Со смертью наперегонки
Самиздат:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь|Техвопросы]
|
|
|
Аннотация: Последняя глава Звоночка 2 полностью.
|
Со смертью наперегонки.
Эпизод 1.
Вьюжный февраль 34-го года упорно не желал сдавать свои позиции и хотя на календаре уже были оторваны листки первых чисел марта, до весенней слякоти было ещё далеко. Пока я находился, формально, ещё в отпуске, живя, фактически, на работе, сделал несколько попыток примириться с Полей, надеясь, что она отойдёт и сменит гнев на милость. Но ни слова, ни подарки её не убедили, а ведь мне, вопреки моим принципам, даже пришлось влезть в долги и обратиться к Любимову-дядюшке, чтобы к восьмому марта достать шикарные белые туфельки. Полина их взяла, но сказала, что таких праздников не знает и я могу идти, ну, по своим делам. Обидно. Плюнув в сердцах, я решил, что больше унижаться и уговаривать не буду. Посмотрим, сколько она сама без меня выдержит. В конце-то концов, я ни в чём не виноват! А то, что я пашу как проклятый, так это не потому, что от жены стараюсь быть подальше. Сороковые надо как-то пережить и ей и детям и всей стране, а готовиться к ним надо было уже позавчера. Вот такая моя философия.
Вскоре мне о делах семейных пришлось совсем забыть. Позвонил Кожанов, которого официально назначили наркомом ВМФ, и спросил в каком состоянии работы по двигателю. А в каком они состоянии? Фактически в начальном! У нас даже ещё элементарный быт в лагере-КБ не устроен, а намечается ещё и переезд, как только земля просохнет и можно будет строить. Косов, мой заместитель по режиму, на которого в моё отсутствие свалились организационные вопросы, развернулся вовсю. Пользуясь тем, что из-за трений между ГуЛаг и ЭКУ наша принадлежность оказалась под вопросом и контроль сверху почти отсутствовал, он, имея карт-бланш на привлечение любых специалистов, нашёл зеков-архитекторов и строителей, которые сделали ему проект новых помещений КБ на островах.
По основному же вопросу всё было плохо. Люди, фактически, пока учились и разбирались в новом для них направлении деятельности. Удалось пока сколотить небольшую группу из восьми человек, включая меня и моего заместителя "по проектированию". На эту должность я с удовольствием назначил специально по моему заданию найденного Акимова. Его семья пока оставалась в Ленинграде, лишённая, к тому же, права переписки с мужем и отцом. Но мне-то им писать никто не запрещал! Супругу Акимова весточка обрадовала и она ответила, что переберётся обратно в Москву. Обещал помочь, как всё устаканится. А что делать?
Женя загремел в лагеря за свою единственную подпись, которую поставил на разрешении устанавливать в танки моторы повышенной мощности. Время было военное, моторы пришли новые и без предупреждения, а танки нужны были срочно. Когда, уже на Кавказе, стали одна за другой разваливаться КПП, виновных долго искать не пришлось. Потом был Беломорканал, где Женя, в силу своей специализации, возглавил автоколонну. Надо сказать, что именно там, под его присмотром, пошли в дело первые "Кировцы". Я возлагал на это обстоятельство большие надежды, так как Акимов за полгода получил бесценный опыт эксплуатации карьерных самосвалов со 130-ми моторами, которые глушились только при ТО или поломке, в остальном работая круглосуточно и с большими нагрузками. Теперь, когда требовался судовой дизель, который должен иметь, кроме всего прочего, хороший ресурс, Женины познания в том, какие узлы и детали наиболее подвержены износу, были очень кстати.
"Конструкторская" группа, в силу своей малочисленности просто не могла быстро провернуть огромный объём работ по мотору, хотя методика проектирования уже была хорошо отработана. А как иначе, если чертить приходилось даже мне самому? В общем, двигатель был в стадии эскизов, по которым делались расчёты и шла работа над чертежом основной и самой сложной детали - литого чугунного блока цилиндров. Причём, котлов в блоке было пока только два. Я, как и Чаромский, решил двигаться постепенно и сначала посмотреть 8-ми цилиндровый 130-й мотор в 1000 лошадиных сил и весом в одну тонну. Конечно, теоретически, мы могли бы рассчитывать на лучшие удельные показатели. Где-то 1400 сил при 850-900 килограммах веса, но, помня о ресурсе, изначально заложили во многих деталях резервы. Так, шейки коленвала имели увеличенный диаметр, то же самое касалось цапф внешних поршней, которые, с учётом работы шатуна только на растяжение, имели "грибообразное" сечение при увеличенной ширине вкладышей. Теперь масло, после охлаждения поршня, поступало через каналы цапф к трущимся поверхностям, а потом, через полость в самом шатуне - к шейке коленвала. Такое решение, мы надеялись, позволит не беспокоиться за живучесть, особенно проблемных при вертикальной компоновке, шатунов верхних блоков. И так везде. Чуть пошире, чуть побольше, чуть потяжелее. В итоге увеличились потери на трение, что вкупе с чуть менее напряжённым рабочим процессом в цилиндре, и должно было лишить нас около 300 лошадиных сил. Оставшаяся сотня - это "ефрейторский зазор", потому как в процессе детальной проработки и изготовления мотора, по закону подлости, обязательно вылезет что-то ещё. Требуемую же наркоматом ВМФ шестнадцатицилиндровую версию в 2000 коней и чуть меньше двух тонн весом мы думали быстро получить удвоением восьмёрки в длину.
Вот эту информацию я и довёл Кожанову, который меня просветил, что Микулин с Авиамоторного завода готов дать к апрелю 1500-сильный мотор, который будет весить всего-то около 750 килограмм. Я, признаться, ушам своим не поверил. Не может быть, чтобы известный мне АМ-38, да ещё такой лёгкий, появился так быстро. Я так прямо и сказал, что это фантастика. Нарком ВМФ моего мнения не разделил и ответил, что всё, что он может для меня сделать - заказать строительство опытных корпусов МССЗ. Как только начнётся навигация, катера с новыми моторами должны выйти на испытания. Времени, чтобы ждать, у него нет. В противном же случае, он намекнул, что прикрывать меня не будет. Ситуация складывалась, прямо сказать, паршивая. Я заранее уже предупредил наркома, как созаговорщика, что, по видимому, нахожусь под колпаком НКВД. На это обстоятельство накладывался тот факт, что вновь созданный, пока ещё только разведотдел, флота, порывался пойти по простому пути в отношении полученной от меня информации и проверить её, выяснив источник. Кожанов отслеживал и регулярно направлял работу "штирлицев" в правильное русло, но если я облажаюсь с движками, то стану вообще никому не интересен и у наркома может появиться соблазн меня сдать, выслуживаясь и, одновременно, выгораживая себя самого.
Странно. По порядку, заведённому ещё Берией в ГУБД для координации двух КБ, а потом распространённому на всю отрасль моторостроения Орджоникидзе, нам регулярно присылали журнал, куда вносились все новинки отечественного моторостроения даже по мелким техническим решениям. Так с Московского Авиамоторного завода, после отъезда оттуда Чаромского, вообще никаких вестей не поступало! Как значился за ними М-34, так всё и осталось! Я был полностью уверен, что завод просто внедряет мотор в серию.
Чтобы разрешить для себя этот вопрос, я стал наводить справки окольными путями, благо этому, отчасти, способствовал сам Микулин, раздавая обещания. Выручили железнодорожники, которым я тоже должен был движок для тепловоза и мы уже прорабатывали вопрос его размещения на локомотиве. Оказалось, что Микулин, которому "в наследство" осталась чуть ли не треть старого "дизельного" КБ, трезво оценил ситуацию в отношении своего М-34 и новейших разработок Чаромского. Если последний всё-таки запустит свой мотор в серию - оргвыводы неизбежны. А то и срок схлопотать можно. АЧ намного превосходил М-34 по всем показателям и бороться с ним было чрезвычайно трудно. Вот тут-то Александр Александрович и сделал "финт ушами", забросив свой мотор и принялся делать дизельную "вертикалку" Чаромского, но в 130-м "калибре", от которого Алексей Дмитриевич отказался из-за показавшегося ему большим "лба". Ну и что, что высота мотора на 30 сантиметров больше? Вон, "звёзды"-воздушники М-25, он же "Райт-Циклон", такой диаметр имеют! Зато из-за вдвое меньшего количества деталей, чем у Чаромского, при той же мощности, мотор будет гораздо дешевле. И, что немаловажно, по времени быстрее. В Харькове производство авиадизелей нужно начинать с нуля, а Московский завод всё ещё выпускает АЧ-130-4 для ТБ-3, от которого можно многие детали позаимствовать. Серийная технология тоже отработана. В итоге, к марту месяцу дизель АМД-35 уже в металле и вовсю проходит испытания, вот его-то упрощённая версия с односкоростным компрессором и предлагается для торпедных катеров и, кстати, тепловозов. Я, фактически, делаю тот же самый мотор, только чугунный, а точнее, пока бумажный.
Собрав своих, я коротко обрисовал ситуацию и объявил, что распорядок дня меняется. Работаем круглосуточно. "Учебная" группа включается в работу немедленно, хотя бы как "вычислительный центр". Если, конечно, нет желающих, уехать обратно на север. Вот такие пироги.
Дополнительные сложности возникли с руководством МССЗ, который должен был стать нашим опытным производством. Косвенно в этом был виноват я, укомплектовав моторный цех завода "под завязку" самыми разнообразными станками. Потом пришло ещё и купленное ранее, но арестованное за кордоном оборудование, которое уже просто негде было размещать. Под станки заняли даже зал заводской столовой, оставив рабочей только саму кухню, а питание организовали непосредственно в цехах. Дополнительные же помещения пока были не достроены и, в связи с сезоном, было неясно, когда они вообще заработают.
Вместе с тем, в НКТП, думая что имеют в распоряжении внушительные мощности по восстановлению моторов, стали отправлять на МССЗ нуждающиеся в капремонте М-5 и М-17. Немало было и родных американских "Либерти", которые закупили в своё время на танки БТ, но не установили, так как в серию пошёл БТ-5. Эти бензиновые движки стали для НКТП как чемодан без ручки - тащить тяжело, бросить жалко. Ставить их было просто некуда, а сдать на металлолом рабочие, в принципе, моторы - нельзя. Вот кто-то мудрый и решил сплавить их на суда речфлота. Тут уж встали на дыбы водоходы - им-то хотелось дизеля! А бензин, что? Тем более авиационный? Его ж нигде не достать, а расход такой, что на каждой пристани надо заправку организовывать.
Бюрократическая машина скрипнула шестерёнками, провернулась и, как арифмометр, выдала простое и естественное решение - переделать М-5 и М-17 при капремонте в дизеля. Тут уж схватился за голову директор МССЗ Белобородов. Специалистов-инженеров по силовым установкам на заводе было, ровным счётом, двое. Причём оба на практике имели дело только с паровыми машинами, а всё остальное - знали теоретически. Когда я прибежал к Александру Михайловичу с согласованным НКВД и НКТП приказом о том, что его завод становится нашей опытной базой, он только плюнул в сердцах и однообразно, но многоэтажно, выругался, помянув обоих наркомов без всякого стеснения. И рассказал, в ответ на мой вопросительный взгляд, историю с бензомоторами. Я откровенно заржал.
- Что смеёшься? Смеёшься чего!? - директор так расстроился, что "дал петуха", но выправился. - Смешно ему, видите ли! А у меня навигация на носу!! Все суда из ремонта должны выйти!!! Они тоже не на вёслах ходят! Лезете тут со всякой ерундой!
- Эй, Михалыч, потише на поворотах! - всё ещё посмеиваясь, но уже чуя недоброе, попытался урезонить я директора. - У меня первостепенная оборонная задача, а не крохоборская реставрация металлолома.
- А сейчас разве война?! Или не ты говорил всегда, что проблемы надо решать по мере их поступления? - упёрся Белобородов. - Вот, считай, твоя проблема - последняя. Приходите потом.
- Слушай, дружба - дружбой, а работа - работой. Будешь меня тормозить - не обижайся. Или ты думаешь, что статью за саботаж отменили?
- А ты мне не грози! Не грози мне! Нашёл чем пугать! Пуганый уже! Мне даже за завал этой дури уже ничего не будет! - Александр Михайлович в сердцах потряс бумагой с приказом по М-5 и М-17 и бросил её на стол. - Мне эта статья уже за срыв навигации светит! Вообще сейчас плюну на всё и пойду домой сухари сушить!
- Давай без паники! Сделаем мотор для катера - сто грехов с тебя снимется, - попытался успокоить я директора.
- Эти сказки можешь у себя, в милиции, рассказывать... - махнул рукой Белобородов. - Давай-ка вот так - ты поможешь мне, а я помогу тебе.
- В смысле? - насторожился я.
- Возьмёшь переделку на себя. В порядке шефской помощи. У тебя же там, наверняка, целое КБ! Иначе как ты свой-то движок конструируешь? Или, думаешь, поверю, что одни землекопы за колючкой сидят?
Я крякнул. Предоставленный выбор мне совсем не нравился. Сразу по двум причинам. Даже трём. Как переделать М-5 в дизель я просто не представлял, это раз. Заниматься этим вплотную у меня вообще было некому, это два. И, наконец, отказаться было невозможно. Без доброй воли директора, даже если удастся его принудить сотрудничать с нами, на это потребуется время и я проиграю гонку с Микулиным однозначно.
- Редиска ты, Белобородов.
- Что?
- Это я ругаюсь так. Культурно. Вся документация по бензиновому барахлу с тебя. Но чтобы моё, - я ткнул пальцем в принесённую мной бумагу. - Моё чтобы сразу в работу шло! И всё чтоб в лучшем виде и в кратчайший срок! Хоть сам ночами отливай и обтачивай!
- Слов на ветер не бросаю, - буркнул Белобородов. - Всё зависящее от меня сделаю, но и ты не подведи.
- Договорились! - мы пожали руки. - Кстати, что там по корпусам катеров?
- Взглянуть не желаешь? - удивил меня директор и встал из-за стола. Я-то думал, что МССЗ ещё даже задание не получил и хотел по-дружески попросить Александра Михайловича чуть-чуть, совсем немного, попридержать постройку, чтобы выгадать для себя время. Непреодолимых объективных причин, чтобы не работать, при нужде, можно изобрести великое множество, что я только что и видел на наглядном примере. Увы и ах, пройдя с Белобородовым в корпусной цех, я убедился, что два катера уже готовы и только лёд в затоне не даёт спустить их на воду.
- Вот, полюбуйся на творение ЦАГИ! Эти институтские нам крови изрядно попортили, с осени с ними мучаемся. Вот скажи, что у этих общего с "Люрссеном"? Только то, что обшивка деревянная! Да и то, у одного только. У второго корпус целиком стальной. Твой сосед-то, небось, рассказывал?
- Петра Милова давно уже не видел, - догадавшись о ком идёт речь, ответил я. - С самого съезда. Домой только днём захожу, детей проведать, пока жена на работе. А Пётр на заводе допоздна всегда задерживается.
- Зря ты это, Семён. Мирись давай, а то, как коммунист тебе скажу, проработают тебя по партийной линии - мало не покажется, - перевёл разговор на личное Белобородов.
- Может мне партия ещё и подскажет, как это сделать? А то я, дурак, уже ума не приложу!
- Ну, ну, не кипятись! Образуется всё. Это я просто так сказал, для порядку. Лучше сюда гляди, - снова перескочил на катера директор. - Представляешь, прислали нам чертежи этого самого "Люрссена", а у него набор алюминиевый! Мы мол, так и так, не пойдёт. Прислали новые чертежи, уже набор стальной, мы их в работу взяли. А потом началось! Здесь подрезать, там подогнуть, а это вообще выбросить. А потом приходят и говорят, мы передумали, верните всё обратно! Разругались в пух и прах, потому что от первого каркаса, считай, кроме швов ничего не осталось! Какой смысл его обшивать? На первой же морской волне развалится! Тишина наступила, а после нового года прислали чертежи вот этих корпусов. Тоже не подарок, скажу тебе. Видишь, обшивка не в одной плоскости везде изгибается, а как бы закручивается? Это потому, что в корме обводы, как бишь его? Моногедрон! Вот! А в носу глубокое "фау". А ещё на это всё, на треть длины корпуса от носа, по продольному редану на каждый борт. Божатся, что хорошую скорость на любой волне держать будет, а по спокойной воде - 50 узлов! Если, конечно, ты, Семён, дашь на них по три движка в 2000 коней, как нам в наркомате ВМФ обещали.
- Внутри осмотреть можно?
- А давай поднимемся.
На корпус катера действительно пришлось подниматься, так как он стоял на паре тележек, сильно смахивавших на железнодорожные, от пульмановского вагона. Оно и понятно, катера должны были вписываться в железнодорожный габарит и весить не более 50 тонн. В отношении ширины это, кажется, было соблюдено, а вот за длину я бы не поручился. На мой взгляд, стандартная четырёхосная платформа покороче немного.
На гладкой палубе, заметно смещённая в нос, возвышалась ходовая рубка, от её передней части и дальше в корму, по обоим бортам имелись подкрепления, как я предположил, под торпедные аппараты. Ещё два усиленных листовой сталью участка с отверстиями под крепление вооружения были впереди рубки и в корме, позади открытых сейчас люков моторного отделения. Причём фундамент в корме вызывал уважение своими размерами. Что там хотели монтировать, оставалось только гадать, да и интересовало меня пока совсем не это, а именно те три здоровых отверстия, которые должны были закрываться прислонёнными сейчас снаружи к борту маленького корабля стальными крышками с болтовыми креплениями по периметру и приваренными с исподней стороны продольными и поперечными рёбрами жёсткости. Заглянув сверху, я не увидел ничего абсолютно, кроме изнанки корпуса с набором и обшивкой.
- А что так места-то мало?
- Ты меня спрашиваешь? Какие чертежи прислали - такие катера и сделали! И не говори мне, что новые нужны! - Белобородов заметно забеспокоился.
- Ну, допустим, мотор впихнём. А редуктор? Редуктор-то куда?
- Велик? - с сомнением спросил директор.
- Не знаю, ещё не приступали к нему. Но не маленький и не лёгкий. А здесь что под палубой? - я показал рукой на пространство за отсеками двигателей.
- Где бортовые моторы, там топливные цистерны, а за средним - кормовой артпогреб.
- Придётся, значит, от части топлива и боеприпасов отказаться. Или новый корпус.
- Обойдутся. Я под каждого подстраиваться не буду. Пусть испытают эти, а там, по итогам, изменения в проект вносят. Приходит тут каждый и критику наводит.
- Мне лучше бы, чтоб новый корпус, конечно... - начал было я, но директор, выпучив глаза, сделал страшное лицо и я замял тему, начав прощаться. - Чертёж МТО катера с набором с тебя прямо сейчас.
- Завтра. Его ещё скопировать надо.
- Ладно, завтра. А через три дня я дам документацию на фундаменты моторов. Приступайте сразу. По "авиаотходам" я начинаю работу сразу, как получу бумаги. Лады?
- Не подведи! - буркнул в ответ Белобородов и мы, пожав руки, разошлись.
Эпизод 2.
Мой расчет на советскую почту и делопроизводство полностью оправдался. Одно дело - хлам скинуть кому-нибудь. А вот обеспечить его техдокументацией, тем более, наверняка, секретной, да с разных заводов в разных городах - совсем другое. Особенно, когда её вовсе может и не быть или наоборот, вариантов много и неизвестно, какой верный. В любом случае, уже две недели мы занимались судовым дизелем беспрепятственно при полном содействии МССЗ, директор которого только морщился, когда я спрашивал его про бумаги на М-5 и М-17. Работа шла споро и, танцуя от блока, мы уже имели по отдельности чертежи картера, крышек и фундамента, которые сразу ушли на завод на изготовление под присмотром подконвойных специалистов. Ради секретности пришлось пойти на маскарад, изобразив им "личную охрану" на время "командировок". Супруга Жени Акимова, первого после меня "надзирателя" за изготовлением опытных деталей, с потомством приехала ко мне "в гости" и устроилась работать на Судостроительный, не собираясь больше никуда уезжать. Пришлось мне договариваться с Полиной через Машу Милову и, к моему удовлетворению, моя временно отвалившаяся половина отнеслась к делу с пониманием. Теперь у меня дома можно было хоть детский сад открывать.
Вот в таких заботах стремительно летели дни, похожие один на другой - без сна, отдыха, зачастую забывая есть и даже курить, мы выдавали "на гора" всё новые узлы и детали, которые все вместе должны были стать самым совершенным судовым дизелем в мире. Из этого, ставшего привычным, ритма меня вырвал прибежавший с КПП лагеря посыльный.
- Товарищ лейтенант, вас там какой-то товарищ Грабин спрашивает.
- Ё-моё, сколько бегать можно! Говорил же Косову, чтоб телефон поставил! Какой Грабин в такое время года? Я не жду никого! - в раздражении от того, что меня отрывают от работы, я бросил посыльному. - Что стоишь? Нет меня здесь!
Боец, по уставу (вот здесь Косов постарался), подтвердив, что понял всё правильно, развернулся и хотел было уже стартовать в обратном направлении, но тут я, наконец, сообразил, где слышал эту фамилию.
- Стой! Грабин? Василий Гаврилович?
Боец замялся сразу по двум причинам. Первой было то, что имени-отчества он не знал. А вторая заключалась в том, что выразить это в уставной форме он не смог и выдавил, смущаясь.
- Не знаю, тащ лейтенант.
- Ладно, лети скажи, что уже иду. Посмотрим, угадал или нет.
Слухи о том, что жена коменданта - ведьма, не смотря на святую веру в коммунизм и презрение к религиозным предрассудкам, давно уже проникли в отряд. Поговаривали и о том, что лейтенант-то тоже нечист, раз с ведьмой живёт, но такой реакции от КПП-шников даже я не ожидал. Тот солдатик, что прибегал ко мне, при моём подходе застыл по стойке "смирно", тщетно пытаясь изобразить дерево, так как деревья не бледнеют и глаза не таращат. Остальных просто куда-то сдуло, налицо была "брешь в периметре", да ещё на самом ответственном участке. Пришлось устроить разнос единственному доступному в данный момент виновнику, который только вжал голову в плечи так, что будённовка почти села на воротник шинели.
- Что стоишь!!? Тревога вбогадушумать!!! Начкара ко мне! Бегом!!! - зачавкали сапоги по грязи и уже вслед я крикнул исполнительную - Арш!!! Тьфу, разгильдяи.
Накрутив хвост начкару и, особенно, тут же прибежавшему Косову, пообещав, в шутку, чтобы снять напряжение, лично превратить виновных в лягушек, уделил, наконец, внимание и посетителю.
- Василий Гаврилович? - я внимательно разглядывал посетителя, пытаясь сравнить с виденной когда-то фотографией.
- Так точно, товарищ лейтенант НКВД! - стоя "смирно" проорал Грабин под впечатлением от увиденного цирка.
- Вольно, товарищ капитан наркомата обороны, - мой благожелательный тон вроде должен был привести артиллериста в чувство, но пушкарь всё больше и больше стал походить на того горе-бойца. - Да расслабьтесь вы! Пойдёмте ко мне, рюмку чаю отведаем, поговорим о делах наших скорбных.
- Кхм... Однако... Круто вы с ними! Понимаю теперь, почему вас в ГАУ как огня боятся. Видите ли, моё дело немного необычное... - Грабин, видимо, сам себя "зарядил" на конкретную тему и сразу перешёл к делу. Пришлось его немного притормозить.
- Наше! Наше дело, Василий Гаврилович! - я, в свою очередь, хотел выгадать время на обдумывание столь удачного стечения обстоятельств. - Но обсуждать на улице не будем.
- Вы меня обнадёживаете, товарищ лейтенант...
- Семён Петрович, - я протянул руку. - Будем знакомы!
В моём кабинете, едва остограммившись, Грабин, без каких-либо вступлений сразу начал критиковать ГАУ, попутно рассказывая собственную историю. В прошлом году главное артиллерийское КБ страны, сотрудничавшее с немцами, было, фактически, разорвано на клочки, специалистам было предложено либо выехать на заводы в провинцию, либо устраиваться самостоятельно. По мнению Грабина, это нанесло непоправимый урон разработке современных образцов советской артиллерии. Я же, имея дело с моторным производством МССЗ, подумал про себя, что новым заводам помощь инженерными кадрами просто необходима для серийного производства. А главное КБ, сидя в центре, оторванное от серийных заводов, могло изобретать что угодно, но валовый выпуск своих изобретений наладить не могло. С таким положением ещё можно было мириться при модернизации старых, освоенных заводами пушек, но в случае абсолютно новых - всё менялось кардинально. Эти мысли я и высказал Грабину, который тут же нахмурился.
- Я, наверное, поспешил на вас надеяться, - сказал он с большим сомнением.
- Надеяться в чём? Сразу скажу, что меня интересует боеспособная советская артиллерия, а не личные обиды инженеров. Если я считаю, что ГАУ поступило верно, то не вижу смысла это скрывать. Тем более, криводушие вредит взаимопониманию. Кстати, не могли бы вы набросать мне список сотрудников вашего бывшего КБ, которые не захотели уезжать из Москвы? Они бы мне очень пригодились.
- Это ещё зачем? - Грабин насторожился.
- Инженеры на вес золота, нечего ими разбрасываться. Я занимаюсь моторами, кадров тоже не хватает. Кроме того, хотелось бы вернуться к вопросу миномётов, а то, кажется, он заглох.
- Миномётов? А какое отношение вы к миномётам имеете? - подозрительно спросил пушкарь.
- Самое прямое. Я руководил их разработкой, когда работал в КБ ЗИЛ, - тут мне было, чем гордиться, и я этого не скрывал. - 82-х и 120-ти миллиметровые - это моя работа.
Грабин резко встал из-за стола и, подхватив шинель, хотел выйти.
- Извините, товарищ лейтенант, ошибся. Зря я сюда пришёл. - в раздражении бросил он, одеваясь.
- Стой! Смирнааа!!! - я тоже вскочил и попытался задержать артиллериста первым пришедшим в голову способом, но Грабин только бросил, делая шаг за дверь.
- Бойцами своими будешь командовать...
Да, видимо счёт у Василия Гавриловича к миномётчикам большой, даже вероятность превратиться в лягушонка его не остановила. А я, признаться, на впечатления от случая на КПП сильно рассчитывал. Ладно, не хочешь так, будет по-другому.
- Стой, дурак! Живым не выйдешь! - моя насмешка подействовала лучше всяких угроз. - Прикажу пристрелить как нарушителя периметра. Мои выполнят и будут молчать в тряпочку.
- Что вы хотите? - с вызовом ответил мне Грабин.
- Я же сказал - боеспособную советскую артиллерию, - как можно мягче вновь обозначил я свою позицию. - Весь вопрос в том, что хотите вы. Поэтому вернитесь и изложите, пожалуйста, толком.
- Странно слышать такое от миномётчика...
- Василий Гаврилович, я не понимаю, почему вы противопоставляете миномёты и нарезную артиллерию. Искренне считаю, что они друг друга должны дополнять.
- Что бы вы ни считали там, в ГАУ считают по-другому! Они уже зарезали из-за ваших миномётов все работы по батальонным и полковым мортирам! А вы говорите, заглохли ваши эрзацы и новые делать собираетесь! Какие, позвольте спросить?
- 160-ти, 240-ка миллиметровые для начала. Весом 1,3 и 4 тонны и минами по 40 и 130 килограмм.
- Значит и дивизионные мортиры вместе с корпусными прикажут долго жить... - обречённо опустился на стул Грабин. - Вы что, не понимаете, что у миномётов плохая кучность по сравнению с мортирами и недостаточно прочный боеприпас?
- Зато они легче, дешевле, их можно подтянуть ближе к цели, что компенсирует недостаток меткости. Боеприпасы тоже недороги и можно пальнуть два раза для верности. Мощности и прочности мин хватит для разрушения деревоземляных, каменных сооружений и городских зданий, а более серьёзные цели редки в маневренной войне. Мортиры же имеют более гибкую траекторию выстрела, могут бить настильно. И, конечно же, незаменимы при стрельбе на разрушение по ДОТам. Поэтому и те и другие имеют право на существование. Весь вопрос в деньгах и их экономии.
- Ага. Вот в ГАУ так и рассуждают! Зачем делать мортиры, если уже есть миномёты? - прицепился Василий Гаврилович к моим последним словам.
- Против логики мирного времени спорить трудно сейчас, война же имеет свою арифметику. Но мы-то с вами уже в бою! Для нас война уже началась! Победит тот, кто, в числе прочего, сейчас создаст лучший танк, лучший самолёт, лучшую пушку! Что с того, что бои идут за кульманами в КБ? Цена ошибки от этого меньше не становится! А это жизни и судьба страны! - в возбуждении я вскочил и стал ходить взад-вперёд вдоль стены, горячо жестикулируя руками. - Советская артиллерия не имеет сейчас ни одной артсистемы, адекватной будущей войне! За исключением миномётов и А-19!
- Вы, товарищ Любимов, про противотанковые пушки забыли, - прервал меня Грабин.
- Они никуда не годятся! Броня танков будет стремительно расти! Как и в случае линкоров начинается соревнование снаряда и брони. Сейчас сорокапятки на высоте, но как только защита танков перестанет быть противопульной, их всех смело можно сдавать в утиль, - уточнил я. - О чём я говорил? А! Нет ни одной артсистемы, за исключением миномётов...
- Вы, наверное, просто не всё знаете. Вот гаубица Б-4, например...
- Дайте же сказать до конца! Б-4 хороша, но никуда не годится лафет. Все артсистемы должны иметь большой угол горизонтального наведения, как для самообороны от танков, так и для быстрого маневра огнём. К тому же, она на гусеницах и не допускает высоких скоростей буксировки. Следовательно, мехчасти и конницу сопровождать не может. О чём бишь я? - спохватившись я посмотрел на Грабина и, вернувшись к началу, продолжил излагать. - Так вот, современных орудий нет. Их надо ещё создать. Бог с ними, с мортирами, но нет пушек и гаубиц! Вот чем надо заниматься в первую очередь! Это основа всей артиллерии! А не бодаться между собой за второстепенное!
- Вот как раз насчёт пушки я и приехал! - наконец обозначил цель своего визита Грабин. - Во-первых. ГАУ зачем-то хочет универсальное орудие. Фактически это полноценная зенитка, за исключением ствола! С соответствующим весом, который чрезмерно велик для полевого дивизионного орудия. А ствол пушки образца 33 года для зенитной стрельбы малопригоден. Зенитки 15/28 уже сняты с производства и их вес 5 тонн! Абсурд какой-то! Мы долго боролись за дивизионную пушку, но добиться удалось только согласия на полууниверсальную. С большим углом возвышения для ведения заградительного огня по самолётам, но без кругового обстрела, - Грабин рассказывал увлечённо, жестикулировал и делал для наглядности схематические зарисовки, было видно, что это энтузиаст самой высшей пробы.
- Лучше бы наоборот... - заметил я.
- Что наоборот? Думаете универсальная лучше? Глупости! - не понял меня Василий Гаврилович.
- Нет, лучше с круговым обстрелом, но без большого угла вертикального наведения.
- Первый раз такое слышу, - удивился Грабин. - Это ещё зачем?
- Для стрельбы по танкам.
- Тяжёлая получится, проще орудие развернуть при нужде, - пару секунд подумав, ответил артиллерист и вернулся к своим рассуждениям. - Так вот. Декабрьские стрельбы показали, что даже зенитные автоматы не дают гарантии отражения воздушного нападения. А стрельба полууниверсалок только демаскирует их позиции без малейшего вреда для противника! Не могли бы вы повлиять, чтобы требование зенитной стрельбы сняли с дивизионной пушки? Это сразу позволит сильно облегчить пушку и не будет проблем с возкой лошадьми, как и хочет товарищ Кулик. А то угодить всем мы не можем! Создать полууниверсалку в таком калибре весом не больше трёхдюймовки просто невозможно! Хоть в лепёшку расшибись!
- Я? Снять требование ГАУ? Каким образом? - моему удивлению не было предела.
- Бросьте, в артуправлении вас серьёзно побаиваются после истории с автоматами. Кулик, конечно, крут, но ему важен вес. Главное обломать остальных.
- Странная позиция у Кулика. На съезде говорили, что с конским поголовьем беда, а один ЗИЛ после реконструкции сможет обеспечить всю дивизионную артиллерию тягой меньше, чем за три месяца.
- Я тоже причуды начальства не совсем понимаю, - заметил Грабин и вернулся к теме. - Поможете? Ведь вы ещё и делегат съезда ВКП(б)!
Я поморщился и откровенно ответил.
- Увы, боюсь не смогу. Сам сижу сейчас тише воды и стараюсь из-за этой колючки без нужды не вылазить. - видя очевидное расстройство артиллериста, я решил его отвлечь, чтобы сгладить свой отказ. - А что это за пушка образца 33 года? Чем она не подошла для дивизионной артиллерии?
- Аааа, ерунда! На старый гаубичный лафет наложили трёхдюймовый 50-калиберный ствол, - махнул рукой Грабин.
- Значит, обратная рокировка тоже возможна?
Мой вопрос заставил пушкаря задуматься. Некоторое время он что-то прикидывал в уме, а потом, повернул ко мне лицо и выпучил глаза, порываясь что-то сказать, но я успел первым.
- Может, как нормальные герои, применим хитрость и пойдём другим путём? Не будем ни с кем конфликтовать, а просто вы, уважаемый Василий Гаврилович, в один прекрасный момент, выкатите дуплекс из пушки и гаубицы на одном лафете. Экономическая рациональность налицо, а гаубица оправдает повышенный вес и любые другие недостатки. Да у полузенитной пушки такой угол вертикального наведения должен быть, что туда можно хоть мортирный ствол воткнуть! Вообще советую поскрести по сусекам и предложить как можно больше вариантов.
По мере того, как я говорил, лицо артиллерийского конструктора всё больше светлело, он даже улыбнулся, впервые за всё время нашего знакомства, но под конец вдруг вновь посмурнел и потух.
- Со всем этим придётся опять-таки в ГАУ идти, а там денег ни за что не выделят. Мне мой директор завода вообще конструированием запретил заниматься потому, что под это средств не выделяется. Так и будем старьё клепать. Собственно, это и есть "во-вторых". Раз вы не можете помочь "во-первых", то об этом и говорить бессмысленно. Пойду, попробую через НКТП что-нибудь выбить. Спасибо.
- Постой, постой, товарищ Грабин. Не спеши. Кажется, вот в этом вопросе я как раз помочь смогу. Сделаем так. Запишешься на приём к наркому ВМФ Кожанову. Я с ним предварительно поговорю, но подробности и все обоснования с тебя, как со специалиста. Думаю, он не откажет в финансировании разработки дуплекса.
- К наркому ВМФ? - переспросил Василий Гаврилович. - А он-то каким боком?
- Тебе деньги нужны или нет? - дождавшись утвердительного ответа, я подвёл итог. - Тогда бери. И, в конце концов, какая тебе разница, кто даст?
Эпизод 3.
Накануне майских праздников представился случай поучаствовать в раздаче пряников и повидаться с Чаромским. В Кремле чествовали участников "Челюскинской эпопеи", которую превратили в грандиозную пропагандистскую акцию. Было учреждено звание "Герой Советского Союза". Первыми были награждены пять экипажей полярной экспедиции аэрофлота, которые на своих АНТ-9 вывезли большую часть потерпевших кораблекрушение, два экипажа аэросаней ЦАГИ, тех самых ковров-самолётов, каркас которых мой сосед варил собственноручно, руководство полярной экспедиции и тракторист, который на своём бульдозере ХТЗ, входившем в полярный комплект "Челюскина", не только расчистил временную ВПП, но и с импровизированными санями на буксире, пройдя по льду около 200 километров, доставил радиостанцию корабля в Ванкарем. Медалей "Золотая звезда" всесоюзный староста Калинин почему-то не выдал, а ограничился грамотами. Чуть менее почётные письменные благодарности ЦИК достались остальным участникам экспедиции и всем, кто каким-либо местом был к ней причастен. Вот и я, как и Чаромский, заслужили "спасибо" за моторы, Туполев за самолёты, Левков за аэросани, а от имени заводов ЗИЛ, ХТЗ, МССЗ и мастерских аэрофлота, грамоты получали их директора.
Компания на банкете подобралась тёплая, хотя и постепенно разделившаяся "по интересам". Большинство "промышленников" я знал, пришлось знакомиться только с Левковым, которого, как первого засветившегося теоретика СВП, в своё время вызвали в ЦАГИ и показали ЗИЛовскую комсомольскую поделку, приказав разобраться, и директором ХТЗ Свистуном, которого представил мне Чаромский. С Андреем Николаевичем мы весьма плодотворно пообщались на тему катеров и прошлые разногласия мы договорились предать навсегда забвению. Во всяком случае, Туполев поблагодарил меня за предупреждение, что в корпуса придётся вносить изменения, удлинив их, чтобы влез редуктор, который по габаритам и весу выходил чуть ли не в полдизеля. Я усомнился было в заявленной скорости ТКА, но АНТ заверил меня, что всё перепроверено неоднократно.
- Ладно, поверю на слово, - не стал я спорить не имея веских оснований. - В крайнем случае - на подводные крылья их поставите.
Последняя моя фраза была шуткой, к которой АНТ отнёсся весьма серьёзно. Идею полупогруженного V-образного крыла он воспринял сразу и было видно, что она его заинтересовала. Осталось только пожелать ему успехов в создании 100-узлового москитного флота.
С директорами ЗИЛа и МССЗ Рожковым и Белобородовым я ещё раз обговорил вопросы поставки комплектующих и сборки опытных моторов. Дело в том, что попытка кооперации с Московским авиамоторным заводом, который имел большой опыт по 130-й серии, провалилась. Мои заявки на коленвал и ЦПГ, которые я не рискнул делать на судоремонтном, хотя, теоретически, такая возможность была, они приняли. Вот только выполнять, мягко говоря, не спешили. Пришлось обратиться на ЗИЛ, который и так уже поставлял нам топливную аппаратуру. Оно даже и к лучшему получилось, "мой" дизель получил не только первые серийные игольчатые форсунки, но и внешние шатуны по технологии ЦНИИМаш, которые на серийные моторы автозавода пока не ставились. Белобородов порадовал тем, что его мотористы в компании с Акимовым, не спавши всю последнюю ночь, почти собрали первый дизель и после банкета можно ехать его запускать. А ещё три мотора, если ЗИЛ вовремя пришлёт некоторые недостающие детали пусковой аппаратуры и компрессоры высокого давления, будут готовы к концу недели. Эти 1000-сильные движки мы должны были сразу отправить в Ленинград, где, по договорённости с Кожановым, их установят на новый катер МО. Присматривать за испытаниями в море будут трое "вольняшек-пушкарей", спасибо Грабину. Теперь можно было с полным правом сказать, что бумажный период создания Д-130-8 мы завершили за два с небольшим месяца. Впереди испытания, доводки и переделки.
А вот с Чаромским разговор получился тяжёлый. Пока мы вспоминали общих знакомых всё было нормально, но стоило мне только спросить о работе, как Алексей Дмитриевич нахмурился.
- А тебе зачем? - вопрос меня озадачил, раньше мы с радостью делились своими достижениями и тут на тебе.
- Да просто альбом, уже который месяц, пустым приходит, ни весточки от тебя. Трудности какие-нибудь?
- Не дождётесь! Моя вертикалка уже летает! После того, как её установили на МБР-2, он, между прочим, резко перестал быть ближним разведчиком! Дальность по сравнению с М-17 больше чем вдвое!
- Ладно, ладно, что развоевался? Рад за тебя, - постарался я успокоить Чаромского. - Знал бы, что ты так взъерепенишься, спрашивать не стал бы.
- Извини. Просто решения воруют, только успевай смотреть! Про Микулина слыхал? А Швецов? Хорош гусь! Установил на Райт трёхплунжерный трёхходовой ТНВД с форсунками во впускных патрубках каждого цилиндра перед клапанами! Это тебе не карбюратор, теперь все цилиндры звезды одинаковую смесь получают! У его М-25 мощность сразу на 120 сил скакнула, с 730-ти до 850-ти! А ещё наддув моим центробежным нагнетателем! - Алексей Дмитриевич негодовал не на шутку.
- Ну, положим, центробежный нагнетатель НАШ, а ТНВД и вовсе МОЙ, - остудил я его пыл. - И знаешь, я рад. Рад, что Швецов сумел их с толком использовать.
- Чему радоваться? Теперь его звезда моей 700-сильной восьмёрке жизни не даст. Про новые истребители слыхал?
- Не довелось.
- И-14 у Туполева, И-15 и И-16 у Поликарпова. Все с Райтами! Им хоть кол на голове теши! Не хотят мои дизеля ставить. А Швецов хвалится, что у него ещё не предел! Говорит, дайте срок, будем сами всё делать, решим с прочностью и смазкой, тысячу сил перешагнём! Я хоть сейчас её перешагнуть могу! Но мой АЧ-16 в 750-800 кило выйдет, а Швецовская звезда, если и потяжелеет, то никак не вдвое. Вот и получается, что Швецов меня от истребителей ототрёт, а Микулин от бомбардировщиков. Они с Туполевым друзья и Микулин свой дизель уже на РД пообещал. Это если про Гном-Рон и Испано не вспоминать, там тоже не спят.
- Не забывай, у тебя ещё неплохие резервы есть. Как дела с алюминиевыми поршнями? - напомнил я Чаромскому по-дружески, хотя его отношение к делу уже стало меня настораживать.
- Работаем, - буркнул Алексей Дмитриевич.
- И это всё? Всё что ты можешь мне сказать!? - я вспылил. - Знаешь, эти рассуждения про "моё" никуда не годятся! Нам не дизеля именно конструктора Чаромского нужны! Нам лучшие моторы на лучших самолётах нужны! И если ты такой бестолковый, что ничего придумать не можешь, чтобы свой мотор на должную высоту поднять - уступи место другому! Придумал что - поделись, может кто тоже воспользуется! Помогать друг другу надо, а не как средневековые мастера, секреты свои прятать!
- А ты меня не учи! Ты на других посмотри! Мозгов нет, накупили лицензий и в ус не дуют, узлы, а то и мотор целиком, у соседа подворовывая!
- На себя посмотри! Ты-то откуда свой АЧ высосал?! Я тебе хоть слово сказал?!!
- Да если б не я, ты так и остался бы рядовым работягой на ЗИЛе! Умник!! Не дал бы заключения положительного и всё! А вспомни, сколько мы тебе помогли!
- И что было бы? СССР без дизелей остался, раз у Чаромского не зачесалось? Да пошёл ты! Сиди в своей норе, обойдёмся.
Вот и поговорили. Настроение было испорчено непоправимо. Даже потом, когда с Белобородовым поехал на МССЗ и собственноручно, окружённый ликующими единомышленниками запустил Д-138 и стоял, глядя как он ровно работает на холостых, грусть не ушла. Как пауки в банке, честное слово!
Поздно вечером, идя в компании Акимова и "телохранителей" в лагерь через Нагатино, встретил возвращающуюся с работы Полину.
- Семён, ты совсем совесть потерял! - тихо упрекнула меня жена. - Когда мириться придёшь?
- Прости, Поля, заработался совсем, - не стал я напоминать супруге, что приходил уже, и не раз.
- На тебе лица совсем нет, - жена, не стесняясь, погладила меня по щеке. - И водкой от тебя пахнет. Пьёшь что ли?
- Сегодня челюскинцев награждали, банкет был, сама понимаешь, - стал я вяло оправдываться, а Полина, взяв меня за отвороты шинели, придвинулась и, глядя мне в глаза, просто сказала.
- Пойдём домой?
- Да вы ступайте, товарищ лейтенант, мы сами доберёмся, - один из бойцов решил помочь с выбором направления, видимо я, уставший, плохо соображал и сразу не понял слов жены.
- Счастливо, ребятишки! - ослепительно улыбнулась моим спутникам Поля и, развернув меня как куклу в обратную сторону, взяв под ручку, повела к милому порогу.
Эпизод 4.
Месяц май, всё расцветает, а проблем только прибавляется. Белобородов, наконец, раздобыл документацию на старьё и торжественно вручил мне этот мешок макулатуры. Чтобы в ней разобраться - полгода нужно, а отношения портить не хочется, вроде как, обещал. Хотя, Кожанову я тоже много чего обещал, но он сейчас меня уже не торопит. У Микулина дела плохи, не знаю точно, в чём причина, но АМ-35 регулярно выставляется на испытания и так же регулярно их заваливает. Видимо нарком, хорошо зная, что происходит в моём КБ, здраво рассудил, что лучше уж попозже, но всё-таки получить движки, а не банду сумасшедших. Это не преувеличение. Мои "конструкторы", да и я сам, наверное, вкалывая как проклятые, уже, кажется, перешли в изменённое состояние сознания навсегда. В лагере сразу по внешнему виду можно определить, кто без дела сидит, а кто по дизелям работает. Бледные лица, лихорадочно блестящие глаза с сузившимися зрачками, резкие движения - всё это говорит о многом. Надеялся на небольшую передышку в связи с испытаниями, но не судьба. Пусть Д-138 уже три недели исправно крутится под нагрузкой, останавливаясь только на ТО и, к моему удивлению, не доставляя неприятностей. Пусть четыре движка ушло в Ленинград и от них пока нет вестей. Пусть все принципиальные решения по удвоенному 13-16 уже приняты и два замечательных человека, Большаков и Лапин, которым я дал красноречивые прозвища Принтер и Ксерокс, с немыслимой скоростью выпускают рабочие чертежи, порой просто складывая две копии деталей 138-го и перечерчивая набело. Пусть Косов полностью разгрузил меня от строительства на островах и от вновь возникшего "кадрового вопроса". Но бензомоторы! Это значит опять мозговой штурм, опять бессонные ночи в прокуренном насквозь КБ.
- Петрович, тут и думать нечего, развалится он, - сказал Акимов стоя у полуразобранного нами М-5 под навесом у барака лагеря. Стоящие вокруг мужики в ответ дружно тяжело вздохнули.
- Это если мощность прежнюю пытаться сохранить, - я попытался найти лазейку. - Может посчитать, что он выдержит без разрушения, с новыми головками и наддувом?
- Воля твоя, прикинем, но я и так вижу, что дело это дохлое, - скептически ответил Женя.
- Товарищ лейтенант! Товарищ Лейтенант, телефон! - ещё издали стал голосить боец "секретарского" поста. Вот она, жизнь наша! Косов поставил-таки после втыка в мой кабинет аппарат, а всё равно бойцам бегать приходится, потому, что в кабинете меня не бывает. А ещё у меня нет сейфа, где хранить документы, вот и пришлось выставить парный пост в импровизированной приёмной.
- Кто? - спросил я подбежавшего бойца.
- Нарком Кожанов! - одышка далеко не старого молодца навела на мысль, обратить внимание на физподготовку личного состава.
Кожанов! Этого товарища игнорировать нельзя, себе дороже, надо спешить. Сказав, что скоро вернусь, сорвался с места, наперегонки с посыльным, поминая про себя поговорку о бегущем в мирное время генерале.
- Любимов у аппарата!
- Здравствуйте, товарищ лейтенант, - в телефонных переговорах, после одной нашей памятной беседы, мы придерживались строго официального тона и старались лишнего не болтать.
- Здравствуйте, товарищ нарком!
- Товарищ лейтенант, когда в моём распоряжении будут обещанные вами материалы по морской пехоте?
- Товарищ нарком, простите, ещё не приступал. Большая нагрузка по основным темам.
- Вы в курсе, товарищ лейтенант, что весенний призыв и мобсборы перенести ради вашей нерасторопности невозможно? Мне уже сейчас надо спланировать, сколько личного состава задействовать и каким образом его учить. Ваши соображения мне нужны как можно скорее! Неделя - крайний срок!
Не было печали! Сказки он мне рассказывать будет! Призыв ему планировать надо! Май месяц на носу, поздно уже планировать, призывать пора! Небось только вспомнили, со своими разделениями наркоматов и переездами, что у них, оказывается, морская пехота есть, пусть и в зародыше.
Я, конечно, инициатор этого направления, а это наказуемо, но неужели они сами разобраться не могут? Могут, конечно. Только, видно, Кожанову хочется всё и сразу. Интересно ему, что это за части такие, которые, по мнению Любимова, соответствуют реалиям будущей войны.
- На что я могу опираться, товарищ нарком?
- В данный момент мы разыскали и восстановили комсостав и часть младшего состава Потийского и Батумского батальонов. Один из них, Батумский, перебрасываем на Балтику. Это всё. Люди, как вы понимаете, имеют боевой опыт.
- Понял вас, товарищ нарком, приступаю немедленно, постараюсь успеть.
- Постарайтесь, всего доброго.
Насчёт "немедленно" я ничуть не покривил душой, выбор между Кожановым и Белобородовым был однозначный. Расчистив, по возможности, место на столе от ненужных в данный момент бумаг, я, вооружённый карандашом, уселся и принялся мучить память. Кстати, я стал замечать, что события "прошлой" жизни под напором новой информации стали постепенно стираться и уходить куда-то далеко, на грань сознания. Я помнил события, факты, но уже не мог нарисовать в своём воображении лица старых друзей или просто людей, с которыми раньше встречался. Узнал бы, разве что, увидев воочию.
Поработав часа три, я примерно набросал план строительства и оргштатную структуру частей МП, начиная с чисто пехотного батальона без специальных средств высадки и заканчивая бригадой, с танками, артиллерией, специальными десантными судами. По моему замыслу, по одной такой бригаде должно было быть на каждом из четырёх флотов. Кроме того, предусматривались склады оружия и снаряжения, с тем, чтобы в случае нужды, можно было перебросить авиацией только личный состав с лёгким вооружением на самый важный участок. Соответственно, оставшиеся неиспользованными запасы вдали от ТВД, направлялись на формирование частей второй очереди. Распоряжаться этим хозяйством должен был штаб МП, который во время войны мог стать штабом корпуса МП.
Одновременно с планированием рос список необходимого вооружения и средств, которых ещё не было в природе. Уже сейчас, для чисто пехотного батальона, я заявил носимые радиостанции, способные поддерживать связь с кораблями артиллерийской поддержки десанта, бесшумное оружие для разведчиков, припомнив свою возню с захватом броневагона, и водолазное снаряжение, позволяющее передвигаться вплавь, для них же. Объём барахла, по мере развития МП, рос неимоверно, голова начала откровенно пухнуть и я решил, что этот вопрос можно отложить, вернувшись к нему, когда возникнет фактическая необходимость.
Куда более важной была система воспитания и продвижения кадров. Я для себя твёрдо решил, что никаких училищ не будет, производство должно быть строго последовательным и, чтобы подняться на следующую ступень, необходимо будет пройти целевое обучение и стажировку. Только я вознамерился изложить всё это письменно, положив перед собой чистый лист, как в кабинет вошёл Акимов.
- Петрович, - начал он без предисловий, - ничего не выходит. Даже если его совсем "придушить", сколько проработает - вопрос времени. Не такого уж и большого. А ты чего надумал?
Женя некультурно показал пальцем на край чертежа, который торчал из-под листа бумаги, на котором я собрался выразить свои эпохальные мысли.
- Да нет, Женя, я уже по другому вопросу. Заработался, видишь. А это просто беспорядок на столе, - я отодвинул подальше на край чертёж поперечного разреза 13-16.
- Ну-ка, Петрович, постой. Верни, как было, - Акимов, не дожидаясь, пока я соображу, накрыл чистым листом нижнее, перевёрнутое V двигателя. - Может так поступить?
Мы столько уже вместе работали, что понимали друг друга, буквально, с полувзгляда. Акимов вознамерился вообще отказаться от головки блока, заменив её внешним поршнем, то есть использовать нашу "родную" схему со всем её преимуществами, но в другой, V-образной конфигурации.
- Белобородов меня убьёт. Там же от М-5 ничего кроме названия и картера не останется! Ты представляешь, сколько эта переделка стоить будет? Проще уж сразу новый мотор...
- Видишь другой выход? - жёстко спросил Женя, прервав мои причитания.
- Нет. Работайте. Двум смертям не бывать... И Белобородову ни слова!
- А как же делать-то?
- Детали ему заказывайте, якобы для 13-16, или ещё для чего. А собирать придётся прямо здесь. Начните с М-5, он нам по калибру как раз подходит.
Эпизод 5.
Не было печали, вдруг проверка. Я, честно признаться, уже начал подумывать, что родному наркомату внутренних дел на мой лагерь и всё что в нём за колючкой происходит глубоко наплевать. Ан нет, вот они, красавцы. С целым майором НКВД, по фамилии Никонов, во главе. И ведут себя, надо сказать, весьма недружелюбно. Понятно, что им надо найти, к чему прицепиться, чтобы поездка не впустую прошла, и было, что в отчёте написать. Но вот закавыка, те недостатки, мимо которых я и сам бы не прошёл, их не интересуют напрочь. Ищут что-то другое, а найти не могут.
Вместе с группой проверяющих товарищей облазил "старую" территорию лагеря так досконально, что открыл для себя места, где сроду не бывал и даже не знал об их существовании. Да что там говорить! Мы чуть ли не в выгребные ямы заглядывали! После этого, перекусив, направились на острова. Тут уж Косов мне помогал, докладывая, что сделано в плане постройки новой базы КБ на середину июня 1934 года. Не так уж и мало, надо сказать. Во всяком случае, Косов заверил, что старую территорию очистим и передадим городу досрочно. Первого августа вместо первого сентября.
Мы прошли строящиеся рабочие корпуса, сложенные из круглого леса. Казармы гарнизона, бараки ЗК, которые отличались только названиями, но возводились по одному проекту. Посмотрели на рытьё котлованов под продсклады и то, как дизельмолоты забивают бетонные сваи в основание будущей столовой. Самыми последними в очереди были почти готовые дома комсостава и два близнеца, одинаковых с лица - штаб и дом коменданта, то есть мой, который я сам видел впервые. Учинённая тут же проверка смет и расходования средств не выявила никаких нарушений.
Я, уж было, облегчённо вздохнул, больше лезть проверяющим было просто некуда, но майор вдруг попросил предъявить налицо ЗК по представленному им списку. Я распорядился и Косов, который держал всё на контроле, заметив, что эти все из "майского пополнения" и находятся тут же, на строительстве, разослал посыльных в рабочие бригады. Через двадцать минут перед нами стояла шеренга в три десятка человек, которых проверяющие, разбив на группы по трое-пятеро, разобрали для проведения "индивидуальных бесед".
Происходящее я не понимал, но чувствовал, что пахнет жареным.
- Может, ты мне объяснишь, что происходит? - задал я вопрос Косову.
- Ума не приложу. Может, за этими орлами какие прошлые грешки? Они ж все из Остехбюро, ты сам распорядился их найти, помнишь?
Вот тут у меня чуть коленки не подогнулись. Точно! Был у меня в конце апреля разговор с Кожановым насчёт "портфеля"! Пожаловался тогда нарком, что уличить фигурантов чрезвычайно трудно, у них всё на словах, кои к делу не пришьёшь. Фактических железных доказательств измены нет, а любые действия, имея власть и влияние, можно объяснить или спихнуть на подчинённых. Получается, у кого больше вес - тот и прав. И шансов против маршалов-заговорщиков у наркома ВМФ практически нет.
Тогда-то я и посоветовал Кожанову прослушивать и записывать телефонные, а ещё лучше кабинетные и домашние разговоры подозреваемых. Оказалось, что до таких высот шпионажа здесь ещё не поднялись и соответствующая техника отсутствовала. Нет, конечно существовали скрытые микрофоны, заложенные в дома ещё на этапе строительства, со стенографистом на другом конце провода, но были они неизвестно где, ибо тайна. Во всяком случае, не в распоряжении наркома ВМФ. Я всегда помнил, что язык - мой враг, но не мог не поделиться с созаговорщиком сокровенным знанием, что для прослушки вовсе необязательно подключаться к линии или вмуровывать в стены провода. Достаточно разместить индукционный датчик рядом с кабелем или иметь в помещении резонатор, реагирующий на внешнее облучение. Приводить в пример резной американский герб, подаренный послу, я, разумеется, не стал, но имел в виду именно его. В комплекте с магнитофоном, это должно было решить наши проблемы.
Мои слова явились для наркома ВМФ откровением, включая и название последнего прибора, а я мысленно пнул себя за торопливость. Ну, откуда я мог знать, что прибор уже фактически есть, а самого названия "магнитофон" ещё не существует? Как бы то ни было, но разбираться со всеми этими премудростями, по линии заговора "пара Любимовых + Кожанов + ещё неизвестно кто", было поручено мне. Никакие отговорки, что имею по этому вопросу самые смутные представления, не помогли. В недрах ВМФ такая техника выглядела бы подозрительно. Можно подумать, что у меня в лагере она как родная! Но, с другой стороны, все мои специалисты - сидельцы с немалыми сроками, болтать, где попало, у них просто возможностей нет. К тому же, нарком ВМФ подсказал, где взять умников для такой работы, севших недавно, в ноябре 33-го, частично по моей вине.
Несколько лет назад, в Ленинграде, во время визита на завод по производству торпед я разродился идеей акустического самонаведения. Она, переварившись в недрах Остехбюро, дала свои плоды. Весьма уродливые, кстати. Умные и очень жадные, когда не надо люди, решили, что жалко будет терять дорогостоящую аппаратуру при каждом выстреле и разместили её на безэкипажной миниподлодке, вооружённой двумя обычными торпедами. Такая вот экономия. В район цели МПЛ выводилась на перископной глубине по радио, выставив на поверхности только антенну. Проведённые в сентябре 1933 года испытания выявили полную непригодность такой системы вооружения, которую, в условиях приближенных к боевым, даже не смогли вывести в заданную точку. А в полигонных условиях она, используя автоматическое наведение, ни разу не смогла попасть даже по прямоидущей нескоростной цели. За этим последовали разборки, а затем и следствие, на тему расходования госсредств, выявившее значительную долю "нецелевого" их использования. Попросту говоря, в Остехбюро подворовывали, и не мало. Вот часть этих ухарей и разыскал Косов, но к организации радиоакустической лаборатории я приступить просто не успел. Поэтому-то ценные специалисты и вкалывали на строительстве бараков, ибо нечего без дела сидеть за казённый счёт.
Ждать, пока наши ЗК наоткровенничаются с проверяющими, нам с Косовым пришлось сравнительно недолго, около сорока минут. После чего хмурый майор НКВД Никонов дал мне подписать акт проверки, где значилось, что никаких нарушений не выявлено и замечаний у комиссии нет, после чего, подозрительно прищурившись, спросил.
- Товарищ лейтенант, не поясните, зачем вам, работающему по дизелям, специалисты по акустике и даже один строитель подводных лодок?
Спасибо тебе майор! Если б ты не подсказал, никогда бы не нашёлся, как правдиво соврать!
- Легко, товарищ майор НКВД! Наши дизеля планируется ставить на малые охотники за подводными лодками, первый такой катер уже проходит испытания. Средства обнаружения подлодок только акустические, поэтому важно, чтобы сам катер шумел как можно меньше. Работа по снижению шумности дизельного двигателя мной уже велась на ЗИЛе и здесь я намерен её продолжить. Быть может, наши движки и на подлодки встанут!
- Очень надеюсь, что не врёшь, лейтенант. Бывай, - сказал майор напоследок и убыл восвояси.
Опрос ЗК, с глазу на глаз, выявил, что их всех спрашивали об одном и том же. Проверяющих интересовало, чем они занимаются в лагере и не работают ли по старой специальности.
- Так и сказал ему, что строим, - поведал ЗК Щукин Фёдор Викторович, главный конструктор той самой МПЛ. - Бараки, а не невесть что. Не поверил сначала. Пришлось руки показать, тогда поверил.
...
В тот же день 17 июня, но уже после обеда, на МССЗ был собран торжественный митинг. Повод для него был самый для меня приятный. ТКА в деревянном корпусе, который я выбрал, получивший бортовой номер 001, полностью укомплектованный силовой установкой, спускался на воду. Не хватало только вооружения, которое временно должно было быть заменено подходящим балластом, уменьшенным на 600 кило из-за повышенного веса силовой установки. Сказались неучтённые редукторы и теперь в корме, от пушки, или что там ставить собирались, придётся отказаться.
"Микулинцы" могли только завидовать, свой первый мотор они начали монтировать в стальной корпус буквально накануне. Остальные два обещали в скором времени подвезти. Надо сказать, что и я, и Кожанов, который присутствовал на спуске, и директор завода Белобородов в эти обещания мало верили. Причина была проста - насмотревшись на испытания микулинского авиационного "полуторатысячника", наркомат ВМФ потребовал, чтобы в катера моторы устанавливались только после того, как отработают без замечаний 100-часовой ресурс.
Конечно, может произойдёт чудо, но АМ-35, при сниженной по сравнению с первоначальным проектом до 1200 сил мощности, после многочисленных доработок системы охлаждения и переделки наиболее нагруженных узлов, проходил приёмку имея 50-часовой ресурс. И это официальные данные, а на практике, полную мощность мотору разрешалось давать только на взлёте, номинальный режим был ограничен 950-ю силами. Весило это чудо 800 килограмм. Соответственно и "морской" удвоенный АМ-36, весом 1550 кило, тоже мог развивать 2400 сил, но не дольше одной-двух минут, если, конечно, мотористам была дорога жизнь и целостность корабля, из обшивки которого, в противном случае, пришлось бы выковыривать шатуны и поршни. Номинальный режим - 1900 коней, на сто сил меньше 1,9-тонного 13-16, который, как в навязчивой рекламе из прошлой жизни, мог работать, работать, работать.
Я же свой "кредит доверия" пока не растерял. Один 13-8 исправно крутился на стенде, три установили на МО-шке, один сразу отправили на "Большевик", где должно было быть организовано серийное производство. Принимая эти обстоятельства, Кожанов своей властью, разрешил монтировать 13-16 в катер сразу, не дожидаясь окончания ресурсных испытаний, которые, по сути, только начались.
С другой стороны, АМ-35 пришёлся впору на туполевский РД, "рекорд дальности", но Кожанов, рассказывая мне об этом самолёте, почему-то расшифровывал аббревиатуру как "разведчик дальний". Для двух экземпляров этого самолёта уже отобраны лучшие моторы и что-то готовится. Неужто - перелёт через полюс в Америку? Если так, то пора бы, арктическое лето короткое, потом погода может подвести. Хотя, рановато, конечно это всё. Я почему-то был уверен, что в детской книжке, которую я читал ещё мальчишкой, датой перелёта Чкалова значился 36-й год. Как бы из-за торопливости чего не вышло.
Пока я размышлял таким образом, стоя под заботливо натянутым тентом на трибуне, митинг шёл своим чередом. Выступали Белобородов и Кожанов, начальники, мастера и простые рабочие моторного и корпусного цехов. Себя я заранее попросил исключить из списка ораторов, опасаясь, как бы не ляпнуть чего-нибудь, как на съезде. Что-то у меня последнее время с общественно-политической деятельностью не ладится, а тут ещё проверка эта нервы подняла. Еле дождался, когда козловой кран, детище товарища Милова, воспользовавшегося ЗИЛовским опытом с паротепловозом, поднимет ТКА и, перенеся на самый конец фермы, зависшей над затоном, опустит его на воду. Под крики "Ура!" заводской экипаж по переброшенным сходням перебежал на катер, освободил его от строп и запустил двигатели, которые наполнили жаркий летний воздух глухим мощным гулом и клубами сизого дыма, которые поначалу выбросил непрогретый дизель. Митинг не объявляли закрытым, пока катер, малым ходом не вышел самостоятельно из затона в реку, начав, таким образом, первый этап заводских испытаний.
- Что могу сказать? Молодцы! - Кожанов, когда мы втроём, провожая катер, прошли вдоль стенки до самого её конца и остались одни, сбросил суровую маску решительного и строгого наркома и полез обниматься. - Просто молодцы!!!
- Конечно молодцы, товарищ нарком, то ли ещё будет! - поддержал его в радости Белобородов.
- Молодцы, да не совсем, - я был настроен куда менее оптимистически. - Редуктору-то в корпусе места нет. И вес его тоже... Новый корпус нужен. Или так без кормовой пушки и пойдут? Запас топлива, опять таки, сокращён чуть не вдвое.
- Вечно ты, Петрович, недоволен! - возмутился Белобородов. - Это ж первый! Огрехи выявим и исправим, не переживай! Ерунда, будет нужен корпус побольше, так сделаем, нам без разницы!
А вот нарком призадумался.
- Побольше-то оно вроде и неплохо, только не переусердствуйте, помните, что он должен по железной дороге перебрасываться.
- Дурь всё это, товарищ нарком, - я, как всегда, ляпнул то что думал не подумавши. - Сейчас катера из Москвы хоть в Белое море перебросить можно своим ходом по воде. Волга-Дон канал пророют, как на съезде говорили, так и в Чёрное путь открыт. А пока через перешеек можно и тракторами на трейлерах перетащить. А Дальний Восток... Если там заваруха начнётся, уж поверьте, не до катеров будет. Железка одна, а по ней целый фронт снабжать надо. Проще уж корпуса на месте строить, а моторы и вооружение подвезти можно, места гораздо меньше занимают. Это в мирное время о перевозках кораблей по ЖД размышляют, а потом оказывается, что и места им нет. А на Дальнем Востоке, слышал, тоже заводы вовсю строятся. Так зачем огород городить? А крупный катер может и больше торпед в залпе иметь и артвооружение помощнее.
Кожанов ничего не сказал. Не ответил ни да, ни нет и понять его реакцию на мои слова я не смог. Вместо этого нарком мягко соскочил с темы, заявив.
- А мне тут, представляете, проект принесли. Единой гидросистемы всей страны. Чтобы по внутренним водным путям можно было на Дальний Восток ходить по рекам без хлопот через шлюзы и каналы. Просят поддержать в СНК. Даже не знаю, что и сказать им. Объём работ огромный! С другой стороны - Москва-Волга, Беломорканал, плотины ГЭС. Строим ведь!
Он что, так ненавязчиво совета спрашивает?! Ничего себе масштаб у товарищей, однако! Может это, конечно, всё осуществимо и нужно, но что-то мне подсказывает, что ядерная бомба обойдётся дешевле.
- Товарищ нарком, кажется мне, что преждевременно всё это, - начал я осторожно. - Насколько я знаю, у нас сейчас дефицит речфлота. Мы даже те водные пути, что имеем, судами ещё не обеспечили...
- Вот-вот! - поддакнул Белобородов и тут же задал мне самый насущный вопрос. - Ты когда моторы переделаешь?
- Ё-моё! Михалыч! Забыл совсем! Я ж не с пустыми руками! Пошли! - я потащил директора, а заодно и наркома, к грузовику, который обычно использовался для доставки продовольствия в лагерь, но сейчас стоял перед проходной завода, с совсем другим грузом.
- Вот, принимай работу, М-5 дизельный! - забравшись в кузов я отбросил брезент, демонстрируя стоящий на деревянной подставке-поддоне мотор.
- Что-то он на "Либерти" мало похож, - начав беспокоиться с сомнением протянул Белобородов.