Бедный Гоша, ты "попал"? (о героях фильма "Москва слезам не верит")
Поскольку кино, литература, культура вообще находятся в сфере моих интересов, то Лента Дзена обильно снабжает меня публикациями на эти темы. В том числе за последнее время я не раз сталкивался с обсуждением "культового" (действительно важного, будоражащего людей до сих пор) фильма "Москва слезам не верит". Много чего я о нём уже начитался, но прочитанное сегодня уже вышло за всякие рамки!
"Катя не будет счастлива с Гошей. Ушёл в запой один раз - будет уходить и потом..." "Гоша - закомплексованный, уязвлённый... - вообще отвратительный тип..."
Ах, вот как? Оказывается, Катя не будет счастлива с Гошей! Оказывается, отвратительный и даже "гадкий" тип здесь Гоша!
А вот я почему-то вижу ситуацию с совершенно другой стороны.
Для начала - не с женской точки зрения. Хулители Гоши - почти поголовно женщины. "Алкаш", "неврастеник", "уязвлённый"... Опомнитесь, дамы! А вы на себя-то прежде, чем это говорить, посмотрели? Ну хотя бы в самом щадящем варианте - на примере посторонней вам Кати?
Гоша - интеллигент, умница, самостоятельная глубокая личность, свободная от оглядки на "мнения" и потому выбирающая жизнь себе по душе, а не подгоняющая себя под царящие в обществе стереотипы: надо делать карьеру, зарабатывать как можно больше, а дальше - по накатанной колее до бесконечности: квартира, машина, дача, звания, регалии, "вес" в обществе... (Пока тебя под звуки оркестра торжественно на кладбище не отнесут.)
Среди его друзей - кандидатов и докторов - у него и так "вес" выше некуда, печать надёжного друга и специалиста с золотыми руками и умной головой. Помните его рассказ Катиной дочке про императора Диоклетиана? Саша (так её звали?) слушает с интересом, а вот Катя бы всполошилась, забегала в поисках справочников: кто такой Диоклетиан?
Ну, Гоша и ей бы объяснил, конечно. Одно объяснил, другое, третье - из своих, судя по всему, неисчерпаемых запасов прочитанного и обдуманного, а потом? Как скоро Гоше надоест "приобщать" к высокому нацеленную на материальный успех, укоренение в столице провинциальную мещаночку Катю?
Катин культурный багаж - это то, что она "живьём, прям близко-близко" видела известных артистов. А что ещё? Книги? Кино? Музыка? Музеи? Общественные дискуссии о тех или иных проблемах?
Да когда ей на это всё отвлекаться? Она приехала Москву покорять - и покорила, достигла высот. Остальное-то всё ей зачем? Для чего?
Теперь у неё другая проблема: пустота в личной жизни. Надо решать её...
Когда я вспоминаю сцену "пикника по случаю дня рождения" Гоши, где учёные-друзья, истинные шестидесятники, поют дифирамбы Гоше, "показать товар лицом" Катерине, я не могу отделаться от чувства, что как только они останутся одни, без Катерины, они спросят Гошу: это что? Что ты в этой одномерной, в этой ограниченной тётке нашёл?
Это они сгоряча, ещё не разобравшись, так стараются (как и сам Гоша), но отрезвление, мне кажется, не за горами. "В нашу компанию? О нет, Гоша, не надо. О чём нам с ней говорить?.." Мало того, что не поймёт ничего, так ещё не дай бог, рот раскроет и своё какое-нибудь суждение выскажет. О том, в чём ничего не понимает... Нет, Гоша, уволь!..
...Радует то, что на просторах Сети уже промелькнул где-то заголовок с вопросом - а положительный ли Катерина персонаж?
Лично я её сильно положительной никогда не считал. Узколобая тётка, примитивные интересы...
И ещё кое-что.
"Как долго я тебя ждала!" - говорит Катя в конце фильма.
Ждала?
Катя, а ты уверена?
Уверена, например, хотя бы в том, что скромный неброский паренёк Гоша не жил в соседнем с тобой общежитии какого-нибудь профтехучилища? Рукастый и головастый, но не имеющий никакого отношения к столичному "гламуру" и "высшему свету", в отличие от Рудика, с которым ты так поспешно "пала"?
Что ты была готова "пасть" с ним, тогдашним Гошей, от большой любви, а не с тем, кто откроет тебе путь на столичный верх? "Пасть" и родить ребёнка, забыв о главной своей задаче - покорения Москвы?
Ох, не лицемерь, Катерина!
Но и за Гошу я почему-то спокоен. Не верю я, что у этого глубокого и мудрого человека слишком много времени уйдёт понять то, что понял о Катерине я всего за 1,5 часа фильма.
Гоша - личность отдельная, штучный экземпляр. А Катерин таких вокруг - пруд пруди, просто навалом. И ни одна из них на общение с Гошей, а тем более на жизнь с ним - не потянет.
Так что успокойтесь, дамы, не переживайте. Долгая жизнь "с этим алкашом" Гошей Кате, по-моему, ни по каким раскладам не грозит.
...Предвижу всплеск негодования (тех) женщин, которые привыкли думать, что "заполучение" мужчины, это некое одноразовое событие, в ходе которого что-то щёлкает, и мужчины проходят "точку невозврата". Так что забота женщины с той минуты одна: как вписать этого мужчину в своё "жизненное хозяйство", как использовать его там с наибольшей пользой...
Других вариантов они не видят в фильме, а, значит, и в своей жизни, но результаты такой ограниченной позиции, как правило, бывают очень плачевны.
Но вот дочь Катерины - посмотрите! - глядит на Гошу совсем по-другому. Она прекрасно понимает уникальность его личности и, действительно, готова идти за таким человеком хоть на край света. Чтоб просто попасть в его - большой - мир, где есть и вечера бардовской песни, и походы на байдарках, и выставки современных художников, и жаркие споры о современной действительности.
И Диоклетиан, и Марк Аврелий, и Кьеркегор.