в этих условиях подготовка отдельного бойца профессиональных боевых сил или боевого оператора, при этом скорость изменения ситуации на поле боя такова, что каждый боец или боевой оператор должен быстро принимать самостоятельные решения - на связь с командиром и получение приказов просто нет времени, ситуация меняется слишком быстро. При этом его знания и навыки должны быть очень высокими, он должен понимать и осозновать план и цели операции, чтобы действовать в их интересах - т.е. иметь фактически знания и навыки не меньше чем у командиров двух следующих уровней, при этом иметь равный им доступ к информации, право самостоятельных действий и принятия тактических решений при общем следовании единой цели операции.. В связи с этим изменится организационно-штатная структура, резко вырастет требуемый от каждого бойца уровень владения тактикой и понимания целей операции, степень компьютерной грамотности и владения оружием, требования и расходы на обучение и подготовку. Послушные исполнители будут сменены в боевых силах инициативными и понимающими цели и общий план операций, не требующими детального руководства каждым их действием грамотными бойцами-профессионалами. Фактически в бою каждый рядовой боец ударных сил для успешных действий должен будет обладать почти таким же объемом информации по ходу операции в той же мере как и его вышестоящие начальники ближайших двух-трех уровней и почти так же компетентно, быстро и свободно ей оперировать, а также часто самостоятельно принимать тактические решения.
Командиры должны будут владеть как искусством войны, так и технологиями, что является сложной задачей, т.к. подразумевает сочетание двух разных складов ума. В число первостепенных задач, стоящих перед командирами на всех уровнях, будут входить выбор целей (представляющий собой принятие решения не только военного, но и политического, и культурного характера), способность достигать быстрой концентрации при первоначально высокой степени рассредоточения, а также отбор подчиненных, которые смогут справиться с вызовом, каковым является ведение действий в быстро меняющейся обстановке при минимальном или отсутствующем контроле "сверху". Существенной проблемой станет переработка потенциально огромного избытка информации без потери из виду оперативных и стратегических целей". (Уильям С. Линд, полковник Кит Найтингейл (Армия США), капитан Джон Ф. Шмитт (Корпус морской пехоты США), полковник Джозеф У. Саттон (Армия США), подполковник Гэри И. Уилсон (Корпус морской пехоты США, резерв)Marine Corps Gazette, October 1989, pp. 22-26.)
Теперь вы можете себе представить объем и качество знаний, необходимых для несения военной службы в современных условиях. Смею Вас уверить, что для несения других видов государственной службы в наше время требуется не меньше.
А значит совершенно необходима система непрерывного образования для подготовки кадров для государственной службы. Так как отсутствие кадров профессионального управления государством является реальной угрозой стабильности и безопасности развития России.
Таким образом в соотнесенности с другими видами образования кадетское образование должно занять место и играть роль начальной ступени профессионального образования государственной службы.
А теперь перейдем к необходимым для этой службы качествам, которые должны формироваться у кадет.
Хотим особо подчеркнуть, что исторически, и не только в нашей стране, кадетское образование всегда было предназначено для формирования публичной национальной элиты.
В связи с этим на первый план выходит воспитание истинного патриотизма, гражданственности, высокой нравственности, самоотверженности и самоотречения в вопросах своего служения народу. Привитие понятий долга и чести. В казачьих кадетских учреждениях это достигается изучением военной истории своего отечества и истории казачества. Дабы на примерах выдающихся соотечественников взращивать стремление к свершениям во благо народа. Кроме того давно доказано, что изучение военной истории играет огромную роль в формировании личных и профессиональных качеств будущих офицеров. В предметы общеобразовательной программы вводится казачий компонент с целью через воспитание любви и чувства принадлежности к родному классу, корпусу, отчему краю и казачеству прийти к формированию гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины, верности духовным традициям России. Тому же способствуют изучение всего спектра традиций казачьей культуры, и различные формы самоуправления и соуправления казачьим кадетским учреждением, основанных на этих традициях (казачий круг, сход и т.д.), а также празднование традиционных праздников и участие в культурных мероприятиях.
В казачьей культуре и традициях сокрыт огромный потенциал для взращивания высокой духовности и нравственности в кадетах, и он должен использоваться максимально.
Здесь хочется процитировать Игоря Николаевича Андрушкевича, много сделавшего для кадетского движения: "Русский мыслитель А. Хомяков доказал, что само понятие "свободы" происходит от сочетания понятий "свой быт". Таким образом, нравы являются социологическим проявлениям коренных ценностей и верований самого общества. Отметить эти ценности и привить вытекающие из них нравы подрастающей молодежи и является важнейшей задачей воспитания. Правильное воспитание молодежи должно подготовить для страны ее нравственный позвоночник.
В современное время такая задача воспитания приобретает еще большее значение ввиду современных технологий агрессии, когда таковой подвергается не только собственная территория, но также и прежде всего собственные нравы и собственный быт, с целью подмены собственных верований и ценностей вражескими для последующего перепрограммирования самого общества, чтобы сделать его зависимым, для его эксплуатации".
Казачество сохранило свою идентичность и огромный пласт базовых русских ценностей. Передавая это наследие кадетам, мы гарантируем, что когда они попадут в органы государственного и военного управления, они смогут защитить стратегическую матрицу нации от размывания со стороны.
Далее идет формирование основ воинского профессионализма, привитие воинских традиций и высокой дисциплины. Мы отводим этому одну из ключевых ролей и вот почему: Исторически главенствующей задачей казачества, как государствообразующей силы было именно воинское служение. И мы глубоко уверены, что самыми главными традициями казачества являются служение Отечеству и воинский профессионализм.
Необходимо осознавать, что мир вступил в период перманентной войны, война уже идет и идет давно. Несмотря на то, что современные операционные средства войны переносят ее в большей степени в область человеческого сознания и экономики, вероятность собственно вооруженной фазы конфликта остается весьма высокой, подтверждение чему мы сейчас можем наблюдать в Украине.
Кроме того военные действия четвертого поколения в высшей степени рассредоточены и по большей части не определенны; разделительная черта между миром и войной будет размыта вплоть до полного исчезновения. Война будет нелинейной в такой степени, что, вполне возможно, в ней будут отсутствовать поддающиеся идентификации поле боя и линии фронта. Различие между "гражданским" и "военным" вероятно исчезнут. Равно как исчезнут понятия "фронт" и "тыл". На смену им придут понятия "является целью" и "не является целью". Действия будут одновременно направлены на всю "глубину" участвующих сторон, включая все их общество, понимаемое не только в его физическом, но и в культурном аспекте. Таким образом от фактического участия в боевых действиях не застрахован никто, вне зависимости от географического положения и рода занятий. В этих условиях казаки должны быть способны взять на себя организацию и руководство вооруженным сопротивлением агрессору. Кроме того всегда сохраняется угроза нападений на военные и гражданские объекты со стороны террористов и политических радикалов всех мастей.
Механизмы формирования выше указанного комплекса качеств следующие:
- военизированный образ жизни кадет
- строго регламентируемые военные уставные взаимоотношения старших и младших
- жесткая иерархическая вертикаль, в состав которой входят сами воспитанники
- обязательное ношение специальной формы одежды и знаков различия
- распорядок обучения включает систему обязательных ежедневных и специальных торжественных ритуалов и церемоний
- предусматривается периодическое исполнение воспитанниками обязанностей по внутренней службе, таких как несение нарядов по расположению, уборка территории, столовой и кухни.
- в образовательный процесс вводятся некоторые специальные предметы военного образования, а также проведение летних и зимних лагерей с особым вниманием к физической, строевой и военной подготовке.
- меры поощрений и взысканий, применяемые к воспитанникам в ходе процесса воспитания, носят специфический военный характер
- распорядок дня воспитанников основан на общевоинских уставах, жестко регламентированы и находятся под постоянным (круглосуточным) контролем воспитателей и администрации учреждения.
Все это выдвигает высокие требования к офицерам - воспитателям (а это центральная фигура в системе кадетского и военного образования) и преподавателям. Определенный практический интерес, в связи с этим, представляет дореволюционная система отбора офицеров-воспитателей для военно-учебных заведений.
Офицер, желавший служить в военном училище, должен был иметь выслугу лет: 5 лет офицерской службы, из которых непосредственно перед назначением, не менее 2-х лет в строю. Помимо этого он должен был представить отличную аттестацию за последние 2 аттестационных периода, обладать необходимыми умственными и служебными качествами и соответствующими чертами характера.
Конечно казачий кадетский корпус, строго говоря, не военно-учебное заведение и подведомственно органам управления, но имеет целью подготовку кадет к несению государственной службы российского казачества и учебно - воспитательный процесс должен соответствовать этой цели. Как минимум воспитатель сам должен быть выпускником военно - учебного заведения или учебного заведения одного из силовых ведомств.
Чрезвычайно полезно и необходимо внедрение в учебный процесс систем традиционной воинской подготовки казаков по ряду причин.
--
Прививается культура обращения с оружием, когда человек усваивает ее в целом, то очень быстро осваивается с любым образцом оружия.
--
Многие тактические приемы не потеряли своей актуальности, и даже наоборот, учитывая иррегулярный характер современных вооруженных конфликтов.
--
В ходе игр и забав взрастает понятие воинского коллектива и формируется необходимые сплоченность и чувство локтя.
Резюмируем: Казачье кадетское образование должно обеспечить подготовку:
--
граждан России, чье основанное на исторических национальных и казачьих ценностях мировоззрение (целостный взгляд на мир и свое место в нем) и укорененные в сознание принципы жизни, делают их способными и умеющими успешно и нравственно жить, и "установленными на добро" людьми;
--
государственно социализированных и ответственных граждан России, сознающих вою ответственность за судьбу и будущее страны, способных сохранять и защищать ее базовые ценности;
--
безусловных и просвещенных патриотов России, способных и готовых служить ей на гражданском и военном поприще;
--
духовно-нравственных, честных, сострадающих, способных успешно жить и работать в коллективе, и во всех отношениях здоровых и хороших людей;
--
свободных личностей, способных к саморазвитию, к принятию решений, к реализации собственных способностей, планов и проектов, но при этом - не любой ценой;
--
активных членов общества желающих и способных создать свою семью и воспитать детей, а также имеющих свою жизненную позицию и собственное мнение, и способных отстаивать его перед государством;
--
людей способных к созидательному и творческому труду, понимающих его необходимость и гордящихся своими трудовыми (творческими) достижениями, и так далее...
Заявленная тема, конечно, не может быть полностью изложена в столь кратком докладе и несомненно требует дальнейшего исследования и детализации.