Маркова Наталия Федоровна : другие произведения.

Бхагавад-гита всем. Глава 1. Стих.21-27

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


   ВХАГАВАД-ГИТА. ГЛАВА 1. СТИХИ 21-27.
  
   21-22. Арджуна сказал:
   О, Непогрешимый, посредине между обеими армиями придержи, пожалуйста, мою колесницу, чтобы я мог видеть всех их, жаждущих сражения, выстроенных на поле боя, с кем мне предстоит сразиться в этой решающей битве.
  
   КОММЕНТАРИЙ.
   Арджуна, обращаясь к Богу Кришне, просит Его вывести колесницу между обеими армиями. Здесь надо хорошо понимать, что, заняв место колесничего в колеснице, Бог не намерен этим показать, что готов служить Арджуне, как готовы толковать многие даже продвинутые преданные. Бог не может быть кем-то ведом и положение возничего - это символ, указывающий на истинное положение Бога, как Главного и Изначального Управляющего всего созданного Им творения.. К Нему можно обращаться ни как к вознице, ни как к тому, кто взял на себя роль слуги, а как к Верховному Владыке, Высшему Управляющему, Высшему Ведущему, Высшему Наставляющему, непременно с почтением и просьбой. Поэтому из них двоих в колеснице Арджуна никак не мог ни править лошадьми, ни задавать направление разговору, ни как-то проявлять свою личную активность или заинтересованность, но смирение и следование по стопам Бога, будучи управляемым изнутри Его энергиями, ибо так вел и расставил все Сам Бог, ибо только так и могло быть. Приказы, повелительный тон, предъявление требований даже в условиях материальных игр и в символических ситуациях крайне нежелательны, есть оскорбление Высшего Владыки, что может оказаться достаточно неблагоприятным для духовного и материального развития любого человека, ибо может отбросить его на очень низкую ступень развития, соответствующую уровню проявленного невежества. Приказы, повелительный тон, предъявление требований к Богу со стороны любого, будь то преданный или чистый преданный, или тот, кто считает себя исполняющим роль друга, и недопустимо, и оскорбительно. Бог, Ведя живое существо по пути духовного развития, на самом деле исполняет для души гораздо больше, чем любой даже самый преданный слуга. Но деяния Бога для человека надо трактовать, как отношение Отца к детям, Который Один Знает и обладает всем необходимым, чтобы вести свое творение, знает, что во благо и знает, какими средствами.
   Бог назван здесь Непогрешимым не потому, что без задержки исполнил просьбу Арджуны, будучи готовым всегда исполнять просьбы своих преданных или чистых преданных, или тех, кто играет роль друга, а по той причине, что и в Своих деяниях, и в Своих Планах, и в Своих качествах остается Безукоризненным, изначально Совершенным, т.е. все учитывающим, Всезнающим, Милостливым, все делающим во благо живым существам. И теперь, конечно, именно Сам Бог Кришна дал Арджуне ту мысль, за которой последовала просьба, как дал ему и нужное понимание и беспокойство о других участниках сражения. Надо понимать, что до того, как колесница была установлена посредине между стоящими напротив друг друга армиями, Бог Кришна показал Арджуне, направляя его взгляд, как по обе стороны распределились участники сражения. Дав Арджуне желание выехать на середину и обозреть армии, Бог начал внутренне подготавливать его к диалогу, в котором Арджуне предстояло выразить проявившееся в нем беспокойство и сомнения, и который бы шаг за шагом вылился в серьезный и сокровенный разговор с Богом во благо всему человечеству. Можно легко предположить, что в подобной ситуации раньше Арджуне быть не приходилось. Раньше он четко знал противоположную сторону что называется в лицо, знал, за что сражается, и чувствовал в себе непоколебимость, как и был уверен, что истина и справедливость на его стороне. Также он исполнял свой долг, как кшатрий, и ничто не смущало его разум. Теперь же, даже краем глаза посмотрев на участников предстоящего сражения, Арджуна не мог не заметить, что по обе стороны расположились и его родственники, и его друзья, и его духовные учителя. Поэтому, имея Свою Причину, Бог Кришна дал ему желание выехать на середину и увериться, убедиться, что это именно так. Ему предстоит сражаться с теми, на кого не может подняться рука в соответствии с теми нормами, которыми он всегда жил и которые отвечали его религиозным убеждениям. Арджуне необходимо было, так внутренне направил Бог, выйти на разговор с Богом, чтобы найти в себе ту нравственную опору, которая помогла бы ему принять участие в сражении, удалив сомнения и внутреннее противостояние, мешающие и исполнению долга и убеждениям, и которая бы не противоречила знаниям Арджуны на тот момент. И поскольку сомнения не были ясны, но проявлялись смутно, то необходимо было воспользоваться тем, что рядом Сам Бог, необходимо было высказаться вслух и так шаг за шагом определиться, выслушав Мнение Бога и, так получив ответ, принять его как разрешение на вопрос: сражаться или нет. А вопросы были таковы: Как можно убивать в сражении своих родственников или друзей? Как может подняться рука на духовных учителей, если к тому же это считалось преступлением против религии, осуждалось обществом и было наказуемым, ибо духовные учителя считались людьми святыми, людьми от Бога, неприкосновенными, безгрешными. Также, что делать с тем, что в результате такого всеобъемлющего сражения многие семьи останутся без кормильцев, что повлечет за собой падение женщин, появление нежелательного потомства и уничтожение вечных семейных религиозных традиций, что в итоге повлияет на религиозность всего общества и его нравственные устои? Каков путь будет всего общества, в котором, вследствие распада многих семей и религиозных семейных устоев, пошатнется религия или будет уничтожена совсем? Что делать с детьми в нерелигиозных семьях, которые, несомненно, принесут страдание как членам семьи, как оставшимся в живых виновникам военных событий, повлекших
   Падение религии, так и всего общества в целом? Как быть и с тем, что ему самому, Арджуне, видится теперь участие в этом сражении, как греховная деятельность, поскольку помимо сказанного, он преследует и цель материальную, ставящую на кон жизни многих и многих ради своих амбиций - насладиться царствованием, самой властью и всем, что из этого следует? И как во всем этом соединить две на его взгляд несоединимые вещи: исполнение религиозного долга, как кшатрия, требующего принятие участия в сражении, с одной стороны, и сторону нравственную, отвергающую убийство родственников, учителей, друзей, распад семьи и падение религии ? - Все эти вопросы еще не подняты. Но, если начать сражение, не оговорив все с Богом, не найдя в себе оправдывающей причины, не установив в себе нравственную опору, не будучи уверенным, что именно это, а не то хочет от него Бог, то такое принятие участия в сражении, не зная точно Высшей Воли, может оказаться очень греховной деятельностью. И так оно и будет на самом деле именно для Арджуны, ибо его предстоящая ступень такова, что надо вершить все в новом сознании, черпая поддержку и истину в новом понимании, которые уже готов дать Бог. И в этом проявляется Милость Бога к Арджуне: вовлечь его в сражение так, чтобы он, Арджуна, стоящий в одной колеснице с Тем, Кто Безгрешен, и сам в результате сражения не был затронут грехом, как лист лотоса водой. Поставив Рядом с Собой, Бог его уже символически поднял. И теперь предстояло этот символ через священную беседу сделать реальным. Поэтому и было дано Арджуне желание обозреть армии и начать после этого диалог. Только так Арджуна мог узнать истинное Мнение Бога и этим избежать греховный путь.
   Поэтому надо понимать, что только обращение к Богу, служение Богу, признание Его своим единственным духовным учителем поможет человеку избежать многих греховных поступков, поскольку даже чистый преданный без Бога не сможет отличить греховное деяние от праведного. И только Бог в сердце всегда подскажет Истину вопрошающему, если к Нему обратиться с Верой и Чистым умом и помыслами.
  
   23.Дай мне посмотреть на тех, кто будет сражаться. Кто они, здесь собравшиеся, желающие угодить в сражении злонамеренному сыну Дхритараштры.
  
   КОММЕНТАРИЙ.
   Желание Арджуны обозреть тех, кто будет сражаться, отнюдь не продиктовано страхом или неуверенностью в исходе сражения. С этого желания Бог побуждает Арджуну к диалогу, поскольку помимо и других причин знает его внутреннюю неготовность, нежелание принимать участие именно в таком братоубийственном сражении, а также дает ему понимание начать диалог с Богом и необходимость этого разговора, который и сможет снять с него некий внутренний запрет на принятие участия в сражении, что для Арджуны, как кшатрия, было делом привычным.
   Арджуна еще смутно понимает, в чем именно будет заключаться диалог с Богом Кришной, но необходимость этой предстоящей беседы уже видна.
   Давая обозреть армии, Бог привлекает особо пристальное внимание Арджуны к тем, кто принял сторону Дурьедханы, который был в глазах Арджуны достаточно греховным. Также Арджуна испытывал боль за безнравственный выбор тех, кто был теперь на стороне сыновей Дхритараштры или желал им победы. Чувствуя абсолютную свою правоту, Арджуна как бы хочет привлечь Бога на свою сторону, чтобы Он вместе с ним увидел неправедный выбор многих лучших воинов и этим как-то склонить Бога на сторону Пандовов, заручиться его Абсолютной поддержкой. Более того, Арджуна надеялся, что Бог объяснит надвигающееся достаточно масштабное событие с точки зрения его справедливости и необходимости, ибо оно обещало быть кровопролитным и влекущим за собой непредсказуемые с точки зрения человека последствия, а также подскажет ему, как кшатрию, его лучшее решение, поскольку им, Арджуной охватило замешательство относительно его долга кшатрия и безнравственности самого события, которое должно было повлечь за собой многое непредвиденное и нежелательное, поскольку в значительной степени могло повлиять на религиозность в семье и обществе в целом.
   Скорее всего Арджуна рассчитывал на скорое объяснение Богом этих вопросов и понимал, что без Бога преодолеть в себе сомнения и нерешительность невозможно.
   Но почему у царствующего на тот момент Дурьедханы, старшего из десяти сыновей Дхритараштры, были столь многочисленные сторонники? Что побудило людей посчитать правыми в своих притязаниях на трон сыновей Дхритараштры? Надо и здесь исходить из того, что Бог Кришна и в их сердцах, и им дает определенное понимание и направляет их выбор. Но какую Бог дал им мысль? Чем убедил? Ведь,
   Среди них оказались и такие высокодуховные и заслуженные авторитеты, как старейшина рода Куру дед Бхишма. Ведь, не всеми же руководили меркантильные мысли, неотданные долги или заблуждения.
   Надо было разделить людей на два непримиримых лагеря, и это было задумано Самим Богом и по Его Плану. Еще до рождения любого из участников сражения на Земле был введен закон о праве наследовать трон. Этот Закон, как и все земные законы, был дан на Землю через людей, но Самим Богом. Этот Закон в некоторых своих частях был изначально несправедлив, но непререкаем. Согласно этому Закону, трон переходит только к старшему сыну царской семьи. Здесь Закон как бы работает справедливо. Далее, если старший сын физически неполноценен, то трон наследуется следующим за ним сыном, физически и умственно полноценным. Это тоже справедливо. На этом справедливость Закона по передаче власти и заканчивалась. Закон был бы более совершенен, более справедливым и более учитывающим, если бы предусматривал и возвращение власти детям старшего сына, в свое время лишенного трона, при достижении ими необходимого возраста при условии их физической полноценности. Т.е. неискушенному человеку, да и самим сыновьям Дхритараштры, как и всем, кто был на их стороне, виделось справедливым, когда бы правление было передано именно Дурьедхане, старшему сыну Дхритараштры, как истинному преемнику трона от того, кто по Закону должен был быть единственным царем. Пандавы же, сыновья царя Панду, младшего брата Дхритараштры, следовали существующему тогда закону и предъявляли свои требования на власть, поскольку закон был на их стороне, к стати сказать, несправедливый.
   Таким образом, по истинной справедливости прямыми наследниками престола были все же сыновья Дхритараштры во главе с Дурьедханой, как дети старшего сына, который по существующему закону на Земле и должен был править и правил бы и передал бы сам лично трон своему старшему сыну, если бы не природная слепота. Несомненно, у него была на Бога двойная обида: и за себя, и за своих детей, которым упрямо отказывали в власти и которую приходилось отвоевывать силой, имея внутреннее убеждение в своей правоте, опять же данное Богом. Но что поделать. Такую роль ему и его детям Бог отвел еще до рождения, имея Свою, теперь очевидную цель - противопоставить двоюродных братьев, разрешить конфликт военными действиями, накануне которых и поведать миру Бхагавад-Гиту. Также эта видимая теперь как бы несправедливость несомненно тянулась из прошлых жизней всех участвующих в этих событиях, как кармический долг, который вот таким образом надо было отдать, познав всю несправедливость на себе и своих детях и вынести свой урок. Но на данный момент и царь Дритараштра, и его сыновья, и многие из тех, кто был на их стороне, этим сражением намеривались закрепить раз и навсегда власть за теми, кто теперь правил, тем утверждая справедливость и устраняя претендующих на власть Пандавов, находя их претензии несправедливыми, не смотря на то, что закон был на их стороне. И такое понимание, и такая цель могли быть у многих и достаточно справедливо настроенных людей. Поэтому Арджуна и увидел многих своих лучших друзей и родственников по обе стороны армий, принявших сторону Дурьедханы по чисто нравственным соображениям. Каждому Бог дал изнутри свою причину. Так спланировал Сам Бог борьбу за престол, в которой уже заведомо была непримиримость, вызванная несовершенным по Плану Бога Законом,
   Но законом, удовлетворявшим чувства и духовную ступень людей того периода.
   Поэтому только Один Бог знает, кто и в какой степени был или не был заинтересован в этой войне, знал уровень непримиримости и готовности сражаться каждого. И каждому погибшему и каждому оставшемуся в живых был уготован Богом дальнейший путь, и на Земле должны были начаться перемены. И только Бог подготовил предыдущими воплощениями тех, речь идет о сыновьях Дхритараштры, которые должны были править при Нем, чьи качества соответствовали, даже если они выглядели демоническими, и тех, кто должны были править после того, как Бог Кришна покинет Землю, окончив на ней Свои игры. Это были Пандавы. Т.е. Бог, придя в материальным мир, родившись в царской династии Яду, Сам, Своей Рукой разделил власть справедливо. Каждый сыграл отведенную ему роль. Но теперь на поле сражения Бог дает Арджуне небольшой элемент враждебности и непримиримости, а также сочувствия к своим противникам, но не ожесточает его сердце, исходя из самих качеств Арджуны, как и зная его готовность к мирному урегулированию.
  
   24.Саньджая сказал:
   О, потомок Бхараты, после этих слов Гудакеши Хришикеша, Бог Кришна, вывел прекраснейшую колесницу на средину между двумя армиями.
  
  
   КОММЕНТАРИЙ.
   Здесь Бог Кришна устами Саньджаи называет Арджуну Гудакешей, тем, кто победил сон. Это, несомненно, аванс, т.е. по большому счету назвать Арджуну победившим сон, где имеется ввиду невежество и зависимость от гун материальной природы, невозможно. На это должно еще уйти немало последующих за этой жизнью рождений.
   Побеждает иллюзорный сон тот, кто достигает полноту духовных знаний, называемых совершенными знаниями, и это проявляется в деяниях, образе мышления, в цели жизни, также в состоянии отрешенности и независимости от проявлений материального мира. Такого человека Бог уже не вовлекает ни в политику, ни в другие государственные дела, ни тем более в сражение. Человек непременно должен пройти путь бхакти-йоги, любовного преданного служения Богу Кришне, должен устремляться к безлюдным местам, чтобы ни на что не отвлекаясь, погружаться в себя, так медитируя в себе на Верховный Брахман, и черпая в этом единственную радость и полное удовлетворение. Человек должен пройти путь постоянных размышлений о Боге, углубляясь в себя непрерывно и не желая входить в какие бы то ни было материальные отношения, разве что только по Воле Бога. Все деяния человека в таком случае происходят только в Боге, в результате согласования с Его высшим Мнением. Внутренний диалог с Богом становится естественным состоянием такого человека, непрерывным, все двадцать четыре часа в сутки. Человек настолько сливается в себе с Богом, что перестает отличать себя от Бога в себе, сразу же слышит Бога и реагирует на любую Его указку изнутри тотчас. Наступает и тот период духовного становления, когда потребность уединяться ослабевает и материальный мир не мешает контакту с Высшим Отцом, но, напротив, выводит человека за границы своего я и, он начинает видеть проявления Бога, как и слышать Его, вне себя, во всех живых существах, во всем движущемся и неподвижном. Человек начинает наслаждаться присутствием Бога в каждом, видит хорошо подсказки Бога через символы и уже более не представляет свою жизнь без Бога ни на мгновенье. В этом случае говорят, что иллюзорная энергия Бога более не может им управлять, вводя его в заблуждения и являясь в нем причиной материальных ошибок, влекущих за собой страдания.
   Так мысля, человек перестает видеть различие между собой и другими живыми существами и видит хорошо работу Бога над каждым, и даже общаясь с другим, принимает любое его слово, как от Бога, черпает из каждого слова другого указание от Бога лично себе и этим продолжает свое духовное развитие на каждом шагу и в каждое мгновение, ибо постоянно находится на связи с Богом.
   Тот, кто пробудился от сна, становится естественно неразрывным с Богом. Такой человек приобретает в себе мир, поскольку перестает ошибаться, устрашаться последствий греховной деятельности, ибо ничего не делает против Воли Бога, а потому равно встречает, как благоприятное, так и не благоприятное, видя во Всем Божью Милость и все во благо.
   Такой человек уже не привлекается, хотя и не сторонится, никакими человеческими связями, но рассматривает их, как свой долг и обязанности, данные Богом. Такой человек не может быть управляемым и направляемым привязанностями, а потому не устремляется управлять ни в большом, ни в малом. Он не может проявить в человеческом обществе свою личную заинтересованность, волю, не может быть в состоянии выбора в материальных играх или что-либо предпочитать, не имеющее отношение к духовному. Он не может хоть сколько-нибудь наслаждать свои чувства, а с ними и тело, но служит своему телу настолько, насколько необходимо его поддерживать. Он даже уже не контролирует ум, поскольку ум уже перестает искушать его тем, что уже отработало, изжило себя, естественно отдалилось и не представляет интереса. Но такой человек тяготеет к благотворительности, к исполнению тапасьи, к жертвоприношениям, ибо в этом видит путь к дальнейшему духовному развитию, которое в Боге не имеет границ ни на Земле, ни на духовном плане.
   Если бы Арджуна уже победил сон, то, скорее всего, Бог или вовсе бы не привлек его к сражению, или дал бы ему гибель в сражении и именно так, как Арджуна об этом говорит в конце этой главы - он был бы убит, будучи безоружным. Но все же Бог даст Арджуне желание сражаться, как и возможность впоследствии править со своими братьями процветающим, не имеющим противников царством. Арджуне еще предстояло, и не в одночасье, выходить из состояния невежества, за пределы гун материальной природы. А для этого необходимо было добрать те знания, которые есть совершенные и должны будут проявиться в личных качествах, деяниях, убеждениях. Определение таких знаний также дается Богом в главе 13, стих 8-12.
  
   25. Перед Бхишмой и Дроной и всеми великими правителями мира Бог Кришна Сказал: Смотри же, о, Партха, на распределившихся таким образом членов рода Куру.
  
   КОММЕНТАРИЙ.
   Из этого стиха ясно, что колесница была установлена Богом Кришной так, что Арджуна мог легко обозревать присутствующих в армиях, как своих друзей, так и недругов, своих учителей, известных полководцев, прославленного деда Бхишму. Однако, Бог направляет внимание Арджуны на присутствующих здесь членов рода Куру, на родственников, именно на то, как они распределились, фактически оказавшись по обе стороны армий, готовые сражаться друг против друга, будучи в близких и кровных связях. Т.е. изнутри управляя сознанием и извне показывая развитие событий, Бог как бы суживает переживания Арджуны от предстоящего сражения в целом конкретно к тем, кто ему был наиболее близок, чтобы вызвать в начале диалога, как побуждение к диалогу, чувство сострадания и боли. То, что предстало взгляду Арджуны, было достаточно, чтобы глубоко потрясти его, вызвать в нем глубокие переживания, расслабить его, несколько подавить в нем желание сражаться, что стало своеобразной подготовкой Арджуны к началу разговора.
  
   26.Там, в армиях, включая обе стороны, Арджуна мог видеть расположенных отцов, как и дедов, учителей, дядей по матери, братьев, сыновей, внуков, также друзей, тестей, также, непременно, доброжелателей.
  
   КОММЕНТАРИЙ.
   Далее, управляя изнутри пониманием и взглядом Арджуны, Бог показывает ему еще более широкую и угнетающую картину. Среди всех присутствующих по обе стороны войск Арджуна видит почти всех своих родственников, включая своих сыновей, братьев, родственников со стороны матери и отца, а также тех, кто всегда был почитаем и неприкосновенен и был защищен самой религией. Чувства сострадания и переживания становятся еще более глубокими, всеохватывающими и поднимают в Арджуне неотвратимое желание осмыслить все происходящее и свое место в нем. И это направляет его мысль и желания в русло объяснения с Богом относительно своего личного участия в сражении, как и относительно необходимости и целесообразности самого сражения, ибо Бог дал ему в сердце после осмотра армий еще большее сомнение.
  
   27.Увидев всех их, расположенных по обе стороны армий всякого рода родственников, он, сын Кунти, преисполненный большим состраданием, сокрушаясь, сказал.
  
   КОММЕНТАРИЙ.
   Здесь следует обратить внимание на то, что Бог Кришна достиг Своей цели. Будучи Причиной всех причин, Он показал Арджуне всех участников сражения, и это послужило причиной тому, что мысли и чувства Арджуны были направлены в нужную сторону, затронув в нем именно те качества, которые на самом деле не должны быть свойственны кшатрию, исполняющему свой религиозный долг. Арджуна подошел к диалогу в состоянии сострадания, сокрушающимся, в сомнениях и переживаниях. Это первый и хороший признак смирения, готовности вопрошать, слушать и внимать. Но если бы состояние Арджуны было решительным, воинственным, непоколебимым, то он бы для диалога с Богом был бы непригоден, как и в дальнейшем для праведного управления царством. Он еще не очень духовно силен, им управляют привязанности, слаб духовный опыт, не высоки духовные знания, он еще достаточно зависим от материальных отношений, но он уже более, чем многие и многие близок к началу духовного пути и готов к разрыву через практику йоги с материальным миром. Непросто было подвести Арджуну к этому состоянию, если он не знал поражений и его называли "тигр среди людей". Но Бог Кришна провел Пандавов через многие и многие страдания, тем ослабив их эго, очистив мысль и желания и, в результате насильственных аскез подготовил к праведному управлению государством после битвы на Курукшетре.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"