Разумеется, я не намерен повторять, что, со вчерашнего дня, 21 сентября, многократно же написали все на свете СМИ и блогеры.
Как всегда, я хотел бы выделить то, что в объявлении президента Путина показалось самым важным и значимым мне.
И 1й аспект, о котором хотелось бы сказать, это роль международных союзников России в подталкивании нашего Гаранта к нынешнему решению.
Канал "Государственник" пишет, что Пу и Си "на полях" (в кулуарах) саммита ШОС в Самарканде (15-16 сентября) достигли таких договорённостей, что Путину стало легче объявлять о своём решении о мobилиzации, поскольку он почувствовал поддержку Китая, которой до этого ему не хватало или которая была до этого недостаточно надёжной.
Посмотрите! - восклицает автор канала. - В феврале Си и Пу встретились - и Путин начал СВО. В сентябре они снова встретились - и Путин объявил новую стадию наступления России в её борьбе с У-ной, более решительную и жёсткую.
Вот как! Получается, что недостаток поддержки извне - от если не союзников, то, по крайней мере, симпатизантов, мешал главе нашего государства наращивать усилия по очищению У-ны от нazистской скверны. А теперь, дескать, не мешает.
Государства, "пошедшие за Россией" в тот новый мир, который она вызвалась построить, втянутые в этот новый процесс тем, что явно или неявно поддерживают Россию, теперь пообещали поддерживать её более последовательно, и мы можем, в своей CBO идти смелее дальше.
Но я думаю, что верно здесь только одно - о "втянутости". Эти государства сделали первые шаги навстречу новой реальности (ну, например, согласившись торговать за национальные валюты, объединиться в единой платёжной системе, альтернативной SWIFT-e) и отступать им теперь не с руки.
Однако я бы всё-таки посмотрел на это с другой точки зрения, с той, которую высказал автор канала "Репортёр".
Там утверждается наоборот: что наш Гарант столкнулся с недовольством своих "сподвижников-попутчиков" с недостаточными темпами движения вперёд в нашей CBO. Об этом говорит и низкий уровень почёта, с которым принимали Путина в Самарканде - по сравнению с высочайшей степени "желанности", которую хозяева саммита продемонстрировали по отношению к главе Китая, и ряд других "обидных" лично для Путина нюансов.
Да, мы движемся вперёд. Но движемся всё-таки слишком медленно и нерешительно. В других странах в это же время происходят свои драматические процессы (именно в плане противостояния США и коллективному Западу) и ждать целую вечность, когда Россия нанесёт то поражение Западу, которое нанести сама же и вызвалась - времени может хватить не у всех.
Да, время работает на Россию. Но работает, по многочисленным наблюдениям, пока слишком медленно.
И очень своевременно в Сети (на ресурсе "Украина.ру") появилось высказывание военного эксперта К. Сивкова о том, что надо менять и стратегию проведения CBO.
Не прогрызаться сквозь укрепрайоны ВСУ на Донбассе, а стремительно обходить их с флангов, отрезая от "своих" и сея панику и пораженческие настроения даже у частей ВСУ, охваченных в полукольцо.
Ну и, разумеется, уничтожать транспортную инфраструктуру У-ны, лишая воюющие части ВСУ подвоза припасов и вооружения.
Вот ВТОРОЙ аспект объявленной президентом РФ мobилиzации. Проведение референдумов о присоединении к России ЛНР и ДНР, а также освобождённых областей У-ны, отрезает нас от возможности о чём бы то ни было договариваться с У-ной (кроме её полной капитуляции), а значит, будет подталкивать действовать более решительно, без прежнего осторожничанья и миндальничанья.
Ну а ТРЕТИЙ аспект объявления частичной мobилиzации 21 сентября - это тот, который Михаил Хазин обозначил в своей статье (ой, простите, опять видеомонологе!) под названием "Параллельное государство выходит из-за кулис".
На него сейчас меньше всего обращают внимание, но он, на мой взгляд, имеет самые далеко идущие последствия, несоизмеримые даже с (обязательной!) нашей победой в СВО.
Правда, Хазин рассуждает больше о силах, пpoтиводействующих планам России на различных этажах власти и в экономике, скрыто саботирующих выполнение решений верховной власти - явной и неявной "пятой колонны" в нашем государстве.
При этом просто поменять одних персон во власти на других, более патриотичных, не получится. Вся система наших законов и подзаконных актов, ведомственных инструкций цементирует именно такое поведение ответственных чиновников, закрывая возможность для них действовать по-другому.
Сложившаяся за десятилетия управленческая система просто не приспособлена для решения новых задач России. И, хоть и осторожно, М. Хазин намекает, что нужны другие, новые управленческие структуры, которые и будут обеспечивать выполнение новых требований нашего государства и экономики в новых условиях - условиях СВО.
Лично мне эта идея очень близка и понятна, я сам недавно писал, что Россия нуждается в мobилиzации. Но не в мobилиzации народа на конкретную вoopyжённую бopьбу с Укр-ной, в мobилиzации самой власти, преодоления её половинчатости и разнонаправленности действий её различных подразделений. (Я сравнивал тогдашнее (всего несколько дней назад) российское управление с Тянитолкаем).
Но раз М. Хазин подчёркивает, что в прежней системе иного результата нам не добиться, то разумной выглядит его мысль (и моя, кстати, тоже, двухгодичной давности) о формировании заново, с нуля, тех органов управления, которые будут делать то, что нужно России, в нынешних условиях.
Параллельно прежним, постепенно забирая у них власть под решение именно задач СВО и преодоления последствий для экономики России западных санкций. А также значительного, на опережение, экономического рывка вперёд для России.
Подобные задачи могут быть выполнены только в условиях государственной собственности и плановой постановки задач для стратегически-важных предприятий.
Об этом же хорошо говорит К. Сивков:
" И, конечно же, учитывая форс-мажорные обстоятельства, надо чётко понять, что решить задачу импортозамещения (невозможно - Ред.) без национализации стратегических отраслей экономики. Полная национализация и переход на плановую экономику с обеспечением баланса, чтобы не было разговоров "выгодно - не выгодно", а было - "надо - не надо", и точка. Вот тогда мы решим задачу импортозамещения. В противном случае нас ждёт национальная катастрофа, это надо чётко понимать".
То есть вместо того, чтобы тяжело биться со старой управленческой моделью России, нужно постепенно создавать новые, альтернативные органы управления страной и экономикой, создавать для них новую нормативную базу и выращивать новые кадры, которые поведут, наконец, Россию в новом направлении, выбранном ей 24 февраля.
Старые же структуры будут постепенно оттесняться от руководства проходящими в стране процессами, мирно отмирать, без острых конфликтов между старым и новым (Ох, как же мне это напоминает тезис Маркса о сломе старой государственной машины при переходе власти в руки нового класса!)
И, как ни крути, все подобные процессы будут означать движение страны ВЛЕВО, в возведение, по крайней мере, на начальном этапе, интересов страны в целом на более высокий уровень, чем интересы отдельных частных предпринимателей.
Думаю, что это неизбежный процесс. Он должен начаться, независимо от желания даже самых высоких управленцев России. Это то, от чего невозможно уйти, если желаешь своему государству победы в смepтельной схватке с Западом.
И у меня есть предчувствие, что именно полевение и мobилиzация национальных экономик в целях обеспечения выживания своих народов в эпоху кризиса (а кризис сейчас неизбежен) - это перспектива сейчас не только для России, но и для других государств тоже.
---------------------------------------------
Автор пишет свои заметки безвозмездно и в ущерб своим делам и задачам. Для желающих поддержать автора -