Мартин Евгений Андреевич : другие произведения.

Шаман. Почему я не в восторге от нового певца

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Шаман. Почему я не в восторге от нового певца
  
   Нового? - переспросят меня.
   Конечно. Он возник внезапно, ниоткуда, и вдруг - все о нём заговорили, вот он - уже стремительно восходящая звезда нашей... эстрады, культуры? - не знаю, как здесь лучше сказать.
   А как возник-то?
   Да очень просто - спел пару песен "в струю", на тему, на которую появился огромный запрос в обществе - и вот взлетел. В центр внимания российского народа, изголодавшегося по патриотизму и по гордости за свою страну, за себя.
   О нём уже везде говорят, его везде зовут, публика рассыпается в благодарностях и признаётся, как глубоко её тронули его песни.
   А вот меня он как-то насторожил. И вызвал недоверие.
   То есть, если говорить точнее: не вызвал никакого восторга, но слегка испугал тем, как быстро и легко наши люди подхватили и подняли этого певца на щит народной любви.
   Да, потребность выразить свои чувства сейчас, когда Россия заговорила, наконец, о своих коренных интересах, отринула угодничество и зависимость от Запада и пошла в открытое выступление за свои права и идеалы, у нас всех огромна.
   Но потребность - это одно, а вот воплощение её - это другое. И мне почему-то кажется, что большинство россиян просто ухватились за первое, что было сказано, что было провозглашено. За первое, что ему предложили в качестве выражения его глубинных чувств.
   Первое, но, я уверен, не самое лучшее и не самое глубокое. Не то, которое нам на самом деле было нужно, и чего мы подспудно ждали.
   Какая-то чрезмерная прямолинейность, декларативность - и всё это в сопровождении надрыва, который никак не соотносится с глубинной сутью наших сегодняшних ощущений.
   "Настоящую нежность не спутаешь
   ни с чем, и она тиха..."
   Пусть эти строки Ахматовой написаны совсем о другом, но во мне уже издавна укоренилось убеждение, что по-настоящему переворачивающие душу и стихи, и песни, не должны быть такими громогласными, самое глубокое впечатление на нас производят слова тихие, спокойные, но в которых скрыта взрывная сила огромного опыта, который выношен в тяжёлых испытаниях и размышлениях.
   Да и Евтушенко (которого я не люблю за поверхностность, легковесность) сказал всё-таки однажды правильное, о певце Марке Бернесе:
   Голос - это душа,
   А не просто лужёное горло.
   Есть чувства, о которых нельзя кричать на площадях. Позволительно только выдавить из себя строки, которые продиктованы этим чувством.
   Именно такие строки и переворачивают душу слушателям, угадывающим, какие огромные переживания эти скупые строки породили, их вызвали.
   (Вот, недавно встретил в своих старых бумагах давнее наблюдение: когда актёр играет влюблённого, он обычно играет сокрытие своих чувств. Это более сложно (но и более зато достоверно), чем играть щенячий восторг. Это только у детей и домашних животных все чувства на лице, на морде... Вот почему мы их так безусловно любим и почему с ними так легко).
   Да, я знаю, в каждом нашем впечатлении, в целом от события или человека, всегда есть доминанта и рецессив.
   Доминанта - это то главное впечатление, которое перевесило для нас чашу оценки в ту или иную сторону. А рецессив - это то, что смутно шевелится в душе сверх этого, вызывая сомнения, но подавленные и как бы изгнанные в угоду доминирующей линии.
   А вот со временем такой "рецессив", накопив достаточно новых фактов-подтверждений вполне может перевесить и опрокинуть первоначальное "общее" впечатление.
   Но люди не склонны обращать внимания на такие смутные и слабые "остатки", изгнанные ради торжества "главного".
   А вот для меня привычней - видеть их все - и главные, и подавленные этим главным, изгнанные с глаз долой. Может быть - до поры...
   И привычно - в эти "рецессивные" - внимательно вглядываться. Потому что чаще они оказываются вернее доминирующих.
   Что ещё меня насторожило?
   Удивительно плохие поэтические тексты в двух песнях, которые я послушал (не упрекайте, что не послушал больше, не "изучил творчество" прежде, чем что-то писать. Не было желания). Это "Я русский" и "Встанем".
   Да, для песен обычно берутся средние тексты. Высокую поэзию могла петь только, кажется, А. Пугачёва, и у неё это очень органично получалось (О. Мандельштам, М. Цветаева, А. Вознесенский).
   Но вот такой поэтический шлак, который положен в основу этих двух песен Шамана - это надо ещё поискать.
   Да и "Шаман" - что это за имя? Имя это уже занято.
   Для России Шаманом стал, два года назад, и остаётся до сих пор (по крайней мере для меня это так) Саша Габышев - чистая душа, благородный подвижник, отправившийся в поход за освобождение России. И которого мыкают сейчас по медучреждениям, и заткнув, и задвинув...
   Как-то бестактно было со стороны нового певца вот так перечёркивать нашу духовную, просветлённую историю.
  
   Я знаю - меня сейчас закидают всем, что окажется под рукой. Что возмущению большинства не будет предела. Ведь всем так ХОТЕЛОСЬ услышать что-то в том ключе, в котором им это высказал, пусть грубо и неумело, новый певец.
   Но давайте подождём. Я верю, что появятся и подлинные, искренние стихи и песни о нашем сегодняшнем душевном состоянии. И тогда все увидят, что попытка Я. Дронова - была лишь торопливостью занять ту нишу, которая до сих пор была пуста.
   А природа пустоты не терпит, это все знают.
  
   Так что давайте подождём. И время покажет, кто прав: те, кто поспешно хватаются за "главное", то, которое на виду, или те, кто видит больше оттенков и нюансов, кто не обходит вниманием и их тоже.
   А пока я ограничусь только одной фразой, фразой К.С. Станиславского: "Не верю!"
  
   Ну а тем, кто не верит, что "Я русский" уже не раз было заявлено прежде, но без всякого пафоса, приведу безыскусное стихотворение простодушного ребёнка К. Д. Бальмонта.
  Я русский, я русый, я рыжий.
  Под солнцем рождён и возрос.
  Не ночью. Не веришь? Гляди же
  В волну золотистых волос.
  
  Я русский, я рыжий, я русый.
  От моря до моря ходил.
  Низа́л я янтарные бусы,
  Я звенья ковал для кадил.
  
  Я рыжий, я русый, я русский.
  Я знаю и мудрость и бред.
  Иду я - тропинкою узкой,
  Приду - как широкий рассвет.
  Нет того пафоса? Но всё-таки - разве не верно?
  ------------------------------------------------
  Автор пишет свои заметки безвозмездно и в ущерб своим делам и задачам. Для желающих поддержать автора -
  
   счёт на Ю-мани 4100116748888663
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"