Волынская Мария : другие произведения.

Kритика действительно не нужна?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Сгребая в кучку мысли на тему.

  Когда я прочла высказывание, что на самом деле критика для автора не нужна, я удивилась.
  Ну как это - не нужна? А как тогда идти вперед, если сам не видишь свои огрехи? При этом сразу оговорюсь, что под критикой я понимаю именно критику-разбор-пояснения, а не бессмысленный поток помоев. Помои и есть помои, что о них говорить.
  
  А потом я задумалась о том, что именно за последние пару лет пошло мне на пользу, а что было бесполезно.
  + Найденные нестыковки в сюжете/ мире/ лексике - понимаешь, в чем можно ошибиться и о чем делать зарубку на следующий раз, что надо обосновывать напрямую, чтобы не смотрелось нестыковкой.
  + Когда мне показали, какие слова у меня употребляются слишком часто. Да, список таких слов у меня постоянно меняется, но за самим явлением можно "приглядывать".
  + Вычитка текста, если вкус и стиль совпадает с моим.
  + Дискуссии в духе "а мне думается, что в этой ситуации персонаж думал бы / чувствовал бы иначе" - это любопытно. Особенно если выясняется, что не читатель проглядел текст по диагонали и не понял, а я чего-то недодала.
  
  Но это - лишь одна часть, причем не уверена, что "бОльшая". Очень сильно влияли:
  1. Чтение/просмотр действительно хороших вещей и их анализ.
  2. Ограничение чтения/просмотра всякой ерунды.
  3. Анализ своих текстов, которые были отложены хотя бы на несколько месяцев.
  4. Попытки писать в разных стилях и "ритмах".
  5. "Слово" Норы Галь и вообще тексты на тему.
  
  К слову сказать, общие фразы в духе "мне не нравится ваш стиль / тема текста / мир", безусловно, неприятны, но вот пользы от них ни на грош. Потому что в данном случае читатель сообщает мне о том, что наши вкусы и/или восприятие не совпадают. Подобное имеет смысл лишь в конкурсных обзорах, где пишуший обзор - по идее - стремится отметить те пункты, которые позже помогут ему сориетироваться в списке работ и проголосовать честно. Другой вопрос, что самоцель у людей иногда бывает другой - в слове "обзирающий" буква "з" заменяется на более подходящую по смыслу. Но сейчас речь не о помоях и самоутверждении, а о критике.
  Так вот, вкус/ восприятие меняется, если его хотят изменить. Я свой менять не хочу.
  
  Еще из бесполезного: когда меня убеждают, что вымышленный псевдосредневековый/ псевдосовременный/ футуристический мир должен совпадать с нашим средневековьем / нашей современностью / футуристическими мирами известных фантастов.
  Есть общая логика мира, она не должна нарушаться. То, что идет совсем вразрез с общепринятым должно быть объяснено явно - правила игры должны быть заданы.
  
  И да, я согласна, что неприязненная критика "текста в процессе" может сбить с настроя. Я не уверена, что для моего характера (здесь и сейчас) подойдет вариант, когда показывается только конечный результат или же обсуждается схема, но не недописанный текст.
  На данный момент мне кажется, что я нашла свою "золотую середину" - показывать действительно любимые "процессы" только нескольким людям. Именно в самом процессе "муза" важнее "критика". Для меня.
  
  Я считаю, что критика необходима там, где есть стремление к росту. В тех сообществах, где допустимы (особенно для людей без "веса", особенно в адрес "мэтров") лишь хвалебные песнопения рано или поздно наступает тоска смертная и царство халтуры. Бороться с этим не вижу смысла.
  У меня нет опасений не рассчитать свои силы и "зацепить насмерть" особо ретивого оппонента. В моем случае все гораздо проще - мне лень. Я вообще человек ленивый. Мне как правило проще не оставлять никакого отзыва на плохой текст/картинку/вышивку/поделку, чем тратить свое время на анализ и объяснения, что и почему мне не нравится.
  
  Могу "потратиться" на критику, если вижу явный потенциал к улучшению и/или хорошо отношусь к автору и мне не жаль тратить себя на этого человека. В последнее время все же чаще "и", чем "или".
  
  Мне кажется нелепым, требовать от критикующего подтверждения того, что он умеет писать/рисовать/лепить/вышивать лучше, чем критикуемый. Хотя если цель переход на личности - хм... С другой стороны, я не приемлю критику в духе "а у тя тама апичаток многа, ваще". Равно как критику в хамском или снисходительно-презрительном тоне. Дискуссия это одно, а перепалка - совсем другое.
  
  По поводу положительной критики: если вышивки/поделки я хвалю скорее "безвоздмездно, то есть даром", отзывы к текстам носят у меня самую что ни на есть меркантильную цель - мне очень понравилось, хочу еще. Побольше. Можете захватить таблетки от жадности. Если не жалко.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"