Самый распространённый в жизни сюжет, которого не заметила мировая литература.
Нет, я не буду здесь высказываться о 36ти сюжетах, которые (кто-то вычислил) охватывают "всю мировую литературу" (любовь, смерть, достижение цели, любовный треугольник и т.п.). Эти сюжеты найдены - скорее для "больших полотен", крупных произведений: романов или сценических драм.
Я хотел сказать о более мелких - и по масштабу, и по жанру - сюжетах для небольших рассказов, где раскрываются отдельные стороны человеческой жизни, менее эпические, но зато более распространённые и повсеместные, такие, которые знакомы практически каждому. Которые происходят с нами или на наших глазах каждый день.
Есть среди таких "повседневных сюжетов" устойчивые, которые заметили многие писатели и сценаристы, к которым - обращались многие авторы, и которые они раскрывали - не один раз.
Ну, например, коротенький рассказ Льва Толстого "Лев и собачка". Он знаком, наверное, всем. Но разве не этот же сюжет - мощно и драматически, даже трагически - развёрнут в фильме Люка Бессона "Леон"? То, что Толстой только отметил, на что указал в нескольких словах, Люк Бессон довёл до предела, показал во всей полноте - и создал потрясающую и запоминающуюся картину, мировой шедевр. (Да и французское название фильма как будто отсылает к имени Толстого - Leоn).
И вот таких, постоянно волнующих писателей, сюжетов, я когда-то обнаружил несколько... Но в одном ряду с ними есть один, о котором не писал практически никто.
Вернее, однажды один писатель всё же написал об этом важном жизненном явлении, но до сих пор его "открытие" никто не заметил и больше никто, с тех пор, не взялся исследовать. И которое, можно поэтому утверждать, до сих пор не стало объектом внимания человеческого сообщества.
Речь идёт о рассказе Ги де Мопассана "Верёвочка".
...Вот только что, когда я искал картинку-иллюстрацию для этой заметки, я, буквально в доли секунды пробежав его глазами, наткнулся на чьё-то высказывание, что это рассказ о том, "как легко оклеветать человека"... И изумился такой трактовке.
О нет, это рассказ совсем о другом! О том, что в жизни людей намного важнее, но зарыто, кажется, глубже, тщательнее скрыто, спрятано от обычного человеческого взгляда. О том, как репутация бежит впереди человека и каким страшным, смертельным бумерангом может ударить по нему. Внезапно и сокрушительно.
Я имею право это утверждать, потому что - ну, так сложилось! - знаю этот рассказ очень хорошо. И прекрасно вижу, что героя никто не оклеветал. Людская молва просто однажды озвучила ему, совершенно случайно, кем все окружающие героя, дядюшку Хошкорна, считали, всю его жизнь.
Французское название рассказа "Lа fiсеllе" переводится не только как "верёвочка". Второе значение этого слова - "плут, пройдоха". Именно таким был по жизни нормандский крестьянин дядюшка Хошкорн: прижимистым, скуповатым и хитроватым, готовым обвести вокруг пальца другого, если представлялся подходящий случай.
Но однажды его обвинили в том, чего он не совершал. Всё, что он сделал в злополучный, роковой для себя день - это подобрал из дорожной пыли лежащую там верёвочку, когда подходил к торговой площади в день деревенской ярмарки. Но его недруг увидел это, и когда оказалось, что в тот же день городской чиновник где-то поблизости потерял бумажник с деньгами, свидетель указал на злосчастного героя.
Герой клялся-божился, что бумажника не находил. Он предъявлял подобранную на дороге верёвочку, он требовал, чтобы его обыскали... При нём ничего не нашли - но всё равно никто ему не поверил. Люди насмехались над ним и были уверены, что он в очередной раз врёт.
Даже когда бумажник нашёлся и был возвращён владельцу (его нашли совсем другие люди), неверие герою не прекратилось. Все были убеждены, что этот трюк проделал он: сначала нашёл и присвоил, а потом через подставных лиц вынужден был вернуть своё приобретение.
Все фактические обвинения с дядюшки Хошкорна были давно сняты, но для него это уже не имело никакого значения. Психологически он увидел перед собой разверзшуюся бездну: ему открылось, к а к и м его считали, каким видели его люди на протяжении всей его, казалось бы, безмятежной и благополучной жизни.
Он понимал, что действительно был способен совершить подобный обман и мошенничество, но страшным, разящим его ударом оказалось то, что все вокруг э т о з н а л и.
Каким бы ни считал себя он сам, каким бы ни представлял мнение о себе окружающих - всё рухнуло в один момент и ему открылась жестокая правда.
И с этой правдой герой не смог жить. "Несправедливое" обвинение против него обернулось настолько точно-справедливым мнением о нём людей, что вдребезги разбила его ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ ЗАЩИТУ, ту капсулу, который почти каждый живущий на земле окружает, окутывает свою личность, чтобы не получать травм извне. И чем порочней, то есть менее развит человек, тем толще защитное стекло такой капсулы и сильней преломление истинного положения субъекта в мире через призму его самообмана.
Объяснить, что такое психологическая защита (как я её понимаю и как с помощью этого понятия расшифровываю поведение людей) было бы очень сложно и почти непосильно. Но когда уже написаны такие гениальные рассказы, когда хотя бы один писатель, но очень точно и убедительно показал, что это такое на реальном случае из жизни, задача описания той капсулы, внутри которой прячет себя почти каждый человек, становится легче.
А герой Мопассана превратился в одержимого. Целью его жизни стало доказать, что он не находил тот роковой бумажник. Но чем больше он это доказывал, тем больше над ним смеялись и тем больше верили, что как раз наоборот - он его нашёл и присвоил.
Его жизненные силы иссякали. Доказать недоказуемое было невозможно. Он умер, сжимая в руках эту найденную в ярмарочный день верёвочку и бормоча: "Это просто верёвочка... Господин мэр, вот она..."
Столкновение с суровой правдой о себе, тем, каким видят тебя окружающие, оказалось разящим наповал и убийственным, не излечимым уже ничем.