Мартин Евгений Андреевич : другие произведения.

О внутреннем мире девушки-саванта. Реплика

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  О внутреннем мире девушки-саванта. Реплика
  
  
   Вчера я наткнулся на новость, которая меня прямо полоснула.
   То, что я когда-то пытался втолковать девушке-саванту (автору канала на Дзене), о которой ранее уже написал несколько заметок, показалось мне длинным и многословным в сравнении с краткой и категорической формулировкой:
  
   "В предстоящем учебном году школьники не смогут ссылаться в ОГЭ по русскому языку на комиксы, аниме и компьютерные игры. Теперь в задании 13.3, где необходимо написать текст-рассуждение на заданную тему, ученики в качестве аргумента могут приводить только примеры из художественной литературы и классического кинематографа"
  
   В других редакциях этой новости, которую я разыскал сегодня, упоминаются ещё фанфики, манги (что это такое, вообще-то?) и ещё какие-то жанры подростковой субкультуры...
   То есть культуры сниженной, упрощённой, обочинной (маргинальной), которая не дотягивает до общепризнанной и общечеловеческой, важной и близкой большинству нормальных взрослых, зрелых людей.
   (По правде сказать, я удивился. - Не знал раньше, что до сих пор такое было разрешено. И задался вопросом, как учителя-то справлялись с такими "примерами" из источников, которые взрослые люди не знают и знать не должны? Они учат подростков, п о д н и м а я их до общечеловеческого культурного уровня, и совсем не обязаны с п у с к а т ь с я на их уровень, если этот уровень так специфически не зрел).
   Но вот эта формулировка, высказанная, наконец вслух Министерством образования для школьников - она ведь исчерпывающе описывает внутренний мир как раз девушки-саванта (добавить к ним надо только бои ММА и простейшие боевики, где герои не обременены какой-то мало-мальской ПСИХИКОЙ, а только убегают от врагов или, наоборот, выслеживают их и с ними сражаются)! - изумился я.
   Более сложные книги и фильмы девушке-саванту попросту недоступны, и даже если посмотреть иллюстрации к её публикациям, то увидишь сплошную череду девочек-японок в доспехах и с мечами, каких-то фантастических чудищ из фэнтэзи-поделок, страшных зомби из фильмов ужасов и, в лучшем случае, героев простейших бовиков.
   И всё. Более сложные человеческие чувства и коллизии, переживания - ей недоступны, и поэтому "обыкновенные" книги и фильмы, те, что пишутся и снимаются для зрелых людей (каковыми является большинство из нас) ей непонятны. И читать ей их или их смотреть у неё не получается (допускаю мысль, что она пыталась).
   Взрослый, реальный мир - ей не даётся, она не может его для себя приоткрыть.
   (Напомню, что Л. С. Выготский когда-то дал мощное определение литературы нового времени: в ней все герои неоднозначны, АМБИВАЛЕНТНЫ, - но вот термин-то "амбивалентность" девушке-саванту, я думаю, не понять никогда. Ведь ощутить амбивалентность могут только люди с объёмным мышлением. А у Эль оно безнадёжно плоскостное, лишённое 3его измерения).
   То, что на площадке Дзена "запретов" на цитирование чего угодно, в том числе комиксов, компьютерных игр и фэнтэзи, нет, само по себе прекрасно. ОГЭ Эль, как я назвал девушку-саванта, сдать бы не могла, но здесь, на этой универсальной площадке, писать может, как и раньше, что заблагорассудится. То, что ей близко, понятно, и вызывает восхищение.
   Плохо другое.
   То, что она совершенно не понимает, насколько весь её внутренний мир и страсти находятся на краю, на самой что ни на есть периферии общечеловеческих интересов и представлений.
   Я всегда поражался, на каком голубом глазу она ссылается на каких-то персонажей из своих "источников", того мира, которым питается и в котором живёт её сознание. И не раз говорил ей, что она единственная знает этих существ, нормальные люди о них слыхом не слыхивали.
   Но ни в чём убедить эту Эль я не смог. Она по-прежнему убеждена, что и все остальные люди прекрасно знают тех, кого она упоминает и им они так же близки, как и ей.
   (Что это, так сказать, "common knolеdge", "общеизвестно" - как ответил полковник Пикеринг в "Моей прекрасной леди" на изумление Хиггинса, откуда тот знает, где надо покупать дамские платья).
   Она для себя дорисовывает всех остальных людей по тому же лекалу, по которому выкроена и сама, и её взору не видна эта колоссальная разница между ею и другими. Не разница даже, а резкий контраст.
   Но понять Эль я ещё могу. У неё в мозгу существуют естественные, пока не преодолимые, ограничения сознания.
   Но не могу понять тех неумных "доброхотов", которые когда-то посоветовали ей завести канал на Дзене и здесь во всей красе развернуть её "достоинства", а именно безграничную эрудицию вследствие её уникальной способности запоминать, часто дословно, кучу малозначимых и большей частью просто бесполезных вещей.
   В древнем анекдоте рассказывалось, как художникам однажды поставили задачу написать портрет одноглазого правителя. Первый нарисовал его как есть, с одним глазом, и был отвергнут за "очернительство", второй нарисовал с двумя глазами и обвинён в приукрашивании действительности, и только третий нарисовал портрет в профиль, с той стороны, где у правителя и был его единственный глаз.
   "Так родился соцреализм!" - заключает эта история.
   Но такой "соцреализм", как на канале Эль, достаточно хорошо скрывает её полную эмоциональную инвалидность (об этом я напишу отдельно), хотя всё равно не может скрыть, что и в видимой, выставленной на всеобщее обозрение, "стороне" её личности всё равно всё плохо. Примитивный, зачаточно-человеческий внутренний мир Эль может найти отклик только у ещё не созревших подростков или маргиналов и фриков (которые кучкуются вокруг неё на её канале).
   И этого не спрячешь никаким "портретом в профиль". Это на виду. И именно о таком эффекте я писал когда-то в зарисовке "Значит, заметили!"
   Ну а российским школьникам я бы посоветовал тянуться к высокой, общезначимой культуре, налегать на Лермонтова, Толстого, Чехова и на других великих творцов. Чтоб не открыть однажды, что за пределами своей субкультуры они ничего не понимают и нормально-развитым людям с ними не о чем говорить.
   Ведь Данинг и Крюгер вас предупреждали!
  -------------------------------
   И ещё вспомнилось. Даже милашка-героиня в исполнении Мэрилин Монро в фильме "Давай займёмся любовью", объясняла то, зачем учится в вечерней школе: "Не хочу не понимать, о чём вокруг говорят люди". Но увы, девушке-саванту расширить свой кругозор до нормального пока не дано.
  ----------------------------------------------------
   Для желающих поддержать автора -
  
   счёт на Ю-мани 4100116748888663
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"