Маркова Наталия Федоровна : другие произведения.

Бхагавад-Гита всем. Глава 7. Знание Абсолюта. Стих.17-23

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


   ВХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. ГЛАВА 7. ЗНАНИЕ АБСОЛЮТА. СТИХ.17-23.
  
   17.Из них, пребывающие в полном знании, постоянно занятые только в преданном служении, выше. Я, непременно, очень дорог тому, кто знает, как высоко Я стою, и он также Мне дорог.
  
   КОММЕНТАРИЙ.
   Из всех, перечисленных в ст.16 благочестивых людей (четыре типа: бедствующие, любознательные, желающие материальных благ, знающих истину), служащих Богу, выше, как Бог утверждает в данном стихе, те, кто идет путем совершенных духовных знаний. Следует обратить внимание на то, что "гйани" (те, кто пребывает в полном знании, поскольку постоянно пополняют эти знания из Святых писаний), служащие Богу, не лучше, но выше. Это существенно. Бог этим констатирует, что люди в своем духовном развитии занимают разные ступени. Более высокую ступень занимает тот, кто изучает Веды, а потому более точно знает Слово Бога и в своем пути следует Ему, как высшей рекомендации. Но при констатации ступени человека Бог несомненно отрешен, не испытывает и не проявляет к человеку, какую бы ступень он ни занимал, ни симпатией, ни антипатией. И это следует понимать. Но почему Бог называет ступень, которую занимает гйани, более высокой? Из данного стиха следует по крайней мере две причины. Во-первых, такой человек "нитйа йукта эка бхактир", т.е. постоянно вовлечен только в преданное служение Богу. Это утверждение относительно всех "гйани" подтверждает Сам Бог и в стихе 4 гл.5. Т.е. надо понимать, что "гйани", человек, идущий по пути совершенных духовных знаний, также, как и все поднимается по ступеням своего развития. На более высоких ступенях знание необходимо на столько входят в сознание человека и качества настолько развиваются, что человек не может уже уклониться от практического применения знаний в виде практики йоги, что есть преданное служение. Т.о. преданное служение становится для гйани в итоге его необходимостью, неотъемлемой от образа мышления и бытия. И следующей причиной, позволяющей считать гйани более высоко стоящим по сравнению с другими, является его полное осознание Высоты Бога и понимание причин. Постижение Бога в процессе приближения к Богу есть на самом деле и постижение Высоты Бога. Это постижение - долгий путь йога, приближающий к высшему пониманию о Боге через поклонение Богу, аскетизм, добродетель и непременно развитие в себе Божественных качеств. Только через такой путь Бог начинает приоткрывать Себя человеку и через проявление Своих Божественных качеств, и через взаимоотношение с человеком и через совершенные духовные знания, и через проповеди тех, кто уже развил в себе это духовное видение и понимание. Процесс постижения Высоты Бога непрост и, несомненно, индивидуален и идет по своим ступеням, на каждой из которых за многие заслуги духовной сущности Бог открывает Себя через откровения прямо в сердце человека, минуя мыслительный процесс. У каждого путь к Высоте Бога - свой в зависимости от духовных стараний и духовного опыта, а также достигнутых качеств. Поэтому описать здесь Высоту Бога - невероятно. Один потрясен одними качествами Бога и через них видит Величие Отца, другой - другими, но в основе всех качеств Бога для человека лежит всегда Милость Бога, Справедливость и Любовь. Проникновение в Бога в результате долгой практики йоги чрезвычайно сближает духовную сущность с Верховной Личностью Бога. Человек, пораженный Божественными качествами, уже не может более ни перед кем преклониться, возвеличить, увидеть заслугу, воспеть, ибо качества Бога превзойти невозможно, тем более, что проявление всех качеств, любого человека - от Бога, высшего источника всех проявлений и все в Себя вмещающего. Видя проявление Божественных качеств, зная, Кто за всем стоит, человек начинает понимать Бога, как Самого родного, ближе, чем мать и отец. Такой религиозный человек, служащий Богу и поклоняющийся Богу, начинает мыслить и поступать как бы в постоянном осознании присутствия бога всегда и во всем, мыслью погружен в Бога не прекращает внутренний диалог с Богом, наслаждается этим процессом и так шаг за шагом теряет всякий интерес к материальному. Таких "гйани", находящихся в совершенном знании, преданно служащих Богу и знающих, как Высоко стоит Бог и почему, в данном стихе Бог называет дорогими Себе. Но и здесь надо понять, что имеется ввиду те усилия, тот труд, которые вложил Сам Бог в такого "гйани", пока он не увидит Руку ведущего Отца и не осознал высоту Отца и свое изначальное предназначение. Этот духовный результат для Бога важен тем, что такой человек поднялся на тот уровень, когда возможен диалог Высочайшего и духовной частицы, выражающийся в осознанном преданном служении Богу. И далее такой человек пойдет по своему высшему назначению на Земле, проповедуя и донося Слово Бога другим и возможно не одну жизнь так неся Свет тем, кто еще идет следом. Постижение высоты и Славы Бога не столь просты, как может показаться и не заключается только в знании, но и в образе мышления, в памятовании о Боге и в поведении, где все исполняется на уровне поклонения Богу и смирения перед Ним. Незнание в должной степени высоты Бога влечет за собой не только греховную деятельность, но и оскорбление Бога. Также следует знать, что каждому в свое время придется постичь то, как Высоко стоит Бог, чтобы понять свое истинное положение. Иначе, пребывая в невежестве, человек никогда не сможет осознать свое положение и будет легко соблазняться иллюзорными энергиями Бога, считая себя причиной всех причин, что, безусловно, повлечет за собою развитие и закрепление демонических качеств, греховную деятельность, запутывающих в цепях материальной жизни. Однако, следует знать и то, что каждого незримыми путями, осознанными и неосознанными человеком, Бог непременно ведет к осознанию Своей Высоты, ибо это непременное условие достижения Всевышнего и развития Божественных качеств, от чего не сможет уклониться ни одно живое существо, входя в Вечный План Божественного развития всего творения.
  
   18. Все они непременно благородные души, но те, кто непременно в себе знают Мое Мнение, они, расположенные внутри себя в связи со Мной, достигнут во Мне высшую цель.
  
   КОММЕНТАРИЙ.
   Перечисленных в ст.16 этой главы четыре типа праведных людей Бог в этом стихе называет благородными душами, вмещая в это понимание уже развитую в них благость, немалый духовный уровень, чистоту помыслов и самого пути. Из них, как было отмечено, на более высокой ступени духовного развития стоят гйани, люди, которые осознанно и бесповоротно идут путем совершенных духовных знаний. Как было отмечено ранее, и это направление имеет многочисленные ступени, где наивысшей является служение Богу и предание себя Высшему Отцу. Еще более высокой ступенью в этом направлении является тот уровень, когда живое существо, достигшее Божественных качеств, приобретшее Божественное понимание, начинает мыслить Божественными категориями и соответственно поступать, хотя и в человеческую меру. Такой человек, как прежде, мыслит сам, чувствует сам, поступает сам, но уровень его сознания становится таковым, что он не может уже мыслить материальными человеческими категориями. Также он перестает мыслить себе в угоду, в угоду своим чувствам, его не обольщают желания, не привлекает ничто, что может предложить материальный мир, который, развиваясь, становится все более и более изощренным в удовлетворении чувств человека. Помыслы такого йога всецело направлены на Бога и на помощь живым существам. В таком направлении развиваясь, человек может достаточно точно знать Мнение Самого Бога в себе. Отсутствие эгоизма, доброта, милосердие, непривязанность, позволяет человеку слышать Голос Бога в себе относительно всего. Мнение Бога всегда направлено в защиту других, в помощь другим, на аскетичный образ жизни, на ограничение себя во всем и во благо любому другому. Бог в таком человеке очень хорошо слышим и понимаем как именно Голос Бога, а не свои личные мысли и переживания. О таком человеке Бог в данном стихе говорит, как о находящемся на постоянной связи с Богом. Такой человек перестает ошибаться, сомневаться, выбирать, предпочитать, но абсолютно доверяет богу в себе и следует Ему и таким образом предается Богу. Таким образом, он может без страха отдать последнее, предпринять то, на что никогда не пойдет материалист, страшась потерь, сказать так, как требует в нем Бог, увидеть ошибки других, дать точный совет, не страдать, когда отказывают и не радоваться, когда благоприятно складываются события, зная за всем Волю Бога и Помощь Бога. Только познавший в себе Мнение Бога знает, в чем заключается истинное счастье. Но именно потому, что человек познал в себе Бога Говорящего, он начинает понимать, что это путь каждого. Других, идущих следом, нельзя торопить, не следует вводить их в свое состояние, похваляться этим, много поучать. У каждого к этому свой путь, свой разговор с Богом на Земле, но в свое время, через свои откровения. Но этот высочайший нектар соединения с Богом на Земле не долог, сокрыт от других и чаще всего направляется Самим Богом на служение Богу на Земле. Но это уже единицы рождений и говорящий с Богом, исполнив на Земле свое высшее назначение, уходит туда, где все говорят с Богом, за пределы этой материальной вселенной.
  
   19.После многих и многих рождений тот, кто обладает полным знанием, предается Мне, осознав, что Бог Кришна есть все. Но такая великая душа достигается с большим трудом.
  
   КОММЕНТАРИЙ.
   Раздвигая границы духовного мышления, йог, изначально идущий духовным путем, как гйани, непременно начинает видеть Бога везде и во всем, беря за основу откровения Бога в Святых Писаниях, куда также, несомненно, входят ст.4-14 этой главы, объясняющие Божественные качества через Божественное присутствие. Но путь постижения Бога, углубления в качества Бога, путь осознания совершенных духовных знаний неотъемлем от духовного развития человека. Прежде, чем достичь высшие знания о Боге, необходим долгий путь по многочисленным ступеням духовного совершенства. Бог Сам ведет человека через материальный мир, развивая его мышление и постигая в нем через качества долгий материальный опыт. Этот путь проходит через богатство и бедность, знание и невежество, славу и бесславие, победы и поражения, через друзей и врагов, талант и бесталанность, трудолюбие и леность... - через все возможные врата материального мира, чтобы человек испытал все чувства, все желания, все плоды, чрез все проявления двойственности условного материального мира и извлек то, что необходимо, чтобы начать осознанный путь к Богу. Даже человек любознательный, имеющий уже достаточно пытливый ум, ищущий смысл земного Бытия и предназначение человеческой сущности, идущий путем постижения совершенных знаний, должен проходить через многие и многие рождения, через многие религии и формы поклонения Богу, через многие аскезы и жертвоприношения, пока не станет на ту ступень духовного развития, начиная с которой человек уже не возвращается к материальному существованию, но далее рождается, чтобы идти только духовным путем, исполняя свое предназначение на Земле, которое Бог называет высочайшим и на благо всех живых существ. Этот уровень развития определяется Богом как предание Богу живого существа и считается наивысшим. Все эти многочисленные ступени духовной лестницы для каждого живого существа строго индивидуальны. Бог ведет каждого, планируя его жизнь во всех мелочах, определяя в ней все события, все долги, все Уроки, все влияния, все мнения, все сомнения, поиски, решения, религиозность, встречи и расставания, приобретения и потери, давая интерес и в мирском, и в духовном, указывая каждому его и общие ценности, главное и второстепенное, вводя в заблуждения и выводя через размышления, события, неожиданности, поиски, бессонные ночи, советы... Для Бога в этом направлении нет ничего ничтожного, малозначительного, второстепенного. И большое событие в жизни человека не наступит, пока не пройдет вереница малых. Бог рассчитывает судьбу каждого живого существа по мгновениям, ведет с мельчайших форм жизни, через все животные формы до человека и в теле человека, ставя перед живым существом цели и задачи и вместе с ними борясь и преодолевая, и так выходя на новый уровень сознания. Бог никогда не наблюдает со стороны, но в теле живого существа, во всем в нем - в уме, разуме, в эго, в памяти, в конечностях, в органах чувств, в движениях, во всех пониманиях, во всех внутренних энергиях, с ним видит, слышит, поворачивает голову, идет, берет, останавливает, с ним желает, с ним отказывается, с ним ест, спит, читает, изучает, подает изнутри советы и смотрит, что живое существо выбирает и предпочитает, с ним болеет, страдает и с ним оставляет тело, как и входит в другое тело, не оставляя ни на секунду, ибо живое существо, получая индивидуальность через тело и ложное эго, на самом деле неотделимо от своего Истинного Отца. Так Бог присутствует и проявляет Себя в каждом, вне каждого, в видимом и невидимом, в движимом и неподвижном. Каждому живому существу в свою меру Бог дает и Свое Божественное Слово и свое Мнение, и Свое Напутствие. Только высоко стоящие йоги могут в достаточной степени осознать, что Бог есть все, что Бог везде и во всем, и нет ничего, кроме Бога и Божественных энергий. Ничего не может быть сокрыто от глаз Того, Кто везде присутствует, Кто всем управляет и знает, как Свое Собственное Тело, называемое энергиями Бога. Зная также Высочайшие качества Бога, йог оставляет все свои сомнения и полностью предается Богу, прийдя к такому пониманию через долгий и материальный, и духовный путь и видя себя во всем и всегда ведомым только Богом. Только Бог работает над каждым Божественными средствами, Божественным трудом и совместными усилиями, пока качества не разовьются до того уровня, когда духовный путь становится необратимым, а это происходит тогда, здесь надо повториться, когда человек видит Величие Бога, Его присутствие во всем и предается Ему без сомнений. Поэтому можно сказать, что достигшая таких результатов душа на самом деле есть результат работы Самого Бога. Это и имеет ввиду Бог, когда Говорит, что "с большим трудом достигается такая великая душа", которая на самом деле недвижима, но только ведома и только управляема. Каждый это должен хорошо понимать, отдавая должное Богу и не поклоняясь своими собственными усилиями. Также необходимо знать, что этот путь - путь всех. У Бога нет избранных, особо старающихся, особо прилежных или успешных. Каждый, благодаря только труду Бога, пройдя многие и многие рождения, в свой час станет великой душой, о которой можно будет сказать, что она была получена или выиграна с большим трудом, но трудом Бога, трудом кропотливым и достаточно долгим. Но труд Бога - это результат вложенных в душу многих и многих Божественных энергий. И великая душа, служа Богу, передаст вложенные в нее энергии далее, другим живым существам, преданно служа этим Богу и так выполняя свое высшее назначение на Земле.
  
   20.Другие из-за различных желаний лишенные знаний предаются полубогам, следуя соответствующим правилам поклонения в соответствии с их собственной природой.
  
   КОММЕНТАРИЙ.
   Снова надо отметить, что сказанное здесь Богом обращено к людям уже идущим по пути духовного развития, но еще не стоящим на высокой ступени духовного понимания. Приведенное здесь высказывание Бога оперирует к определенному уровню сознания человека. Но такое понимание есть необходимая ступень в сознании человека, после которой и на основе которой человек может начинать мыслить и более глубоко. На более высокой ступени следует понять, что из-за различных желаний человек не может быть лишен знаний, тем более совершенных, ибо не возможно быть лишенным того, чего по сути нет. Но желания материальные препятствуют развитию этих высших духовных знаний, но, по сути, им еще развиваться не время. Но именно материальные желания к этому и подводят. Это следует правильно понимать. На самом деле дело обстоит так, что различные желания не могут ставиться человеку в вину в том, что они препятствуют достижению знаний. Но именно желания увлекают человека в параллельный и порою неожиданный процесс извлечения этих знаний. Именно желания придают смысл и интерес к бытию и, какими бы они ни были, всегда есть врата от Бога к знанию, прямые и косвенные, ибо заставляют преодолевать препятствия и этим развивают нужные качества в человеке, а также рождают последствия материальной деятельности, которые автоматически корректируют сами породившие их желания и заставляют идти живое существо по пути разумного выбора, контролируемого Богом изнутри и извне через прогрессивных людей, Святые Писания и Божественные Уроки. Именно желания и путь к их осуществлению дают тот материальный опыт, который рождает духовные убеждения и те качества в человеке, которые, будучи профильтрованными через религию, и есть приближение к качествам Божественным и только такие качества дают возможность Богу изнутри приоткрыть живому существу совершенные духовные знания во всей полноте и к которым человек приближается непрерывно, как и любое живое существо, на какой бы стадии развития и в каком бы теле оно ни было, подобно тому, как из кирпичиков материального опыта живое существо помгновенно и от жизни к жизни строит в себе нетленный духовный храм, где все идет в дело, ничто не может быть хоть сколько-нибудь лишним и ни при деле, где каждый кирпичик сегодня кладется на каждый кирпичик вчерашнего дня и связывает все эти кирпичики навечно Сам Бог Своим Божественным путем и средствами. На слабых ступенях этой духовной лестницы прозрения, в начале человеческого пути живое существо находится на том отрезке, где желания и знания соответствуют друг другу, уравновешивают друг друга и соответствуют тому уровню сознания, когда человек еще не готов припасть к Богу в полной мере, даже если проходит через те или иные религиозные направления, не может должным образом поклоняться Богу, имея еще духовно неразвитый ум. Еще не долог земной путь, не много прошло человеческих воплощений, еще желания многочисленны, материальны, необузданны, неконтролируемы, а духовные знания - в процессе развития, причем развития неосознанного, т.е. человеком незапланированные. Но в любом случае, как бы ни шел человек, его религиозность должна развиваться. Из всех форм религии с первых человеческих воплощений в человеке должно утверждаться, что не он творец, не он хозяин на Земле, не он Высшая причина, не он высший разум, но есть высшая Сила, Высшая Воля, Высшая Милость. Есть Тот, перед Кем следует склониться, поклоняться всегда, обращаться с молитвой, приносить жертвоприношения, перед Кем быть смиренным. Для таких ступеней сознания Бог и создал многочисленные религии, направляющие на поклонение духам, стихиям, полубогам, богам, предкам, животным и т.д. Причем каждый человек может проявить свою религиозность в соответствии со своими качествами, убеждениями и пониманиями. Поэтому и поклоняющиеся разным полубогам исходят из своей собственной природы (ступени развития на данный момент) и в соответствии с собственными желаниями, причем именно Бог в каждую религию дает свои формы поклонения, свои постулаты, свои ритуалы и праздники, свои жертвоприношения и аскезы, свои догмы через тех, кого ставит религиозным лидером, абсолютного носителя соответствующих религиозных знаний. Надо сказать, что до рождения человека уже определено, кому, какой форме полубога человек будет поклоняться, определены его родители наравне с его духовными наставниками и учителями, а также весь предстоящий путь, все необходимые аскезы и заранее известно, какие качества в человеке призвано развить в то или иное религиозное направление и что должно сохранить в багаже для следующего воплощения, и что изменить и что преумножить. Также Бог изнутри дает твердость, строгость, благость, свои религиозные цели, молитвы, направленность ума на жертвоприношение, воздержание, милосердие и вместе с живым существом, исходя из его ступени, контролирует строгое исполнение всех предписаний данной религии. Нет ни одного преданного Бога Кришны, который бы в прошлом не поклонялся бы духам или полубогам, не был бы христианином, мусульманином или не относился бы к иеговым и и.д. Любая Вера Свята, разумна, необходима, совершенна для данной ступени сознания, дана Богом, к ней приводит Сам Бог и Сам Бог дает прочную веру Своими средствами каждому. Любая вера во благо человеку, ибо сразу встать на ступень преданного служения самому Богу Отцу, Богу Кришне не удавалось и не удастся никому, но в свое время и после соответствующего религиозного опыта.
  
   21.Кто бы какому бы полубогу не пожелал с верой поклоняться, ему эту его непоколебимую веру непременно даю Я.
  
   КОММЕНТАРИЙ.
   В этом стихе следует еще раз обратить внимание на две вещи. Во-первых, сам бхакта не может пожелать поклоняться той или иной форме полубога, или духу, или Самому Богу Кришне. Несомненно, желание поклоняться дает ему только Сам Бог. Бог также дает бхакте свои причины, зная причины Истинные. Человек, стоящий на невысокой ступени духовного развития, любое желание в себе понимает, как исходящее от него самого, ибо видит соответствие этого желания своим собственным качествам, а мыслительный процесс и энергии, сопровождающее желание принимает за себя. Но суть желания и его исполнение, все благоприятное и неблагоприятное в этом направлении Бог дает каждому по Своему Плану, и Цель есть духовное развитие живого существа, а основание - достигнутые качества этого и прошлых воплощений. И во-вторых, следует обратить внимание на то, что только Сам Бог дает человеку энергию веры, т.е. полное погружение в Того, Кому человек поклоняется. Но непоколебимость веры - это важное и необходимое условие веры, ибо только в таком состоянии человек может волею Бога извлечь из нее то, что изначально наметил Сам Бог. Имеются ввиду духовные качества человека, любого другого живого существа материальной вселенной, развитые направленно через поклонения, предписания, ритуалы этого религиозного пути. Иногда так идущий человек, тщательно исполняющий все предписания своей веры, в глазах более продвинутого видится ошибающимся, заблуждающимся, искажающим духовные ценности, не верно оперирующим духовными знаниями и понятиями. Но и достигшему ступеней высшей веры следует знать, что и малая ступень - необходимая ступень, которую не перешагнуть, не проигнорировать, и Бог даст такую веру в сердце так идущего, что его не сломить, не переубедить, не заставить даже ценою своей жизни изменить путь и веру. Эта ступень намечена человеку Волей Бога со всем, что в нее входит и со всеми последствиями. Только Сам Бог может изменить обстоятельства так и дать такую мысль, что человек в одной жизни перейдет из одной веры в другую, что бывает крайне редко. Только Один Бог знает, как из ошибочных знаний и убеждений, которые дают слабые религии, произрастает то воззрение и качества человека, которые позволяют подняться на более высокую религиозную ступень. Поэтому не следует этот стих понимать упрощенно, но четко увидеть Ведущую Руку Бога. Не следует критиковать любые другие религии, их направление, но при этом надо знать, что в религиозном направлении не должно быть демонизма, а религии должны быть признаны государством как религиозная конфессия, ибо так Бог отделяет истинное направление религии от тех, которые не имеют к Богу отношения, но существуют или допускаются Богом для тех, кто идет в соответствии со своими качествами открыто греховным путем, имея корыстные цели и прикрываясь религией.
  
   22.Наделенный этой верой, он вовлекается в поклонение тому полубогу, к которому устремляется в этой жизни, и в результате обретает желаемое, но это, несомненно, устроено Мной Одним.
  
   КОММЕНТАРИЙ.
   Из всех религий, которые присутствуют на Земле, самая высокая та, где поклоняются Самому Богу-Отцу под именем Кришна. Однако, поклоняться Себе Бог дает далеко и далеко не каждому, ибо это та высочайшая ступень, где человек осознанно развивает в себе Божественные качества и уже на Земле устремлен к преданному служению, видя в этом цель жизни и зная свое изначальное положение. На этом завершающем этапе Земного религиозного пути человек уже оперирует только духовными качествами в своем бытии, и они становятся для него столь же естественными и неотъемлемыми, как он неотъемлем от Бога, будучи Его частицей. Такой человек проявляет высшую аскетичность, независимость от чувств и желаний, непривязанность и отрешенность. Эти качества человека делают потребности человека минимальными, и нет ничего, что бы он хотел преумножить или выиграть, но берет все то, что Бог дает ему для поддержания тела. Человек перестает просить у Бога материальных благ, даже не просит необходимое, но обращается к Богу, чтобы поблагодарить Его или восхвалить. Вообще, предание себя Богу-Отцу и предполагает чистоту мысли, скромность в желаниях, очищение во всем своего существования. Такой преданный не должен просить слишком много или часто, тем более просить об успехах в работе, славу, признание, почет, победу, урожай, благосклонность другого человека и все остальное. Для такого рода просьб Бог создал более низкие религии, где Бог может выслушать человека опосредствовано и дать ему то, что он просит. Но в таких случаях иллюзорная энергия Бога закрывает от просящего Того, Кто за всем стоит, но обращает взор верующего к так называемым высшим существам, олицетворяющим Высшую Власть и Волю. Полубоги - это лишь мифические персонажи, за которыми стоит, слышит и исполняет Сам Бог. Такая форма соединения с Богом необходима, ибо невозможно приблизиться к Богу-Отцу человеку, живущему материальными желаниями, невежественному, просящему только для себя и для своих многочисленных родственников всевозможных благ и не знающих, Кто за всем стоит, Кто над всем стоит, тем более не имеющих представления о Высоте Бога, и не поклоняющихся Богу и не обладающих качествами, которые позволили бы Богу услышать непосредственно Самому, но через того, кому человек поклоняется. Если такой человек напрямую обратится к Богу Кришне, он не будет услышан, не почувствует связи с Богом, не сможет засвидетельствовать ответ другим, не насладится связью с Богом. Если же человек обращается к полубогам, выполняя необходимые жертвоприношения и соответственно поклоняясь, то в такой форме Бог услышит просящего, исполнит просьбу и даст в сердце понимание, что полубог услышал. В результате такой опосредствованной связи Бог усиливает веру человека, приучает его к процессу поклонения, жертвоприношениям, т.е. отказу от благ ради полубога, развивает смирение, чувство присутствия высшего живого всевидящего и всезнающего живого существа. Это уже подготовка к переходу на более высокую ступень веры, возможно, на ступень поклонения Самому Богу-Отцу.
  
   23.Но тленные плоды тех, кто неразумен. Поклоняющиеся полубогам идут к полубогам, Мои же бхакты, опять же, идут ко Мне.
  
   КОММЕНТАРИЙ.
   Две строчки данного стиха несут два конкретных направления веры. Первая строчка утверждает, что поклоняющиеся полубогам, во-первых, обладают небольшим разумом и, во-вторых, все, что такие люди получают в результате от полубогов, на самом деле тленно. Так понимать надо. Но надо понимать и более того, т.е. следует опять повториться и этим укрепиться в правильном и точном понимании. Человек не выбирает себе ни малый, ни большой разум, но развивается, проходя через все уровни как материального, так и духовного мышления, ведомый Самим Богом, развивая попутно, как материальные, так и духовные качества, что находит выражение во всех его выборах и предпочтениях, включая и религиозное направление. Опять же, и религиозный путь для данного человека планируется и дается Богом, как лучший, наиболее доступный и соответствующий качествам человека. В соответствии с этим дается и место рождения, и национальность, и окружение и, несомненно, родители. Выбирая поклонение полубогу, человек идет Богом намеченным путем, но действуя под влиянием иллюзорной энергии Бога, испытывает свободу выбора и соответствующее желание, а также благоприятную для данного религиозного направления обстановку. Имея соответствующий уровень понимания, соответствующий и качествам человека, он в избранной религии начинает соответственным образом себя проявлять, выражая свои религиозные чувства в соответствии со своей природой, и так, как это позволяет и требует религия, созданная Богом, со всеми запретами и дозволениями. Более того, надо понимать, что выбор невысокой религии далеко не всегда не означает слабость или скудость ума, ибо проявление любого ума многогранно и часто в слабую религию приходят люди из более высоких, чтобы добрать там те или иные качества. Поэтому в некоторых вопросах человек, поклоняющийся духам или полубогу, может мыслить значительно правильнее, чем, скажем, христианин или кришнаид. Это всегда надо помнить, знать и допускать, не меряя людей их религиозной принадлежностью. Эта позиция более точная и на ней стоит Бог. Таким образом, не следует возвеличивать себя за уровень своей религиозной принадлежности, но помнить, что только Бог знает умственные возможности и ступень каждого, не считать это его заслугой, не следует восхвалять за выбор пути или ставить это в упрек. Но для материальных людей или в самом начале серьезного духовного пути Бог таким стихом создает также то сравнение, тот фон, которые как бы оттеняют высшую религиозную ступень от низшей, ибо человек по своей природе слаб и ему необходимо такое выделение или поощрение для большей твердости и уверенности в своем пути, чтобы он не тяготел, зная такое Мнение Бога, к религиозности более материальной и несущей материальные блага. К тому же, возможно, что путь более низкой религии человеком уже пройден в одной из прошлых жизней и возвращение к прежним формам поклонения крайне нежелательно. Что касается тленности плодов в результате такого поклонения, то и здесь надо знать, что просто так Бог человеку ничего не дает даже через полубогов. Даже тленные плоды, такие, как материальные блага, успехи, талант, здоровье, слава и пр. даются на самом деле, как следствие кармической деятельности, но это привязывается к религии и дается религиозным путем для усиления веры. Получая заработанное из прошлой жизни в виде результатов своего труда или проявленного милосердия и добродетели в прошлых воплощениях, видя в полученном милость полубога и понимая свое жертвоприношение и молитвы, как услышанные, человек утверждается в вере, а потому охотно идет на диалог с тем, кто в его понимании выше и достоин поклонения. Так человек умаляет свою гордыню, разумом понимая свою зависимость, становится смиреннее, учится предаваться Тому, Кто дает, и проявляет милосердие и справедливость. Уже это чувство зависимости и подчиненности - бесценное качество, которому надлежит развиваться от религии к религии, и именно оно будет пополнять багаж верующего. Это религиозное чувство, шаг за шагом трансформируясь, несомненно должно окрепнуть и послужить живому существу, когда оно направит свой духовный взгляд выше, к Богу-Отцу, имя Которому - Кришна. Поэтому, тленное своим путем переходит в нетленное и Бог это тоже имеет ввиду всегда. Вторая строка объясняет результаты разных вер. Переход их одной веры в другую в одной жизни встречается не часто, ибо это процесс достаточно непростой. Тем не менее, у Бога есть Свои методы и механизмы такого перехода, и чаще всего человек переходит на рельсы более высокой веры, ибо прежняя религия уже не соответствует его развившимся качествам, запросам, убеждениям и желаниям. Бог дает изнутри сомнения, нежелание больше так поклоняться, идти путем данных аскез, приносить такие жертвоприношения или возникает несогласие с догмами данной религии. Толчком к перемене религии может быть долгое существенное сомнение, разговор с представителями других конфессий, посещение других храмов, смена социального положения и другие события. Не малую роль в этом направлении играют Слова Самого Бога в Святых Писаниях, указывающих верующему, к чему конкретно может привести его вера после смерти. Для многих этот фактор достаточно важен и играет решительную роль, когда человек оказался на распутье. К тому же, человек, возможно, не желает более идти по пути удовлетворения своих чувств, не желает оказаться на райском плане, где присутствуют все те же болезни, старость, страдания и смерть, где все приходящее, где все опять же тленно и царствуют все те же иллюзорные энергии Бога, порабощающие живое существо бесчисленными желаниями, и где все те же кармические последствия. Но, зная из данного стиха возможную участь бхакты, человек может уже в одной жизни сделать свой выбор, что никогда не поздно. Но те, кто еще не поднялся до такого понимания, кто еще более стоит на философских, чем религионых позициях, не могут еще сделать свой выбор и мыслят о Боге, идя на поводу незрелого и неодухотворенного ума. О них Бог Говорит в следующем стихе. Но любое Мнение о Боге, даже ошибочное, уже есть врата к Богу, даже самые маленькие и узкие, но уже открытые. Это надо понимать.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"