Марко Поло : другие произведения.

Нефтяная отрасль в Мцм.1948

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


1. КОЛЕСА

   Для начала посмотрим на выборку - как выглядел удельный ВНП по некоторым странам Реальности:

Per Capita GDP, 1990 International Geary-Khamis dollars (по Маддисону)

1913

1938

1948

1950

Finland

2111

3589

3957

4253

France

3485

4466

4393

5271

Germany

3648

4994

2834

3881

Italy

2564

3316

3063

3502

United Kingdom

4921

6266

6746

6939

Greece

1592

2677

1798

1915

Portugal

1250

1747

2046

2086

Spain

2056

1790

2186

2189

Australia

5157

5886

6967

7412

Canada

4447

4546

7065

7291

United States

5301

6126

9065

9561

Czechoslovakia

2096

3088

3501

Poland

1739

2182

2447

USSR

1488

2150

2402

2841

Argentina

3797

4072

5252

4987

Japan

1387

2449

1725

1921

World

1525

2111

RUSSIA - MCM

1600

2400

3600

4200

  
   Представляется нечрезмерным, чтобы у России, избежавшей разрушения хозяйства в ходе Гражданской войны, германской оккупации в 1941-43 гг самых развитых районов, неподготовленных коммунистических экспериментов 1918-1920 и 1929-30 гг, а также сохранившей в своем составе исторически несколько более богатые Польшу и Финляндию, удельный национальный продукт на душу населения был в полтора раза выше, чем в послевоенном сталинском СССР.
   При этом задано со стороны (и представляется правдоподобным), что население страны, без жутких потерь и с дополнительным включением в ее состав Польши, Финляндии, Северной Манчжурии, Константинополя и Турецкой Армении равно на 1948 год 250 млн против сталинских 175 млн.
   Таким образом, мы получаем ВНП России на этот год примерно 900 млрд Int. Geary-Khamis $1990. СССР в Реале имел 420 млрд. США - 1331 млрд. Наше отставание от лидера по суммарному ВНП сохраняется, но кратность его снижается с трех до полутора.
   Статистика дает для такого уровня ВНП на душу количество автомобилей всех классов на 1000 жителей в пределах от 40 до 100. Верхнее значение соответствует сегодняшним Украине, Мексике или Чили, нижнее - Эквадору, Перу, Албании.
   По нижнему пределу автопарк Империи будет равен 10 млн, по верхнему - 25 млн. По реальной статистике на 1950 год в США было 40 млн зарегистрированных автомобилей при годовом выпуске 5.5 млн. Автопарк Соединенного Королевства был 2.3 млн, Канады - 1.9 млн.
   Относительно производительности Автопрома со стороны задано:
   "В 1948 году в стране работают 14 крупных и несколько средних автозаводов, а так же около десятка мелких производств. Годовой выпуск составляет 450 000 легковых автомобилей, 440 000 грузовиков и 30 000автобусов. Это намного меньше чем США (~6 000 000 автомобилей), но больше чем Англия (~650 000 автомобилей). Твёрдое второе место".
   В таком случае, если отношение автопарк / выпуск будет, как в среднем по планете, около 8-10, это обеспечит около 8 миллионов вегикул в строю. Примем общее количество автомобилей в Империи 12 млн, в этом случае, каждый третий автомобиль - импортный. Ничего страшного, я сам на Акуре езжу, а жена на Тойоте-Королле, правда, сделанной в Штатах.
   Насыщенность автотранспортом у нас будет 48 машин на тысячу жителей, что соответствует сегодняшним Молдове и Иордании, или, по другому, США на 1916 год, когда уровень ВНП на душу был там равен примерно 5200 Int. Geary-Khamis $1990.
   Автопарк СССР найти не удалось, но статья из БСЭ указывает выпуск авто всех видов на отечественном автопроме 145 тыс на 1940 год. На 1950-й 363 тыс., в т.ч. 294 тыс грузовых, 65 тыс легковых и 4 тыс автобусов. Некоторым намеком на численность советского автопарка звучит фраза из статьи БСЭ об автомобильном транспорте: "На А. т. Советского Союза работает свыше 5 млн. человек (1967)". Учитывая, с одной стороны наличие в штате автослесарей и конторских, с другой - систему "сменщиков", мы можем предположить, что казенный автопарк к тому времени был не очень далек по величине от тех же 5 млн авто. Частный же транспорт на ту пору не превышал 10% от казенного. На интересующий нас конец 40-х оценка автопарка СССР никак не получается больше 2 миллионов единиц. Можно попробовать получить эту оценку и другим путем. По той же БСЭ:

Выпуск автомобилей в СССР (тыс. шт.)

    

1931

1932

1933

1934

1935

1936

1937

1938

1939

1940

   Грузовые

3.9

23.75

39.1

54.6

76.9

131.5

180.3

182.4

178.8

136.0

   Легковые

--

0.03

10.3

17.1

19.0

3.7

18.2

27.0

19.6

5.5

   Автобусы

0.1

0.1

0.3

0.7

0.8

1.3

1.3

1.7

3.3

3.9

   Всего

4

23.88

49.7

72.4

96.7

136.5

199.8

211.1

201.7

145.4

  
    

1945

1946

1947

1948

1950

   Грузовые

68.6

94.6

121.2

173.9

294.4

   Легковые

5.0

6.3

9.6

2.0

64.6

   Автобусы

1.1

1.3

2.1

3.0

3.9

   Всего

74,7

102.2

133

197.1

362,9

  
   Получается, что в мирное время советский автопром всего-то выпустил к 1948 году полтора миллиона автомобилей всех марок. Во время войны, если автомобили и выпускались, то только для нужд фронта и в сильно пониженном, по сравнению с мирным временем, количестве. По оценкам, с начала войны до конца 1945 года общее производство автомобилей можно определить в 266 тыс. штук.
   Но есть еще импорт. В первую очередь по лендлизу. Так было получено суммарно около полумиллиона авто.
   Трофеи. Еще пара сотен тысяч самое большое.
   Всего, значит, получается около двух с половиной миллионов произведенных и импортированных в СССР автомашин. А к этому - Война.
   Пожалуй, что насчет двухмиллионного советского автопарка на 1948 год мы хватанули.
   Где-то между миллионом и полутора - это уж максимум максиморум.
   Получается, что автопарк МЦМ больше раз в десять.
   Правдоподобно. Именно на этих, допущенных нами для МЦМ, изменениях удельного ВНП от $2400 до $3600, происходит обычно в Реальности многократный рост насыщенности автотранспортом.
   Оценим - сколько же нефти нужно, чтобы такой автопарк напоить?
   Заодно посмотрим - как соотносились в реальности потребности автотранспорта и возможности нефтяной отрасли в послевоенном СССР?
  

2. БАРРЕЛИ

   Сколько нужно нефти автопарку - это определяется, кроме его численности, еще такими параметрами, как мощность и экономичность моторов, средний годовой пробег, технология нефтепереработки. Кроме того, у тех же светлых дистиллятных нефтепродуктов существуют и другие пути использования, кроме применения их, как автомобильных топлив. Вспомним важнейших таких потребителей: дизеля и бензомоторы тракторов и прочей подобной неавтомобильной техники, судовые и локомотивные дизеля, мотор-генераторы малых электростанций, традиционное использование керосина, но также и бензина (примус кота Бегемота), для освещения и приготовления пищи, производство растворителей, рождающуюся в середине века нефтехимию (прямогонный бензин, как сырье для пиролиза). Как тут разобраться без создания специальной лаборатории и выделения соответствующего финансирования?
   Но мы попробуем посмотреть - нет ли достаточно явственной корреляции потребности в нефти попросту ст численностью автопарка?
   Кое-что у меня было уже в файлах, да еще, на удачу, лежали давно отснятые по случаю копии статей из старых номеров Oil & Gas за 20-е, 30-е и 50-е годы. Вот что из них наловилось:
  
   Страна и год
   Количество автомобилей, млн
   Потребление моторных топлив, млн баррелей/ год
   Потребление нефти, млн баррелей/ год
   Потребление
   моторных топлив на 1
   автомобиль,
   баррелей/ год
   Потребление нефти на 1 автомобиль,
   баррелей/ год
   США 1924
   17.5
   n/a
   650
   -
   37
   США 1938
   28
   521
   1134
   19
   40
   США 1950
   40.3
   1226
   2358
   30
   58
   СССР 1938
   0.8 (оценка)
   27
   164.5
   27
   164
   Мир 1938
   35
   765
   1907
   22
   54
   Мир 1995
   690
   15695
   25311
   23
   37
   Мир 1987
   500
   12592
   22649
   25
   45
   Британия 1951
   2.4
   80
   n/a
   33
   -
   СССР 1950
   1.5 (оценка)
   80(оценка)
   260
   53
   173
   Франция 1924
   0.6
   5
   10
   8
   17
   Мир 1924
   21.2
   n/a
   1013
   -
   47
   Мир 2004
   840
   18980
   29200
   23
   35
   США 2004
   257
   5658
   7489
   22
   29
   Россия 2004
   22
   390
   931
   18
   42
   Китай 2004
   15
   1200
   2440
   80
   162
  
   Как видим, из рассмотренных случаев заметно выпадают довоенный и послевоенный Советский Союз плюс современный Китай. Совершенно очевидно, что все три случая соответствуют состоянию "недоавтомобилизации" страны (10 авто на 1000 человек для Китая, 5 на 1000 для довоенного и 7 на 1000 для послевоенного Союза), когда основной расход нефтепродуктов идет не в баки автопарка. Другое отклонение дает Франция, но это ситуация, многократно описанная в тогдашней литературе: мсье Дюпон покупает машину, чтобы не отстать от мсье Дюваля, но, сберегая свою престижную покупку от случайностей дороги, из гаража ее старается не выводить.
   Все остальные данные укладываются в почти инвариантное отношение: на одну баранку приходится от 18 до 33 бочек бензина или дизтоплива и от 29 до 58 бочек нефти.
   Думается, если мы определим, что михайловской России понадобится в среднем на зарегистрированный автомобиль 25 баррелей дистиллятных топлив и 45 баррелей нефти, мы недалеко уйдем от истины.
   Этро и дает нам искомую величину потребности народного хозяйства МЦМ на 1948 год в 540 млн баррелей или, что более привычно для советского сознания, 73 млн тонн.
   Сталинский СССР добыл в 1948 году половину от этого - 36.7 млн тонн и вывез только около полумиллиона тонн нефтепродуктов, более, как поддержку для дружественных режимов Восточной Европы и Дальнего Востока.
   Может ли Российская Империя добыть больше? То есть - где она это собирается добывать?
  

3. ВЫШКИ, КОЛОННЫ, ТРУБЫ И ТАНКЕРА

  

Динамика добычи нефти по районам СССР, млн. т

Район

1920

1940

1948

1950

1960

   Район Баку

2,9

22,2

13.9

14.8

17,9

   Северный Кавказ

0,9

4,6

6.4

6.2

12,0

   Поволжье и Урал

--

1,8

10.9

11.1

104,3

   Средняя Азия и Казахстан

--

1,5

4.2

4.4

9,0

   Украина

н/а

0.4

0.2

0.3

2,2

   Западная Сибирь

--

--

--

--

--

   Сахалин

--

0.5

0.7

0.6

2

   Коми

--

0.1

0.4

0.5

1

   СССР в целом

3,8

31,1

36.7

37,9

147,9

   Каких отличий можно ожидать для МЦМ?
   1. Не будет почти полного прекращения добычи и геoлогоразведки, связанного с Гражданской войной.
   2. Вряд ли исполнится мечта профессора Султанова, изложенная в его гипотетических версиях развития азербайджанской нефтедобычи. Там попросту не было таких больших доступных извлекаемых запасов. Но несколько меньшие падения и взлеты знаменитой "трехгорбой кривой" бакинской добычи - это правдоподобно.
   3. Можно допустить, что такие новые районы, как волго-уральское "Второе Баку" и Западная Сибирь приблизятся по срокам освоения на 10-15 лет. О нефти в тех местах говорили давно, технически залежи были доступны для открытия и добычи, но задержка была за капвложениями в разведку и освоение. СССР был искусственно отрезан от мирового нефтяного рынка, местных капиталов и ресурсов явно не хватало. Да и изоляция от "коллективного геологического разума" планеты тоже не способствовала.
   В Сибири, как кажется, сильно задержали дело воззрения тогдашних геологических корифеев Губкина и Коровина. Оба нынче слывут пророками Большой Тюменской Нефти. Но по факту их авторитет и их убеждения, что нефтяные месторождения генетически связаны с угольными, на десятилетия сосредоточили нефтеразведку на северо-западе Западносибирской низменности, поближе к Кизелу, и на ее юге, поближе к Кузбассу. При том, что о нефтепроявлениях в самом центре равнины, вблизи Сургута и реки Юган знали еще в 30-х годах.
   4. Ничего нет невероятного в предположении, что нефть Дацинского месторождения была бы найдена в конце 30-х годов и начала бы добываться в 40-х. Мешали прежде всего китайские гражданские войны и японо-китайская война 1937-1945 гг. Всем не до того, хотя, если б знали ...
   5. При любом нефтяном изобилии - эра трансконтинентальных нефтепроводов в 1948 году только начинается. Это влияет на размещение нефтепереработки. Позже, когда основной обьем сырой нефти будет подаваться на НПЗ по магистральной трубе, а послезаводской транспорт нефтепродуктов попрежнему останется, по большей части, за железной дорогой и автотранспортом, меньшая цена дозаводского транспорта географически приведет заводы к зонам потребления. Пока же нефть большей частью перерабатывается там же, где добывается.
   6. Тот же фактор, дороговизна рельсовой доставки сырой нефти и нефтепродуктов, обязательно приведет, при всем избытке нефти, к строительству нескольких обьектов производства искусственного жидкого топлива в нефтедефицитных районах. Это будут, можно ожидать, Восточная Сибирь (в Реале - Ангарский НХК, гидрирование черемховских углей); Дальний Восток (Райчихинск, где сталинская Россия пыталась поставить ожижение местного угля, возможно, еще и Сучан), Эстляндия и Петербургская губерния (переработка сланцев). Впоследствии, как и в Реале, эти обьекты будут, очевидно, переводиться на нефтяное сырье (см. советский кинофильм "Наш современник"). Но это - после строительства Транссибирского и Урало-Балтийского нефтепроводов, которые на 1948 год находятся в стадии проектирования.

Добыча нефти по регионам Российской Империи

Район

1920

1940

1948

1950

1960

   Район Баку

7

22

20

20

15

   Северный Кавказ

2

4,6

6.4

6.2

12,0

   Поволжье и Урал

0.2

12

63

70

140

   Туркестан и Степь

0.2

1,5

4.2

4.4

9,0

   Галиция и Малороссия

0.4

0.5

0.4

0.3

2,2

   Западная Сибирь

--

--

--

0.2

15

   Сахалин

--

0.5

0.6

0.7

2

   Вост. Сибирь и Дальний Восток (синт. углеводороды)

--

1

1

1

0.5

   Печорский район

--

0.1

0.4

0.5

1

   Заамурская область

--

--

0.1

1.5

20

   РИ МЦМ в целом

9,8

42.2

95.9

104.8

216.7

   Как видим, РИ МЦМ в 1948 году добывает 95.9 млн тонн нефти и использует внутри страны 73 млн тонн. Плюсом для экспорта остается 22.9 миллиона тонн. Вероятно, что отставания по глубине и качеству переработки также не наблюдается, так что экспортируются по большей части нефтепродукты, а не сырая нефть.
   Надо сказать, что до семидесятых годов советский экспорт часто ограничивался не нефтяным балансом, а внешними факторами, связанными с конфискационной национализацией промыслов ("краденая большевиками нефть") и общим противостоянием Советской России всему остальному миру. Плюс неумение организовать работу.
   Вот табличка из 1939 года, из статьи знаменитого нефтегеолога Дэвида Уоска:

Оценка экспортных возможностей от Oil & Gas, October 12, 1939

   1939
   Production, mln tons
   Consumption
   Exportable surplus
   Actual exports
   USSR
   29.50
   22.17
   7.33
   0.93
   Rumania
   6.87
   1.67
   5.2
   4.5
   Albania
   0.12
   0.06
   0.06
   0.06
   Poland
   0.50
   0.44
   0.06
   0.06
   Как видите, он оценивает реальный тогдашний экспорт СССР как восьмую долю от его экспортных возможностей.
   Представляется, что основными направлениями вывоза будут: отправка н/продуктов и нефти из Кавказского и частично Волго-Уральского района морем из терминалов Батуми и Туапсе в Великобританию и страны Средиземноморья (~70%); экспорт н/продуктов по ж.д. и морем из терминалов Ревель и Котка в Германию и страны Северной Европы (~20%), экспорт в Японию сахалинской нефти из Охи (~2%), железнодорожное и автогужевое снабжение нефтепродуктами, в основном, пока, керосином, провинций Северного и Западного Китая, находящихся под властью различных ворлордов, остатков Турции, Северного Ирана, Афганистана и Тибета (~5%).
   При устойчиво державшейся в ту пору цене за баррель нефти $1.80, такой экспорт принес бы плюсом во внешнеторговый баланс всего 280 млн долларов, но вывоз, в основном, нефтепродуктов, не уступающих американским по качеству, позволит, вероятно, повысить эту величину до 400 млн $of the day.. Для сравнения, в тот же период Реала финансирование по плану Маршалла для всей Западной Европы за все 4 года было равно 20 млрд $. То есть, 400 млн - сумма заметная.
   Представляется, что именно здесь уместно поместить карту размещения обьектов нефтяной отрасли на 1948 год.
  
   Free Image Hosting at www.ImageShack.us
  

4.КОРПОРАЦИИ И ЛЮДИ

   Сразу скажу, что разделяю мнение Теодора Моммзена, выраженное им еще в гимназическом сочинении, что: "Гении есть необходимое зло исторического процесса".
   То же, на мой вкус, относится и к партиям, религиозным сектам, корпорациям и прочим человеческим, как сказал бы Лев Гумилев, консорциям. В конце концов, Гению Истории действовать напрямую - значит, терять уровень среди других Валаров. Он и использует в своих целях людские группировки и особо выдающихся индивидуумов.
   Что это значит по отношению к нашей теме?
   Около 90% нефтедобычи и 95% переработки России обьединяются Синдикатом Нефтепром. Это не картель по установлению монопольных цен, что запрещено антимонопольными законами, а, скорей обьединение по: обеспечению честной, насколько это вообще возможно, конкуренции; предотвращению демпинговых кампаний; лоббированию интересов отрасли в правительстве и парламенте Империи, автономных органах самоуправляющихся территорий (Финляндия, Королевство Польское, Галичина, Бухара, Хива, Кульджинское ханство, Халха, Танну-Тува), и представительных органах губерний и областей; обеспечению потребностей отрасли в квалифицированных кадрах (нефтяные институты в Петербурге, Баку, Грозном, Майкопе, Уфе, Казани, Станиславе, 15 технических училищ, большое число ремесленных училищ, школы мастеров по переподготовке отставных офицеров и унтерофицеров). Разумеется, попытки "сговора при поставках" бывают, но нормой они не являются.
   Именно Синдикат заключает, начиная с 1925 года, ежегодное соглашение о тарифах с Обьединенным Профсоюзом Нефтяников. Он же представляет национальную нефтепромышленность на международных переговорах, в том числе в Организации Экспортеров Нефти, куда кроме России входят США, Венесуэла, Румыния, Албания, Нидерланды, Колумбия, Перу и Иран.
   Самые крупные члены Синдиката: Т-во Братья Нобель, Рашен Дженерал Ойл, Бакинская Нефть, Терский нефтетрест, Волжско-Камская Нефть, Т-во Мешков и С-я, концерн Чермоева, Сибуглеводород (дочернее предприятие Сибирского обьединения молочных и производственных кооперативов), Баку Петролеум (дочернее предприятие Российско-Китайского банка), Лианозов и Ко, Бухарский Газ (семья Файзуллы Ходжаева), Морозовские нефтепромысла, Т-во Манташева, О-во крекингзаводов Гудри и Рябушинский, Русский Шелл, Заамурнефть (дочернее предприятие КВЖД), ИГ Фарбениндустри Русланд, Нефтепромысла Кавказ и Меркурий. Председатель Синдиката на 1948 год - бакинский д-р.-инж. Р.Зорге.
   Правительство в отрасли представляет Министерство Энергетики и Природных Ресурсов. Министр - Хан Нахичеванский-мл. Его авторитет, связанный в большой мере с происхождением, помогает ему смирять национальные и другие конфликты, но в повседневной жизни отрасли Министерство участвует мало. Есть также частично финансируемые правительством, но независимые (формально входят в структуру АН) Обьединенный технический комитет по химии и топливу (создан в период Мировой войны и с тех пор бессменно под руководством В.Н.Ипатьева) и Нефтяной Отдел Комиссии по Естественным Производительным Силам (ак. Ферсман, но в последние годы фактическую работу ведет секретарь отдела Н.Байбаков).
   Обьединенный Профсоюз Нефтяников - в него входит тысяча двести сорок местных отделений и около семисот тысяч членов - один из самых влиятельных и умеренных участников Всероссийского Совета Профессиональных Союзов. Его бессменный лидер Анастас Микоян вместе со своим личным другом и полтическим противником, вождем ультралевого профсоюза угольщиков Никитой Хрущевым и молодым председателем Регионального Обьединения профсоюзов Новороссии Л.Брежневым - самые влиятельные из руководителей ВСПС.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"