Маркова Наталия Федоровна : другие произведения.

96.Бхагавад-Гита Как Она Есть Неавторитетное Писание. Глава 14. Текст 22-27

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  96.БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛАВА 14. ТЕКСТ 22-27.
  
  
  
  ТЕКСТЫ 22 - 25
  
  
  шри-бхагаван увача
  пракашам ча правриттим ча
  мохам эва ча пандава
  на двешти самправриттани
  на нивриттани канкшати
  удасина-вад асино
  гунаир йо на вичалйате
  гуна вартанта итй эвам
  йо 'ватиштхати ненгате
  сама-духкха-сукхах сва-стхах
  сама-лошташма-канчанах
  тулйа-прийаприйо дхирас
  тулйа-ниндатма-самстутих
  манапаманайас тулйас
  тулйо митрари-пакшайох
  сарварамбха-паритйаги
  гунатитах са учйате
  
  шри-бхагаван увача - Верховный Господь сказал; пракашам - просветление; ча - и; правриттим - привязанность; ча - и; мохам - иллюзия; эва ча - также; пандава - о сын Панду; на двешти - не ненавидит; самправриттани - присутствующие; на нивриттани - ни отсутствующие; канкшати - желает; удасина-ват - как безучастный; асинах - остающийся; гунаих - гунами; йах - который; на - не; вичалйате - выводится из равновесия; гунах - гуны; вартанте - действуют; ити эвам - таким образом; йах - который; аватиштхати - пребывает; на - не; ингате - колеблется; сама - одинаков; духкха - и в горе; сукхах - тот, кто в счастье; сва-стхах - утвердившийся в себе; сама - одинаково; лошта - к комку земли; ашма - к камню; канчанах - к золоту (относящийся); тулйа - одинаково; прийа - и приятное; априйах - тот, для кого неприятное; дхирах - стойкий; тулйа - равны; нинда - и хула; атма-самстутих - тот, для кого похвала; мана - в чести; апаманайох - и в бесчестье; тулйах - одинаковый; тулйах - одинаково; митра - к друзьям; ари - и врагам; пакшайох - к партиям; сарва - всех; арамбха - от попыток; паритйаги - тот, кто отрекся; гуна-атитах - трансцендентный к гунам материальной природы; сах - он; учйате - называется.
  
  Верховный Господь сказал: О сын Панду, про того, в ком просветление, привязанность и иллюзия не вызывают ненависти, когда они проявляются, и кто не сокрушается, когда они уходят; кто всегда безучастен и трансцендентен, какое бы влияние ни оказывали на него гуны, ибо знает, что все действия совершают материальные гуны; кто всегда погружен в себя и одинаково относится к счастью и горю; кто не видит разницы между горстью земли, камнем и слитком золота; кто одинаково встречает желанное и нежеланное; кто остается непоколебимым, одинаково принимая осуждение и похвалы, бесчестье и почет; кто одинаково относится к друзьям и врагам; кто отрекся от всей материальной деятельности, - про такого человека говорят, что он поднялся над гунами материальной природы.
  
  
  БОГ: Правильный перевод. Точный перевод: "22-25. Шри-Бхагаван Сказал: В ком просветление и занятие кармической деятельностью, а также, непременно, иллюзия, о, сын Панду, не вызывают ненависти, когда они развиты, и кто не сокрушается, когда их нет, как нейтрально расположенный, не сотрясается гуннами материальной природы, кто знает, что таким образом действуют гунны природы и потому остается непоколебим, кто неизменен в счастье и страдании, кто погружен в себя, кто равен к клочку земли, камню и золоту, кто равно принимает как желанное, так и нежеланное, устойчив разумом, кто неизменен, когда поносят или восхваляют, в чести и бесчестии, кто равен к партиям друзей и врагов, кто в полном отречении от всех устремлений, он, сказано, преодолел гунны материальной природы.".
  
  
  КОММЕНТAРИЙ: Aрджуна задал Кришне три вопроса, и Кришна отвечает на эти вопросы один за другим.
  
  
  БОГ: Арджуна не задавал Богу Кришне три вопроса. По сути, Арджуна задал только один вопрос. Вот Слова Арджуны: "21. Арджуна сказал. О, Господин, по каким признакам можно узнать преодолевшего эти три гунны материальной природы и каким должно быть поведение человека, который эти три гунны преодолевает.". И признаки и поведение человека, который преодолел в свою меру гунны материальной природы, суть одно. Речь идет о качествах человека, и в данном стихе Бог эти качества и проявления человека Арджуне и всем сообщает. Этот вопрос Арджуна задает по Воле и Плану Бога, чтобы дать людям хоть какой-то ориентир, чтобы понять, что свойственно человеку на такой ступени материального и духовного развития, когда он уже готов к выходу на духовный план и гунны природы не оказывают на него преимущественного влияния. Бог далеко не все Говорит Арджуне о таком человеке, но то, что человек может в некоторой степени стараться просмотреть в себе и понять, на что ему в преданном служении в плане развития качеств следует делать преимущественный акцент. Так Бог как бы направляет человека на сотрудничество с Богом в вопросе развития человека. Но надо всегда понимать, что описанные качества могут быть достигнуты частично, каждый их достигает в свою меру и предела их развития нет. Также, это далеко не все качества, но как бы основные, ориентировочные. И также надо понимать, что выйти полностью из гунн природы не возможно. Иллюзорные энергии Бога работают над человеком и в материальном мире и на духовном плане. И также надо понять, что даже данный Богом ориентир на качества есть очень приближенный ответ Арджуне, ибо всем процессом развития человека, его качествами, его стараниями и всеми акцентами Управляет только и единственно Бог Кришна, а человек подключается к развитию себя только по Воле и Плану Бога, но это подключение имеет достаточно слабый характер. Ибо все вершит только Бог в развитии Своего творения.
  
  
  
   Здесь Он прежде всего говорит, что человек, вышедший из-под влияния гун, никому не завидует и ничего не жаждет.
  
  
  БОГ: Но это как пожелает Бог Кришна. Ибо работа Бога над человеком никогда не прекращается, на какой бы ступени материального и духовного развития он не стоял. Если будет необходимость, то Бог может и дать энергию зависти и энергию сильного желания... Никто не может полностью себя здесь оградить. Но в свою меру преданным пора от пристрастий и зависти освобождаться, и это направление Бог дует поддерживать, но не без исключений или некоторых порою для человека отклонений. В таких случаях преданный должен понимать тотчас, что в данный момент он испытывает, какое желание или чувства и, осознавая, что эта вещь для него недопустима, должен мысленно обратиться к Богу, не обговаривая суть вопроса, ибо Бог Знает, о чем речь, а просто на уровне мысли сказать: "Помоги, о, Всевышний, будь Милостив". И далее, чтобы эти неприемлемые желания или чувства отошли, можно в себе некоторый период провибрировать основную молитву преданных: "Прости, дорогой Бог Кришна. Спасибо тебе за Милость Твою, спасибо Тебе за все". Надо знать, что эта молитва спасительна всегда, в любой ситуации, при любом невольном прегрешении, почти для всех.
  
  
   В материальном мире воплощенное живое существо всегда находится под преобладающим влиянием одной из материальных гун.
  
  БОГ: Так можно сказать.
  
  
   Когда оно освобождается от материального тела, оно сбрасывает с себя оковы гун материальной природы.
  
  БОГ: Никто и ничего с себя не сбрасывает. Все происходит только по Воле и Плану Бога и только вследствие долгого и старательного, как и всеобъемного преданного служения. Также, полностью человек никогда не освобождается от иллюзорных энергий Бога, ни в материальном мире, ни на духовном плане.
  
  
  
   Но до тех пор, пока живое существо находится в теле, ему следует всегда стараться сохранять уравновешенность.
  
  
  БОГ: так можно сказать. Но и это качество дает человеку только Бог и только вследствие продолжительного, старательного, полного преданного служения. Но непременно Бог дает преданному понимание, что он прикладывает усилия, сам борется со своими греховными качествами, и сам достигает успех. Но прав будет тот преданный, кто в этом вопросе увидит работу Бога Кришны над собой и будет благодарить Бога, не приписывая себе успехи в преданном служении, как и достигнутые вследствие этого высокие духовные качества.
  
  
   Человек должен начать преданно служить Господу, и тогда он постепенно перестанет отождествлять себя с материальным телом. Пока человек считает себя телом, целью всех его действий будет удовлетворение собственных чувств, но, развив в себе сознание Кришны, он естественным образом перестает удовлетворять свои чувства. Душе не нужно материальное тело, и у нее нет никакой необходимости удовлетворять его прихоти. Гуны материальной природы будут продолжать действовать в теле, но человек, осознавший себя вечной душой, остается к этому безучастным.
  
  
  БОГ: Человек не может для себя самостоятельно решить вопрос о преданном служении Богу Кришне. От человека ничего не зависит. Этот вопрос решает только Бог Кришна для каждого строго в свое время и только при наличии высоких или достаточный качеств материального и духовного порядка, которые это преданное служение и смогут обеспечить. Что касается отождествления себя с телом, то этот вопрос не столь и важен для преданного, как бы ни показалось, ибо знание или осознание, что ты ни есть тело, практически ничего человеку не дает. Ибо в любом случае надо ухаживать за своим телом, вовлекать его Волею Бога в материальные игры и роли, через него преданно служить, помогать другим и развивать качества высокого духовного порядка, что непременно происходит Волею Бога через материальное тело, и человек в любом случае должен со своим телом считаться, беречь его и все же в условиях материального мира считать собой, через что он и может входить в контакт с материальным миром и осуществлять также преданное служение. Постоянно держать в памяти, что он не это тело и как-то это использовать ему просто не даст Бог. Ибо это ни на что не повлияет. Поскольку в любом случае человеком Управляет Бог, и человек вынужден будет подчиняться Богу, как бы себя не настраивал через мысль, что он ни есть это тело и как бы поэтому ни старался перестать удовлетворять свои чувства. Преданный просто должен понимать, что тело душе дано на время, понимать, Кто и зачем дает тело и как его надо использовать в материальном мире и для преданного служения. Также, удовлетворение чувств тела ни есть нечто греховное и недопустимое. Живому существу позволительно поддерживать тело и в некотором роде через тело отдыхать, переключать свое сознание, немного наслаждать себя, ибо эти материальные энергии удовлетворения могут в хорошей степени способствовать и самому преданному служению. Что надо будет ограничить, то Бог Кришна ограничит Божественными средствами, просто убрав желания материального порядка в том или ином направлении. Также, у тела на самом деле нет и не может быть никаких прихотей. Все желания Бог дает душе, ибо Знает, что ей на пользу, что надо преодолеть и что надо душе извлечь из ее соединения с телом в каждый данный период. Пока душа в материальном мире, ей необходимо тело, ей необходимо удовлетворять некоторые свои чувства, ей необходимо Волею Бога через тело и развиваться, ибо, иначе, высоких духовных качеств достичь невозможно, как и невероятно само преданное служение. Также, как бы человек себя ни осознал, как бы ни твердил себе, что он не это тело, но пока он в теле, но пока он в условиях материального мира, гунны природы, иллюзорные энергии Бога будут непрерывно работать над ним, ибо всегда есть то в человеке, что надо развить, от чего отказаться и что привнести. И все это будет через тело. Вот это преданный должен понимать, а не бесконечно твердить себе, как мантру: я не это тело, я не это тело, я не это тело...
  
  
  
   Как развить в себе такую безучастность? Для этого нужно освободиться от желания наслаждаться гунами, равно как и от желания избавиться от тела. Так, поднявшись на духовный уровень, преданный естественным образом обретает освобождение. Ему нет нужды прилагать особые усилия, чтобы выйти из под влияния материальных гун.
  
  
  БОГ: Ну, все это на уровне ума преданного и его не очень правильного мышления. Не о безучастности может идти речь, а об отрешенности. Отрешенность не предполагает не участие, а предполагает непривязанность к плодам. Т.е. не освобождает руки, не дает человеку замыкаться на себе и не выполнять свои долги и обязанности. Все это должно присутствовать в жизни преданного, пока он живет в материальном мире. Он должен быть отрешен на уровне мыслительного процесса и не более. А это возможно не через определенные установки себе преимущественно, а через путь преданного служения, где Личность Бога будет давать человеку ту отрешенность, которая не граничит с греховностью и не делает человека бездействующим, не участвующим, ибо в некоторых вопросах материального существования это есть немалый грех. Не участвовать. Все то же самое и о гуннах природы. Надо просто преданно служить Богу Кришне, и гунны природы или иллюзорные энергии Бога Сам Бог будет постепенно за их ненадобностью убирать или ослаблять, но и не так, чтобы полностью, но и не так, чтобы преданный это не увидел. Что касается освобождения из материального мира, то и этот вопрос решает Личность Бога. Здесь просто надо вручить себя Богу и не очень поднимать в себе этот вопрос, ибо все зависит от преданного служения и от Воли Бога. Поэтому надо просто положиться на Всевышнего и стараться в преданном служении, как и выполнять его во всем объеме. Усилия преданный должен применять именно в преданном служении, ибо Бог даст преданному и желание и свои пути преодолений, и понимание о том, что преданный достигает себе свое освобождение сам, хотя и всегда надо помнить преданному, что это также иллюзия, что все делается только Личностью Бога, и для человека на самом деле его путь на духовный план осуществляется автоматически.
  
  
  Следующий вопрос Aрджуны касался поведения человека, свободного от влияния гун. В материальном мире люди стремятся к почестям, оказываемым материальному телу, и болезненно реагируют на унижения, однако человек, достигший трансцендентного уровня, одинаково безучастно относится и к преходящей славе, и к позору.
  
  
  БОГ: Равное отношение к славе и бесславию действительно качество, которое есть элемент отрешенности. Но все же преданный должен понимать, что бесчестие, позор... есть вещи не просто так дающиеся Богом людям материального мира. Это все же кармические вещи и должны преданного напрячь и побеспокоить и о своих качествах, ибо качества влекут за собой, скажем, позор. В таких случаях не следует это опускать из виду, проявляя великую отрешенность, но начать мыслить, что повлекло позор и непременно в таком случае надо просить у Бога прощение и просить помочь, ибо это сигнал к тому, что не все у преданного впорядке с качествами, и это может закрыть ему выход на духовный план. Т.е. преданный равно должен относиться ко всему, но включая ум и разум, ибо отрешенность должна быть разумной и реагировать на то, что хотел человеку сказать или показать Бог Кришна.
  
  
  
   Он выполняет свои обязанности в сознании Кришны, и ему все равно, почитают его люди или хулят. Он принимает только то, что помогает его деятельности в сознании Кришны,
  
  
  БОГ: И здесь отрешенность должна присутствовать, но разумная. Человек непременно должен слышать, что ему и о нем говорят в материальном мире, хотя он и преданный, ибо пусть не забывает, что все речи всех есть Сам Бог Кришна. И просто так через материального человека Бог о преданном не Говорит. Надо прислушиваться и понимать, что тебе через того или другого человека или через твоих близких Сказал Бог, принимать критические или доброжелательные или гневные замечания и просить Бога себе помочь. Как и просить прощение у Личности Бога и пытаться в своем поведении услышанное иметь ввиду, не проявляя гордыни и самомнения.
  
  
  
  
   помимо этого у него нет никаких материальных потребностей: ему не нужны ни камень, ни золото. В каждом человеке он видит своего друга, который помогает ему выполнять обязанности в сознании Кришны, и не испытывает ни малейшей неприязни к своим так называемым врагам.
  
  
  БОГ: Преданный не должен в материальном мире действовать автоматически, ибо материальный мир и его проявления могут покрывать легко любые ожидания и реакции преданного, которые он в себе уготовал. С материальным миром и преданному и непреданному общаться достаточно непросто, ибо всегда Бог найдет в материальном мире того, через кого можно подправить то или иное качество и преданного и непреданного. От ситуаций особо отмахиваться даже отрешением не всегда получается. Здесь Святых Писаний не хватит, чтобы везде говорить, поступать, реагировать можно было правильно. Есть несколько вещей, которые могут помочь преданному. Это полная медитация на Бога, всегда. Это беспроигрышный вариант. Здесь кто и что бы ни говорил, преданный будет прав. Также, есть еще один вариант. Если преданный попал в ситуацию прямо можно сказать такую, что не отмолчишься, то просто на уровне мысли непременно надо обратиться к Богу Кришне и просить Его помочь. Преданный на уровне ума говорит: Помоги, о Всевышний, помоги, о, Всевышний, помоги, о, Всевышний. Также, помочь преданному может полное не осуждение материального мира и доброта. В любом случае преданный любит того, кто к нему обращается и достаточно однозначно и просто отвечает, не выгораживая себя, не объясняя ситуацию, не ссылаясь на Личность Бога, не переубеждая, не желая выглядеть лучше, не объясняя ничего с позиции Совершенных Духовных Знаний.
  
  
  
   Он одинаково отстраненно относится ко всему, что его окружает, ибо прекрасно знает, что сам он не имеет никакого отношения к материальной действительности. События политической и социальной жизни никак не отражаются на нем, поскольку он знает истинную цену всем скоротечным политическим переворотам и потрясениям.
  
  
  БОГ: Современный преданный может мыслить и несколько иначе, ибо это тоже Бог разрешает. Он, преданный, должен просто понимать, что все события, все политические диспуты, все, что происходит в мире, в каждом государстве, между государствами, все, что касается экономики, науки, технического прогресса и пр. - все это есть Работа Бога в материальном мире, направленная на развитие творения Бога. Никто, ни одно слово не говорит от себя, никто сам не провоцирует события; все конфликты, все войны, все недружественные связи и отношения, все урегулирования, все встречи, все обсуждения... все АБСОЛЮТНО есть Работа Бога Кришны. В таком случае человек, преданный, может все прослеживать, всем интересоваться, всех слушать, быть в курсе всех политических и экономических событий в своей стране и в других... и при этом всегда полностью понимать, что всем Управляет Личность Бога до слова, до взгляда, до малейшего штриха событий... И должен все это видеть, никогда и ни на чью сторону не становясь, никого не восхваляя и не ругая, ни с кем политику не обсуждая, понимая все только как Божественный труд. То же самое и относительно культуры, искусства, всех других проявлений материального мира. Это обусловливает и вхождение в Бога, и развитие материальных и духовных качеств, и обеспечивает человека адекватным восприятием всего, что осуществляет Бог в материальном мире, и дает понимать, что все это направлено на развитие творения, его качеств, как и есть отдача всеми и каждым кармичесих долгов, как и есть подъем общества по ступеням своего материального и духовного развития.
  
  
   Он ничего не предпринимает для себя лично. Ради Кришны он готов сделать все, но для себя самого не делает ничего. Так ведет себя тот, кто действительно преодолел влияние гун природы.
  
  
  БОГ: Все, что делает человек в преданном служении, он делает только под Управлением Бога Кришны и здесь немало Бог дает преданному и делать для себя и своих близких. Поэтому, не следует никого заверять в том, что преданный ничего не делает для себя. И в материальном мире и на духовном плане Бог дает человеку достаточно времени и возможности посвящать время и себе, своему телу, еде, благоустройству в своем доме, общению с другими душами.
  
  
  
  
  
  ТЕКСТ 26
  
  
  мам ча йо 'вйабхичарена
  бхакти-йогена севате
  са гунан саматитйаитан
  брахма-бхуйайа калпате
  
  мам - Мне; ча - также; йах - который; авйабхичарена - неуклонным; бхакти-йогена - преданным служением; севате - служит; сах - он; гунан - гуны материальной природы; саматитйа - превзойдя; этан - эти; брахма-бхуйайа - для достижения уровня Брахмана; калпате - годится.
  
  Тот, кто полностью отдает себя преданному служению, ни при каких обстоятельствах не отклоняясь от этого пути, преодолевает влияние гун материальной природы и достигает уровня Брахмана.
  
  
  БОГ: Правильный перевод. Точный перевод: "26.Также тот, кто неустанно преданно служит Мне, занимаясь бхакти-йогой, он, преодолев эти гунны материальной природы, поднимается на уровень Брахмана.".
  
  
  
  
  
  КОММЕНТAРИЙ: Этот стих отвечает на третий вопрос Aрджуны: "Какими средствами можно достичь трансцендентного уровня?" Как уже говорилось, весь материальный мир действует, подчиняясь власти гун материальной природы.
  
  
  БОГ: Современному преданному нужно быть более точным. Весь материальный мир подчиняется гуннам природы, что есть иллюзорные энергии Бога Кришны, Сам Бог, всегда сопровождающие материальный мир и направленные на его материальное и духовное развитие.
  
   Деятельность материальных гун не должна беспокоить нас; чтобы не дать ей поглотить наше сознание, нужно сосредоточить его на деятельности в сознании Кришны.
  
  
  БОГ: Вздор. Гуны материальной природы есть Воля Бога, направленная на поддержание и развитие творения, создающая для живых существ те условия и то внутреннее самочувствие и восприятие себя и внешнего материального мира, которые и обеспечивают работу Бога над материальным миром в плане его материального и духовного развития. А что касается преданного служения, то этот вопрос относительно каждого решает только Бог Кришна в свое время.
  
  
  
   Такую деятельность называют бхакти-йогой, деятельностью во имя Кришны. При этом подразумевается не только Сам Кришна, но и Его полные экспансии, такие как Рама и Нараяна.
  
  
  БОГ: не существует никаких, ни частичных, ни полных экспансии Бога Кришны. Это знания староверов-преданных. Современные преданные должны знать, что существует только ОДИН БОГ КРИШНА. И преданное служение должно быть направлено только на Бога Кришну.
  
  
  
   Проявлениям Кришны нет числа. Каждый, кто служит любому из образов Кришны, находится на трансцендентном уровне.
  
  
  БОГ: Не верно. Бог Кришна ОДИН. Не существует никаких образов Бога Кришны, никаких проявлений Бога Кришны. Каждый, кто не служит непосредственно Личности Бога Кришны, - НЕ СЛУЖИТ БОГУ КРИШНЕ. Такой человек не занят в преданном служении. Это материальный человек.
  
  
   Необходимо также помнить о том, что все образы Кришны полностью духовны, вечны и исполнены знания и блаженства.
  
  
  БОГ: Ни о каких образах Бога Кришны не должно быть речи. Их не существует, и потому они есть вымысел. Есть только САМ БОГ КРИШНА. БОГ КРИШНА ИСПОЛНЕН ЗНАНИЯ И БЛАЖЕНСТВА, как и ВЕЧЕН.
  
  
  Все личностные проявления Бога всемогущи, всеведущи и наделены всеми трансцендентными качествами. Поэтому тот, кто служит Кришне или Его полной экспансии с непоколебимой решимостью, легко преодолевает влияние гун материальной природы, которое обычно очень трудно преодолеть.
  
  
  БОГ: Нет у Бога Кришны никаких личностных проявлений. Это не верно. Бог Кришна ОДИН. Нет у Бога Кришны никаких личных экспансий. Необходимо преданно служить только Личности Бога Кришне. Все остальное есть путь преданных-староверов. Преодолевать гунны материальной природы никому не дается легко. Но этот процесс преодоления возможен только через долгий и старательный, как и полноценный путь преданного служения БОГУ КРИШНЕ.
  
  
  
   Об этом уже шла речь в седьмой главе "Бхагавад-гиты". Предавшись Кришне, человек тотчас выходит из-под власти материальных гун.
  
  
  БОГ: Нет. Предаться Богу Кришне невозможно без Воли на то Бога Кришны и то в той мере, которая не навредит материальному и духовному развитию человека. Также, предаться Богу Кришне невозможно, просто мыслью дав себе такой обет. Этот вопрос решается только и единственно через долгий и старательный путь преданного служения, изучение Слова Бога и через рекомендуемые духовные практики, как и по Воле и Плану Бога Кришны.
  
  
   Быть в сознании Кришны, или заниматься преданным служением, - значит достичь равенства с Кришной.
  
  
  БОГ: Это грех так мыслить и еще больший грех так проповедовать и величайший грех это суждение провозглашать в Святом Писании. Никогда человек ни при каких условиях не может сколько-нибудь приблизиться к Личности Бога Кришны. Это НЕВОЗМОЖНО.
  
  
  
   Господь говорит, что по природе Своей Он вечен, исполнен знания и блаженства, а живые существа являются частицами Всевышнего, как крупинки золота - частью золотоносной жилы. Поэтому в своем чистом духовном состоянии живое существо качественно неотлично от золота, то есть от Кришны.
  
  
  БОГ: Живые существа ни по каким параметрам не сравнимы с Личностью Бога Кришны. Грех так думать. Грех так провозглашать. Грех великий так комментировать Святое Писание.
  
  
  
   При этом оно сохраняет свою индивидуальность, иначе о бхакти-йоге не могло быть и речи.
  
  
  
  БОГ: Вздор. Живое существо не индивидуально. Оно полностью зависимо и Управляется Богом, неотлично от других живых существ, есть энергия Бога, как и все другие, к которым предъявляются Богом одни и те же требования в плане качеств и преданного служения Богу Кришне.
  
  
  
  Бхакти-йога предполагает существование Господа, Его бхакты и связующей их деятельности, основанной на взаимной любви.
  
  
  БОГ: Бхакти-йога есть полноценное всеобъемное преданное служение, есть инструмент Бога, через который Бог помогает человеку развить высоко духовные качества, необходимые для выхода в свое время на духовный план. Бхакти-йога ничего не должна предполагать и основана только на Слове Бога Кришны, извечном, изначальном. Ни о какой взаимной любви между преданным и Богом Кришной речи не должно быть. Бог Кришна - не имеет чувств, направленных на творение, Бог Кришна ОТРЕШЕН от Своего творения. Живые существа, преданные, не могут получать от Бога Кришны постоянную Любовь к Богу Кришне, ибо эта энергия достаточно тяжелая для восприятия ее живыми существами, но некоторую аналогию такой энергии Бог может подавать отдельным преданным буквально на несколько секунд, и этого достаточно, чтобы это чувство запомнить и понимать себя в любовном служении Богу Кришне.
  
  
  
  
  
  
   Таким образом, Верховная Личность Бога и живое существо сохраняют свою индивидуальность, иначе понятие бхакти-йоги было бы лишено смысла.
  
  
  
  БОГ: Все это рассуждения незрелого ума. Нет об этом нигде в Писании. Нигде Бог не говорит ни об индивидуальности души, ни о Своей. Бог Кришна есть Личность. Так можно сказать. Но индивидуальность... Это качество обособить может среди равных. Но у Бога нет никого, кто был бы сравним с Личностью Бога по каким-либо качествам. Поэтому об индивидуальности Личности Бога Кришны говорить нет смысла. Что касается человека, то и он не есть индивидуальное живое существо, но зависимое, но подчиненное, но неотличное от других живых существ и по своей природе изначальной и по качествам, ибо Бог всех развивает так, что все в итоге получают от Бога стандартные качества и стандартные к ним требования, достаточные, чтобы преданно служить Богу в материальном мире и на духовном плане.
  
  
  
  Служить Верховному Господу может только тот, кто находится на одном с Ним, трансцендентном уровне.
  
  
  
  БОГ: Нет. Никогда живое существо и Личность Бога не могут находиться на одном духовном уровне. Это вздор. Это абсолютное невежество. Это великие ошибки и грех духовных учителей перед Богом Кришной. Ни один преданный современного материального мира не выйдет на духовный план, пока скрупулезно не изучит НОВЫЕ СВЯТЫЕ ПИСАНИЯ и пока не очистит свой ум и понимание от низших, греховных, неавторитетных знаний.
  
  
  
   Чтобы попасть в царскую свиту, человек должен обладать определенной квалификацией. В данном случае такой квалификацией является достижение уровня Брахмана, то есть свобода от материальной скверны.
  
  
  БОГ: Уровень Брахмана - это было обещание древним. Никакого особого уровня преданные не должны для себя ожидать. И в материальном мире и на духовном плане преданные есть слуги Бога. И все. Но этого хватает, чтобы насладиться духовным планом во всех его проявлениях. Что касается греховных качеств, то от них полностью невозможно освободиться нигде. Человек всегда перед Богом немощен, зависим, подчинен Богу, есть беспомощное существо. И это преданным надо принять. Совершенен только Бог Кришна.
  
  
   В Ведах сказано: брахмаива сан брахмапй эти. Достичь Верховного Брахмана может лишь тот, кто сам стал Брахманом. Это значит, что человек должен стать качественно неотличным от Брахмана. Однако, поднимаясь на уровень Брахмана, живое существо не утрачивает свою вечную духовную природу - природу индивидуальной души.
  
  
  БОГ: Старые веды многое обещали древним. Но так было надо. Современный преданный должен знать, что Бог Кришна Недостижим, что Бог Кришна не может быть достижим по качествам, и что душа никогда не имеет индивидуальность. Не надеется пусть.
  
  
  ТЕКСТ 27
  
  
  брахмано хи пратиштхахам
  амритасйавйайасйа ча
  шашватасйа ча дхармасйа
  сукхасйаикантикасйа ча
  
  брахманах - безличного брахмаджьоти; хи - безусловно; пратиштха - основа; ахам - Я; амритасйа - нетленного; авйайасйа - неуничтожимого; ча - и; шашватасйа - вечного; ча - и; дхармасйа - изначального положения; сукхасйа - счастья; аикантикасйа - высшего; ча - также.
  
  Я - основа безличного Брахмана, бессмертного, неуничтожимого и вечного, который есть средоточие высшего, изначального блаженства.
  
  
  БОГ: неверный перевод. Правильный перевод: "27.За Брахманом, Нетленным, Извечным, Который также есть эта изначальная религия и в Котором единственное счастье, надо видеть Меня.". О безличном брахмане речи не идет. Его не существует. Существует только ЛИЧНОСТЬ БОГА КРИШНЫ.
  
  
  
  
  КОММЕНТAРИЙ: По природе Брахман бессмертен, неуничтожим, вечен и исполнен блаженства. Осознание Брахмана является первой ступенью духовного самопознания. Вторая, промежуточная, ступень - осознание Параматмы, Сверхдуши, а высшей ступенью в постижении Aбсолютной Истины является постижение Верховной Личности Бога. Таким образом, и Параматма, и безличный Брахман пребывают в Верховной Личности Бога.
  
  
  
  БОГ: Эти понимания были даны древним, согласно их ступени материального и духовного развития. Они, современники Арджуны, должны были как бы входить в Бога поэтапно, ибо были достаточно низкого уровня развития и поклоняться Самому Богу Кришне на своих ступенях материального и духовного развития не могли без предварительной духовной практики и знаний. Но современный преданный должен понимать, что нет у Бога Кришны ни безличного брахмана, ни параматмы. Преданные сразу должны обращать свой взор к Богу Кришне, зная Бога Кришну, как Высочайшую Божественную Личность, все пронизывающую Собой и во всем остающуюся Своим полным целым.
  
  
  
  В седьмой главе "Бхагавад-гиты" было сказано, что материальная природа - это проявление низшей энергии Верховного Господа. Господь оплодотворяет низшую, материальную природу частицами Своей высшей энергии - так материальная природа одухотворяется.
  
  
  БОГ: Неверно. Нигде об этом не сказано в 7 главе. Вот стихи, которые к этой теме относятся: "4.Земля, вода, огонь, воздух, эфир, ум, также непременно разум, ложное эго - все это Мои разделенные энергии, всего восемь. 5. Это Моя низшая природа, но кроме нее, знай, существует другая, высшая Моя природа, живые существа, о, Сильнорукий, которыми используется этот материальный мир. 6.Эти две природы, являющиеся источником рождения живых существ, таким образом все, постарайся понять, есть Я, все включающий в Себя, источник как проявления, так и уничтожения материального мира.". Сказано, что есть две природы, высшая и низшая. Живые существа - высшая природа, ст.5, приведенное же в ст.4 - низшая природа. И заключение такое (6): Низшая природа, все, что неподвижно, есть источник высшей природы, ибо высшая ее потребляет для поддержания себя и в ней, в низшей природе, живые существа и берут свое начало, как в колыбели. И также живые существа, спариваясь, дают начало новой жизни. Т.е. обе природы есть источник всего, обе эти природы входят в Бога, поэтому Бог есть все. Поэтому Бог и Говорит Арджуне: "Попытайся понять". Ибо здесь нужны некоторые мыслительные процессы, чтобы осознать, что Бог есть все - и низшая и высшая природа. Другой не существует. Но не сказано, что Бог "...оплодотворяет низшую, материальную природу частицами Своей высшей энергии - так материальная природа одухотворяется.". Такого нет в 7 главе и нигде нет.". Нигде Бог Кришна не Говорит, что Он живыми существами оплодотворяет низшую материальную природу, частицами высшей энергии. На эту тему Бог Кришна Говорит в этой же главе: "3.Брахман - Мой источник рождения всего материального существования. Оплодотворяя его, Я даю возможность всем живым существам с тех пор появляться на свет, о, Бхарата. 4.Во всех формах жизни, о, сын Кунти, для всех форм тел, в которых появляются на свет живые существа, для них Брахманом, источником рождения всего материального существования являюсь Я, дающий семя Отец.". Откуда понятно, что Брахманом Бог называет и живые существа и неподвижную природу, и то и другое всовокупности есть источник творения Бога Кришны. И этот совокупный источник творения, т.е. и живые существа и неподвижную природу оплодотворяет Бог Кришна ("Оплодотворяя его, Я даю возможность всем живым существам с тех пор появляться на свет"). И также Бог Указывает, что и самим Брахманом (совокупностью высшей и низшей энергий) является Он же, Бог Кришна. Т.е. проще говоря, Бог Кришна есть тот, кто оплодотворяет и Тот, Кого Бог оплодотворяет. Или Бог Кришна есть и брахман и дающий семя Отец. Но ничего не говорится о том, что живые существа оплодотворяют материальную природу. Они сами оплодотворяются Богом. Работа Бога направлена на развитие всей совокупной природы как низшей, так и высшей через ее оплодотворение Богом.
  
  
  
  
  
   Начиная культивировать духовное знание, обусловленное живое существо постепенно поднимается с уровня материального бытия на уровень осознания Всевышнего в аспекте безличного Брахмана. Это первая ступень самоосознания.
  
  
  БОГ: Нет, не существует безличнго брахмана. В современном мире человек Волею Бога в круговороте сансары развивает те качества высокого материального и духовного порядка, которые выводят непосредственно на путь преданного служения именно Богу Кришне. Никакого предварительного этапа осознания Бога Кришны современному человеку не должно быть, пустая трата времени. У каждого, кто готов качествами служить Личности Бога Кришне, хватит ума сразу начинать преданное служение Абсолютной Истине, не отвлекаясь ни на какие подготовительные и фактически дорогостоящие для человека этапы. Ибо они могут привнести в ум человека те знания и те качества, которые надо будет выкорчевывать несколько рождений. Поскольку все такие придуманные ипостаси Бога Кришны, как правило, обрастают далеко не совершенными знаниями и практиками.
  
  
   Достигнув этой ступени, то есть осознав Брахман, человек поднимается над материальным существованием, но еще не достигает ступени высшего совершенства в познании духа.
  
  
  БОГ: Никто и никогда ни через какие духовные практики, включая само преданное служение, не достигает "ступени высшего совершенства в познании духа.". О каком духе здесь может идти речь? Высшим Духом является только Личность Бога Кришны. У человека - душа. Что тут постигать? Частица Бога... Но Личность Бога, как Высший Дух, постичь невозможно. Никому. Это невозможно никому обещать ни на какой ступени материального и духовного развития. Бог Кришна НЕПОСТИЖИМ. Также, брахман осознать невозможно, ибо его не существует и никогда не существовало. Существует только Бог Кришна, пронизывающий Собой все Свое творение и остающийся в нем Своим полным целым, как Бог Кришна. Ни как некая сверхдуша, а БОГ КРИШНА. Ибо сверхдуши тоже нет. Это было сказано для древних. Так было надо. Их Бог напрямую к Себе не вел, а через постижение неких божественных ипостасей. Ибо сразу идти к Богу тем, кто стоит на очень низкой ступени материального развития, нельзя. Необходимы некоторые предварительные как подготовительные этапы для их слабого сознания и в соответствии со своим крайне низким положением относительно Личности Бога Кришны.
  
  
  
  При желании он может постепенно подняться на ступень осознания Параматмы, а затем - Верховной Личности Бога. В Ведах содержится много подобных примеров.
  
  
  БОГ: Нет параматмы. Эти сказки можно было рассказывать древним. Современный человеке должен понимать, что Бог ОДИН, нет божественных ипостасей. Преданное служение дается только Богом Кришной и направляет только к Богу Кришне. Нет ступени осознания параматмы, как и нет ступени осознания сияния брахмана. Эти две ипостаси забыли. Преданные должны направлять свое преданное служение только на Бога Кришну.
  
  
  
  
  Так, четверо Кумаров находились на уровне осознания безличного аспекта Aбсолютной Истины, но затем постепенно достигли уровня преданного служения. Тот, кто не может подняться выше ступени осознания безличного Брахмана, рискует снова пасть в материальный мир.
  
  
  БОГ: Это все ведические сказания, учащие древних постигать Бога Кришну через предварительное постижение некоей безличной ипостаси Бога Кришны. Современным преданным это ни к чему знать и ни к чему такими неистинными знаниями пытаться как-то оперировать. Они сразу и непосредственно должны через преданное служение направлять себя к постижению Личности Бога Кришны, входить в Бога Кришну, утверждаться в Боге Кришне, как Верховной Личности Бога.
  
  
   В "Шримад-Бхагаватам" говорится, что, если человек, достигнув безличного Брахмана, не идет дальше и не приходит к осознанию Высшей Личности, это признак того, что его разум не совсем чист. Поэтому, даже поднявшись на уровень Брахмана, живое существо может снова пасть в материальный мир, если не будет заниматься преданным служением Господу.
  
  БОГ: Никто и никогда не может постичь то, чего не существует. Все это спекуляции невежественного ума. Никто не знает безличного брахмана, никто не оказывается в ситуации, когда "человек, достигнув безличного Брахмана, не идет дальше". Это какие-то пугалки, надуманные глупыми духовными учителями для преданных. Ни раньше и ни теперь реальных таких ситуаций не могло существовать. Ибо человека к преданному служению ведет Бог. И если он запутался в поисках некоего безличного аспекта, привлекается им, то это ни о чем не говорит. Он просто находится на подступах к преданному служению, и тут могут быть самые разные брожения ума. Но где есть подступы, там в свое время будет и преданное служение. А оно выводит всегда рано или поздно на духовный план. А поиск безличного брахмана или попытка его достичь или осознать, есть спекуляция ума о том, чего не было и нет. Это и не путь преданного служения, так что падать неоткуда.
  
  
  
   В Ведах также сказано: расо ваи сах, расам хй эвайам лабдхвананди бхавати - "Когда человек постигает Личность Бога - источник вечного блаженства, Кришну, он исполняется трансцендентного блаженства" (Тайттирия-упанишад, 2.7.1).
  
  
  БОГ: Да, постижение в своей мере Бога Кришну наслаждает преданного. Бог дает такие благостные энергии преданному и во время изучения Святого Писания, и во время духовных практик, и во время медитации на Личность Бога в себе.
  
  
  
  Верховный Господь исполнен шести достояний, и, когда преданный приближается к Господу, он обретает часть этих достояний.
  
  
  БОГ: Нет. Преданный слишком далек от качеств Бога, чтобы хоть что-то от Бога обрести и употребить. Не так все. Пока в материальном мире человек слишком греховен и слишком мало делает для Бога, чтобы он мог получить от Бога что-то более-менее ощутимое. Все это опять же домыслы, которые не имеют место быть. Надо ждать духовный план. Это то место, где человек и может насладиться и Богом и дарами Бога.
  
  
  
   Царский слуга наслаждается практически так же, как сам царь. Подобно этому, вечное, неиссякающее счастье и вечное бытие являются неизменными спутниками преданного служения.
  
  БОГ: Неверное сравнение. И царь, и слуга - материальные объекты, и здесь действуют материальные законы. Бог не входит ни в какие отношения с человеком ни в материальном мире и ни на духовном плане, ибо несоизмерим Бог Кришна и душа, и Божественные блага человеку ни по уму, ни по качествам, ни по силе.
  
  
  
  Стало быть, преданное служение включает в себя осознание Брахмана, то есть приобщение к вечности и бессмертию.
  
  
  
  БОГ: Нет брахмана. Не включает в себе преданное служение то, чего нет.
  
  
  Хотя живое существо и обладает природой Брахмана, у него есть желание господствовать над материальным миром, и в результате оно падает.
  
  
  БОГ: Человек имеет божественную природу. Но все творение Бога Кришны, движущееся и неподвижное, имеет божественную природу, которую Бог в живых существах развивает или в свою меру одухотворяет качества живых существ. Что касается желания господствовать в материальном мире, то это желание, но не в такой форме, дает живым существам Личность Бога, ибо это есть в материальном мире путь развития живых существ через постижение законов материального мира и использование этого материального мира для своего развития и непременно поддержания жизни. Изучая материальный мир, живое существо не падает, а, напротив, готовится Богом к преданному служению, ибо материальный мир есть божественный тренажер, которые Бог использует для развития качеств живых существ, их мыслительного процесса и понимания, что в свое время и открывает врата к преданному служению.
  
  
   По своей природе живое существо находится над тремя гунами материальной природы, но благодаря соприкосновению с материальной энергией оно оказывается во власти материальных гун: благости, страсти и невежества.
  
  
  БОГ: Древние могли думать, так им Бог давал, что гунны природы, управляя человеком, тем не менее, ниже человека. Это, конечно, вздор. Но так надо было знать древним, чтобы понимать, что в материальном мире ими управляют некие иллюзорные энергии, и с ними как-то надо бороться через путь преданного служения и религиозные практики. Но современный преданный должен все же понимать, что гунны природы есть Сам Бог Кришна, неотличный от Своих иллюзорных энергий. И потому человек фактически не может стоять над ними, ибо человек имеет божественность в потенциале и крохотную согласно тому, что он есть искра, частичка Бога, а вот гунны природы есть то, что неотлично от Бога Кришны и непреодолимо. И только Сам Бог Кришна может ослаблять эти энергии, их влияние на человека только в пути преданного служения, когда действие некоторых иллюзорных энергий уже бессмысленно и все, что нужно, они уже в качества человека и его развитие привнесли.
  
  
   Соприкосновение с этими тремя гунами усиливает в нем желание властвовать над материальным миром. Однако, занимаясь преданным служением в сознании Кришны, душа сразу же поднимается на трансцендентный уровень и избавляется от запретного желания господствовать над материальной природой.
  
  
  БОГ: Нет соприкосновения с гуннами материальной природы. Человек находится под абсолютным их управлением, которое не может прекратиться никогда для человека, ибо это есть направленная работа Бога Кришны над Своим творением. И именно Бог Кришна через иллюзорные энергии дает человеку желания и сильные желания, которые и вовлекают в материальные игры и роли и таким образом развивают качества в человеке более высокого материального и духовного уровня.
  
  
   Поэтому так важно заниматься преданным служением (которое начинается со слушания, повторения и памятования и включает в себя девять видов деятельности) именно в обществе преданных. Постепенно в результате общения с преданными Господа человек с помощью духовного учителя избавится от желания властвовать над материей и укрепится в трансцендентном любовном служении Господу.
  
  
  БОГ: Преданное служение не имеет целью непременно отвести человека от управлением материальной природой. Преданное служение направлено, прежде всего, на постижение Бога, на вхождение в Бога, на постоянное памятование о Боге Кришне, на развитие качеств высокого материального и духовного порядка. А что касается потери заинтересованности в объектах материального мира, то этот вопрос есть как побочный продукт преданного служения, как и многие качества, которые автоматически развивает преданное служение, минуя осознание этого процесса человеком.
  
  
   Именно этот путь описан в заключительных стихах данной главы, начиная с двадцать второго. Преданное служение - очень простой метод. Нужно постоянно так или иначе служить Господу, есть предложенную Господу пищу, вдыхать аромат цветов, предложенных Его лотосным стопам, посещать места, где Господь проводил Свои трансцендентные лилы, читать повествования о деяниях Господа и Его любовных отношениях с преданными, всегда повторять трансцендентные звуки святого имени - Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе - и держать пост в дни явления и ухода Господа и Его преданных.
  
  
  БОГ: В современном мире современным преданным необходимо только заниматься долгим, старательным и всеобъемлющим преданным служением. Все остальное будет происходить автоматически. Богу Кришне более пищу предлагать не следует, но благодарить за еду до и после ее принятия. Никак не нужно предлагать Богу Кришне цветы, ибо это обряд преданных-староверов и не следует вдыхать никакой аромат цветов, ибо это ни есть преданное служение, ни есть то, что угодно Богу, ни есть то, что Бога может удовлетворить а преданному помочь в его преданном служении. Забыть все те места, которые рекомендуют старые веды, как места игр Личности Бога в древние времена. В современном мире это все отменяется и не способствует материальному и духовному развитию преданного. Также необходимо забыть о всех легендах, прославляющих любовные отношения Бога Кришны и преданных. Также мантра харе-кришна в современном мире запрещается.
  
  
  
   Действуя таким образом, можно полностью отстраниться от материальной деятельности. Тот, кто, следуя этим путем, достигает брахмаджьоти или постигает другие аспекты Брахмана, качественно уподобляется Верховной Личности Бога.
  
  
  БОГ: В современном мире путь за пределы материального существования возможен только через преданное служение. О брахмаджйоти преданные должны забыть, ибо его не существует. Также, никакие духовные практики в пути преданного служения не могут качества преданного сколько-нибудь уподобить качествам Личности Бога Кришны.
  
  
  Так заканчивается комментарий Бхактиведанты к четырнадцатой главе "Шримад Бхагавад-гиты", которая называется "Три гуны материальной природы".
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"