Против "Мастера и Маргариты" в союзе с Э. Лимоновым
Ну вот, не успел я написать ("Почему жанр "фэнтэзи" деградация литературы...") о подлинном месте "Мастера и Маргариты" в литературной иерархии, как Сеть подкинула мне мнение Э. Лимонова.
Которое повторяет отчасти моё - что бытовые страстишки делают Город (то есть Москву) М. Булгакова каким-то мелким, карикатурным, что вся эта чертовщина булгаковского романа очень на любителя. То есть на любителя мистики и прочей магии - в кого (любителя такого то есть) превращаются как правило те, кому не по силам груз реальности и трезвый, без иллюзий, взгляд на неё.
Вот текст Э. Лимонова, взятый мною с канала "Андрей Песоцкий":
Дело в том, что "Мастер и Маргарита", во-первых, пародия на исторический роман. Во-вторых: это еще и плутовской роман, и очень очень напоминает ильфо-петровские "Тринадцать стульев" и "Золотой теленок". В-третьих, добавлен небольшой элемент сверхъестественного, то есть вкрапления фантастического. Смешав и встряхнув хорошенько все эти элементы получаем очень лестную для обывателя книгу. В "Мастере и Маргарите" обыватель с его бутылью подсолнечного масла, с его жэками и прочей низкой реальностью присоединяется к высокой Истории. К Понтию Пилату и Христу. Ну как же обывателю не любить такую книгу?! Он ее и любит с завидным простецким задором. Хотя если считать по высокому гамбургскому счету, книга получилась вульгарная, базарная, она разит подсолнечным маслом и обывательскими кальсонами. Эти кальсоны и масло преобладают и тянут вниз и Понтия Пилата и Воланда и Христа. С задачей создать шедевр - роман высокого штиля Булгаков не справился - создал роман низкого, сродни "Золотому теленку".
Вот они и ходят семьями смотреть на проклятую квартиру и учредили уже свой наивный культ книги. В благодарность за то, что их (и именно москвичей) присоединили к Высокой Истории: к Риму, Иудее, легионерам, к Пилату в алом плаще, к распятию и Христу. Очень очень лестно.
Самая удачная книга Булгакова без сомнения - это "Белая Гвардия". В "Гвардии" звучит такая гармоничная, слаженная уютная мелодия, как в каком-нибудь "Тарасе Бульбе" Гоголя. Мелодия простая, но трудно её найти. Для писателя обыкновенно это большая удача, если находит. Убедительна такая мелодия. И потому убедительна "Белая Гвардия".
Эдуард Лимонов
Не согласен с Лимоновым я здесь только в том, что роман про Мастера "скатывается" к романам Ильфа и Петрова - "12 стульев" и "Золотой телёнок".
Вот эти-то два романа как раз - нетленка, классика. Кто ещё смог так же полно и всесторонне показать нашу советско-нэпманскую реальность конца 20ых годов? Дать такое разнообразие ситуаций, которые она порождала во всех сферах нашей жизни и такое многообразие интереснейших типажей?
Уж если считать классикой "Мёртвые души" Гоголя, где типов и ситуаций значительно меньше, то "12 стульев" и "Золотой телёнок" не только не уступают им (поэме Гоголя), но даже, пожалуй, и превосходят.
"Мастер и Маргарита" с его мелкими склоками до такого явно не поднялся.
Да и то сказать, представьте себе, что Остап со своими сподвижниками идёт к своей цели при помощи каких-то мистических, потусторонних сил. Было бы это так же интересно, как Остап, честно, в каждой мелочи своей жизни продирающийся через реальную жизнь и её повороты, полагаясь только на себя и свои таланты - без малейшей поддержки каких-либо демонов и магов? Без упрощения и сглаживания углов этой жизни с помощью спасительных чудотворцев не из нашего мира?
Да и вообще привлечение абсолютных, вселенских сил для разрешения мелких бытовых, коммунальных дрязг героя, так же, как и решения его проблем с коллегами - это какой-то несоразмерный мелкой цели героя вселенский замах. Всегда вызывал у меня... не когнитивный, нет, а смысловой диссонанс. Низковато вы опустились здесь, Михаил Афанасьевич!