На этот вопрос я давно и категорически себе ответил: да, надо!
Но при этом "для всех" должен ввести не менее категорическую и непреложную оговорку: если она, эта интуиция, есть.
Потому что интуиция - это совсем не то, что кажется людям простым и незамысловатым.
Ведь самые простые люди устроены так: если кто-то сказал мне неприятную вещь или сделал что-то "плохое" - то такой человек мерзавец, редиска, и приговор этот окончательный, обжалованию не подлежит.
Ну нечего здесь обсуждать: вот он, например, мне денег не занял, а деньги мне нужны были позарез! Кто он после этого?..
Такая примитивная, эго-центрическая модель мира (дефис я поставил здесь специально, чтобы подчеркнуть суть) - не претендует ни на широту охвата мира вокруг субъекта, ни на (следовательно) объективность. Такой субъект судит обо всём с позиции своего сиюминутного интереса, маленькое "поле" в жизни, которое он огородил для себя, своего бытия и свой морали, никак не вписывается в более широкое "поле", которое включает уже и представления об интересах и мнениях других людей. Но обозначенного здесь субъекта это не волнует, не волнует, что он рассуждает как обычное животное, опираясь только на свои простейшие инстинкты и игнорируя более широкую реальность.
Для интуиции здесь места нет, говорить с таким человеком об объективном портрете другого - нет смысла.
Но всё-таки большинство людей не так эгоцентричны и не считают себя центром вселенной. Они понимают, что живут среди других личностей, которые не менее автономны, чем они сами, и которые являются (для себя) точно такими же "центрами вселенной", хотя и прячут эту убеждённость от окружающих, считая такое выпячивание неумным и неуместным.
Так почему в их оценке мы должны прислушиваться к своему внутреннему голосу, к своей интуиции?
Всё просто: потому что в нашей голове НЕ ВСЕ ЗНАНИЯ жёстко формализованы, выражены конкретными формулами и словами.
"Этот человек - добрый", - думаем мы. Но опираемся при этом не на какие-то конкретные поступки, которые способны мгновенно вспомнить и даже их привести в качестве примера кому-то, кто считает иначе, этому "иначе считающему" кому-то - "доказать".
Нет, мы опираемся на свой образный (это я так сейчас назвал, ища подходящее слово), не дошедший до выражения в словах, опыт: там-то этот человек поступил так же, как поступают добрые люди; там-то он доказал, что не самоутверждается за счёт других; там-то - сделал не то, что ему было бы выгодно, а просто поступил так по природной душевной доброте.
Наш опыт - это гигантские конструкции, которые мы формируем в течение нашей жизни, это такие мега-образы, в которых собраны те или иные модели поведения других людей, с которыми мы и сопоставляем те или иные штрихи в поведении человека, которого только что узнали, увидели впервые.
И это сопоставление - срабатывает мгновенно. Не дожидаясь (ведь вс равно не дождётся! Такая работа не будет сделана практически никогда!), пока мы обозначим словами то или иное своё впечатление.
За мою жизнь я попытался "извлечь наружу", обозначить словами немало связей, которые мы видим в другом человеке и которые диктуют нам те или иные оценки других личностей.
Но я чётко понимаю, что это отдельная и очень специфическая работа, очень на любителя. И что связи разных черт и поступков человека с его целостным "образом" вот так объяснены могут быть только в очень немногой части реальности.
Интуитивно большинство людей, например, восхищается ПРИНЦЕССОЙ ДИАНОЙ...
Но почему? Я задался этим вопросом, когда спорил с теми (очень малочисленными в этом мире, на деле), кто считал её скандальной, расчётливой, тщеславной или какой-то ещё в том же роде.
Я поискал суть, слово, которое навсегда опровергло бы эти домыслы. Я постарался раскопать главное в ней и выразить его словами. А когда раскопал, думаю, что у всех, кто защищал "народную принцессу" от нападок, появилось мощное оружие, важный в этом споре аргумент.
Но это просто СЛОВО, которое теперь уже стало трудно обойти, с которым теперь уже труднее стало бороться. Но интуитивно мир, миллионы людей, ч у в с т в о в а л и искренность принцессы Дианы и без него.
Не выражаемый словами собственный опыт безошибочно подсказывал им, что можно подделать и "избразить", а что - нет.