Диалектика. Одно из важнейших свойств поэзии А. Вознесенского
Если хорошенько подумать, напрячь память, то, пожалуй, всё равно не вспомнишь, у кого ещё из поэтов так развито именно диалектическое видение мира, которым пронизано целиком, всё творчество Андрея Вознесенского.
Которое является неотъемлемой стороной видения мира именно этого мастера.
Кажется, что, направив внимание на любое жизненное явление, Поэт не может (так пристально вглядывается?) увидеть его только в одной его ипостаси, каждое жизненное явление для него многомерно, многогранно, и, сказав об одном, он не может остановиться и не сказать о другом свойстве того, на что он внимательно смотрит.
И эта особенность его взгляда на вещи у Вознесенского во всём, повсеместно.
Начать хотя бы с "Новая Лебедя-75". От упоения, восторга юного исследователя, которому повезло - первому из всех! - увидеть появление новой звезды в созвездии Лебедя - до... до конца, до полного исчерпания этого восторга. Когда, истратив все душевные силы на переживание своего первенства, открытия, душа героя взрослеет и уже перестаёт считать своё неслыханное везение чем-то значимым в своей жизни и судьбе.
Жизнь ведёт его дальше, к более серьёзным достижениям, и в конце стихотворения, уже на ходу он бросает:
Прощай, моя Муза, прощай моя лживая слава!
Ты мне надоела, ступай к аспиранту.
Но всё-таки, если хорошенько поискать, то такое взросление, смену юношеского восторга зрелостью, найти у других поэтов ещё можно.
Но вот тотальности диалектики, пронизывающей нашу жизнь на каждом шагу, неустранимо, я не могу припомнить больше ни у кого.
И хотя диалектика, многомерность видения мира у Вознесенского становится героем почти каждого стихотворения и поэмы, здесь я хотел бы напомнить в некотором роде образец, классический её пример в творчестве поэта.
Показать диалектичность вИдения поэта в её самом чистом, без примесей, виде.
Это стихотворение "Правила поведения за столом".
Уважьте пальцы пирогом,
В солонку курицу макая.
Но умоляю об одном:
Не трожьте музыку руками.
Она с душою наравне,
Берите трёшницы с рублями,
Но даже вымытыми - не
Хватайте музыку руками.
Нашарьте огурец со дна
И стан справасидящей дамы,
Даже под током провода,
Но музыку - нельзя руками.
И прогрессист, и супостат,
Мы материалисты с вами...
Но музыка - иной субстант,
Где не губами, а устами...
Руками ешьте даже суп,
Но с музыкой - беда такая!
Чтоб вам не оторвало рук,
Не троньте музыку руками!
Парадоксально?
Но зато никто, кто это прочёл, не сможет сказать, что не знает о музыке теперь всё. Что ему этого никто не сказал.
И любому, кто прочитал эту заметку, я надеюсь, уже трудно будет не заметить эту диалектичность, этот переход любого явления в свою противоположность, бесконечного превращения всех сторон жизни одна в другую, которая пронизывает всю поэзию Андрея Вознесенского, выступает - почти в каждом его стихе.
И в этом я вижу особое величие поэта, потому что только диалектика охватывает жизнь полно и исчерпывающе, показывая, как слабость, хрупкость - оборачивается несокрушимой мощью, как поражение оказывается победой и наоборот, как жизнь становится смертью, а смерть - жизнью.