Аннотация: Вера в бога - в душе человека или внешних атрибутах?
(О конфликте в Екатеринбурге). Храм - где ему быть?..
Большинство обозревателей (политологи и блогеры), а вслед за ними и неравнодушныее граждане, в комментариях к их публикациям, уже высказались о проблеме строительства храма в Екатеринбурге и противостоянии вокруг него: граждан и церкви, граждан и властей.
Я читал внимательно, и, кажется, узнавал всё новые и новые значения произошедшего и все разнообразные смыслы этого события, подмеченные коллективным разумом нашей общественности.
Ну вот читай и мотай на ус, - казалось бы, должен был по традиции решить я для себя. Люди прекрасно разобрались, что происходило в Екатеринбурге, осветили эту ситуацию со всех сторон...
Но внезапно я наткнулся на то, что один, самый важный и глубокий, аспект проблемы - во всех этих обсуждениях не был затронут ни разу. И наткнулся я на это в заметке блогера Sapojnik, который в связи со страстями в Екатеринбурге выступил против "бесогонской" позиции нашего барственно-царственного мэтра культуры Никиты Михалкова. По словам Sapojnik"а Никита Михалков уже давно ратует за скрепы и высокую нравственность, которые были у русского народа до Октябрьской революции благодаря православию и церковной жизни, а после, после утраты этих скреп, началась нравственная деградация народа, особенно остро будто бы заметная сейчас, согласно картине народного упадка и разложения, нарисованной Михалковым широкими и щедрыми мазками.
"Этот самый народ, будто бы нравственный и богобоязненный, потом, в 20-30ые годы безжалостно сокрушил большинство храмов", - разбил блогер пафосную аргументацию Михалкова.
И всё? - изумился я. А где главное-то? Почему до сих пор о нём никто до сих пор не проронил ни слова?
Что вера, духовность, мораль - никак не связаны с религиозной обрядностью вообще? Количество храмов и священнослужителей, обилие собственности у церкви и пышность церковных религиозных "отправлений" - никак не коррелируют со сплочением и возвышением народного духа и ростом его просветлённости?
Избыточность церковной собственности и блеск религиозных мероприятий - это не лепта в рост "богобоязненности" и морали рядовых верующих, а, скорее, помеха им, - вот что провозгласили в своё время идеологи и деятели религиозной Реформации в Европе на закате Средних веков. И осуществили, перейдя к протестантизму, очистку церкви от этой излишней пышности и богатства. Чтобы говорить с богом, не нужны величественные постройки, богатый клир и пышные обряды. Бог должен жить в душе человека, а для религиозных мероприятий вполне хватит скромных церковных построек и скромных "посредников"-пасторов.
Но наша, нынешняя православная, церковь - словно никогда и не слышала об этой дилемме: возвышаться душой через благие, угодные богу и людям, дела, или наращивать свою экономическую мощь и богатство, - будто бы во славу веры и роста духовности паствы.
Глухая к пониманию этой разницы, наша церковь действует с точностью до наоборот: не борется за авторитет своими добрыми делами, отзывчивостью к людям, милосердием, а наоборот, разрушает даже тень своего авторитета, - всё сильнее демонстрируя свою алчность и жадность, я бы даже сказал - полное бесстыдство на поприще своего всё растущего стяжательства. Примеров здесь так много, что о них надо бы было писать отдельно.
Ни в коей мере я не призываю к Реформации нашей церкви (её в известном смысле уже осуществил когда-то её раскол и появление старообрядчества), пусть эту проблему решают те, кого она хоть как-то касается. Но я хотел бы, чтобы этот важнейший, принципиальный водораздел: высокая моральность поступков и деятельности или - пышность и масштабность обрядов, - раз и навсегда нашёл себе место в мышлении наших граждан.
И тогда ещё робкие, на уровне догадок, реплики людей: что нам нужнее: новые храмы или школы и больницы, - обретут под собою, раз и навсегда, мощный фундамент. Строительство новых храмов и апартаментов для Патриарха - это не путь к Богу, а путь от него. К религии и росту духовности нации политика нашей нынешней церкви не имеет никакого отношения. Скорее наоборот: духовность и мораль уходят всё дальше от нынешних клерикалов, расходятся с ними - кардинально.
------------------------------------
И ещё мелочь, которую, как мне показалось, заметил я один. Мне попалась на глаза заметка о мероприятиях, которые до сих пор регулярно проходили в этом спорном сквере. Их было очень много, самых разных! И конкурсы, и фестивали, и спортивные события... Этот сквер, вероятно, есть то публичное, общественное пространство, которое сплачивало и объединяло горожан, делало их общую жизнь осмысленней и интересней...
Так что ж вы молчали в таком случае, екатеринбуржцы? Почему были речи о каких-то "зелёных насаждениях" и "месте для прогулок", и никто не сказал прямо: что этот сквер в вашем городе - это центр притяжения, душа, сердце вашего мегаполиса, он - один из важнейших пунктов вашей самоидентификации, яркое явление вашей жизни?
Опять - не смогли выразить главное, не нашлось нужных слов?