История цивилизации в значительной мере определяется историей великих народов, в фарватере которых шли другие народы, либо занимающие определенные территории, либо находящиеся в диаспоре. Поэтому обратимся к определению понятия 'великий народ'.
Какой народ можно считать великим?
Великим народом следует считать тот народ, который оказал решающее влияние на историю цивилизации. Вопрос лишь в том, как определить максимальное влияние на цивилизацию, чтобы выделить народ, сыгравший ключевую роль в истории. При этом, несомненно, необходимо определить положительное и отрицательное влияние на историю цивилизации, причем только положительное влияние ляжет в основу определения 'великий народ'.
***
Эволюция человечества, как и любого биологического вида, направлена на выживание и, в конечном счете, на достижение бессмертия (см. ссылки 1 и 2). Следовательно, только высокая технология в состоянии вывести нас за пределы солнечной системы и вообще за пределы одной звездно-планетарной группы, обреченной на гибель. Мы должны расселиться во вселенной, чтобы стать бессмертными. Отсюда несомненно, что только знания и творческая свобода в состоянии обеспечить нам будущее (более подробно см. ссылку 1). С политической точки зрения нам нужны демократия, инакомыслие и плюрализм, без чего творческая свобода невозможна. Кроме того, технологическое развитие общества автоматически ведет к улучшению благосостояния, а также лучшей защищенности от внешней среды.
Таким образом, любое воздействие на цивилизацию в сторону торможения ее технологического и политического развития является отрицательным воздействием, тогда как развитие демократии и свободы творчества является положительным влиянием на прогресс цивилизации, так как способствует технологическому прогрессу общества.
***
Влияние какого-либо народа на соседей и на историю цивилизации происходило тремя путями:
а) либо через политическое влияние, главным образом, военное вторжение,
б) либо через религию или идеологию, которая принималась другими странами как основа для сплочения и развития,
в) либо через достижения культуры, включая экономику, технологию, науку, литературу и искусства.
Еще раз отметим, что всё, что способствует биологическому бессмертию человечества, является прогрессом цивилизации. Поэтому в своем реальном воплощении прогресс - это возрастающая роль технологий и демократии в человечестве. Это не просто мое собственное определение прогресса, это - исторический факт, это историческое воплощение человеческой мечты достичь социальной стабильности, залог продолжения рода человеческого. Выживание не за счет уничтожения соседей, а наоборот оказание помощи другим людям благодаря собственному социальному прогрессу. Человечество как генетически единая семья. А через нас происходит выживание и живой материи вообще. Такова наша миссия на данном эволюционном отрезке времени.
Итак, развитие демократических институтов и технологии - вот что нам нужно, чтобы выжить, вот что приняли люди в масштабе всей планеты.
***
В разные периоды истории наблюдалось массовое вторжение военных сил в сопредельные или отдаленные территории. Война была способом миграции генов и изменения генофонда народов. Но в большей мере война несла с собой геноцид. Многие народы, достигшие высокого уровня развития, опускались до уровня диких орд или вообще исчезали из истории, а их уже отобранные генофонды, растворялись в генофонде победителей. На первое место выступали физические качества людей и агрессивность, а не ум и изобретательность. Естественно, что из-за этого уничтожался достигнутый уровень культуры, ремесел и сельского хозяйства. Люди жили без понимания будущего. Например, в Спарте вообще господствовало военное мышление, которое рассматривало изобретательность как нечто второстепенное по отношению к физическим достоинствам человека. Было извращенное представление о первичности и вторичности механизмов адаптации человека. На первое место сознательно ставилась сила, а на второе - интеллект, без которого немыслимо современное общество. Даже в недавние века самой привлекательной личностью был подтянутый военный, а не рассеянный ученый или представитель искусств. Все было подчинено силе, тогда как человек выделен среди других животных именно своим умом и сознанием.
Чем ниже уровень цивилизации, тем трудней с помощью ума и изобретательности добывать себе пропитание. Нет перспективного мышления и нет необходимых орудий труда. Сила становится самым быстрым средством добывания благ, наиболее предпочитаемым механизмом распространения своих генов, паразитическим способом существования за счет других народов. Если сила рассматривается как единственный способ разрешения конфликтов и достижения благосостояния, то данная страна играет отрицательную роль в истории цивилизации. Сила - адаптационный механизм хищника, она, естественно, не способствует бессмертию человечества. Сейчас подобное животное мышление культивируется в ряде стран и людских группировок, вопреки общей тенденции мира к демократии и равенству.
История показала, что грабительское мышление в конце концов реализуется в виде теории геноцида и евгеники, как это случилось даже в одной из самых просвещенных стран мира, в Германии, когда немцам была навязана лжетеория генетического превосходства одного народа над другим. Механизм адаптации, который мы будем называть 'сила', есть видимая, но ложная надежда достичь процветания в короткий отрезок времени. Поэтому война или терроризм прямо или косвенно тормозят развитие цивилизации, подвергая геноциду многие народы и страны. Нет доказательств истории о том, что война и сопутствующий ей геноцид были полезны для покоренного народа.
Другим типом влияния на прогресс (или регресс) народов является распространение идеологий, включая религии. Трижды на протяжении 1000 лет (с 6 века до н. э. и по 7 век н. э.) имело место существенное изменение в религиях всех народов мира. Сперва в 6 веке до н. э. был Будда. Он проповедовал в Индии идеи индуизма в той форме, которую считал правильной на будущие времена. Считается, что Будда был предпоследней аватарой Бога на земле перед апокалипсисом. Буддизм стал религией многих стран восточного полушария. В той же степени, в какой индуизм породил буддизм, иудаизм был основой, на которой родились христианство и ислам, проповедуемые соответственно сыном божьим Иисусом Христом и пророком Магомедом. Все три новые религии к настоящему времени исповедуют многие сотни миллионов людей.
Сама религия, естественно, не имеет прямого отношения к генетическому фонду. Ее представители начинают влиять на генетический фонд многих этносов, когда пытаются насильственным путем распространить религию среди инакомыслящих и тем самым вводят геноцид, насильственное осеменение и прочее, что влияет на биологию этноса.
Сейчас все пять великих религий имеют свои основные регионы и, следовательно, привязаны к определенным генофондам. Индуизм в основном принят в Индии и в некоторых районах Юго-Восточной Азии, буддизм исповедуется на всем Дальнем Востоке, ислам распространен от Африки до Дальнего Востока почти непрерывной полосой, христианство охватывает Европу, Америку, части Африки и Азии, и иудаизм сохранился в Израиле и в еврейской диаспоре по всему миру. Эта картина дает грубое представление о распространенности каждой из религий, так как не рассматривает меньшее количество верующих из других религий, живущих на тех же территориях.
Хотя военно-политическое вторжение в жизнь других народов имеет сугубо биологическую природу (расширение территорий и захват новых ресурсов), лозунгом для вторжения, как известно, нередко являлось распространение религиозных воззрений или в 20-м материалистическом веке навязывание своих идеологий (коммунизм и фашизм).
Любая идеология по своей сути тоталитарна и ведет к истреблению инакомыслящих. Люди непросто захватывают новые территории, как делают расширяющиеся биологические популяции или как делали язычники, но они пытаются найти оправдание геноциду и грабежам. Таким путем многие этносы пытались включить в свой генофонд все новые и новые генетические районы. С биологической точки зрения кажется нормальным расширение своего генофонда. Однако насильственный характер такого расширения для человечества имеет оборотную сторону. Напомним, что часто народы с очень высоким уровнем культуры оказывались уничтоженными или порабощенными более многочисленными народами с более низкой культурой. Они оказывались обреченными на медленное вымирание. В результате геноцида уже отобранный генетический фонд и прогрессирующая социальная структура уничтожались, и прогресс общества должен был начинаться сначала. Сугубо биологический принцип распространения своего гена оказывался врагом человечества.
Естественно, что все религии основаны на том, что будущее каждого человека находится в руках божьих. Возражать против этого невозможно, так как такое утверждение находится за пределами нашего материального опыта. В то же время есть законы природы, которые даны нам 15-18 миллиардов лет назад еще при зарождении вселенной, и мы вынуждены следовать им. Они говорят, что бессмертие популяции - это наша биологическая цель. Следовательно, мы будем делать все, чтобы не погибнуть как биологическая единица. Следовательно, решение наших проблем с помощью силы не имеет будущего, так как внутривидовая борьба сказывается отрицательно на прогресс, она не то, что нужно нам мыслящим существам.
Поэтому третий путь поддержания разнообразия генофонда происходит через расширение сферы культурных достижений и технологий на основе постоянного расширения демократических зон. Этот путь является единственно приемлемым биологическим путем, ибо он не нарушает принципа сохранения многообразия генофонда и не разрушает культурных достижений, от которых зависит наше будущее.
Отсюда ясно, что великими народами надо считать те народы, которые оказали наибольшее культурное влияние на дальнейший прогресс человечества. Более того, я бы даже выделил среди них те этносы, которые сыграли ключевую роль в культурном, политическом и технологическом прогрессе человечества, особенно в последние 2000 лет.
Древний Рим и Италия.
Обратимся теперь к Италии, чтобы показать ключевую роль Апеннинского полуострова в истории цивилизации. На первое место в истории демократии, а также современного культурного и технологического мышления следует поставить Европу, а в ней прежде всего этнос Апеннинского полуострова: Древний Рим и Италию. С биологической точки зрения здесь интересен вопрос, были ли генетические основы для этого или все решала историческая случайность и географические условия Европы, в особенности Средиземноморья?
История показывает, что трижды Италия сыграла ключевую роль в ускорении культурного развития Западного полушария. Сначала великие достижения культуры Древней Греции распространились по Европе и Средиземноморью в значительной степени через Древний Рим, который заметно углубил, расширил и узаконил многие институты права, демократии и культуры, принятые в Древней Греции. Военные экспансии Рима, более цивилизованного этноса, распространили по Средиземноморью и Западной Европе культурные достижения эллинов и самого Рима. Это был важный этап приобщения дикой, языческой Европы к культуре, имеющей реальное будущее для прогресса человечества (но и это не оправдывает жестокости и насилия).
Много позже начался второй, духовный этап воздействия Италии на Европу. Господство апостольской церкви с ее настойчивым миссионерством в раннем христианстве и последующее принятие Римом христианства способствовало распространению в Европе монотеизма с особым упором на всепрощение (которое было понято много позже и стало моральной основой демократизации и плюрализма).
И наконец, начиная с 13-го столетия и особенно в период Ренессанса, Италия стала исходным центром культурного преобразования мира. Я не исключаю даже того, что последующий религиозный реформизм и бурное развитие технологий в других странах Европы был следствием культурного влияния Италии.
Поэтому среди великих европейских стран именно Италию следует отнести к тому этносу, который сыграл ключевую роль в прогрессе цивилизации. Италия уникальна как страна, и даже как этнос, откуда вышла современная цивилизация. При этом на протяжении 2000 лет она совершала героические усилия, чтобы сохранить и расширить все то, что мы сейчас считаем основой нашей цивилизации. Как же это оказалось возможным?
Вот почему обсуждается именно Италия, или точнее этнос Апеннинского полуострова. Наша задача в том, чтобы понять, имеются ли генетические основания для того, чтобы данный этнос оказался великим или мы имеем дело с исторической и географической случайностью. Поставленный вопрос сродни размышлениям о том, почему гигантские этносы как Китай и Индия при столь высоком культурном уровне (Китай) и духовной глубине (Индия) не сумели возглавить или даже просто повлиять на будущий прогресс человечества (хотя необходимо отметить, что Индия полностью изменила духовный облик Дальнего Востока, а Китай стоит у истоков культурного развития многих стран этого региона).
Удивительно, но неоспоримо, что именно маленькая Европа за 500 лет полностью изменила облик планеты.
Мне кажется, что Европа поняла в эпоху Ренессанса самое главное - необходимость примирить биологию человека и его духовную жизнь, что автоматически ведет к развитию изобретательности, освоению законов природы и развитию технологий. При это одновременно совершенствуется религиозное мышление. Если Индия или Китай при их огромном генетическом потенциале оказались отсталыми странами в отношении технологий и социальной жизни, то искать надо причину именно в пути, которые эти страны выбрали: терпимость к власти, катастрофическая привязанность к традициям и нежелание перемен в Китае, и превосходство духовной, религиозной жизни над материальной в Индии. Связан ли выбор пути как-то с генетикой или является следствием географического, ландшафтного и исторического опыта, не знаю. Нам важно осознать, что пассивность этих народов не дала им шанса стать во главе прогресса. Без европейского примирения духа и тела, невозможно создать одновременно и высочайшие образцы культуры, и материальный капитал; невозможно сочетать индивидуализм и коллективное мышление. Без антропоцентризма (человек прежде всего) невозможно понять нашу биологическую цель достичь бессмертия.
***
Вернемся назад в исторической летописи. Начнем отсчет времени приблизительно с шестого века до н. э., с того времени, когда Древняя Греция начала закладывать основы современного мышления - антропоцентризма, когда боги стали похожи на людей, когда человек оказался в центре внимания.
Именно в то же время стал понемногу набирать силу Рим, достаточно воинственный, чтобы защитить себя и покорить другие народы, но в то же время, достаточно разумный этнос, чтобы принять культурные открытия греков и других народов как основу для синтеза и дальнейшего развития культуры на всей территории будущей империи. Именно греко-римская культура, понятия демократии и республики, понятия права и закона, понятия плюрализма и инакомыслия в решении государственных и культурных вопросов, сохраненные в письменной форме многие достижения той эпохи, которая длилась почти 1000 лет, стали тем базисом, на котором будет развиваться Европа в последующие 1,5 тысячи лет.
Однако Италию в историческом ракурсе 2500 лет с биологической точки зрения трудно определить как генетически единый этнос. Очень уж разнообразны и переменчивы были генетические источники этой страны. Тем не менее, пребывание основного ядра населения на одной и той же территории эквивалентно относительной генетической изолированности. Всегда имеются некие поведенческие нормы, которые кроме умственных способностей включают в себя большое количество физических и эмоциональных факторов, связанных с доминантными признаками (не будем забывать, какую роль играет воспитание в формировании личности).
Хотя этнографы не склонны рассматривать Италию как единый этнос на протяжении столь длительного исторического отрезка времени в 2500 лет, мне кажется, что генетическое ядро Италии, ее доминантные аллели (см. генетические определения в сноске) с какого-то периода ее истории также мало изменялись. Может быть, итальянцы периода Вергилия (первый век до н. э.) и Данте (четырнадцатый век) генетически отличаются меньше, чем многие другие народы. Для меня остается по-прежнему загадочным: имело ли ядро народа доминантные признаки, связанные с какими-то первоначальными генетическими источниками или мы имеем дело с историческими особенностями формирования этноса.
Допустим, что очень давно сформировалась какая-то группа доминантных аллелей, которая и определяет до сих пор поведение народа, даже если этнос подвергался заметным генетическим переменам. Однако, против генетической идеи неизменности этноса есть серьезные возражения. Например, численность населения Италии в I веке н.э. было около 8 миллионов, а к началу 7-го века упало ниже 5 миллионов. При этом заметная часть населения городов состояла из семитов-христиан, а по стране расселились большие группы эмигрантов из всей Европы, Северной Африки и Малой Азии. Впечатление от этой демографической картины такова, что произошла смена не только религии, социальных ценностей и институтов, но и вообще этноса. Упадок был так велик, что после разрушения Рима вандалами в 455 г. казалось, что 'Вечный город' больше никогда не восстановится. Действительно, время военно-политического господства Рима ушло в историю. Однако этого нельзя было сказать о культурном прогрессе. Мысль продолжала развиваться и опережать многие страны того времени, что привело в конце концов к культурному господству в Европе, в особенности, начиная с 13-го века. Поэтому можно допустить и другую возможность. Традиции духовного и интеллектуального развития были так велики, что даже после падения Римской империи, Италия продолжала развивать философию, литературу и искусство. Самое главное, что не было сделано варварами и христианами-фундаменталистами - не была уничтожена, начатая много веков назад, эволюция мысли в Италии. Ситуация с Италией напоминает то, что наблюдалось с Индией. Даже воинствующий ислам не в состоянии был разрушить духовное величие Индии, а наоборот при императоре Акбаре многое было принято мусульманами из культурного и духовного наследия Индии. Именно завоеватели стали распространять и развивать дальше достижения индусов в разных областях знаний и медицины, начиная с завоевания Индии арабами (восьмой век). Так и завоеватели Италии склонны были многое перенять у коренного населения, и таким путем они инкорпорировались внутрь итальянского этноса.
Поэтому в случае с Италией нелегко отделить сохранение творческих традиций от доминантности определенных аллелей. Генетика или воспитание - и здесь это вопрос вопросов. Греция, положившая начало почти всем политическим, социальным и культурным институтам современной цивилизации, не испытала этих удивительных переходов. Я не в состоянии провести детальное исследование. Я только констатирую известные исторические факты, чтобы понять, генофонд ли народа сыграл важную роль в истории Апеннинского полуострова, или сработало многовековое воспитание в рамках высоких культурных традиций. Снова подчернкну: мы упираемся в коренной вопрос современной популяционной генетики: гены или воспитание, природа или воспитание (nature or nurture)?
В быту при установлении национального происхождения людей, мы всегда берем за основу некоторые поведенческие характеристики людей и сравниваем их с тем стандартом, который приписывается данному народу. Итальянцы чисто внешне, могут сильно отличаться друг от друга, и они сами знают различия внутри своего народа даже с севера на юг страны. Однако мы всегда обнаружим некие доминантные элементы в поведении, которые выделяют их среди других народов. Вопрос только в том, как отделить приобретенные поведенческие стандарты от врожденных генетических особенностей, согласитесь, что Микеланджело и Леонардо да Винчи - это феноменальный сплав генетики и культурных традиций - иначе невозможно понять явление Ренессанса, да и всей истории Италии. Как же произошел переход от великого воинственного Рима к глубоко интеллектуальной и творческой Италии?
С приходом христианства в Италию центр тяжести всего социума сместился с военно-политического мышления великого Рима в сторону духовного и культурного осмысления мироздания. Ни крестовые походы, ни растленность и корыстолюбие католической власти, ни гигантское внешнее давление ислама уже не могло остановить этого нового направления в мышлении, стоящего над сиюминутными политическими задачами. Италия осуществляла ренессанс, от которого зависело научно-технологическое будущее мира. Поэтому Италия, давшая Европе, а потом и миру правовые нормы, культурные и религиозные основы развития, политические науки и экспериментальное мышление в естествознании оказалась не только одной из бедных стран Европы, но в политическом и правовом отношениях более отсталой, деморализованной и дезорганизованной частью этого континента. Великая Италия стала источником самой обильной и самой нищей эмиграции в Европе. Это произошло только потому, что этнос направил всю свою потенцию в сторону высочайшего культурного развития, отбросив обычное военно-политическое мышление. Смыслом жизни народа стало интеллектуальное и духовное развитие. Замена физической силы на интеллектуальную мощь стало ответом этноса на давление варваров и падение военно-политического превосходства. Резко выросла востребованность в мыслителях и деятелях культуры, вместо полководцев, политических и религиозных лидеров. Народ обнищал, ибо мыслитель не делает денег и не отнимает богатства у других народов. Изобретательность народа была полностью направлена на общечеловеческие культурные проблемы. Достаточно перечислить области влияния Италии на мировую культуру, и мы увидим, что почти нет такой сферы цивилизации, где средневековая Италия не заложила бы фундамент дальнейшего развития: политические науки, банковское дело, мануфактура, экспериментальная наука, литература и искусство. Историческая судьба этого народа заключалась в том, что ни завоевания вандалов, ни полное изменение религиозных воззрений не подавили генетического и культурного потенциала Италии, как это случилось, например, с Древней Грецией, а потом и с Византией, где смена этносов после завоевания турков сопровождалась полным исчезновением ранее достигнутого культурного уровня. К счастью, Италия и Европа избежали подобного рода генетического и культурного отбора. Более того, именно европейский континент в силу исторических судеб оказался приемников греко-римской культуры, и центральное место в ренессансе Нового времени заняла Италия.
Таким образом, мы допускаем, что при определенной исторической судьбе, даже генетическое разбавление этносов не в состоянии уничтожить потенциала народа. Преемственность поколений является абсолютно необходимым фактором развития. Я полагаю, что в каждом народе имеется определенная доминантная группа аллелей, которая и определяет его поведение. И все же я не в состоянии ответить на вопрос, почему именно в Италии не произошло полного уничтожения преемственности поколений как в генетическом, так и в культурном отношении, как это имело место в Древней Греции и Византии, где турецкие завоевания полностью уничтожили достижения Византии. Достаточно сказать, что после падения Оттоманской империи, новое турецкое правительство столкнулось с удручающим фактом: 80 % населения было безграмотно. Куда же девались гигантские богатства империи? Вот где отчетливо видно, какие приоритеты выбирает власть.
Итак, можно только констатировать, что интерес к глобальным проблемам человечества всегда оказывался в центре интересов италийского этноса. Вдумайтесь еще раз в исторический факт: а) сначала Рим пытается обратить дикую Европу в цивилизованный континент с помощью силы и лишения свободы выбора; б) потом италийская апостольская церковь пытается дать Европе единобожие и, следовательно, новый подход к природе человека; в) наконец, в эпоху Ренессанса Италия создает фундамент всего, что является основой современной цивилизации, от политики и банков до науки и искусства.
Такое невозможно было бы сделать без высокого творческого потенциала, иными словами, без соответствующих доминантных аллелей, контролирующих интеллектуальный потенциал народа, и без твердо закрепленных творческих традиций. Из древних народов только Италии удалось такое.
Сноска:
Аллели - различные формы одного и того же гена, расположенные в одинаковых участках (локусах) гомологичных хромосом и определяющие альтернативные варианты развития одного и того же признака. В данном контексте нам важно знать, что сохранение некоторых доминантных аллелей, ведет к творческой потенции народа. Требуются реальные доказательства, реализуется ли такая идея в истории народов и этносов.
Некоторые полезные ссылки:
1. Мартиросов, Сергей, Загадки эволюции в науке и религии (Лекция 2). Сайт: http://zhurnal.lib.ru/editors/m/martirosow_s/. Русский текст моей книги: Marti Ros "Master or Visitor?" On the Evolution of Information in the Universe. Vantage Press, 1996, New York.