Когда стоишь на твёрдой почве... (несколько эпизодов из жизни)
Недавно один оппонент, проигравший в споре со мной, разразился самоутешительными тирадами для своих знакомых, доказывая им, какое я в целом "ничтожество" (не то, что он!)
И этим напомнил мне один давний эпизод из моей жизни.
Дело было ещё в советские времена, в одну из поездок сотрудников института, в котором я работал, "в колхоз", то есть на помощь подшефному сельскохозяйственному предприятию.
В конце "трудовой вахты", когда все уже собрались у дороги, ожидая автобуса обратно, какую-то совершенно не знакомую со мной тётку вдруг подмыло приподнять свою самоооценку - сделать мне замечание.
"А вы не слышали о вреде курения?" - наехала она на меня.
Ответ мой был молниеносным, но я усилием воли удержал его при себе, так как столь же молниеносно представил, сколько брызг из разбитых мозгов и соплей вызвал бы этот мой ответ.
"А вы не слышали о вреде несунов?" - хотел было ответить ей я, поскольку эта по-провинциальному напыщенная обывательница (о, описать нравы ей подобных нужна кисть М.Е. Салтыкова-Щедрина! С Гоголем ему в помощь), как и многие участники данного "трудового десанта", сочла своим долгом прихватить хоть что-то себе домой с колхозных полей, полагая это своим неотъемлемым правом.
"Несуны", то есть люди, которые в советское время тащили всё, что можно украсть на производстве, с этого производства в свою личную собственность, считались тогда огромным социальным злом, и пламенные публицисты и просто функционеры и партийные "вожди" СССР регулярно возвышали свой голос против этого бича советской экономики.
Однако для данной тётки необходимость хоть чем-то поживиться из даров колхозных полей, раз уж нам выпало здесь оказаться, набить кошёлку даже копеечными по цене капустой, морковкой или картошкой было делом чести. Почти что долгом перед самой собой.
Ей даже не приходило в голову, что считают воровство нормой, даже у нашего "общенародного" государства, далеко не все. И что кого-то эта мелочность и нечистота на руку может сильно коробить.
Как, например, эта моральная нечистоплотность всегда коробила меня.
Но зло это было настолько повсеместным, "общепринятым", что его исполнители даже не задумывались о том, что делают. Им это казалось и "законным", и "естественным" даже если в других обстоятельствах они вовсю обличали "проклятую советскую власть".
И вот этой спесивой провинциальной тётке даже в голову не пришло, что, задумав выпад против меня, она сама стоит отнюдь не на твёрдой почве морального будто бы надо мной превосходства, а на очень спорном и зыбком основании.
Думаю, у неё не хватило мозгов увидеть себя и своё положение в мире в более широком масштабе. Кочка, с которой она могла видеть этот мир, так и осталась для неё "абсолютной", о том, насколько она зЫбка и уязвима, она не смогла даже заподозрить.
Человечек же, который заставил меня вспомнить этот эпизод, пребывал в таких же узких рамках, что и та спесивая провинциалка.
Попытавшись опровергнуть мою трактовку "девушки-саванта", о которой я недавно написал, он потерпел поражение в споре со мной, однако самолюбие его оказалось достаточно объёмным, так что сильно пострадало, и он отправился компенсировать ущерб, нанесённый этому неоправданно-раздутому самолюбию, на "свой" канал, т.е. канал девушки-саванта, на котором издавна кучкуется компания её читателей, а попросту говоря, группа поддержки данного канала.
Там он дал волю своей уязвлённости и от души пофантазировал, какой жалкий автор я (то есть Евгений Мартин), как мало у меня читателей и комментариев на Дзене.
Мне пришлось вмешаться, и напомнить этому горделивому "герою", что канал, на котором они собрались, то есть канал девушки "Эль" - поддерживается и продвигается неестественными, извращёнными средствами: группой личных знакомых Эль, которые изо всех сил пишут комментарии к её опусам на любую, какую она ни возьми, тему. Тем самым искусственно имитируя "читательский интерес", который подталкивает Алгоритм Дзена увеличивать показы статей канала (для остальных авторов показы, выдаваемые Дзеном сейчас стремительно движутся к нулю).
И объяснить важную вещь, которую он в своей душевной простоте уже успел "забыть": что все остальные каналы развиваются и функционируют ЧЕСТНО, публикуя статьи для совершенно незнакомых и посторонних их авторам людей.
Ничего общего с уловками того странного канала, на котором пасётся он со товарищи.
Ну, а пока я обдумывал эту заметку, я вспомнил ещё один эпизод, того же, кажется, порядка, что и предыдущие два.
В конце июня этого года многие, вероятно, видели ролик (я о нём даже писал), где "отважный" пенсионер города Ростова, занятый бойцами небезызвестного музыкального коллектива как первый этап их памятного марша на Москву, стыдит и поучает этих бойцов, доказывая им их неправоту.
Кто-то даже восхищался принципиальностью и смелостью этого сморчка-старичка, но вот меня от его "смелости" просто перекосило.
Хорош же был этот тыловой "храбрец", который со своими принципами и нравоучениями обращался бойцам с передовой, пришедшим "с ленточки", из самого горячего на этой ленточке пекла.
Разошёлся он так явно потому, что знал, что э т и бойцы его не тронут, ничего плохого ему не сделают (недаром весь город вокруг приветствовал этих русских героев), что вся его отважная принципиальность сойдёт с рук и не вызовет для него никаких негативных последствий.
Но я очень хотел бы посмотреть на этого, выкатившего грудь колесом, тылового хрыча, если бы в город вошли части наших "соседей".
Действительно вpaждебных нашему народу, действительно опасных...
Как сильно он бы поджал хвост и в какую щель забился тогда - вместо нынешней проповеди своих "принципов" и своей высокой морали...
А ещё наглядней - куда бы он засунул свои поучения, если бы от "музыкантов", вошедших в Ростов, действительно исходила угроза им, мирным россиянам.
И сколько ещё среди нас таких "принцииальных" и "правильных" людей, мнящих себя моральными авторитетами... тогда, когда они воображают, что почва, на которой они стоят - незыблема как гранит!
Увы, часто оказывается, что это не почва незыблема, а их кругозор убог и узок, - таков, что провоцирует их на то, чтобы попробовать поправить их низкое самоуважение вот таким способом - попыткой обличить других.
В глаза... - надеясь на безнаказанность и что их не впечатают м...дой в стену, или за глаза - хотя бы для самого себя и своих ближайших слушателей...
Насыщают своё страдающее Эго они там, где их шансы кажутся им "верняк", или... зажмуря глаза, занимаются самоудовлетворением. Ну что поделаешь, раз реальное - нормальное, полноценное удовлетворение среди людей им недоступно?