Бездны, нарушения в глубинах человеческой психики иногда находятся рядом с нами - на расстоянии протянутой руки или, по крайней мере, в поле нашей видимости. Но люди так устроены, что не видят, не понимают этого.
Их сознание так устроено, что сглаживает, "закругляет" видимое ими и встраивает их в плоскую картину, тогда как эти явления просто кричат, чтобы на них взглянули "объёмно", вникли в их суть и в соответствии с их сутью на них отреагировали.
В этой заметке я рассмотрю два случая, а третий случай надо рассмотреть отдельно.
Первый - широко известен, и на моём канале (и не только) его долго и горячо обсуждали, он действительно взволновал многих.
Это - семейство Тепляковых, где многими чувствовалось изу верство, творимое не вполне нормальными людьми над своими детьми. Но точно сформулировать то, что происходит, удавалось с трудом - и всё потому, что профессиональные психологи самоустранялись от оценки ситуации.
Когда я прямо взывал к ним с требованием нарисовать психологический профиль глав этой семьи (хотя и мой собственный, не профессиональный, они признавали вполне правдивым), они ссылались на профессиональные запреты и боязнь потерять какие-то свои лицензии.
Ну, теперь, по крайней мере, проблема локализована. То, чего все подспудно боялись - что наша без умная власть додумается внедрять "прогрессивные" методы семьи Тепляковых в более широких масштабах, не случилась. У гроза обществу была отодвинута. Остались только несчастные дети, 8 штук, которых продолжают калечить в отдельно взятой семье.
Вторая проблема всплыла для меня на днях, когда я вступил в полемику (под чужой, не своей, публикацией) с одной гражданкой, которая, неожиданно заявила (речь шла о бойцах Вагнера из числа заключённых):
Т.: Среди уголовников хороших людей нет. Среди бывших уголовников тоже нет.
ЕМ: Т., для чистоплюев именно так
Т.: Евгений Мартин, это Вы ответили бывшей сотруднице спецотдела мужской колонии строгого режима
ЕМ: Т., значит, вы не та сотрудница... Мне знакомый опер, который их раскручивал, говорил, что на дне души каждого есть какие-то особые правила и запреты.
Но он с ними по душам говорил, а вы, видимо, только палкой махали. Знаете про опыты Зимбардо? Чтобы охранять и подчинять, надо уверовать, что они подлецы. Азы психологии
Т.: Евгений Мартин, спецотдел не охраняет. Там сидят несколько женщин, которые принимают сопроводительные дела в таких папочках, делают из них архив, делают записи в папочках о поощрениях и взысканиях з/к, почитывают конечно. Фильмы ужасов отдыхают. Ещё раз в неделю ходят на зону с сопровождением, носят зэкам всякие письма от организаций, принимают от них жалобы и прошения, отправляют куда следует. С палкой не ходила, зэков не пытала. Это цирк уродов.
ЕМ: Т., благодаря этим уродам Пригожин перемолол огромные силы ВСУ под Бахмутом, пока вы с папочками ходили
Далее моя оппонент уводит разговор в сторону и пересказывать это нет смысла.
Но эта маленькая дискуссия приоткрыла мне взгляд очень многих людей на значительную часть "контингента" Вагнера, и меня этот взгляд поразил. ("Цирк уродов" - как раз переведение в плоскость того, что человек не желает рассмотреть объёмно, в том числе изнутри. Фиксированная оценка, "определение места на плоскости", вместо анализа этого явления)
Нет, я не призываю оправдать пpeступников и уравнять с остальными членами общества. Наоборот, я полностью за то, чтобы их за их пpecтупления кapaть, и притом по всей строгости закона.
Вот только очень давно понял, что нынешние кapы, которым подвергает их общество - какие-то не те. Они для меня всё время "мимо".
Ну что? - поймали, осудили, заперли на зоне или в тюрьме... То есть посадили гнить за общественный счёт, тратя огромные материальные и человеческие ресурсы на их содержание и охрану.
Где польза? Польза для общества, польза для "исправления" кривых душ сидельцев?
Нигде. Ущерб для обеих сторон.
Здесь виден явный моральный тупик.
...Раздумывая над этим, я лет 13 назад, году где-то в 2010м, написал рассказ "Остров смерти", в котором самых отмороженных, тех, кто до сих пор жив только благодаря "мораторию" (на что - цензура Дзена писать запрещает), зачипировав, отправил в самую дальнюю тайгу.
Да, есть у нас, в России, по крайней мере, такие безлюдные и же стокие по своими условиям места, с которыми любой необитаемый остров покажется раем.
И настолько отдалённые, что не выбраться (а для особо безумных - спутниковый мониторинг их расположения. Куда ни двинь - увидит).
Из человеколюбия я дал им немного брезента, круп, простейшие инструменты (ножи, топоры), и на этом всё.
Как они там будут сами (разумеется, безо всякой охраны. Тайга на сотни вёрст вокруг и суровый климат - охранники получше) выживать, это было уже сугубо их дело.
Но понимание глубин человека подсказывало мне, что противостояние непосредственно с ПРИРОДОЙ для этих уpoдливых душ - это совсем не то, что попытка выехать по кривой внутри ОБЩЕСТВА, которое за свою историю уже успело создать более-менее приемлемые условия существования для своих членов.
Но которое предоставляло пользоваться своими достижениями тем, кто выполнял его нормы.
Для тех же, кто пытался общество "переиграть", получить то, на что не имел права, оно занесло свою кapaющую десницу.
И только исключение из общества, отделение от возможности пользоваться его благами (включая защиту от агрессии себе подобных), попросту - отщепление этих нарушивших его базовые, фундаментальные правила (конвенцию) и полное расставание с ними, изоляция от них - наказание, которое является достойным для этих отступников от правил.
Обществу лучше бросить их на произвол их судьбы, заодно застраховав себя от их возвращения, но содержание отщепенцев в тюрьме этим параметрам как раз не соответствует.
...Мой рассказ получился у меня не до конца, возможно, когда-нибудь я соберусь с силами и его доработаю, тогда и опубликую, однако, не дожидаясь этого, я 4 года назад опубликовал заметку "С мертная казнь или изгнание (поражение в правах)", в которой напоминал, каким мощным средством наказания "отклонений" было изгнание в античных обществах.
Идею "изгнания" для отступников от человеческой морали я и посейчас считаю очень продуктивной, однако, пока я раскачивался и обдумывал, как явственнее и выразительней донести эту идею до общества, инициативу перехватил Евгений Пригожин.
Он, благодаря своим реальным возможностям, сумел воплотить её в жизнь, хотя и несколько в ином виде.
Тому принципу, который я предлагал применить в мирное время и с помощью российских бескрайних (и суровых) просторов, он нашёл применение в во енной реальности.
Вырвав отщепенцев общества из стагнации и гниения в местах их наказания, он дал им хоть какую-то, но возможность действовать и тем самым изменить свою "карму", которая застыла над ними, в прежних условиях, как всем казалось, бесповоротно и навсегда.
Поэтому я очень хорошо понимаю ход мыслей и вектор действий этого человека. Для меня они - те, которые давно назрели.
(И удивительно, что реальность оказалась даже лучше, чем приписал ей, перестраховавшись, когда-то я. Чипировать и отслеживать перемещение "получивших 2й шанс" не пришлось. Они сами остались именно там, куда и направлялись, о случаях бегства из частей Вагнера этих особых его членов я не слышал).
И всё, написанное в этой заметке, является лишь предисловием к тому, чтобы написать следующую. "Эпизод 3"