В связи с тем, что Ловцы Жемчуга как-то приуныли и с ноября прошлого года перестали объявлять победителей, мне пришлось обратить внимание на еще один постоянный конкурс, существующий на Самиздате: "Перекрёстки Самиздата".
Перекрёстки - самое опасное место с точки зрения организации дорожного движения, именно на них происходит большая часть дорожно-транспортных происшествий (ДТП), несмотря на то, что при сдаче экзаменов на права вопросу правил проезда перекрестков всегда уделялось повышенное внимание. А здесь люди, можно сказать, живут на перекрестках - ясно, что без ДТП здесь не обойтись...
--
Претендующая на оригинальность форма записи стихотворения: длинная строчка, за которой следует короткая, 1-2-сложная. Если бы длинные строки как-то между собой рифмовались, это придало бы стихотворению особую, рваную ритмику. Здесь же и попыток не видно. Так что, такая форма записи ритмически не оправдана и представляет собой, скорее, упражнение по рисованию.
--
Более того, с ритмом творится что-то странное... В первой строфе - три из четырех коротких строф - односложные, во второй - три двухсложные, в 3-ей и 4-ой - все двухсложные, все рифмы - мужские (с ударением на последнем слоге). Не полезу в справочники на поиски названия размера этого стихотворения... Судя по всему, Светлана пыталась написать стихотворение в форме, условно говоря, усеченного анапеста:
00100100100101
00100100100101
....
Однако получилось это далеко не везде - здесь и там заметны сбои ритма
--
Рифмы - достаточно благозвучные и потому весьма распространенные...
Например, сочетание "путь -вернуть" встречается по системе http://litpoisk.ru/
Ржава, как нож, беспомощна, как ложь, пошла, как брошь, тускла, как грош - и все ж живет, растет минута за минутой. И лучше ты любовь мою не трожь, ... zhurnal.lib.ru/r/reznichenko_w_e/moiabez.shtml
где эта брошь, на мой взгляд, оправдана как по технике - многократной аллитерацией, так и по смыслу - "пошла, как брошь"
По смыслу:
--
Речь идет, вроде бы, о чем-то серьезном.. по сути - о ЖИЗНИ и СМЕРТИ.
И что же интересного поведал нам автор?- Стихотворение основано на собрании устойчивых словосочетаний и сентенций типа "медный грош", "гроша не даст", "стоять у черты", "сжигать мосты"... причем некоторые из них автор заключает в кавычки, например, "от тюрьмы к суме". Хотя, примерно с тем же успехом можно было закавычить и всё стихотворение. Судя по некоторым другим стихам, этот прием характерен для Светланы. Мне кажется, очень трудно сказать что-то новое, основываясь почти исключительно на стереотипах.
--
Некоторые моменты остались мне непонятны. Например, автор почему-то "замирает, слыша эхо СВОИХ шагов", и, в то же время, "тянет бремя ЧУЖИХ долгов". Неужели своих долгов у Светланы недостаточно?
--
Интересной по смыслу мне показалась строчка
"Груз нелепых иллюзий и годы слагать в уме." - данную величину, по мнению автора, видимо, можно считать константой?
В любом случае, попытка автора затронуть столь серьезную тему, в отличие от распространенного ныне "я его любила, а он меня не нашел..." заслуживает уважения и поддержки.
Этот стишок мне понравился: уже из названия видно, что автор не ставил перед собой претенциозных целей, а попытался от души сделать зарисовку реальной жизненной ситуации. Технически задача решена достаточно грамотно, даже не без изящества: при чередовании дактилической и мужской рифм, вопреки распространенному приему, строфы кончаются на дактилическую рифму. Также нечасто само использование дактилической рифмы в размере ямба.
Некоторые признаки свидетельствуют о том, что автор достаточно внимательно обращается со словом. Так, во второй строфе, вместо прекрасно рифмующегося "воробышек" он использует "более мягкий" синоним "воробушек".
Замечание по технике можно сделать в отношении третьей строфы: такое впечатление, что автор поставил точку, "запутавшись в придаточных предложениях"... хотя после слова "родина" более уместна запятая. В целом же предложение получилось чересчур длинным и, потому, несколько запутанным по смыслу.
В смысловом отношении стишок также весьма привлекателен. Как писал Пушкин: "И долго буду тем любезен я народу, что.... И милость к падшим призывал". Хотя фигура воробья здесь - не более, чем аллегория... хочу порекомендовать Николаю Оробью включить это стихотворение в свою коллекцию.
Учитывая сегодняшнюю трудную демографическую ситуацию в России, мне подумалось: "А не лучше ли было бы истратить эти несколько монет на продолжение жизни коренного населения России?!"
Закутав в шали части лиц,
Возле базара, гамом полного,
Старухи отгоняют птиц
От жареных семян подсолнуха.
Разбой отчаянных пичуг
Пытаются пресечь в зародыше.
А под кустом, устав от вьюг,
Затих нахохленный воробушек.
Когда в желудке пустота,
На сердце холод, все, что пройдено, -
Бессмысленная суета,
И не мила ни жизнь, ни родина.
Возьму в ладони воробья,
Согрею перышки дыханием.
Что мне визгливый крик бабья?
Что мне торговок беснование?
В кармане несколько монет,
Стакан до верху наполняется.
Куплю и высыплю на снег...
И жизнь на свете продолжается!
К последнему стихотворению у меня особое отношение.
Речь, как и у Светланы, идет о Жизни и Смерти... но, здесь заметна более яркая личная окраска. Мне думается, что этот стих адресован к любимому умершему человеку.
Стихи такого рода, по моим представлениям, входят в узкий круг публикаций, не подлежащих рецензированию...
=======================================
Шевнина Екатерина Александровна: Жизнь... 3-е место