Вселенная (псевдоисторический роман)
Самиздат:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь|Техвопросы]
В С Е Л Е Н Н А Я.
Пространство оживших изображений.
Пролог. События 1349 год до Р.Х.
- Это здесь? - Сетмусотеп с удивлением рассматривал участок степи, ничем не отличавшемся от других.
- Да. - Стругл Хардлокс кивнул. - А что тебя смущает?
- Меня? Ничего. Просто по виду не скажешь, что в этом месте находится узловая энергетическая точка. - Сет спрыгнул с коня, и, пройдясь по траве, присел. Поглаживая землю, уверенно констатировал: - Полное отсутствие видимых признаков.
- Поэтому о ней до сих пор никому не известно.
Сетмус перестал разглаживать траву и посмотрел на товарища.
- Но ты ведь обнаружил!
- Не обнаружил, а вычислил, - Стругл вынул из чехла металлическую рамку специальной конструкции. - Чувствуешь разницу?
- Пожалуй. - Сет поднялся с земли и подошёл к Хардлоксу. - Что ты хочешь делать?
- Хочу, чтобы ты убедился.
Нагретая земля дышала зноем. Пахло полевыми цветами и раздавленными насекомыми. Сухая трава покусывала руки, пока Стругл углублял рамку в растрескавшуюся почву. Когда ограничитель на центральной оси упёрся в землю, рамка вздрогнула. Придерживая рукой поперечину, Хардлокс обернулся к Сетмусотепу:
- Смотри!
Подавшись назад, Стругл отпустил инструмент. Рамка зашаталась из стороны в сторону, взрыхляя почву у центральной оси. Ограничитель скачком поднялся вверх на ширину ладони, а поперечина стала рывками вращаться вокруг оси рамки. Постепенно рывки исчезли, а скорость вращения начала быстро увеличиваться. Через несколько ударов сердца поперечина рамки превратилась в жужжащий диск, а ограничитель оси поднялся над землёй на высоту локтя. Ещё миг, и рамка с громким свистом взмыла к небу, и, пролетев несколько десятков локтей, упала на землю.
Пробежавшись, Сет поднял рамку. Она пахла нагретой медью и смесью каких-то неприродных запахов, каковые бывают в Покинутых Местах.
- Теллурический поток? - Сетмус знал правильный ответ, но почему-то захотелось подтверждения: как в детстве, от отца.
- Да. И заметь, рамка вошла в землю всего лишь на локоть. Представь, что происходит на глубине!
- Представляю. - Сет действительно попытался вообразить, какие силы копятся в сотне локтей от поверхности. Даже мысленный уход на глубину поражал воображение. - Пожалуй, я занесу этот феномен в разряд чудес.
- Чудес не бывает, - Стругл покачал головой, - существует лишь глубина нашего невежества. Вселенная не нуждается в чудесах, ибо в ней всё есть со дня сотворения мира. От человека требуется лишь умение взять.
- Одного умения не достаточно, нужна ещё и решительность.
- Согласен: умение и решительность - неплохие качества, особенно если они сосредоточены в одном человеке. - Хардлокс тщательно протёр рамку и убрал её обратно в чехол. - Но и этого мало. Необходима удача, цепочка нужных совпадений, и желание идти до конца.
- До победного конца!
- Ни только. - Стругл продолжал держать чехол с рамкой, словно не желая с ней расставаться. - Идти до конца надо всегда. Даже если этот конец не победный. Даже если на этом не победном конце тебя ожидает смерть.
Сетмус нахмурился.
- Ты слишком мрачен сегодня.
- Почему? Я лишь пытаюсь быть объективным.
* * *
Приторочив чехол к седлу, Стругл достал из седельной сумки бурдюк, и сделал несколько глотков. Тёплое, успевшее прокиснуть вино, неприятно шибануло в нос.
- Тьфу, гадость! Будешь?
Чтобы не обидеть компаньона, Сет взял бурдюк, и отпил маленький глоток. "Действительно гадость!" - согласился айгиптосец, но вслух ничего не сказал. Его больше волновала практическая сторона дела.
- Как на счёт туземцев? Что будем делать, когда они нагрянут?
- Будем договариваться.
- Всего-то? - съязвил Сетмусотеп. - И во что это тебе обойдётся?
- Ни так уж много, если об этом заранее позаботиться, а также, если не вторгаться в их сакральный мир.
- Заранее позаботиться? Это как?
- Всё очень просто, Сет. Если твои интересы соприкоснулись с интересами варвара, то, найди ему врага, и он тут же забудет о тебе.
Откровенный цинизм не понравился Сету. Он был лучшего мнения о людях, в том числе и о Стругле, а расовые теории его всегда раздражали, потому что несли лишь разрушение.
- Что ты имеешь в виду?
Хардлокс едва заметно усмехнулся. От него не ускользнула реакция Сетмуса, и он частично знал её истоки. Более того, он был способен разделить негодование своего товарища, связанное с расизмом. Однако свой практицизм Стругл никак не относил к разряду ксенофобии. Просто цель, как он считал, всегда оправдывает средства. А варвары стоят у него на пути, или представители цивилизованных обществ, никакого значения не имело.
- Объединённое войско ариев ушло к Меотиде, чтобы остановить хеттов.
- А разве они враги?
Стругл внимательно посмотрел на Сета. "Он не наивен, я же знаю. Тогда, что это? Лицемерие? Тоже не похоже. Остаётся лишь отсутствие жизненного опыта. Только так. А вообще, неужели он думает, что, творя великие дела, можно остаться чистеньким?"
Хардлокс улыбнулся.
- Всё, друг мой, когда-нибудь случается впервые.
Сет кивнул. Примерно этого ответа он и ожидал. Стругл был циником до мозга костей, но в его цинизме отсутствовал показушность, ибо он был искренен даже в этом. Иногда это располагало к нему, иногда - пугало.
- Ты опасный человек, Стругл. Ни хотел бы я оказаться на твоём пути.
Хардлокс перестал улыбаться.
- Не будь субъективным, Сет, это мешает видеть мир таким, каков он есть. Добра и Зла не существует. Есть лишь обстоятельства и разные точки зрения. Всё остальное оставь политикам и поэтам - пусть погрязнут в словоблудии и рифмоплётстве. Нам это ни к чему.
Какое-то время они молчали. Сказанное не являлось откровением, просто они слишком долго находились в пути. Завтра Стругл отправится к Большому Камню в Аркаим, а Сет останется здесь, добывать мрамор - попутный материал всех узловых энергетических точек. Встретятся не скоро. Если вообще встретятся.
- Нужна хорошая дорога от будущей шахты к Кааб-Син.
- Ты её получишь.
- Но, время! - Сетмус неопределённо мотнул головой. - Они же не будут воевать вечно?
- Не будут. - Стругл жевал стебель солнечного цветка и выглядел вполне счастливо. - Поэтому мы её не будем строить, а должным образом возбудим. Всё по науке.
- Возбудим? - Сетмусотеп приподнял бровь. - Интересно!
- Ещё как! - Хардлокс лёг на спину и сладко потянулся. - Я воспользуюсь технологией туулу.
- Ага! - смог лишь ответить на это Сет. Идея была настолько хороша, что не требовала особенных пояснений. - Значит, она будет действовать не постоянно?
- В этом её основное удобство! Она будет появляться только при возникновении необходимости.
- Но очень скоро наступит момент, когда необходимость в ней станет постоянной.
- Я думал об этом. - Стругл выплюнул стебель. - Придётся частично вести её под землёй, а далее - через лес.
Сетмусотеп задумался. Всё бы хорошо, да вот только...
- Насколько я знаю, туулу использовали ЭТО для совершенно иных целей?
- На нецелевое использование намекаешь? - Хардлокс усмехнулся. - Не беспокойся. Судить об этом уже некому. Туулу исчезли много тысяч лет назад, и вряд ли объявятся когда-нибудь. Их нет, и не будет никогда!
- Как знать...
- Ты суеверен, Сет, как и многие люди твоего народа. Это мешает вам сосредоточиться.
Сетмус покачал головой.
- Это помогло нам выжить в Чёрный День Мира.
- Неправда. Айгиптосцы всегда такими были. И уж во всяком случае, задолго до нападения ракшасов.
Сетмусотеп окаменел.
- Ты хочешь меня оскорбить?!
Хардлокс умолк. Он всегда говорил то, что думал, но его несдержанность компенсировалась отсутствием чрезмерного высокомерия и умением признавать свои ошибки.
- Извини, Сет, я не хотел тебя оскорблять! Язык мой - враг мой!
Сетмус кивнул. Максимализм Стругла был известен всем, кто с ним сталкивался. Хардлокса нужно было воспринимать таким, каков он есть, с его несдержанностью и крайностями в суждениях, либо не воспринимать никак. А так как плюсов в общении с ним имелось гораздо больше, чем минусов, то Сет принял извинения.
- Что делать с шахтой, когда необходимость в ней отпадёт?
Вопрос был чисто практическим, но, судя по тому, как быстро ответил Стругл, он обдумал ответ заранее.
- Эксперимент опасен, но я, как уже говорил, пойду до конца. Если всё окончится благополучно, то просто засыпь её. Если же я погибну, то похорони меня прямо в шахте, чуть в стороне от узловой точки. Это хорошее место.
- Не говори так! - Сет прочертил в воздухе оберегающий знак. - Этим ты притягиваешь зло!
- Ерунда! - Стругл махнул рукой. - Все мы когда-нибудь умрём. Я же хочу, ещё и управлять этим процессом.
- Там будут люди!
- Во время эксперимента в Башне я буду один.
- Прекрати, это...
- Всё, Сет, не спорь! Это вопрос решённый. Нет никакой необходимости рисковать ещё кому-то. Не забывай, эта идея полностью моя, от начала до конца.
- Этой идее тысячи лет!
- В общем виде - да! Теоретически, так сказать. А вот мысль использовать теллурические потоки для усиления синестезического эффекта принадлежит исключительно мне.
- Ладно. Убедил. Похороню тебя согласно древним ритуалам Айгиптоса: с надписями, барельефами и статуями Богов.
Сет хотел произнести последнюю фразу в шутливом тоне, с иронией, но вышло как-то серьёзно и деловито. Хардлокс различил интонации, но не придал им особого значения. Он всё воспринимал буквально, без полутонов.
- Мне всё равно, как быть похороненным. Я не верю в жизнь после смерти.
- Знаю. Но думаю, именно теперь обладание Верой тебе не помешало бы.
- Может быть.
* * *
Неяркое уже солнце медленно приближалось к горизонту у западного предела. Тёплый вечер на границе лета и осени входил в свою тихую ласковую пору. Тени вытягивались длинно, становясь острыми, как наконечники арийских копий. Разрозненные клочья косматых облаков окрашивались снизу в красно-фиолетовые тона. Восточный край неба постепенно темнел, а далёкие очертания северных хребтов погружались в серое дымчатое марево. День истончался.
Храм Великой и Единой Богини-матери находился за крепостными стенами города Аркаим в древнейшей реликтовой дубраве, протянувшейся от окраины города вплоть до Мёртвого леса. Это был массивный бревенчатый сруб с обширной двускатной крышей, с узкими высокими окнами по трём сторонам Храма, и с тёмным провалом низкого входа, чтобы войти в который приходилось нагибаться, кланяясь при этом как Главной Богине Храма, так и Главной жрице при ней. Задымлённый и почерневший теперь от дыма и пламени тысяч ритуальных костров, горевших вокруг него все те годы, что он находился здесь, Храм выглядел сурово и аскетично. А вокруг Храма - идолы, изображающие все возможные ипостаси Великой Матери. Богиня плодородия - Великая мать-земля с крупными натруженными руками, суровым лицом и большими сильными ногами. Рядом с ней - женщина-воительница - Амазонка с кокетливо переброшенным через плечо боевым луком. Чуть далее - женщина-мать - хранительница домашнего очага с расплывчатой фигурой, потерявшей всякую форму от бесчисленных родов. У самого леса - Артемида - богиня охоты и рыбалки с копьём и острогой в обеих руках. Ну и конечно - Афродита - богиня любви и красоты, очаровательная соблазнительница и умелая любовница, которую (странное дело!) более почитали мужчины, нежели - наоборот. Были ещё, менее значимые божества женской сущности, в том числе финикийская богиня плодородия, материнства и любви - Астарта, гораздо менее влиятельная в Стране Ариев, нежели у себя на родине в Финикии.
Некоторые богини почернели от времени, покрылись мхами, обросли лишайниками, завели плесень. Многие имели трещины по своим каменным телам, и стояли теперь криво, нелепо наклонившиеся, с перекосами и перегибами, а потускневшие глаза их отражали только зависть. Зависть к молодым и юным богиням, ибо значительная часть скульптурных изображений, находящихся вокруг Храма, были изготовлены и установлены недавно, в последние годы, и в отличие от самых древних каменных баб, являлись женщинами очаровательными, и источали такую неуместную здесь молодость с красотой, что человек, впервые попавший на Поляну Богинь перед Храмом, порой забывал, где находится. Однако Главная жрица одобрила такой подход, мол, женщина должна быть женщиной, даже если она богиня, и новый стиль стал отличительной чертой Храма Великой и Единой Богини-матери что у городища Аркаим в южных отрогах Большого Камня.
* * *
Вслед за шорохом листьев из леса вышла молодая женщина. Выглядела она лет на двадцать пять, хотя в иные моменты ей можно было дать и тридцать, а при желании (её желании) врядли потянула бы и на двадцать. Она была из тех, кто мог легко повелевать своим возрастом в зависимости от обстоятельств.
Иеродула. Жрица богини Астарты - одного из божеств храмового пантеона. Как и полагалось её статусу, женщина была очень красива. Встретив такую, всегда обернёшься. Она была небольшого роста, но так ладно и гармонично сложена, что её маленький рост совсем не замечался, а природная грация просматривалась даже сквозь повседневную храмовую одежду. Уголки больших нефритовых глаз были слегка приподняты, что придавало взору стремительность и своевольность, хотя те же глаза, меняя оттенки нефрита, могли быть кротки и покорны, исходя из тех обстоятельств, в которые могла попасть священная храмовая проститутка богини Астарты. Однако ритуальный блуд не являлся основным занятием молодой жрицы, будучи лишь данью вековым традициям. Сущностью красавицы был Божий дар, проявившейся в ней много лет назад, и развившейся в ней благодаря покровительству Главной жрицы, материальными воплощениями которого и явилась новейшая серия женских идолов-богинь на поляне перед Храмом.
Шла она быстро, но не суетливо. Не оглядываясь за спину, не таращась по сторонам, но и без оцепенения во взгляде. Так ходят уверенные в себе люди, не забывающие, однако о непредсказуемости Божьего промысла. С достоинством, но без чванства - весьма редким сочетанием качеств вне зависимости от рода занятий. Она всё видела, всё слышала, и всё понимала, но мало кто догадывался об этом. Она была красива, к тому же - умна, более того - талантлива. С такими сочетаниями одинокой женщине тяжело жить среди людей. Особенно, когда проявление и развитие таланта являлось сущностью жизни. Она жаждала творить, чего бы ей это не стоило, несмотря на недовольство и недоброжелательность гораздо менее даровитых служительниц Богини-матери, лишённых поддержки Настоятельницы.
Зайдя внутрь Храма, художница остановилась. Вечный полумрак, так поощряемый Главной Богиней пантеона, застыл без изменения в сакральных границах Храма уж сотни лет как. Лишь узкие прорези окон и несколько масляных ламп безуспешно пытались разогнать мрак. Приход иеродулы породил сквозняк. Неподвижное пламя ламп колыхнулось. Тени от предметов качнулись из стороны в сторону. Профиль Богини-матери подмигнул жрице.
Храмовая художница осмотрела зал. Пусто. Она так устала за день, что, обнаружив отсутствие сестёр, сразу же присела на широкую скамью. Очень хотелось прилечь, но делать это до захода солнца строжайше запрещалось. Если кто увидит - не простят! Особенно ей!
Жрицу звали Кальма Урсбели. Порою, она честно пыталась вспомнить хоть что-нибудь о своих родителях, но кроме размытых образов, скользящих прикосновений и кислых запахов ничего не вспоминалось. Слишком давним и коротким оказалось их знакомство. Говорят, супруги Урсбели слыли достойными людьми, но достаточного времени для воспитания дочери Боги им не предоставили. Кальма была последним и очень поздним ребёнком в семье, а потому, её появление явилось неожиданностью для всех. Счастье, как и следовало ожидать, продлилось недолго, оставив девочку сиротой ещё задолго до трёхлетнего возраста. Её старшим братьям и сёстрам не было никакого дела до своей младшей родственницы, и они сочли за благо сдать малышку в Храм на попечение сестёр. С тех пор дом Богини-матери стал и её родным домом, Главная жрица заменила ей мать, а Великая Астарта оказалась единственной защитницей.
Измотанная за день, Кальма сидела теперь в густом полумраке Храма, и смотрела на пламя лампы бездумным остановившемся взглядом. Усталость мешала ей сосредоточиться, способствуя возникновению в голове лишь путаных, никак не связанных между собой мыслей.
Мяу!
Жрица вздрогнула. У скамьи стоял толстый и ленивый храмовый кот Ваал, и, задрав голову, смотрел на Кальму прозрачными голубыми глазами. Мышей он не ловил, кошками не интересовался, целыми днями только и делал, что ел и спал, чем вызывал неописуемый восторг Настоятельницы. Потому он и здесь до сих пор - как живое доказательство мужской никчемности. Кальма улыбнулась и взяла кота на руки.
Муррр!
Странные события с некоторых пор стали происходить к западу от Аркаима, как раз на границе с Мёртвым лесом. Несколько лунных циклов назад там появились чужеземцы, и, по согласованию с городскими воеводами и вождями местных племён, принялись беспричинно разгуливать по окрестностям, кого-то высматривая попутно, чего-то вынюхивая и что-то вымеряя. Позже началась крупномасштабная вербовка на работы людей из местных племён на строительство Башни в урочище Кааб-Син, которое продолжалось и по сей день.
Чтобы не гневить богинь женского пантеона, перед самым началом работ в Храм Богини-матери пожаловала делегация, дабы испросить дозволения божеств, и добиться благоволения самой Главной жрицы. Засим имели место длительные переговоры, переходящие в трапезу, совместные молитвы с участием жриц Астарты, ценные подарки Настоятельнице и добровольные пожертвования на алтарь Храма. В результате стороны оказались довольными и удовлетворёнными друг другом, чужеземцы получили и разрешение и благословение на строительство, а Храм поимел дополнительный доход, справедливо утаённый от ненасытных аркаимских мытарей.
Кальма вздохнула, вспоминая недалёкое былое. Случайным ли было всё то, что произошло далее, или Великая Астарта поучаствовала в её судьбе, но именно в тот день ближе к полудню вознамерилась Урсбели вытащить свои картины на проветривание и просушку. Справедливости ради надо отметить, что сложившаяся ситуация способствовала этому. Стояла тёплая, безветренная, солнечная погода, а Главная жрица, зная о приходе гостей, отослала всех стареющих и некрасивых сестёр на речку, стирать бельё. При Храме остались лучшие, и Кальма Урсбели в том числе, хотя к переговорам и совместным молитвам она допущена не была. Одним словом, пока одни занимались стиркой, а другие молились, Кальма решила проветрить свои картины. За этим занятием её и застали гости, также вышедшие освежиться после совместного общения с Богами. Вид договаривающихся сторон был светел и радостен. Гости пробовали шутить, используя нейтральные темы, Настоятельница исправно кривила губы, изображая улыбку, задействованные девушки весело смеялись, отрабатывая перечень услуг, и только Кальма, окаменев, остановила застывший взгляд прямо перед собой. Происходящее её не касалось. Молодая женщина надеялась, что процессия минует её, не задерживаясь, и возможно, так и произошло бы, но один из чужеземцев всё-таки заинтересовался её работами. Он долго рассматривал их, все вместе и каждую в отдельности, внимательно изучая с разных расстояний и под различными углами, переставляя их, меняя последовательность и взаимные сочетания. Мужчина неопределённо качал головой, щёлкал возбуждённо языком, покусывал то верхнюю, то нижнюю губы, но в итоге оказался доволен, а когда, выбрав три картины, выставил их в ряд, то пришёл в полный восторг.
На вопрос, заданный Главной жрице по поводу авторства изображений, Настоятельница без колебаний указала на Кальму. Гость тут же испросил разрешения поговорить с иеродулой, на что также не последовало отказа. Кальма уединилась с незнакомцем в специальной келье, и после совершения ритуального соития, ответила на все интересующие чужеземца вопросы. Он не спросил её имени, и не назвал своего, зато подробно интересовался всем, что касалось умения жрицы рисовать. Он спросил, давно ли она занимается рисованием, затронул вопрос об инструментах, каковыми она пользуется, полюбопытствовал, из каких составляющих она готовит краски и какой основной материал использует в качестве холста. Закончив допрос, чужеземец ушёл, и с тех пор Кальма Урсбели его не видела.
До сегодняшнего дня.
* * *
Выпустив кота на глинобитный пол, жрица встала со скамьи, подхватила две выдолбленные из цельного дерева деревянные бадьи с коромыслом, и отправилась на речку за водой. Смеркалось. Лес пахнул горьковатыми ароматами раннего увядания, запахом свежесрубленных деревьев и терпким духом прелой листвы, которая мягко пружинила и шуршала под ногами, уверенно ступающей иеродулы. С севера, со стороны Большого Камня зябко дунуло, пробрав ледяным дыханием до самых костей. Деревья вздрогнули, шелестя взволнованной листвой, и плавно качнулись, выгибая мощные кряжистые стволы. Мохнатые ветви зашевелились, теряя отжившие листья, которые, кружась и переваливаясь на ветру, медленно упали на землю. Осень стояла на пороге, стучась нетерпеливо в приоткрытую дверь. Кальма улыбнулась. Она любила это время года.
И вот сегодня они встретились вновь. По настоятельной просьбе Главной жрицы Кальма должна была нарисовать пейзаж: каменный Менгир, находящийся между Мёртвым лесом и урочищем Кааб-Син, в районе строящейся Башни. Просьба иеродулу удивила: почему именно этот Менгир? Зачем идти в такую даль, когда рядом находятся десятки подобных камней, причём, ничем не хуже. Поразмыслив, Кальма Урсбели пришла к довольно странному выводу: либо Настоятельнице требовался рисунок именно этого Менгира, либо ей понадобилось, чтобы Кальма сегодня находилась в районе урочища Кааб-Син.
Зачем?
Выйдя ещё затемно, жрица Астарты долго пробиралась через лес, а когда вышла к холму на котором располагался Менгир, солнце поднялось над горизонтом уже на несколько пальцев. Подтверждение того, что Урсбели заслана сюда не случайно, вскоре не замедлило явиться. Едва она расположилась в том месте, где с её точки зрения композиция заданных Настоятельницей предметов приобретет Единство и Целостность, как из лесу со стороны урочища Кааб-Син появился он. Тот с кем она ... беседовала о живописи. Поначалу опытная иеродула подумала, что Главная жрица, таким образом, организовывает любовные встречи своей подчинённой с нужным человеком, и была этим обстоятельствам крайне возмущена и немало разочарована. Но уже вскоре она к счастью убедилась, что интимные свидания здесь ни при чём.
Человека звали Стругл Хардлокс. Он с ходу предложил ей интересную и хорошо оплачиваемую работу, связанную с её природным талантом и внутренней потребностью к рисованию. Работа заключалась в художественном оформлении и росписи внутренних стен строящейся Башни. Грунтовка поверхности шла полным ходом, а сама роспись будет вестись по строго утверждённому и научно рассчитанному плану. Последняя фраза удивила Кальму своими нелепыми словосочетаниями, несовместимыми со свободным творчеством и высоким искусством, хотя, про свободу и высоту в творчестве и искусстве Стругл и не заикался. Помнится, он говорил именно о работе. Кроме того, Хардлокс уверил жрицу Астарты в том, что не приемлет никаких тайн, а посему намерен вести дело в открытую, и госпожа Урсбели приступит к работе только по согласованию с Главной жрицей.
"Госпожа?" - Кальма отвернулась, пряча улыбку. - "Только по согласованию с Главной жрицей?"
"Он так говорит, будто я сама сюда пришла, а не была направлена Настоятельницей!"
Было неприятно, что эти двое держали её за полную дуру, но с другой стороны, желание соблюсти видимое приличие, и её мнимую добровольность в принятии решения, выглядели очень трогательно, учитывая, кто они, а кто Кальма.
Глядя сквозь Стругла, она кивнула.
- Можно попробовать.
Хардлокс остался доволен столь быстрым согласием, а потому широко и искренне улыбнулся.
- Вот и прекрасно. Я завтра же навещу вашу обитель, и мы согласуем все вопросы.
Глядя в сторону, Кальма усмехнулась.
- Да. Заходи. Будем рады.
Стругл вдруг смутился, и, потупившись, произнёс:
- Я зайду только для того, чтобы обговорить условия твоей работы.
Подняв глаза, он встретился со спокойным нефритовым взглядом иеродулы. Теперь она выглядела на тридцать, всё знала, всё понимала, но не желала ничего менять. К тому же, Стругл понял вдруг, что в своё время, как мужчина, был не совсем убедителен.
- Только для этого, - быстро добавил он.
Нефритовый взгляд посветлел, стал прозрачным, и дал крен в сторону синего. Ей опять стало двадцать.
- Посмотрим. - Кальма отвернулась, продолжая делать наброски.
Волна стыда накрыла Хардлокса. Чувствуя, что безнадёжно краснеет, он развернулся, и, не прощаясь, почти бегом бросился к лесу.
Глядя в ту сторону, где скрылся Стругл, "госпожа" Урсбели видела пыльные остекленевшие заросли Мёртвого леса, стены Башни в урочище Кааб-Син, нелепо возвышающиеся над дикими, первозданными ландшафтами, тысячи людей, копошащихся у её подножия, сотни каменных баб и менгиров, намеренно свезённых сюда, и окружающих Башню в несколько рядов, а также странную белую ленту, протянувшуюся от арийских степей на юго-западе до дальних окраин Аркаима. По этой ленте постоянно что-то двигалось и монотонно перемещалось на протяжении очень долгого промежутка времени. Иногда казалось, что это продлится бесконечно долго.
Кальма отвернулась. Её терзали нехорошие предчувствия.
* * *
- Тяните ещё, этого мало! - Сетмусотеп находился в нескольких шагах от жерла шахты, и руководил подъёмом массивной глыбы чёрного мрамора. - Смотрите, чтобы не перекосило, а то не выйдет!
Отойдя подальше от нагруженных балок и напряжённых канатов, Сетмус сел под обширный навес, налил вина, и, не разбавляя, выпил. Напиток возбуждал и тонизировал. Это было очень хорошее вино. Из тех, что он покупал лично для себя, и охлаждал по собственной методике. Ахейцы и минойцы разбавляли вино водой. Сет этого не понимал: зачем портить божественный напиток? Если человек привержен непотребству Вакха, то его ничто не остановит. Если же грехи плодов Диониса тебе не присущи, то к чему лишать себя удовольствия?
Откинувшись на спинку стула, айгиптосец проследил за слаженными действиями рабочих. Хорошая оплата делала людей трудолюбивыми, поэтому работы по бурению шахты и добычи мрамора продвигались с опережением сроков. Это радовало.
Созданная шахта имела квадратное сечение со стороной десять шагов, и глубину на данный момент шагов тридцать. Выстроенная вокруг и над самой шахтой система балок, блоков и канатов, позволяла поднимать мраморные глыбы до нужной высоты над кромкой шахты и перегружать их на дорогу туулу, после чего белая лента всё делала сама.
Сет не спеша потягивал прохладное вино, и с удовлетворением наблюдал, как сотни людей, подчинённых его воле и замыслу, по разработанной им схеме и очерёдности, тянули прочные канаты, вытягивая из шахты очередной груз. Потные, загорелые спины блестели на солнце. Сильные, с рельефно обострившейся мускулатурой тела замерли в напряжённых позах. Сетмус видел вздыбленные мышцы, окаменевшие от натуги, и вздувшиеся вены, словно змеи, шевелившиеся под кожей, но он знал также, что ещё немного, и глыба пойдёт. Этот участок перед самым выходом из шахты оказался наитруднейшим для всех грузов, независимо от их массы. Скорее всего, созданная им система блоков на данных углах работала хуже всего. Надо проверить расчёты.
Наконец, пройдя мёртвую точку, груз продолжил подъём. Тела рабочих немного расслабились, руки заработали быстрее, нагруженные блоки весело заскрипели. Через некоторое время у горизонтальной кромки шахты появилась верхняя часть поднимаемой глыбы чёрного мрамора.
Сетмус отложил кубок с вином и подошёл ближе. Чёрная громада медленно выползала из шахты, поблёскивая оборванными прожилками и обнажившимися вкраплениями. Неровный слом оканчивался крупными зазубринами с острыми прозрачными краями.
"Хорош!" - восхитился Сет, в который раз убеждаясь, что Природа - лучший творец. - "Такое не вылепишь руками. Здесь потребно нечто иное!"
Ощутив на себе вопросительный взгляд помощника, покачал головой:
- Мало! Поднимайте ещё!
Затихший было скрип блоков, немедленно возобновился. Плита ощутимо пошла верх, и значительно приподнялась над поверхностью. Сет выждал ещё немного и чисто интуитивно поднял руку.
- Стоп! - услышал он голос помощника. - Крепи концы.
Поднятая выше горизонтального уровня чёрная глыба нависла над шахтой, едва заметно раскачиваемая степным ветром. Страховочные тросы, растягиваясь, хрустели, но, дойдя до предела растяжения, держали надёжно. Сет не сомневался: выдержат!
Найдя взглядом помощника, кивнул.
- Уводи людей!
Подойдя к походной юрте, Сетмус оглянулся. Рабочие отошли от шахты шагов на сто и повалились прямо на землю. Из базового лагеря к ним уже спешили разносчики воды, вина и снеди. Если ты хочешь, чтобы человек хорошо работал, он, прежде всего, должен быть сыт, его ни должна мучить жажда, и он должен иметь возможность выспаться. Конечно, к этому перечню можно было многое добавить, но эти три кита, на которых зиждились успехи Сета, являлись основными. Он никогда не экономил на этих очевидных пунктах, ибо скупой платит трижды: усталостью рабочих за недостаточность еды, их вялостью за некачественное питьё, и обязательной сонливостью за недостаточный отдых.
Захватив в юрте необходимый инструмент, Сетмус приблизился к шахте. Глыба продолжала едва заметно раскачиваться, канаты похрустывали, елозя по блокам, балки поскрипывали.
Всё так и должно быть!
Расстелив на земле схему, оставленную Струглом Хардлоксом, и расчётные таблицы отклонений теллурических потоков, Сетмусотеп, придавив её края гладкими речными камнями, занялся вычислением точек для установки рамок. Окончив расчёты, он закрепил рамки в рассчитанных местах, установил в точках пересечения магниты, и, отойдя на безопасное расстояние, стал ждать. То, что случилось далее, происходило уже не единожды, а потому со временем утратило новизну, и утеряло прелесть, однако, невзирая на утраты и потери, так и осталось таинственным и необъяснимым для Сета. Ибо выходило далеко за границы его понимания и видения мира.
Сначала над шахтой стремительным потоком взвился столб воздуха, наполненный песком, комьями свежей земли и мелкой каменной крошкой. Стругл, правда, называл это высвобождением теллурического поля, но, какая в этом разница для восприятия? Да, никакой разницы! Далее, опровергая утверждение Хардлокса об отсутствии во Вселенной чудес, с чистого голубого неба в самый центр шахты одна за другой стали бить бесшумные изогнутые молнии, да так, что воздух плавился и шипел, из шахты сизыми клубами валил дым, а в радиусе нескольких десятков шагов сильно пахло палёным кремнием. После этого начиналось "возбуждение". Рамки поворачивались одна к другой направляющими оконечностями, и между ними возникала огненная дуга, очень похожая на молнию. В следующий миг гремел гром (всё, как во время грозы), и по линии между рамками, из отсутствующего "ничего" и из пустынного "ниоткуда", возникала монолитная белая полоса шириной около одиннадцати шагов, толщиной в четыре пальца, и длиной до Аркаима. Дорога туулу. Приветствие из тьмы тысячелетий. Исчезнувший бесследно около одиннадцати тысяч лет назад народ позволял пользоваться своими технологиями варварам типа Сета и Стругла, которые, чтобы иметь возможность беспрепятственно работать, столкнули лбами других варваров, ариев и хеттов, и теперь, пользуясь их отсутствием, стараются уложиться в сроки.
"Все мы варвары по сравнению с кем-то!" - рассуждал Сетмусотеп, убеждаясь, что банальность, какова бы она не была, имеет свойство успокаивать, и примерять с неизбежным. - "И так по всей вертикали развития, от муравья до Бессмертных Богов!"
Повернувшись к отдыхающим людям, айгиптосец заметил, что его помощник уже смотрит на него. Сет кивнул, и тут же услышал громкую команду на возобновление работ. Люди быстро поднялись и направились к шахте. Началась погрузка гранитной глыбы на поверхность дороги туулу.
* * *
После погрузки блока на белую ленту, Сетмус внимательнейшим образом всё осмотрел. Поверхность дороги под гигантской тяжестью ни должна была ни прогнуться, ни сморщиться. Убедившись в достойном качестве проделанной работы, айгиптосец приступил ко второй порции чудес. Люди вновь отошли на прежнее место, а Сет расположил другой набор рамок по противоположным сторонам от белой ленты. Затем, установив магнит в расчётной точке, отошёл в сторону. Рамки равномерно завертелись, в одну сторону и с единой скоростью, а поверхность дороги потекла в сторону Аркаима. Именно - потекла. А мраморная глыба поплыла по ней, будто бревно по реке.
Сетмусотеп покачал головой: и грустно, и смешно, и полный перечень несоответствий.
"Мы сочетаем тяжелейший рабский труд с технологиями, до которых сможем дойти умом едва ли через тысячи лет. Теперь же мы пользуемся ими, не понимая сути, и не вникая в принцип явления. Хотя..." - Сет усмехнулся, - "...это и есть главный принцип безвременья: пользуйся тем, что имеешь, и не беспокойся о последствиях. Говорят, что при помощи этих дорог туулу проникали в иные Вселенные, а я вот мраморные блоки к месту строительства доставляю".
Зайдя под навес, Сет налил вина. Жадно осушив чашу до дна, лёг прямо на землю.
"Если бы не вино, я бы с ума сошёл!"
Глядя на дорогу туулу, восхищённо поцокал языком: мраморный блок был уже еле виден.
"Быстро!" - констатировал Сетмус. - "Эх, эти бы дороги да к нам в Айгиптос! Да прямиком на строительство пирамид! Вот это было бы подспорье для Великих строек! Правда, Стругл говорит, что у нас в Стране Фараонов эти дороги почему-то не "возбуждаются". Среда, мол, ни та. Плотность, влажность, температура... Врёт, наверное!?"
Сет привстал и налил ещё вина. До полного завершения работ оставалось добыть и доставить в Кааб-Син два мраморных блока. Белый и красный. Они здесь есть. Сет, закрыв глаза, пил вино. Ласковый огонь разливался по телу.
"На сегодня - хватит!"
Сетмусотеп посмотрел на помощника и кивнул головой.
* * *
Толстые деревянные доски громко скрипели и ощутимо прогибались под ногами. Поначалу было страшно, но постепенно Кальма привыкла, и постаралась не обращать внимания. Она всегда считала, что боится высоты, а теперь вот выяснила, что надо лишь внимательно смотреть под ноги, и не заглядываться вниз. Ко всему можно привыкнуть и с чем угодно смириться, только бы заниматься любимым делом. Рисовать!
Кальма Урсбели столько не рисовала никогда. И много, и долго. С раннего утра и до позднего вечера она и сотни других художников, приглашённых из всех известных уголков Ойкумены, расписывали внутренние стены Башни по всей её протяжённости и высоте. Пожалуй, впервые в жизни Кальма была по настоящему счастлива в течение столь длительного промежутка времени. Во всяком случае, с профессиональной точки зрения.
Роспись стен велась по заранее подготовленному плану, и не допускала со стороны художника никаких вольностей. Несомненно, в этот план были заложены определённые принципы и правила, порождающие немалые ограничения и жёсткие требования, но Кальма пока что не смогла в этом разобраться, ибо отсутствовала информация о конечной цели этих масштабных зарисовок. Наличие Плана напрямую подтверждало и основное требование Стругла: никакой импровизации! Изображение должно быть в точности таким, каким оно указано в задании. И ни на пол мизинца в сторону! Непонятно, конечно, к чему такие строгости, но за это хорошо платили, а потому никто не возражал.
Центральный внутренний зал Башни, где собственно и велись основные работы, был огромен и пуст. Никакой мебели или предметов обихода. Только строительные леса вдоль стен и инструментарии многочисленных художников и грунтовщиков. Поговаривали, что этот внутренний зал был создан не без помощи колдовства, ибо его внутренний объём изнутри выглядел гораздо обширнее, чем это же пространство снаружи. Работы по грунтовке поверхности стен и их дальнейшей росписи велись со строительных лесов по всем девятнадцати ярусам одновременно. Повсюду горели свечи, масляные лампы, лучины и факела. Работы велись быстро, слаженно и без суеты. Всего и всем хватало, даже - с избытком. Во всём чувствовалась отличная организация и умелое руководство. Что ж, стоило отметить, что Стругл Хардлокс обладал прекрасными организаторскими способностями.
* * *
Нанеся последние мазки, Кальма закончила свою часть задания, и, ещё придирчиво осматривая картину, дала знать руководителю работ на этом участке. Тот кивнул, и стал пробираться к ней, скрипя высушенным деревом несущих балок и стропил. Добравшись, тут же приступил к внимательному изучению нарисованного. Потом достал рукописное руководство и долго читал его. Прочитав, вновь упёрся взглядом в изображение, вымеряя циркулем пропорции, сравнивая по таблицам цветность и насыщенность красок, и высчитывая соотношение заполняемости к площади. Наконец, проведя исчерпывающее исследование, удовлетворённо кивнул, и сделал пометки в своём рабочем журнале. Затем он долго листал его, сверяя что-то с чем-то, вертел головой во все стороны, убеждаясь в правильности отметок, и, наконец, разобравшись в хитросплетениях Плана, вручил жрице Астарты новое задание. Её участок находился теперь на противоположной стене, и Кальма Урсбели начала медленный и осторожный спуск вниз.
Картины на стенах Башни располагались и рисовались группами по три изображения в ряд, и исполнялись одним художником. В этом и заключалось задание. В нём указывалось, и подробно описывалось то, что должно быть изображено на триптихе, каков фон необходимо использовать, с какими деталями на дальнем плане и в каких подробностях на периферии. Давались исчерпывающие рекомендации по яркости и цветности вплоть до каждого мазка, а после исполнения задания, дотошно контролировалось качество и чёткость выполнения. Близко к тексту, так сказать, ибо иначе и не скажешь.
Задания были писаны на арийской мове, принятой в этих краях за основную, пусть и не являющуюся родной для всех, однако принимаемой большинством, как необходимую в общении. Тех же, кто арийских рун не разумел, подробно инструктировали устно, по возможности на родном языке, и с усиленным контролем при исполнении.
К чему такие строгости? Кальма пыталась уловить логические построения и отследить господствующие тенденции, по которым выбирались темы картин, их цветовые гаммы и последовательности расстановок, но смысл триптихов и жёсткие требования к их исполнению по прежнему оставались далеко за гранью её понимания. Недавно у неё возник спор со Струглом по поводу строгости заданий и невозможности творчески подходить к их исполнению. С её точки зрения полёт фантазии был необходим, более того -
полезен при воплощении первоначального замысла. Хардлокс же, проявляя чудеса терпения, чего не потерпел бы, кстати, от любого другого исполнителя, выслушал "госпожу" Урсбели до конца, и, не вступая в спор, без всяких пояснений вручил ей книгу.
- Прочти!
Кальма взяла её, но тут же поспешила вернуть: женщина, владеющая грамотой, да ещё и на неведомом древнем языке, ничего кроме подозрений вызвать не могла, но Стругл отстранил ладонью возвращаемое чтиво. Он понимал причины и побуждения иеродулы, но имел собственное мнение по поводу сложившихся предрассудков.
- Возьми и прочти. Здесь тебе никто слова не скажет, можешь не сомневаться. Тут я решаю, что - хорошо, а что - плохо. Бери!
Кальма больше не заставляла себя уговаривать. Приняв подарок, она всё свободное время с тех пор тратила на чтение книги. Интересные теории, высказанные на её страницах, объяснялись слишком сложно и путано, во многом - непонятно, но потому, наверное, они выглядели крайне привлекательно.
Вскоре, однако, у жрицы Астарты возник простейший вопрос, который должен был всплыть сразу же, но в силу необычности ситуации появился лишь теперь: откуда Хардлокс узнал, что она владеет диалектом Северной Гипербореи? Вопрос тем более логичный, если учесть то, что дарованная им книга именно на этом языке и излагалась! Ну а далее, в какие бы рассуждения в связи этим не пускалась иеродула, ответ выходил один: узнать об этом Стругл мог только от Главной жрицы. Только Настоятельница знала эту важную подробность из жизни Кальмы Урсбели. Ну что ж, тем лучше!
Коснувшись ногами твёрдого пола, храмовая художница как всегда испытала лёгкую радость. Ух! Всё-таки на земле она чувствовала себя гораздо увереннее. Да и ни только она, наверное. Рядом с ней работали тысячи людей. Сотни из них являлись художниками из различных уголков необъятного мира, и легко предположить, что далеко ни всем из их числа, до прибытия в Кааб-Син, посчастливилось работать на такой высоте. Конечно, истинный художник, начиная творение, забывает обо всём на свете, но, как только работа над картиной завершается, и человек смотрит себе под ноги, то, что он видит? А видит он высоту, физически ощущает мраморный пол под ногами, чувствует под собой скрипящие и прогибающиеся, а, в общем, совсем ненадёжные доски, и испытывает при этом острое и вполне объяснимое желание спуститься вниз. Отсюда и проистекает лёгкая радость, когда ноги ступают на твердь пола.
Дойдя до противоположной стены, Кальма почувствовала вдруг нахлынувшую усталость. Потребность в отдыхе становилась очевидной.
"Когда же я в последний раз ела?"
Не найдя ответа, подошла к разносчикам еды и вина. Получив большую тёплую лепёшку с мясом и чашу солнечного напитка, Урсбели устроилась возле стены, и принялась за еду, только теперь ощутив, насколько голодна.
Несмотря на большое количество людей, в Башне было относительно тихо. Лишь общий рабочий фон присутствовал в зале, этими людьми и создаваемый. К тому же было очень душно, так как во избежание сквозняков, сдувающих свежую краску, все двери были закрыты, а отверстия окон закупорены. Возможно, духота и повлияла на Кальму, а усталость довершила начатое, а может, перегрузка образами, заполнивших мозг, возымела действие, но странные чувства вдруг начали посещать "госпожу" Урсбели, когда она, закончив трапезу, рассеянно смотрела на картины, расположенные рядом с ней.
Сначала запахло цветами. Волна пряной свежести от весеннего степного многотравья густым ароматным облаком нахлынул на разморённую иеродулу. Кальма глубоко вздохнула. Пряный воздух пьянил и будоражил. В тот же миг к степным ароматам стал примешиваться влажный запах тумана, пришедшего с реки, терпкий сладковатый дух утреннего леса, этим туманом окутанный, и плесневелый запах палых листьев этим лесом сброшенных.
Всё было связано меж собой.
Кальма понимала, что в Башне не могут появиться такие запахи, что там, где плотно закрыты все окна и двери, трудно обонять естественные природные запахи, но тогда получалось, что ...
В этот момент заиграла кифара. Струнный звук шёл издалека, словно преодолевая многочисленные препятствия, но постепенно он усиливался, присоединяя к своему звучанию всё новые инструменты. Сначала, звуки свирели вплелись в мелодию кифары, потом присоединились арфа и кетцар, а вскоре ритм небольшому оркестру отбивали барабаны.
Жрица сидела, не шевелясь, боясь спугнуть волшебство наваждения, когда вслед за запахами и музыкой она стала замечать, как картина перед её глазами начала удивительным образом меняться. Линии контуров обострились, стали резче и контрастнее, словно их кто-то дополнительно прорисовал. Краски налились сочными насыщенными цветами. Мазки на картине вспучились и набухли, словно почки по весне, и казалось, вот-вот лопнут, пролив ярчайшие из красок.
Музыка звучала отовсюду. Разрозненные поначалу инструменты слились в единую мелодию, чарующие звуки которой ласково тревожили слух. Запахи обострились. Они, не смешиваясь, сопровождали мелодию, меняя ароматы в зависимости от ведущего инструмента. Краски напитались жизненными соками, и, меняя оттенки, порождали музыку, соответствующую этой перемене, и источали тот аромат, который мог возникнуть лишь при сочетании этого цвета и этой мелодии...
Внезапно Кальму окликнули. Она обернулась на зов, и наваждение исчезло в мгновение ока. Пространство пришло в норму. Урсбели откинулась назад и упёрлась спиной в стену. Её мутило. Но она отдала бы многое, чтобы это повторилось.
* * *
Стругл Хардлокс любил эту позднюю вечернюю пору, когда на краткий срок самого тёмного времени суток все работы в Башне прекращались. Люди, занятые внутренней росписью, выходили наружу, подышать свежим воздухом. Работы, связанные с выгрузкой и обработкой мраморных блоков также заканчивались. Бригады уборщиков, как внутри Башни, так и за её пределами, прекращали шуршать лопатами и мётлами. И с этого мгновения урочище Кааб-Син погружалось в первозданную тишину, изредка нарушаемую лишь естественными природными звуками ночи.
Оставшись один, Стругл запирал дверь центрального входа, и начинал медленный неторопливый подъём по винтовой лестнице на верхний ярус Башни. Резные перила сверкали полированной бронзой. Прекрасно выполненная барельефная лепка на стенах матово блестела сливочной поверхностью, и Хардлокс порою едва сдерживал в себе идиотское желание лизнуть гладкие телеса одной из лукавых Олимпийских Богинь. Изящные масляные светильники были погружены в тончайшие малахитовые корпуса, покрытые затейливыми узорами с золотой и серебряной насечкой. Закреплённые в стене, они весь подъём сопровождали Стругла, освещая путь равномерным зеленоватым сиянием. Вот и верхний ярус. Хардлокс подошёл к двери, над которой горел светильник, выполненный из цельного куска горного хрусталя. Тяжёлая дубовая дверь, оббитая бронзовыми пластинами, легко без скрипа отворилась, и Стругл перешагнул порог своего личного помещения, погружённого теперь в полную темноту. Затворив дверь, Хардлокс ещё более сгустил непроницаемый мрак собственных покоев, в который раз сокрушаясь, что не захватил с собой горящую свечку. Однако Стругл знал свою территорию также хорошо, как и содержимое собственной мошны. Найдя на ощупь кресало и трут, он без труда добыл огонь, и зажёг масляную лампу на рабочем столе.
Подойдя к стене, Стругл отыскал на однородной поверхности выступ в виде красного круга величиной с аркаимский золотой дирхем, и вдавил его внутрь. Раздался щелчок и круг остался утопленным в стену. Послышалось тихое равномерное шипение. Хардлокс поднёс огонёк лампы к образовавшемуся отверстию, и стал ждать. Очень скоро шипение переросло в свист и в тот же миг огонь из лампы словно прыгнул внутрь стены. У-Ух! - загудело в отверстии, и, мгновение спустя, от красного круга во все стороны узкими извивающимися змейками побежали тонкие огненные линии. Через мгновение опять: У-Ух! - и помещение в форме полусферы озарилось равномерным светом. Стало светло и уютно. Мягкое освещение мигнуло несколько раз и застыло на одном уровне.
Стругл улыбнулся. От этой естественной реакции при погружении в полное человеческое счастье он никак не мог избавиться. Его организм рефлекторно реагировал на пробуждающееся чудо всякий раз, когда он запускал систему газовых светильников, смонтированных в его личном помещении по технологии туулу. Улыбка Хардлокса стала ещё шире при воспоминании о том, что родоначальники газовых систем использовали их исключительно для освещения отхожих мест. Из экономии. Потому что по трубопроводам системы шёл попутный газ в этих самых местах и образующийся.
Мысль о хорошо освещённом отхожем месте смущала своей неуместностью. Чтобы отвлечься, Стругл налил вина. Терпкий напиток пьянящей волной растекался по венам, сосудам и артериям. Уставшее тело расслаблялось. Мозг, лишённый поставленных задач, отдыхал и разгружался. Организм заполнялся умиротворённостью и спокойствием.
Всё будет хорошо!
Отломив кусочек сыра, закусил. Гармония вкусов наполнила радостью. Хардлокс любил, когда взаимодействующие субстанции соответствовали одна - другой. Как сейчас, например, вкусовые качества сыра гармонировали с ароматами вина, порождая удовольствие, которым Стругл любил побаловать себя. Он гордился своим умением подбирать правильную закуску под хорошее вино, ибо это являлось одним из искусств.
Порция внутренней похвальбы раззадорила Вакха, живущего в каждом. Хардлокс налил ещё, и медленно выпил. Пришедшая ранее расслабленность приближалась к пограничью, за которым следовало опьянение. Стругла это не пугало, ибо его организм не знал похмелья.
"Счастливчик!" - сказал ему по этому поводу Сет одним хмурым пасмурным утром. Накануне они чествовали Аполлона в компании микенских гетер. Просвещённые шлюхи потребляли неразбавленное критское вино похлеще портовых грузчиков, а Сетмус в угаре своей непомерной айгиптосской гордости решил от них не отставать. Хардлоксу был всё равно, ибо он знал сильные стороны своего тела, ну а Сет в тот вечер позабыл чувство меры. Он орал непристойные песни, читал скабрезные стишки, совокуплялся непомерно, а уж вина выпил не менее двух амфор.
Наступившее утро принесло ему желание умереть побыстрее...
Наполнив третью чашу, Стругл поставил её на столик у ложа, и завалился на него, не раздеваясь, ощущая цепкие объятия нахлынувшей усталости. Природу не обманешь: даже самое лучшее вино не заменит полноценного сна. Однако уже несколько дней сон не приходил. Сильное возбуждение мешало уснуть, и лишь после нескольких чаш таврийского вина удавалось ненадолго забыться.
Дотянувшись рукой до стены, Стругл опустил регулятор до половины вниз. Освещение ослабло. Закрыв глаза, попытался отвлечься, но вскоре понял, что ничего не выйдет. В последние дни Хардлокса вообще ничего не занимало, кроме работы. Аппетит исчез, хотя ранее его отсутствием он никогда не страдал. Нервозность и раздражаемость пёрли без всякой меры. Перегруженный мозг отказывался повиноваться. На днях хотел пригласить в Башню Кальму Урсбели, но иеродула так посмотрела на него, что расхотелось даже думать о соитии. Хорошо, кстати, что так вышло, - Стругл невесело усмехнулся, - возможность мужской несостоятельности теперь была очень велика. Нервы! А раз аппетит отсутствовал на всё, включая еду и женщин, то для разгрузки психики оставалось только вино.
"Зато - отличное вино! Лучшая партия за последнее время. Спасибо Сету!" - сделав большой глоток, отставил чашу. - "Однако не стоит увлекаться. Напиваться в одиночестве - нехороший симптом!"