Аннотация: Жизнь - качели. И неизвестно ещё, кого она вознесёт к богатству и славе, а кого безжалостно сбросит вниз.
Валерий Марро
МИССУРИЙСКИЕ БАБОЧКИ
Романтический детектив
Пьеса
КИЕВ - 2010
Д Е Й С Т В У Ю Щ И Е Л И Ц А:
Б а р с у к /Земцов Степан Николаевич/
К а т ь к а
Ш т ы р ь
В и к т о р
К о с т и к
М и т р и ч
М а р г о
1-й М у ж ч и н а в маске
2-й М у ж ч и н а в маске
3-й М у ж ч и н а в маске / он же К о м а н д и р/
Еще несколько мужчин в масках и камуфляжной форме.
О л я
Т я г л о в
Действие происходит в наши дни.
Я мальчиком мечтал, читая Жюля Верна, Что тени вымысла плоть обретут для нас.
Валерий Брюсов
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
Картина первая.
Ночлежка. Это бетонное квадратное сооружение, куда раньше свозили всевозможный хлам. Теперь здесь живут люди. Потолок представляет собой пеструю мозаику из разноцветных кусков картона, фанеры, ржавых листов железа. С потолка свисает лампочка под самодельным металлическим козырьком, освещая ночлежку неярким светом. На полу постелены плохо подогнанные друг к другу доски, которые шевелятся и скрипят при ходьбе. Посреди ночлежки стоит обшарпанный стол, за ним и по бокам его - такие же неприглядные стулья, табурет, ветхое, в заплатах, кресло. В левом, дальнем, углу поблескивает стеклами старинный резной буфет, неизвестно каким образом попавший сюда. Вдоль стен расположены наспех сколоченные топчаны, на которых высятся горы различного тряпья. На топчане слева сидит В и к т о р. Орудуя отверткой, он пытается починить найденную где-то электроплитку. В кресле за столом, лицом к зрителям, расположился Ш т ы р ь. Сложив перед собой жилистые руки, он безучастно наблюдает, как К а т ь к а штопает прохудившуюся кофточку. Вдоль правой стены, в метре от пола, пристроены нары, на которых лежит К о с т и к - он с увлечением читает книгу. В задней стенке имеется небольшое, прикрытое цветной занавеской, окно. В стене слева - грубо сбитая из не струганных досок дверь, ведущая во двор. В правой части сцены видна дымоходная труба от "буржуйки". На ней сушатся мужские носки.
Летнее время. Вечер. Слышен волчий вой.
К а т ь к а/прислушиваясь/. Ишь как воют, сердешные... Тоску нагоняют.
В и к т о р. И так - каждый вечер. Ближе к полуночи... и начинают свой концерт.
К а т ь к а. Как будто жалуются на что... Нутро всё выворачива- ют.
Ш т ы р ь. Неча их жалеть! Хищники это... зверьё! Попадись им в поле глухом - порвут! Обглодают до косточек...
К а т ь к а. Все равно жалко... /Пауза./ Видать, ихняя... волчья доля ничем не лучше нашей.
В и к т о р. Да... одна биография у нас... с этими серыми. Только они там... в норах своих живут, а мы вот здесь... в бункере этом. На помойке.
Пауза.
К о с т и к/с восхищением/. Во дает!
Ш т ы р ь/повернулся, выжидающе смотрит на Костика/. Ну... чево?
К о с т и к. Да рыцарь один... Айвенго его зовут! Они на него, а он их всех... мечём! /Оторвался от книги./ И все потому, что сильно любил ее... /Продолжает чтение./
Ш т ы р ь. Кого... ее?
К а т ь к а/ворчит/. Кого, кого... /Смотрит на Штыря./ Женщину одну... леди Ровену - вот кого!
Ш т ы р ь. А ты... откуда знаешь?
К а т ь к а/резко/. Оттуда, откуда надо! /Продолжает штопать./ Таких мужиков сейчас... нет, перевелись мужики-то... Так... мелочь одна пузатая. Жлобы.
Ш т ы р ь. Ну, вот... завела свою песню. /Закуривает./ А бабы? Чем бабы-то лучше? Скажи?
В и к т о р. А тем, Федор Иванович, что она... баба... детей рожает. В отличие от нас, мужиков. /Продолжает чинить./
Ш т ы р ь. Ну... это конечно! Детки... в нашем житье... без бабы, как же? Но вот ежели на энтот вопрос... да в другом, так сказать, ракурсе...
В и к т о р. И в другом, Федор Иванович, и в третьем... В каком ракурсе ни возьми - все равно вокруг бабы той все вокруг вертится. Абсолютно все!
К а т ь к а/смеется/. Правильно, Витек... давай, учи его... оболтуса этого! А то ведь совсем меня затюкал.
В и к т о р. Без бабы, Федя, на этом свете - никак! Не выйдет без нее ничего, без бабы этой... Она, можно сказать, пуп земли нашей: с нее все начинается - и ею же все заканчивается. Поэтому бабу нужно уважать, любить, заботиться о ней. Тогда и в семье полный ажур, и деточки бегают веселенькие и здоровенькие.
К о с т и к/оторвалcя от чтения/. А подзатыльники давать, как Федор Иванович... можно? /Хихикает./
Ш т ы р ь/грозно/. Я вот тебя, малявку... сейчас стащу с твоих па-латей, сниму штаны и отдеру при всех, штоб не смел совать свой нос сопливый, куда не следует... /Поднимается./
К о с т и к. Ой-ей-ей... сильно я испугался тебя! Алямс - тралямс! Ме-е... /Показывает язык./
К а т ь к а/Штырю/. Гляднь-ка, какой грозный... на пацана маховики свои подымает. Сядь... а не то мы с Витьком тебя сейчас успокоим!
Штырь, помедлив, садится.
В и к т о р. Кроме того, Федор Иванович, баба... женщина то есть, во все времена была объектом неустанного внимания многих известных поэтов, художников, скульпторов... ну, и других представителей искусства. А, значит, являлась важным источником творческого вдохновения, поскольку позволяла им создавать неувядающие мировые шедевры. /Поднялся, отложил плитку. Все более вдохновляясь./ Вот возьмем, к примеру, великого представителя позднего Ренессанса Микеланджело... К а т ь к а. ... Буонарроти?
В и к т о р/выдержав паузу/. Правильно, Екатерина Васильевна,-Буонарроти! Итальянского зодчего, гениального скульптора шестнадцатого века.
К о с т и к/закрыл книжку, зовет/. Ка-ать... а, Ка-ать!
К а т ь к а/нехотя/. Чего тебе?
К о с т и к. Я есть хочу...
К а т ь к а. Отстань! Дай Витька послушать.
К о с т и к. А у меня в животе бурчит.
Виктор, подумав, сел, продолжает чинить плитку.
/Клянчит/. Ну, Катька... у тебя же есть, ты вчера прнесла...
К а т ь к а. Мало ли чего у меня есть...
К о с т и к. Ну, пожалуйста... Она там стоит, в буфете...
К a т ь к а/оторвалась от шитья/. Лопал уже, небось?
К о с т и к/энергично мотает головой/. Не-а... тебя ждал. Я попробовал только! Ну... можно?
К а т ь к а. Ладно... Бери, не отстанешь ведь...
Ш т ы р ь. Там... /указывает на буфет/ хлеб ишо... на нижней полке, в углу... Отрежь себе. И огурчик... в пакетике.
К о с т и к/радостно/. Ладно... я сейчас!
Легко спрыгивает с нар и, чмокнув в щеку Катьку, бежит к буфету.
К а т ь к а/смотрит вслед/. Совсем одурел, мальчонка... /Улыбается./ Видать... кавалер будет - еще тот! /Трогает щеку./
Ш т ы р ь. А ты подставляй каждому... Может, найдешь себе ишо кавалера!
К а т ь к а/прекратила шитье, смотрит на Штыря/. Тю... а тебе что... не хватает? Мало тебе, кобелюке, что ли? Глянь-ка... к пацану уже ревнует...
К о с т и к/возвращается на нары с открытой банкой консервов, кускомхлеба и огурцом/. Ух... и запирую сейчас! /Принимается есть./
Ш т ы р ь/грозит Костику пальцем/. Ты... малец... смотри у меня... доиграешься!
В и к т о р. Ну, все... все, Федор Иванович... не бухти. Это ж он так... по-свойски! Ласковая она, жалеет его. А у него матери нет...
Молчание.
Так вот, Микеланджело этот... Сколько шедевров он изваял, сколько скульптурных групп везде поставил! Но в центре этих шедевров всегда... или почти всегда... была она - женщина, с ее несравненной красотой, лучше которой природа так ничего и не придумала.
К о с т и к. Ух, ты... Витька! Ты так говоришь, что у меня - вот тут.../указывает на грудь/ аж затипало! /Продолжает есть./
К а т ь к а. Да... он такой.../смотрит на Виктора/ он умеет. Только вот про нас, про баб... это он ... первый раз так раздухарился! /Смеется./Ш т ы р ь. Ученый он, вот и говорит... Сколько его знаю: ля-ля, ля-ля-ля... языком-то своим, точно помелом... так и мелет. Видать, где-то там... в небесах, все летает... /смеется/ архангел задрипаный! А я вот молчу больше, не люблю эти... теребеньки разные. Какая от них польза? Что они меня - накормят? напоят? денежку в карман покладут?.. Я за землю держусь! Земля... она нас всех... вырастила. Из нее мы вышли и в нее уйдем. /Крестится./
К а т ь к а/мрачно/. Да... вырастила... только жратвы не дала. А без жратвы... какая она, эта жизнь? И вообще - жизнь ли это... без жратвы-то? Цельный божий день только об одном и думаешь - где бы... в какой помойке себе кусочек хлеба найти... или, хотя бы, объедки какие?
В и к т о р/встал, энергично/. Но, позвольте... Екатерина Васильевна, позвольте с вами не согласиться! /Ходит по бараку./ Я ведь тоже вынуж-ден думать о нем - куске хлеба насущного! И так же частенько живу впроголодь, как и вы. Но, тем не менее, никогда... слышите, Екатерина Васильевна, - никогда не позволю себе опуститься до уровня существа... эдакой биологической машины для бесконечного поглощения пищи, перерабатывания этой самой пищи... и регулярного наполнения продуктами такой деятельности многочисленных нужников!
Штырь, Катька и Костик аплодируют.
К а т ь к а. Давай, Витек... валяй! Коли есть что... говори! Про все говори! Режь ее... правду-матку! А мы послушаем тебя, помечтаем... может, на душе легче станет. /Крестится./
В и к т о р/продолжая ходить по бараку./ Но была у него... Микеланджело этого, одна страсть, одна, можно сказать... тайна, которой он не изменял всю свою жизнь. Он берёг ее от других, лелеял, упорно восходя при этом к заветным вершинам мировой славы, и эта страсть давала ему силы, вселяла веру при исполнении всех его желаний и замыслов. /Остановился, выдержал паузу./ И только сейчас... через много веков, нам стало известно - какая же страсть сжигала этого... необычайно одаренного природой, человека?
К о с т и к/азартно/. Во-о... про страсть я люблю! Это ж всегда... самое интересное!
Ш т ы р ь/Костику/. Молчи, сопляк! Рано тебе ишо... про энти желанья лялякать!
К а т ь к а. А ты, Федор Иванович, мальца не прессуй. Он у нас пацан... хоть мал, да удал... правда, Костик?
К о с т и к. Угу... Вот выросту... все узнаете, какой я буду... фартовый! Попробуйте тогда вот так... как Штырь, со мной разговаривать! /Грозит Штырю кулаком./
К а т ь к а/преградив дорогу Штырю/. Остынь, Отелло... Сядь! Последний раз предупреждаю!
В и к т о р. А все дело в том, друзья мои, что, будучи еще подмастерьем... ребенком, по сути, Микеланджело... влюбился! Влюбил- ся безумно, отчаянно... в белый мрамор! Да, да... именно в белый мрамор, который добывали высоко в итальянских горах, в далеком Каррарском карьере. И позднее все его скульптурные творения, все божества его были изваяны именно в этом... белом мраморе.
К о с т и к/жует огурец/. А почему в белом?
Ш т ы р ь/ резко/. Потому!
К о с т и к. А я хочу знать...
Ш т: ы р ь/зло/. Потому, что белый мрамор - душа мироздания! Пора бы уже соображалку свою иметь... тупица ты этакая!
К о с т и к/перестал жевать/. Ого!.. Штырь... а ты откуда это знаешь?
Ш т ы р ь. От верблюда! Покантуешься в зоне с десяток лет - много книжек прочитаешь...
К о с т и к/неопределенно/. А-а... /ковыряясь пальцем в консервнойбанке/. И все-таки килька в томатном соусе лучше, чем твои вонючие анчоусы, что ты вчера с помойки приволок! /Спрыгивает с нар, убегает отШтыря./
В и к т о р/остановил Штыря/. Вот именно... вот именно, Федор Иванович! /Страстно пожимает руку Штырю./ Великий Микеланджело ваял свои сокровища исключительно в белом мраморе! И это позволило его душе слиться с душой вселенной! Он обессмертил себя, открыл миру необычайные красоты, вознес эстетику искусства до немыслимых высот!.. В общем, это был божественный гимн любви!
К о с т и к. Угу... "Лав стори" в небесах... только не с бабами, а с белыми голяшками из карьера! /Хохочет./
В и к т о р/кричит/. Не смейте! Не смейте, Константин Гаврилович, опошлять гения! Он чист! Он светел!! И он недоступен для вашего извращенного понимания...
К а т ь к а/зевая/. А, говорят, он педиком был...
В и к т о р/поражен/. И вы туда же... Боже мой! С кем я имею дело? Ведь мы же с вами современные, культурные люди с высшим образованием!
Ш т ы р ь. И не одним! У меня, например, аж два диплома... Соловецких академий! /Хохочет./
К а т ь к а/вздыхает/. Да, Федя... были и мы когда-то рысаками! И учеными были, и форс имели... А теперь у нас - другая лафа... /Отложила
шитье. Подходит к Штырю, обнимает его./ Соловьи мы теперь безголосые, Феденька: я - без хаты, ты - без женки-бляди... всю жизнь твою испоганила. Ходим, бродим... небо коптим, на что надеемся - неизвестно... /Целует Штыря. Виктору./ А то, что педиком был - это точно! Потому, что все гении - педики...
В и к т о р/в крайнем возбуждении/. Нет, я не могу... я не в состоянии это перенести! Да как вы можете, Екатерина Васильевна, с вашим космическим умом, необычайным жизненным кругозором...
К а т ь к а/потягиваясь/. И еще у него друг был... Такой же! Леонардо его звали...
К о с т и к/быстро/. ... Ди Каприо?
К а т ь к а. Нет, Костик... да Винчи. Баб вокруг навалом - бери, не хочу... а они... тьфу! за интимными удовольствиями в жопу лезут.
В и к т о р/кричит/. Все! Занавес! Занавес!! Это свыше моих сил! Сей-
час обрушатся небесные своды и навсегда погаснет дневное светило... /Стонет, обхватив голову руками./
К а т ь к а. А у меня свечка есть... /Оголяет грудь, Виктору./ Иди сюда, мой романтичек нежный... /Наступает на Виктора./ Ну иди, иди...
не крути своими моргалами. На хрена тебе эти педрилы с мрамором, когда я, Катька Чуркина, рядом! /Поет блатным голосом./ "Эх, Ро-дина-а-а... ну почему такая ты урродина-а?..
В и к т о р/обнимает Катьку/. Я же знаю, Катюша, в трудную минуту рядом - только ты, ангел мой, мое блаженство! /Плачет./ Грустно мне, Катя... успокой меня, полюби... уведи в нирвану! Мы забудемся там, улетим далеко-далеко... в другую жизнь, где лишь голубое небо и ангелы любви...
К а т ь к а/резко отстраняет Виктора/. Ну ладно... хватит сопли мотать! Давай, лучше делом займемся... /Хохочет./ И вот тогда наша жизнь, Витюня, снова, словно алый букет роз, засияет всеми цветами радуги... Ну, обними же меня, свою Данаю, скорей! Ты же видишь - я вся горю - так хочу, так желаю с тобой этой самой... небесной "лав стори..."
К о с т и к/поет, пританцовывая/."
Гоп-цоп, перверцоп!
Бабушка здорова!
Гоп-цоп, перверцоп!
Кушает компот...
/Крутится вокруг Катьки иВиктора./ Давай, Витюня, смелей... лафа ж подвалила!
Гоп-цоп, перверцоп!
И мечтает снова!
Гоп-цоп, перверцоп!
Пережить налёт!
Зазвучала "Цыганочка", где знойно солирующая скрипка. Это включил маг- нитофон Федор Штырь.
Ш т ы р ь. В самый раз... для подогреву! Шоб аж шкварчало... /Хохочет./
К а т ь к а/входя в танец/. Ну... как тебе наша гужовка, Штырь? За'видно, что не с тобой я сейчас... да? Ну, скажи... за'видно?
Общий танец.
Стук в дверь. Все остановились.
Штырь выключил магнитофон. Стук повторился.
Ш т ы р ь/настороженно/. Кто такой? Входи...
Дверь открывается. Входит мужчина лет 37-40. Высокий, крепкого сложеиния. Не брит. С левого плеча свисает небольшая сумка.
М у ж ч и н а/у порога/. Привет, шантрапа! К вам можно... на огонек?
Ш т ы р ь/изучая взглядом вошедшего/. Поздоровайся сначала... по-человечески, а там посмотрим.
Ко с т и к/прячась за спиной Штыря/. Тоже мне... шантрапу нашел... Урка!
К а т ь к а/подходит к Мужчине/. Сам ты обормот! Глянь на себя... хмырь нечесаный!
В и к т о р. Люди мы. Нормальные люди! С достоинством и необходимым запасом порядочности. Так что попросим без хамства...
М у ж ч и н а. Во, разошлась... босота! /Смеется./ Да это ж я так... по привычке! Натура у меня такая - подначивать... таких, как сам. Ну, а если обидел кого - звиняйте! /Картинно кланяется./ Буду знать: с шутейным делом у вас - проблема.
Ш т ы р ь/набычился/. Кончай бузу тереть! Проблему он нашел... Да мы здесь такое забульбенить можем - обхохочешься!
К о с т и к. На самом высоком производственном уровне... правда, Катька?
К а т ь к а/игриво/. А чё... могём! Это мы могём... Держим фасон! К о с т и к. Только надо знать - когда и с кем? Не с каждым! В и к т о р. Так что мозги пудрить нам, мужичок, не надо! Сами ученые...
М у ж ч и н а. Ладно, закрыли тему... /Достает из сумки две бутылкиводки, колбасу, банку консервов, сыр./ Я ведь к вам - не с пустыми руками! /Ставит все на стол./ Для знакомства, так сказать...
Ш т ы р ь/оживился/. Ну... это совсем другое дело! Это... да!
В и к т о р. С этого бы и начинал! А то - "шантрапа..."
К о с т и к. ... "с шутейным делом проблема!". /Хихикает./
К а т ь к а/Костику/. Цыть, сявка! Видишь, как он: с уважением к нам, не то, что некоторые... /Мужчине./ Проходи... сюда! /Указывает место натопчане./Литр водки - это хорошо!
Ш т ы р ь. Да... очень даже кстати. Молоток! Зауважал я тебя... /Похлопал Мужчину по плечу./
М у ж ч и н а. Да ладно... чего уж там... Характер у меня такой - люблю, когда весело! А без водки... как же? /Достает нож, нарезает колбасу./
К а т ь к а. Это точно! Без нее... проклятой, - никак! Сидишь весь вечер, как мымра - ни одной полезной мысли в башке... повеситься можно!
/Достает из буфета тарелки, закуску, ставит на стол. Нарезает ломтикихлеба, готовит простенький салат из свежих помидоров, лука./
Ш т ы р ь. Да... бывает. Прихватит вот здесь иногда/указывает нагорло/, точно удавкой какой! А глотнешь разок - и все! Отпустило... будто снова на свет народился!
В и к т о р/открывая консерву/. Я хоть человек непитущий - воспитание не позволяет, но могу подтвердить наблюдения Федора Ивановича:
очень верные наблюдения! Я вот иногда тоже могу...
К о с т и к/подсказывает/. ... засандалить!
В и к т о р. Не засандалить, Константин Гаврилович, не засандалить, а принять граммульку на грудь... для настроения! И пррошу вас не смешивать эти понятия!
К о с т и к/мотает головой/. Не-а... именно засандалить! Знаем... видели - и не раз, как рачком-с... по помойке...
Хохочет, убегая от Виктора.
К а т ь к а/властно/. Ну все... шалапуты! Устроили тут балаган, перед человеком неудобно... Закусь готова! Прошу на трапезу!
В и к то р/торжественно/. Занимайте места, господа, согласно купленным билетам!
Ш т ы р ь/дает подзатыльника Костику/. Ты куда... сявка?
К о с т и к/обиженно/. А чё... нельзя? Я хотел поближе...
К а т ь к а/Костику/. Здесь буду сидеть я, там - Федор Иванович, рядом с ним - гость, тут - Витюня... А тебе - вон туда! /Указывает на конецстола./ И больше - не возникай!
Ш т ы р ь/Костику/. Придет время - пересадим... не гунди! Я ведь тоже... там сидел. Поначалу. Теперь - сам видишь...
К о с т и к/недовольно/. Да, вижу... /Трет затылок./
Ш т ы р ь. Ну... вот и ладненько.
Все крестятся, затем садятся за стол. М у ж ч и н а открывает бутылку. Разливает. К о с- т и к подставляет кружку, Ш т ы р ь бьет его по руке,
К о с т и к. Ай... чего ты?
Ш т ы р ь. Рано ишо... малявка!
К а т ь к а/Костику/. Вот "Пепси"... с просрочкой. Тяни помаленьку...
Ш т ы р ь/Мужчине/. Хороший, вижу, ты мужик, .знаешь дело туго! М у ж ч и н а. Орел мух не ловит...
Ш т ы р ь. Правда, хаза у нас... сам видишь - не "люкс"!
М у ж ч и н а/раскладывая по тарелкам ломтики колбасы и сыра/. Важно - не где пьешь, а с кем?
Ш т ы р ь/помолчав/. Мудро сказано!
М у ж ч и н а. С хорошим человеком посидишь - много хорошего найдешь, с плохим - столько же потеряешь.
К а т ь к а/Костику, тихо/. Мотай на ус, сынок... пригодится!
В и к т о р/Мужчине/. Ну... а звать-то как... скажешь?
М у ж ч и н а. А куда я денусь? Скажу, если надо. Барсук я...
Ш т ы р ь/насторожился/. Постой! Это же... погоняло!
К о с т и к/уверенно/. Да... погоняло! Кликуха то есть...
Ш т ы р ь. Ладно... запомним: Барсук! А теперь - имя?
М у ж ч и н а/напряженно/. Зачем?
К а т ь к а. Ну, как же... без имени? Без имени нельзя! У нас тут все с именем. Вот я, к примеру, Катя; это - Федор Иванович Притула, он же Штырь; это - наш Витюнчик... Виктор Андреевич то есть...