Только что наткнулся в Сети на публикацию на канале "Тета-психология" о том, что вот в отношениях людей существует парадокс, который может погубить эти отношения "на самом интересном месте".
Ага! Разве можно пройти мимо такой заявки на то, что сейчас тебе сообщат что-то важное, ну прямо какой-то ключевой момент в общении людей о котором ты, возможно, не знаешь? - Конечно нет!
Я открыл публикацию и... погрузился в перечень каких-то невнятных, взятых из головы и не наполненных жизнью, не сверенных с нею, схем и классификаций.
Ни одна из этих схем не всколыхнула ничего в душе, не вызвала никакого отклика (воскресив что-то из моего личного жизненного опыта), а как начала казаться, с самого начала, искусственной и вымученной, так до конца ею и осталось.
Мой подход к изучению человека совсем другой, и я (вслед за читателем, написавшим в комментариях: "ничего не понятно"), тут же внёс в комментарии свои возражения против подхода автора.
О том, что отношения людей устроены совсем не так и безжизненные схемы автора ничего в них не объясняют. И привёл конкретные примеры в подтверждение своей позиции.
"Чего тратишь время?" - мелькнула у меня тут же мысль. - Возьми и напиши сам, изложи свою позицию в отдельной заметке, а не здесь.
И я уже засучил рукава, чтобы навалять текст о своей позиции, но в процессе обдумывания этого текста понял, что вот так, с места в карьер, подступаться к этой теме не разумно.
Что прежде, до того, как писать о каких-то отдельных областях, надо сказать о более важном, глобальном, почему я глубоко убеждён, что "психология" - это не наука.
Потому что она, в настоящий момент, представляет из себя хаотический набор, конгломерат разных теорий, которые зачастую очень неплохо объясняют те или иные стороны бытия человека, выдают даже хорошие, полезные результаты, но... строго на каком-то одном, конкретном пятачке.
И так будет всегда, пока не создана ЕДИНАЯ ТЕОРИИЯ ЛИЧНОСТИ.
А она до сих пор не создана, как бы ни пытались некоторые представители этой "науки" заполнить этот зияющий, просто криком кричащий для постороннего наблюдателя о своей пустоте, пробел.
Потому что это не просто "пробел". Это отсутствие единой вершины, самой высокой точки, которая и сделала бы "науку психологию" горой, а не набором там и сям разбросанных холмиков. - Где повыше, где пониже...
Самое забавное, что явно или неявно сами "учёные" из этой области этот зияющий пробел ощущают. И в память мне врезалась история, как один из очень амбициозных товарищей в этой науке замахнулся на создание основной, каркасной постройки в этой науке - возжелал создать теорию личности.
Я читал когда-то его монографию. Тщательный, старательный и очень скучный труд. Иного и быть не могло: сам автор (не буду его называть, обозначу первой буквой фамилии: А.) донельзя скучен и зануден по жизни.
Я видел его выступления по телевизору (он был одно время министром чего-то там): от его обстоятельных и осторожных, всесторонне взвешенных фраз скулы сводило тоской.
И я понял, что этот бедняга мечтал совершить великий прорыв в своей науке, замахнулся - на самое важное в ней и ключевое, но...
Метод для поиска этой прорывной истины он выбрал тот, который был доступен именно ему, дотошному, но очень приземлённому, не знакомому с великими порывами, человеку: он решился собрать для своего "обобщения" - в с ё. Всё, что накопала до него наука.
Что ж, он собрал и досконально препарировал. Но "золотой рыбки" в так широко, с таким огромным размахом, закинутых им сетях всё равно не оказалось.
Думаю, он понял это и сам.
(У нас на кафедре, хотя и совсем в другой области, тоже был такой честолюбец. Посредственный и ограниченный, но очень амбициозный, он тоже "замахнулся" найти в нашей области главное, ключевое, взлететь - уж сразу на самый верх. Он тоже "собрал, обобщил - в с ё". Но в этом "всём", размазанном по земле, так и не нашлось той вершины, которую он, своими скучными методами, надеялся отыскать.
Парадокс жизни: бодливой корове бог рог не даёт.
Отсутствие бескорыстной любви к истине, безоглядности и искреннего порыва что-то познать, на месте расчёта: что-то получить, -делают таких зануд-искателей жалкими и смешными. Жар-птица идёт в руки совсем к другим).
Ну а существует ли в этой области жар-птица?
Да, и я даже знаю, где её искать. (Сам я писал когда-то реферат по моделированию личности, но те параметры, из которых исходил я, никогда и ни за что не пришли бы в голову этим приземлённым и ограниченным в своём взоре, амбициозным, но крепко привязанным к земле, бескрылым, обречённым на пожизненное ползанье, "искателям").
Есть в этой области великие имена, и эти люди прорвались на главную, самую высокую высоту, увидели с неё самое важное в исследовании личности, и - указали направление, в котором эта "наука" найдёт в конце концов свой "философский камень", свою чашу Грааля.
Те самые истины о человеке, которые объединят все прежние разрозненные раскопки в области познания человека, личности, и которые придадут каждому добытому к настоящему моменту "знанию" психологов подлинный смысл, и, наконец, определят их настоящее место и подлинный масштаб в той "теории всего" о человеке, которая наконец-то будет создана.
Такими великими, узревшими главное и увидевшими далеко вперёд, я считаю двух (вернее, трёх) человек: это Курт Левин, собственные работы которого мне читать не довелось (ну, заказывать микрофильм с книгой в Ленинке с тем, чтобы в определённый момент тебе его прокрутили перед глазами, - это очень суровое испытание, выдержит не каждый), но с основными взглядами которого я знаком по пересказу его ученицы Б.В. Зейгарник.
И другой Прометей для меня - это Александр Романович Лурия. Исследуя примитивное мышление среднеазиатских горных народов, он написал маленькую брошюрку, но, на мой взгляд, в ней-то и спрятан главный ключ к исследованию человека. Как в глубокой пещере - карта местности, в которой зарыт клад.
Его друг и сподвижник Фридхард Кликс написал в этом же ключе более обширную и подробную монографию, и это уже, я считаю, не просто карта, а целый проложенный к сокровищам маршрут.
На степени познания (структурирования окружающего нас мира на "правильные" отсеки и поиска правильного взаимодействия с каждым из них) мира, т.е. степени ОВЛАДЕНИЯ (успешного, подтверждённого практикой, получаемыми результатами) этим миром и построится, когда-нибудь, я точно знаю, полная картина всей жизни и всего развития человеческой личности.