|
|
||
Если в вашем городе есть дом у поворота, не проезжайте мимо. Возможно узнаете много интересного. |
ДОМ У ПОВОРОТА
Руслан Мартынов
Я почти миновал заросший пустырь на окраине, когда у велосипеда лопнула шина. Вот так.
Направлялся я к посёлку в трех километрах от города. Далеко позади остались коробки многоэтажек, и пустырь уже переходил в асфальтовую дорогу.
Вот на этот потрескавшийся асфальт, я и грохнулся, когда велосипед потерял управление, завиляв, словно пьяная корова.
В общем, валялся я на обочине, в пыли, с ободранным коленом, а в двух шагах драндулет с проколотой шиной.
Наконец лежать надоело и, удостоверившись, что руки и ноги на месте, я отряхнулся, и приступил к осмотру своего транспортного средства.
Да, могло быть и хуже, но и тут хорошего мало. Шина пробита, руль вывернут, спицы погнуты. С этим я разберусь, вот только до дома то, почти два километра, а дорога пустынна, как назло. Придется искать помощи у тех, кто поблизости.
Когда я покидаю город этой дорогой, то, повернув налево, еду мимо одноэтажных домишек на краю пустыря.
Чем-то они меня очаровывали. Представьте - треть километра по огромному пустырю - и вот вам: многоэтажки, детские площадки, магазины. А тут они, домики эти, словно маленькие ульи. Будто и нет рядом шумного южного города.
В общем, поднял я велик и заковылял к ближайшему дому. Две коровы, пасущиеся на пустыре, рассматривали меня с нездоровым интересом. Погрозил им кулаком и состроил гримасу. Колено ныло просто нестерпимо.
Дохромав до первого дома, располагавшегося прямо у поворота, я постучал в калитку. Дом, как дом - крыша с потрескавшейся черепицей, стены из тёмного кирпича - простоял не меньше века и спокойно выдержит столько же. Дома такие строили в начале прошлого столетия, и они с тех пор мало изменились.
Калитку в деревянном заборе открыл старикан лет шестидесяти в потертом пиджаке и заношенных брюках. Узнав в чём дело, предложил зайти. Во дворе у него стоял полуразвалившийся сарай и собачья будка без собаки.
Я промыл раны водой из-под умывальника и перевязал колено бинтом, который дал старик. Посмотрел на себя в зеркало в тяжёлой старинной оправе.
Король скорости.
Звезда автострады.
Голос старика прервал моё самобичевание. Он пригласил за стол, где попыхивал начищенный до блеска самовар. Вот это да! Кто-то ещё балуется такими штуками, а я думал они годятся только для музеев.
Мы пили чай и разговаривали. Старика звали Иван Петрович. Он рассказал, что живет один, проводит время, слушая патефон (патефон!), читая книги и копаясь в огороде. С соседями он почти не общается.
Этот Иван Петрович оказался интересным собеседником и умел слушать. Я рассказал, что учусь на третьем курсе медучилища, люблю книги и музыку.
- Когда-то я мечтал играть на гитаре, - сказал Иван Петрович, - но дальше её приобретения дело не пошло. Так она и пылится на стенке.
Действительно, над комодом висела старинная гитара. Темно-коричневого цвета, с большим корпусом, блики вечернего солнца переливались на благородном лаке.
- Разрешите? - спросил я.
- Давай, пробуй.
Я снял инструмент и повертел в руках. Красивая шестиструнка, сейчас такие не делают. Покрутил колки - проворачиваются легко, словно их постоянно смазывают.
Иван Петрович пояснил:
- Регулярно протираю её и смазываю. Не хочу, чтоб рассохлась прямо на стене. Когда настроишь, сыграй что-нибудь, пожалуйста.
Я присел на краешек стула и коснулся струн. Гитара звучала просто великолепно. Мне хотелось играть и играть. Звучание старинного инструмента, казалось, заполнило весь дом.
- Что за песня? - спросил Иван Петрович.
- "Лестница в небо", группа "Лед Зеппелин", слышали про такую?
- Нет.
- Я так и думал.
- Но это прекрасная музыка, - сказал Иван Петрович.
Так я и играл, пока не увидел, что солнце уже наполовину за горизонтом.
- Ну, мне пора. Спасибо за чай.
- Тебе спасибо за музыку. Хочешь, приезжай завтра, я буду рад. Можешь взять мой велосипед, а я пока починю твой. Все равно делать мне особо нечего.
Мысль о том, что придется идти пешком или ловить попутку, не грела, и я согласился. К тому же очень хотелось снова взять в руки эту гитару.
Мы с Иваном Петровичем попрощались, и я укатил на его велосипеде, собранном наверно еще на заре велосипедостроения.
Проезжая мимо бредущих домой коров, показал им язык.
Ночью приснился сон: я верхом на корове, ходившей кругами по лужайке нашего медучилища. А посреди лужайки сидит Иван Иванович и
играет на этой своей гитаре. Я никак не мог ухватить мелодию, но корова моя, кажется уже вошла во вкус, и парнокопытное нарезало вокруг старика концентрические окружности.
Потом Иван Петрович, заиграл вдруг "Лестницу в небо" и начал медленно таять в воздухе, а корова неожиданно обретя способность летать, стала медленно воспарять. В небо. Ну и я с ней. Старикан уже исчез, а музыка играла всё и играла. Корова взлетала, всё выше и выше. Я ухватил её рога и... рассмеялся.
Так и хохотал, поднимаясь на спине бурёнки под аккомпанемент "Лед Зепеллин", пока не проснулся. Порою мне снятся интересные сны.
Утром отец покосился на моё забинтованное колено, но от каких-либо комментариев воздержался. Мой папа в состоянии увидеть, действительно ли я вляпался во что-то серьёзное или дело не стоит даже разговоров. В этом, кстати, его главное отличие от мамы.
Впрочем, как оказалось впоследствии, события, последовавшие после моего падения с велосипеда, достойны не только обсуждения, но и подробного описания. А в то утро, мысли мои постоянно возвращались к старику из дома на краю дороги.
Приехал к нему я после обеда. Погода стояла чудесная: синее небо, легкий ветерок треплет весеннюю листву. Похоже лето будет жарким. Люблю лето.
На поросшем травой поле, коров в этот раз не было. Ну и хорошо. Сегодняшний сон чересчур свеж в памяти.
Дом на повороте стоял там же, где я его и оставил вчера. Те же стены из тёмного кирпича, потрескавшаяся черепица усыпана цветами абрикоса.
Иван Петрович обрадовался моему приезду. Похоже, он заскучал в одиночестве, а старый патефон не мог восполнить недостаток в общении.
Мы сидели во дворе под деревом, и пили чай. Удивительный у него был чай. Пах он чем-то почти забытым, чем-то из детства. Я так и не спросил, из чего он был заварен, и теперь даже рад этому. Знание разрушает волшебство. А в тот день все пахло волшебством.
Я снова играл на гитаре, а хозяин дома слушал, глядя в синее небо, улыбаясь чему-то далекому. Может, думал о прошлом. Я спел ему про реку, по которой плывут люди, плывут до самой смерти. В конце припева Иван Петрович стал подпевать мне надтреснутым старческим голосом.
Звучание старинного инструмента вновь заворожило меня, и я играл и пел, все песни, которые знал. По-моему, тот весенний день был отличным временем для музыки, и редко когда у меня бывал столь внимательный слушатель.
А этот запах цветущих абрикос...
- Спасибо тебе за музыку. Если её не терять, вряд ли узнаешь что такое старость.
Я не совсем тогда понял, что он имеет в виду, а просто сидел и смотрел на гитару в моих руках. Она не была просто инструментом для извлечения музыкальных звуков, она казалась одушевлённым существом и это не удивительно.
Ведь когда я играл, то соприкасался с чем-то, что важнее того, для кого это играется, и кто это делает.
- У Вас замечательный инструмент, хочется играть до бесконечности. Жаль мне уже пора, скоро стемнеет.
- Если хочешь, возьми её домой. Бери, поиграешь родителям своим, друзьям. Бери, а завтра привезешь.
Конечно я согласился. Еще бы. Взял и привязал её к багажнику, предварительно завернув в предложенный стариком парусиновый чехол.
Он смотрел на гитару на багажнике моего велосипеда, и я не мог понять выражение его глаз. Словно он прощался с кем-то дорогим, со старым другом и одновременно испытывал облегчение. Хотел бы я знать, о чём он тогда думал...
- До свидания, Иван Петрович, до завтра.
- Будь здоров. Помни, о чём я говорил.
Я сел на велосипед и поехал. Оглянувшись назад, помахал рукой Ивану Петровичу. Тот стоял у калитки в своем ношеном пиджаке и улыбался. А небо было, синим-синим и все залито вечерним золотым сиянием.
И знали бы вы, как пахли те абрикосы...
Вечером я снова играл, и все слушали. Вы бы тоже слушали, если б зашли тогда ко мне.
На следующее утро, я вновь катил по шоссе, с привязанной к багажнику гитарой. Теплый ветер дул в лицо, а вокруг всё цвело буйно и неприкрыто, как бывает только в мае.
И я, едущий на своем велосипеде, вдруг почувствовал себя бесконечно счастливым. Это не продлилось долго, но были они, были, эти мгновения абсолютной свободы и счастья. Весна ли так подействовала или музыка, с которой я жил эти дни - не знаю. Но это было здорово.
Конец города - вот и дом на повороте.
Я подъехал и увидел - новый железный забор зеленого цвета, белые отштукатуренные стены и крышу, покрытую серым шифером. Когда я остановился у калитки, залаяла собака - значит, будка не пустует.
На лай из дома вышел человек. Темноволосый, лет сорока, небольшого роста.
- Ты к кому? - спросил он.
- Ни к кому. - Я развернулся и поехал.
И где же тот старый дом? Не знаю.
Где Иван Петрович - любитель музыки и интересный собеседник? Не знаю.
Может все приснилось? И такое возможно.
Но вот она гитара на багажнике, ноет забинтованное колено и никуда от этого не деться.
Я верю тому, что видел и иногда приезжаю за город и достаю из чехла старинную гитару. Она звучит великолепно, и я твердо знаю, что не один, и есть у меня внимательный слушатель, а может тут их несколько. И музыка не умирает - это я тоже знаю.
И ещё, если в вашем городе есть дом на окраине - не проезжайте, пожалуйста, мимо. Остановитесь, и возможно узнаете кое-что интересное.
Октябрь 2003 г.