Когда я писал заметку "Не надо делать из Егора Жукова символическую фигуру", то стихотворение Андрея Вознесенского "Русские селф-мейд-мены", очень быстро подоспело и неустранимо встало в моём сознании, но упоминать о нём - значило для меня уходить в сторону, плюс в очень обширную и важную область, и я сдержал себя, не упомянул.
Да и совестно было как-то ссылаться на такое хрестоматийное, такое "базовое" стихотворение, которое и так, и без меня все знают.
Но вот только - действительно ли все? Действительно ли знают? - усомнился я чуть погодя. Судя по тому, какой незатейливой и немощной "поэзией" завалена Сеть, есть немало людей, которые и о самом-то Вознесенском не слышали, не говоря о том, чтобы быть знакомыми с его стихами. С его Поэзией.
И решил напомнить.
Пробегаю по каменьям
И летает по пятам
Поэт в первом поколенье -
Мой любимый адъютант.
(Это по памяти)
Так это стихотворение начинается. Но речь в нём не о том, чтобы подняться на какие-то вершины с самых низов, приспосабливаясь к требованиям общества и ради успеха в нём теряя, растрачивая своё подлинно человеческое, а о том, чтобы вопреки всему - наоборот, так, только подлинно и искренне, прожить жизнь. Чтобы прокладывать в жизни только свои собственные пути, не размениваясь на эфемерное, фальшивое, на мишуру.
Их шлифуют педсистемы,
благолепие любя.
Русские селф-мейд-мены
Сами делают себя.
Отстоять себя и свою подлинность - это нелёгкий труд и неустанная борьба. Но что жить по-другому, "отклоняясь" и прогибаясь в угоду обстоятельствам, не стоит - это одна из главных тем творчества А. Вознесенского (Сразу вспомнился "Плач по двум нерождённым поэмам", где предательство себя людьми повсеместно, тотально, и который заканчивается хвалой тем, кто себя отстоял:
Тому же, кто вынес огонь сквозь потраву -
Вечная слава, вечная слава!)
Эта же тема громко в его "Ностальгии по настоящему" ("Упаду на колени - чувствую по себе тоску, настоящему"), да и вообще - кругом, почти в каждом его стихе.
И вот сегодня, когда я снова вспомнил это стихотворение ("джинсы стёртые на швах, но не стёрты на коленях..."), я вдруг понял, что концовка этого стихотворения нисколько, как бы иногда мне ни казалось раньше, не нарочита и не пафосна:
...Будь мужчиной, адъютант!
Не ослушайся приказа:
Тело может сбить с лыжни,
Уходя, как ключ, два раза
Во мне ножик поверни.
Ну какая же здесь нарочитость или утрированная поза, когда действительно человеку, потерявшему или предавшему в себе живое, юное и подлинное - и вправду нет смысла влачить своё существование дальше?
Вот какое стихотворение Вознесенского я вспомнил, увидя, как юное поколение всё меньше согласно мириться с ложью и фальшью старших, всё непримиримее относится к "расчеловечиванию" нашей жизни ("Всё сущее - восчеловечить..." - это уже Александр Блок). И ещё раз ощутил, что время А. Вознесенского, то, о котором он мечтал для себя и для всех, уже наступает.