Друзь Марина : другие произведения.

В этом мире ничего не меняется

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  ... Хрупкая пожилая женщина неподвижно стояла у окна преподавательского кабинета, то ли рассматривая пейзаж за стеклом, то ли просто задумавшись о чем-то своем. Ее тонкие пальцы, украшенные лишь потускневшим от времени ободком обручального кольца, отщипнули листик фиалки и, опустив его на подоконник, замерли. Она, в белой шелковой блузке и строгой черной юбке, с оттененными обычными чернилами нежно-лиловыми, тщательно уложенными в прическу волосами, и сама напоминала сейчас вот эти, в изобилие стоящие на подоконнике цветы. Иногда, под настроение, она очень любила отщипнуть тоненькую веточку с дрожащими лепестками и, приколов к груди, идти по коридорам консерватории, держа спину прямо и расточая улыбки всем встречным...
  
  Сейчас женщина ждала прихода своего любимого ученика. Она часто ловила себя на мысли, что они похожи: ее Митя и этот мальчик. Очень способный мальчик. Занятия должны были начаться с минуты на минуту. Рука снова потянулась к веточке с цветами, но в последнюю секунду остановилась, будто устыдившись порыва. Женщина оправила на себе блузку с юбкой, и присела на преподавательский стул у рояля...
  
  - Элеонорочка Вениаминовна, здравствуйте! Какой сегодня замечательный день, вы не находите? Воздух просто пропитан весной! Это вам!
  Молодой человек стоял на пороге. Весь он, в расстегнутом длинном пальто, в белой распахнутой на груди рубашке, с откинутыми за спину длинными волосами, а главное - радостно улыбающийся, вызывал желание дышать полной грудью и декламировать поэтов серебряного века. А главное - жить.
  Жестом фокусника достав из-за спины маленький, упакованный в целлофан букетик мимоз, он стремительно направился к расцветшей в ожидании его приближения преподавательнице, улыбнулся и воскликнул:
  - Да - весна! Драгоценнейшая моя Элеонора Вениаминовна, весна будет на днях!
  Принимая букет, женщина встала и тихим воркующим смешком рассмеялась:
  - Непременно, Лешенька, непременно - этот процесс необратим. Присаживайтесь, Алексей, я думаю, сначала вы разомнете пальцы, а потом мы поработаем над ноктюрном...
  Молодой человек повесил пальто на крюк старинной вешалки и сел за рояль. Проворные пальцы пробежали по клавиатуре и, после стремительного тремоло, повернули реку звуков вспять. Но достигнув первой октавы, звуки вдруг резко оборвались, а парень, лихо крутнувшись на стуле, повернулся лицом к учителю.
  Элеонора Вениаминовна удивленно приподняла свои тонко выщипанные и подведенные карандашом брови:
  - Почему вы остановились, Алеша? Продолжайте.
  - Элеонора Вениаминовна, у меня к вам просьба! Я понимаю, вы очень заняты, у вас масса дел, но... вы не посмотрите, а? Это мое первое произведение. Мне очень неловко, но я... Что-то там не так, одним словом. А как исправить, право слово, я не пойму... А хотелось бы. Ведь судьбу пианиста подстерегает масса случайностей. Сегодня ты обласкан судьбой, а завтра - нищ. Посмотрите, пожалуйста...
  Молодой человек встал и, вынув из внутреннего кармана пальто сложенную вдвое нотную тетрадь, протянул ее преподавателю.
  - Алешенька, конечно, я погляжу. Но зря вы так сокрушаетесь об уделе пианиста. Ведь, Гилельс, например, давал потрясающие концерты практически до смерти - и при этом его руки извлекали из рояля даже не музыку, а самые сокровенные тайны слушателей... У вас, юноша, есть талант. И если вы не прекратите трудиться над его огранкой, то вам со временем будет рукоплескать весь мир, - она, слегка склонив голову к левому плечу, ободряюще улыбнулась и постучала средним пальцем по крышке рояля, - А поэтому вы немедленно вернетесь за инструмент, и мы продолжим занятия...
  
  
  Высокое окно старой московской квартиры обрамляли тяжелые бархатные портьеры, и в него, как в створ ворот, прорывались и блуждали от предмета к предмету последние лучи солнца - то высвечивая бронзовую статуэтку, то играя в хрустальных гранях бокалов, то скользя по подлокотникам кресел. Комната ждала. Ждала прощального вечернего луча и щелчка выключателя настольной лампы, чтобы наконец-то заиграть более уютными красками.
  А еще комната ждала музыки. Уже много лет, с тех пор как, смеющийся юноша провел рукой по клавиатуре и, накрыв ее бархатной полоской, закрыл крышку. Он и сейчас смеялся со стены, глядя, как Элеонора Вениаминовна, слегка ссутулившись, сидела в кресле и вчитывалась в торопливое нагромождение нотных знаков.
  - Нет! Ну, что он делает? Тема-то как хороша - но зачем же он все скомкал?! - рука в сердцах откинула тетрадь на рояль.
  Женщина встала, и комната, будто провинившийся ребенок сразу притихла. Кажется, даже маятник часов, чтобы не тикать так громко, начал себя придерживать. Элеонора Вениаминовна сделала пару шагов и остановилась у портрета на стене:
  - Мальчишка... Такой же, как и ты, Митя. Как думаешь, помочь ему? - рука потянулась к лицу на портрете и привычно коснулась стекла, - Что, тряхнем стариной?..
  Она опустилась на корточки, потянула на себя дверку шкафа и достала самую нижнюю папку. Привычно потянув за тесьму, откинула корку обложки и ...вздрогнула: поверх аккуратной стопки листов нотной бумаги лежал исписанный размашистым почерком сына пожелтевший от времени листок.
  " Мамуль! Я знал, что рано или поздно ты махнешь рукой на прежние обиды, и тогда снова твоя музыка потребует выхода. И не надо оглядываться назад. Да, пусть когда-то твою музыку украли, пусть твое имя вычеркнули из авторов, но никто не сможет убить ее - твою музыку. Она все равно будет жить. Твори, пожалуйста - я тобой горжусь".
  Она перевела взгляд на портрет и медленно поднялась, бережно, как святыню, держа раскрытую папку.
  - Спасибо, Митюш. Я больше не буду ее прятать, даже зная, что так, как ты, это никто не сыграет, - она медленно поднесла пальцы к своим губам, а потом коснулась ими щеки сына на портрете. Митя все также безмолвно улыбался со снимка.
  - Ну, что же, приступим?..
  Отступив к роялю и проведя пальцами по лакированной поверхности крышки, она решительно ее подняла и сняла бархатную полосу.
  ...Пальцы легли на клавиши и по памяти наиграли главную тему. Элеонора Вениаминовна, прислушиваясь к себе, остановилась и взяла тетрадь Алексея. Поставила ее на пюпитр - и инструмент словно ожил под ее пальцами. Время от времени музыка прерывалась, карандаш спешил записать только что родившуюся фразу: нота за нотой, такт за тактом. Вычеркивая лишнее и дописывая свое, но оставляя главную тему неизменной, она создавала единое целое.
  А комната заворожено наблюдала за чудом.
  - Вот! Как-то вот так!.. - сказала Элеонора Вениаминовна, когда последний звук мелодии утонул в складках бархатных штор.
  
  - ...Лешенька, вы хорошо подумали? Может быть, вы все же будете исполнять Шопена, как планировалось? Ведь на отчетный концерт придет сам ректор. Он, конечно, из "новых", и его, по-моему, больше волнуют платные мероприятия и ...самоокупаемость. Но все-таки, может не стоит рисковать? Да и как профессура отнесется? - рука Элеоноры Вениаминовны беспокойно теребила то камею на шее, то кружевной платочек, старомодно высунувшийся из-за манжеты левого рукава. Хотя в остальном преподаватель была, как всегда, улыбающейся и торжественной.
  - Вот и узнаем, как они отнесутся. Элеонорочка Вениаминовна, благодаря вам получилась чудная музыка, я даже представить не мог, что из моих "почеркушек" может выйти такая прелесть. Я даже не знаю, как вас благодарить, ведь без вас ничего бы этого не было! Нет, я сыграю "Весну"!
  - Ну, что же, Алеша, удачи вам. Я - в зал. Концерт начинается.
  
  ...Элеонора Вениаминовна вошла в зал и отыскала глазами старого друга. Место рядом с ним было свободно и он призывно махал ей рукой.
  - Эля, душа моя, ты сегодня необычайно взволнована. И хороша! Я давно не видел у тебя таких горящих глаз, ты вся просто светишься!
  Элеонора Вениаминовна наклонилась к его уху и шепнула:
  - Ароша, я музыку написала, - он повернулся и заглянул ей в глаза, - да-да-да, Ароша. - и мимолетная улыбка скользнула по ее лицу, - Правда, тема не моя. Мой ученик принес свои наброски. Я выгребла весь мусор, переписала, добавила свое, но оставила его главную тему... Я так волнуюсь. Я же сто лет не писала музыку, - она выхватила из-за манжеты носовой платок и затеребила его в пальцах.
  - Хм, соавторство?.. И что твой ученик? - Арон Давидович, старый друг и декан факультета композиции и дирижирования, сдвинул свои мохнатые брови, - Есть у него потенциал?
  - Есть, есть! Он очень талантливый мальчик.
  - Ну-ну, послушаем...
  Ведущая закончила объявление номера, и на сцену вышел Алексей. Поклонившись притихшему залу, он сел за фортепьяно и взмахом головы откинул волосы назад. Пальцы коснулись клавиатуры, и музыка полилась в зал.
  И, заполняя собой все вокруг, в него ворвалась весна ...
  Но вот, вместе с последней каплей весеннего дождя, отзвучали финальные звуки, и... зал взорвался аплодисментами.
  - Эля, это чудесно! Да, тема хороша, но то, что ты с ней сделала - выше всякий похвал и я тебя узнаю в каждом звуке! Мальчик-то хоть понимает, что ты сотворила для него чудо?
  - Тебе, правда, понравилось? Правда? Двадцать лет ни одной ноты!..
  - Да, душа моя, правда, - Арон Давидович взял ее руку в свою и поднес к губам, - с возвращением тебя!
  
  Закончилось первое отделение отчетного концерта, студенты и преподаватели начали покидать зал. Арон Давидович, галантно взял Элеонору Вениаминовну под руку, но им пришлось остановиться неподалеку от выхода, где раскрасневшуюся от волнения женщину начали поздравлять коллеги:
  - ...Элеонора, примите наше восхищение! Признайтесь, это что-то из вашего раннего?..
  - ...Это было великолепно, ты вырастила замечательного пианиста! Но твои приемы композиции невозможно спутать ни с чем!..
  - Нет-нет, это новое. Тема Алексея Иваницкого. Я... Я ее, мои дорогие, просто додумала и записала.
  - Примите наши поздравления!
  - Спасибо, друзья мои, спасибо! - локоток смущенной и удовлетворенной успехом женщины легонько толкнул в бок Арона Давидовича, призывая его покинуть уже порядком опустевший зал. Он улыбнулся в усы и повернулся к выходу.
  В фойе, широко расставив ноги, и заложив руки за спину, раскачивался с пятки на носок новый ректор. Его широкая спина заслоняла Алексея Иваницкого.
  - ...Поздравляю, молодой человек, вы далеко пойдете - у вас прекрасная техника. Я вот только не расслышал, что вы исполняли? Я ранее не слышал этой сонаты.
  - А мы ее только что написали. Вместе. Я и мой преподаватель - Элеонора Вениаминовна Вайс...У меня родилась тема...
  - Хм, вместе с преподавателем? Маэстро, запомните: не нужно никому позволять примазываться к своему таланту! Композиторы должны творить, а преподаватели - учить. Надеюсь, вы меня поняли? Это же ваше произведение, вот и исполняйте его, как свое!
  - Да, конечно же, вы правы! Она всего лишь сделала аранжировку...
  Элеонора Вениаминовна рванулась вперед, но крепкая рука Арона Давидовича подхватила ее под локоток и развернула в противоположную сторону:
  - Пойдем, дорогая - в этом мире ничего не меняется...
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"