Написав в заголовке "до сих пор" я слегка слукавил. На протяжении 60ти лет существования этого фильма в нашем культуром прострастве и нашем народном сознании "страстей" особых не наблюдалось, фильм просто был признан одним из самых любимых у нашего народа, у всех нас, и на этом ставилась точка.
А вот то, как его по-разному воспринимают разные люди - открылось только сейчас. Когда популярным в Сети стал жанр рассмотрения привычных и хорошо всем нам знакомых героев старых советских фильмов "под другим углом".
Да, это интересно! Порассуждать о том, кто хорош, кто плох, кто прав, а кто виноват, кто из героев как будет жить дальше, за пределами своего фильма, в других обстоятельствах - это очень хороший (и увлекательный!) психологический тренинг, прекрасно развивает навыки психологического анализа других людей у каждого из нас. Я и сам не раз включался в эти горячие дискуссии и открывал для себя более точные характеристики закомых героев, которых до того воспринимал только в контексте и рамках подаривших их нам фильмов.
Но всё это было до поры... Пока авторы каналов, пишущие в этом жанре, не написали всё общеодобряемое и не перешли к совсем уж фантастическим предположениям (исписались? Реалистичные идеи закончились, но они не захотели с этим смириться? - не знаю)...
И вот тут стало проступать одно человеческое свойство, которое я видел в жизни своими глазами не раз, но за много лет так и не нашёл для его обозначения какого-то краткого, единственного, точного слова.
Поэтому придётся объяснять его длинно и многословно.
Это то, что некоторые люди видят поверхность явлений и только её, не прозревая глубинные смыслы, скрытые под этой поверхностью. "Но он сказал!.." "Но она сделала!.." - доказывают они тебе, уверенные что эти слова и есть последняя, в высшей инстанции, истина, что мотивы героев и последствия их поступков не надо даже искать, никакого другого смысла они иметь не могут. Внутреннего, интуитивно понятного другим, более глубокого уровня у персонажей как бы нет и не может быть, всё, в нём есть, выражено его словами и действиями. (В жизни такая эмоциональная, нравственная слепота, неумение видеть то, что таится в глубине, за протокольной точностью того, что на поверхности, оборачивается для таких людей ошибками, часто очень принципиальными, в их оценках людей, - но это уже другая тема).
"Катерина (в "Девчатах") - завидушка! С самого начала пытается отвратить Тосю от Ильи, потому что сама мечтает охомутать "первого парня на деревне". И сначала представляет Тосе его бабником, а потом высказывается откровенно, какой он герой, "не то, что мой Сашка - только на гармошке играть"! Да вдобавок всё время вмешивается со своей "помощью" - с целью навредить отношениям Тоси и Ильи, помешать их примирению".
Теперь я и сам не верю, что прочитал такое, но вчера, когда наткнулся на эту заметку, чуть не утонул в том море поддержки, которую получила у читателей эта трактовка автора.
"Коварная подруга", "змея подколодная" - только и неслось в поддержку автора, заявившего в финале своего рассмотрения, что с такими подругами, как у Тоси, "и врагов не надо"!
Вот-те на!
Выломав из контекста ясного, цельного и глубокого фильма отдельные куски, автор с лёгкостью строит из них собственную конструкцию, превращая его в полую противоположность тому, что создали когда-то талантливые, искренние авторы.
Нет, это уже не фильм о дружбе девушек, их деликатном невмешательстве в жизнь друг друга, бережной опеке младшей подруги, наивной девчушки, вчерашней выпускицы ПТУ, выросшей в детском доме, - совсем наоборот! Это фильм о зависти, подлости и подножках к юной Тосе Кислицыной. Другого автор ничего не увидел, поскольку слова брал без их интонации, а на выражения лица героинь вообще не обращал внимания (а зачем они ему? В "протокол" их не вставишь!)
...И всем, кто, прочитав это эссе, собрался поверить в трактовку автора, я предложил только одно: посмотрите на лицо Кати - Люсьены Овчинниковой, когда она говорит, мечтательно: "А знаете, мне кажется Илья и вправду влюбился! Посмотрите, каким он стал!"
Разве это не искренняя радость за Тосю? И разве героиня Овчинниковой не самое светлое пятно в этом фильме, от сияющей счастливой улыбки которой фильм потерял бы сразу половину своего обаяния?
Но оказалось, что увидеть этот свет, это свечение - дано не всем.
И, может быть, кто-нибудь, наконец, поможет мне найти слово, которым кратко и ёмко можно описать это свойство некоторых людей не видеть того, что видит большинство? Эту лишёность внутренего зрения, интуиции, вИдения смысла?