Об этой опасности я задумался недавно, когда читал заметку одной автора на Дзене, где она выкладывала суровую, сермяжную правду о своей жизни.
Читателей, вернее, читательниц у неё огромное количество, и в комментариях почти повсеместно звучали их восторги о том, как автор верно что-то подметила, как "попала" в то же, что чувствует и обнаруживает в своей жизни почти каждая из них.
Не помню уже, какой комментарий оставил я, кажется, что-то о том, что людям важно - вот в таких, как у неё, текстах, найти выражение своих ощущений и переживаний, чтоб понять, обнаружить их, сами эти переживания, в себе, а значит, пристальнее и подробнее их рассмотреть и обдумать...
Ответом от автора мне была какая-то картинка: блин с большими красными глазами.
Что этот блин означал, я просто-напросто не понял. Языком племени Мумба-Юмба я, как выяснилось, совсем не владею. Вот тебе и "научить читателя обнаруживать и выражать свои чувства" при помощи слов, найденных опытным автором: писателем или поэтом! Здесь, вместо слов, я просто смотрел на какой-то блин.
...Потом, конечно, другие читатели этого поста мне объяснили (сама автор обиделась и ушла в возмущение): это означало лучащиеся любовью глаза получателя моего коммента, а красные глаза это были и не глаза вовсе, а два сердечка.
Вот такой вот "ответ". Изображение "сердечек" (ну, будто бы), окружившие нынче нас со всех сторон, я вообще считаю беспросветной пошлостью, ну а нарисованные вместо глаз у какого-то блина (он должен был означать расплывшееся в радости лицо) просто даже не знаю, каким словом и назвать.
Вот тебе и миссия писателя! Вот тебе и его функция в обществе: научить тех, кто к этому не привык, обнаруживать свои чувства и ощущения и выражать их словами!
А ведь эту роль писателя я всегда считал одной из важнейших.
Улица корчится, безъязыкая,
Ей нечем кричать и разговаривать, - писал ещё Маяковский, тоже видя одной из своих задач - вложить в уста улицы слова, подарить ей это умение - г о в о р и т ь, высказывать себя, себя выражать.
И почему-то носятся в голове строки Мандельштама: "О, дай мне имя, дай мне имя! Мне будет легче с ним, пойми меня, в беременной высокой сини!" (А ещё: "безымянную, мы губим, вместе с именем любовь...")
И вот эта задача писателя: научить людей обнаруживать, в и д е т ь свои проблемы и переживания, свои чувства и ощущения, - кажется мне очень важной.
Важной она была всегда, в самоосознании и развитии человека и общества роль писателя огромна. Но сейчас она, мне кажется, возрастает ещё сильнее. Потому что огромный пласт человеческого общения развивается в Сети, а здесь умение донести свою мысль или мнение именно с л о в а м и, только ими, без какого бы то ни было сопровождения мимикой, интонацией и жестами, как люди привыкли в обычной жизни, - приобретает особенно важное значение.
Как часто я читаю в комментариях какие-то вскрики, выплески, междометия, фразы неизвестно о чём! Человеку кажется, что он что-то сказал, что исторгнутое им безусловно понятно всем, но на деле это совсем не так.
"Мысль" такого собеседника настолько загадочна, что часто приходится просить его объяснить, что он всё-таки хотел сказать. Вскрик, всхрюк, какая-то нелепая реплика ничего не донесли до получателя такого "послания", всё надо говорить заново - на внятном, понятном и полном, а не усечённом до междометий, русском языке.
Хотите, чтобы вас понимали те, с кем вы общаетесь в Сети? - Значит, не забывайте, что в Сети есть только чистые, голые с л о в а - без всяких соусов и приправ, которыми они облеплены и дополнены в общении вживую.
В наступающую эпоху научиться говорить с л о в а м и придётся уже всем.
А с всхрюками и вздёргами Эллочки - расстаться навсегда, безжалостно оставить их в прошлом.
Поэтому эмодзи - не обогащают, а обедняют общение людей. Тянут их в противоположную сторону от той, в которую людям следовало бы сейчас активно продвигаться.
Людям надо н а у ч и т ь с я выражать себя, г о в о р и т ь в Сети, а не наоборот, при помощи эмодзи, разучиться.